НЕПОСЛУШНАЯ НЮТА Упрямая Нюта Жили — были мама и папа. И была у них маленькая дочка Нюта. Красивая девочка, умная, но очень упрямая. Скажет мама: «Не трогай, Нюта, чайник, он горячий». Нюта обязательно пальчиком чайник в блестящий бочок ткнет — обожжется и плачет. Скажет папа: «На морозе нельзя ничего облизывать, особенно железное». Девочка непременно лизнет монетку блестящую или полозья у саночек, прилипнет, и с ревом домой бежит. Приходится маме ей водичку теплую на язык лить, чтоб оттаял. Ведь если дернуть, поранить можно язычок. Думали — думали родители, как им Нютино упрямство переупрямить, и придумали. Собирается дочка на прогулку, а мама наказывает: — Ты, дочка, обязательно снежки ешь, так у тебя скорее горло заболит, можно будет в гости к бабушке не ехать. Только не забудь сосульки облизывать, чтоб уж наверняка. Нюта ни за что ни сосульки, ни снежки в рот не возьмет. Скажет папа: — Ты, малышка, пожалуйста, в магазине, как можно громче кричи. Чтобы все вокруг знали, какая ты у нас замечательно капризная, завидовали, что у них таких «капризок» нет. И чтобы мама наверняка тебе шоколадку не купила. Скажут родители: — Ох, дочка, что же это ты совсем забыла сегодня ногти погрызть?! Как же у тебя теперь в животике всякая живность разведется, ей ведь тоже надо где-то жить и что-то кушать. Девочка ни за что пальцы в рот больше не возьмет. Так стала Нюта из упрямой девочки, послушной дочкой у разумных родителей. Бессонная Нюта Жили — были мама и папа. И была у них маленькая дочка Нюта. Красивая девочка, умная, но бессонная. Спать не любила совсем. Скажет мама: «Нюта, спать пора, поздно уже». А Нюта отвечает: «Я есть хочу». Скажет папа: «Иди в кроватку, дочка, у тебя глазки совсем сонные». А девочка тянет время, говорит: «Я пить хочу». Просят мама и папа: «Спи, деточка, поздно уже, головка заболит». Но деточка садится в кровати и требует, чтобы сказку почитали. Думали — думали родители, как им Нюту спать приучить вовремя ложиться и придумали. Совсем перестали ребенка спать укладывать. Вечером мама с папой чай попьют, телевизор посмотрят и спать идут, а Нюту не зовут. Сидит она сидит одна в гостиной, да и заснет на диване. Утром встанут родители пораньше, и гулять уйдут. Девочка проснется — нет никого. Станет звать взрослых, а они уж тут как тут, вернулись. — Почему вы меня с собой не взяли?! — сердится Нюта. — Ты спала еще, — ответит мама, — мы вчера вовремя легли, а ты поздно, вот и проспала прогулку. На другой вечер оставят они перед Нютой на столе тарелку с кашей, стакан компота, книжку с картинками, а сами спать идут. — Посидите со мной, книжку почитайте, — хнычет девочка, — мне скучно одной. — Нет, мы спать хотим, — ответит папа, — нам завтра рано вставать, на каток идти. — А мне на каток не идти? — удивляется Нюта. — Мы рано пойдем, — ответят родители, — ты еще спать будешь. — Пока поешь, попьешь, картинки посмотришь, да заснешь, поздно уже будет, вот и не проснешься вовремя. Нюта соскочит на пол и давай ногами топать: — Я тоже хочу на каток, возьмите меня, будите меня! Но только никто её не слушает, все спят уже. Покричит — покричит Нюта, и спать к себе в коечку уляжется, а утром раньше взрослых проснется, умоется, оденется и бежит к ним в комнату: — Спите, засони?! Говорила я вам вчера, ложитесь пораньше, а то весь каток проспите. Так научилась Нюта вовремя спать ложиться и вовремя вставать, стала послушной дочкой у разумных родителей. Голодная Нюта Жили — были мама и папа. И была у них маленькая дочка Нюта. Красивая девочка, умная, но очень голодная. Потому что ела плохо, за столом всегда капризничала. Скажет мама: «Кушай, Нюта, кашу, она вкусная, с молоком, с изюмом». А Нюта отодвинет тарелку, губы надует и говорит: «Нет, она противная, не люблю кашу». Скажет папа: «Съешь, дочка, тогда пельмешки, они с мяском, аппетитные очень». А дочка отвернется от стола, и ноет капризным голосом: «Не буду пельмени, не хочу с мяском, сам ешь!» Спросят родители: — А что же ты хочешь, что любишь? — Печенье хочу, конфеты люблю. Думали — думали родители, как им Нюту полезное — вкусное кушать приучить, и придумали. Садятся они обедать, мама Нюту и спрашивает: — Ты, Нюта, кушать, не будешь, конечно? — А что кушать? — интересуется девочка. — А у нас невкусный обед — котлеты с картофельным пюре. — Ф-у-у-у, — затянет Нюта. — Вот и хорошо, тогда я папе твою котлету положу. А тебе печенье. Прибежит девчушка с прогулки и кричит с порога: — Я есть хочу! А папа отвечает, что её ужин на столе дожидается. — Тут же конфеты одни, — удивляется Нюта. — Ну, да, — тоже удивляется папа, — ты же конфеты любишь, а у нас невкусный ужин был, противный — каша гречневая. Пожует Нюта конфет, а есть все равно хочется. — Кормите меня! — сердится она. — Настоящей едой кормите! — А эта разве не настоящая? — удивляются родители. — Все, что ты любишь. У нас для тебя больше и нет ничего. — Как это нет?! — кричит Нюта и бежит к холодильнику. — Вот, тут котлеты, каша, молоко. — Так ведь ты это не любишь? — настаивают родственники и даже с дивана не встают, чтобы о ребенке голодном позаботиться. — Ах, так! — возмущается девочка. — Тогда я сама возьму и буду есть! — Бери, — соглашается папа, — только котлеты мои не трогай. — Да, только кашу мою не ешь, — предупреждает мама. — А что же мне есть тогда? — уже по-настоящему плачет Нюта. — Ладно, — раздобрился папа, — возьми пол-котлеты. — И каши пару ложек, так и быть, тебе выделю, — уступает мама. Так стала Нюта из голодной девочки, дочкой с прекрасным аппетитом у разумных родителей. Лохматая Нюта Жили — были мама и папа. И была у них маленькая дочка Нюта. Красивая девочка, умная, но очень лохматая. Почему? Потому что Нюта не любила причесываться. Скажет мама: «Нюта, давай я тебя причешу, бантики повяжу красивые!». Нюта убежит к себе в комнату и под кровать заберется. Скажет папа: «Причешись, дочка, вон ты какая лохматая!». Нюта заберется в шкаф и спрячется за одеждой. Думали — думали родители, как им с такой лохматой девочкой быть, и придумали. Совсем перестали Нюту причесывать и даже расческу выбросили. Она довольна была. Однажды купили ей очень красивое платье, с бантиками, рюшечками, и стали в гости собираться. Нюта платье надела — красавицей писаной стала, только на голове вместо прически пучки слипшихся волос в разные стороны торчат, некоторые даже с кусочками «жвачки», она её под подушку на ночь прятала, вот и налипло. — Мама, — закричала Нюта, — у меня голова к платью не подходит! Метелки какие-то торчат. Причеши меня. — Мне некогда, я волосы плойкой завиваю, — отвечает мама. — Папа, причеши меня, — просит Нюта. — Я занят, усы постригаю, — отвечает папа. — А ты завяжи красивый бантик, и сойдет. Да и кто на твою прическу будет смотреть? На платье любоваться станут. Вон, какое красивое, не то что их косички — бантики. Приладила девочка бант, только хуже вышло, будто веник вместо Новогодней елки нарядили. Нашла она мамину расческу и попробовала сама причесаться. Да не тут-то было. Пучки не разлепляются, «жвачка» с волосами отрывается — больно. А папа с мамой торопят: «Пора уже, опоздаем!». Заплакала Нюта, легла на диван, стала ножками стучать и кричать, что никуда не пойдет с такими «метелками». Долго кричала. Но никто её не уговаривал и не причесывал. Папа галстук повязал, мама сумочку взяла и сказала папе: — Пошли, неудобно опаздывать. — Вы что? Без меня пойдете?! — Возмутилась дочка. — Ты же решила не ходить? — удивилась мама. Нюта взяла расческу, подошла к маме и попросила тихонько: — Причеши меня, пожалуйста! С тех пор девочка Нюта каждый день сама причесывалась, даже косички научилась заплетать. И стала она аккуратной девочкой у разумных родителей. Ругачая Нюта Жили — были мама и папа. И была у них маленькая дочка Нюта. Красивая девочка, умная, но очень ругачая. Чуть что не по ней, сразу слова разные говорила некрасивые, ругательные. Скажет мама: — Что ж ты, Нюта, платьице так сильно испачкала? — А это мальчишка один, дурачок, меня обрызгал. Скажет папа: — Некрасиво ругаться, хорошие девочки таких слов не говорят. — Да-а-а, — затянет Нюта, — он, противный, меня обрызгал, да еще и жаловаться побежал, когда я в него камень кинула. Ябеда — корябеда! — Ты еще и камнями бросаешься, и дразнишься! — огорчаются родители. Но дочка свое твердит: один ябеда — корябеда, второй жадина — говядина, а приятели в детском саду — Саша — каша и Зинка — корзинка. Думали — думали родители, как им Нюту ругаться отучить и придумали. Собирает мама дочку на улицу и наказывает: — Ты, Нюта, сегодня постарайся в Сашу камнем обязательно попасть, чтобы он тебе сдачи дал хорошенько. — Мне же больно будет! — возмущается девочка. — Зато интересно. И вдруг он в тебя не попадет? — успокаивает папа. — Обзовет Нюшкой — вреднюшкой, только и всего. — Никакая я не вреднюшка! — сердится Нюта. — Ну, ладно, не вреднюшка, просто Нюша — груша. — И не груша, — почти плачет девочка. Только мама с папой ничего не замечают: — Не груша, а ворчуша, — перепутали мы. — Почему вы меня дразните?! — кричит Нюта. — Разве? — удивляются взрослые. — Мы думали, тебе нравится. Ты же сама рассказывала, что у всех твоих друзей вторые имена есть: Толик — кролик, Слава — раззява. Нам обидно стало — у всех есть, у тебя — нет. Помочь решили, мы еще много придумали: Нюшка — кружка, Нютик — лилипутик. Дочка на пол легла, ногами задрыгала, закричала: — Нет-нет-нет! Не хочу, чтобы меня дразнили! А папа с мамой ушли в комнату и там разговаривают между собой, будто Нюты дома нет: — Странно! Может, мы мало слов знаем, надо будет у ребят во дворе спросить, как они Нюту называют. Нюта кричать бросила, скорее к родителем прибежала: — Не надо, не надо их спрашивать, это плохие слова, дразнильные, не надо их говорить! — Правда?! — удивились папа с мамой. — Ну, хорошо, что ты нам подсказала, мы больше не будем. Так стала Нюта из ругачей девочки, послушной дочкой у разумных родителей. НЕПОСЛУШНЫЕ РОДИТЕЛИ Аккуратная Нюта Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только неаккуратные. Придет Нюта с прогулки, бросит одну рукавицу на полку в коридоре, а другую на кухне снимет, да там и оставит. Мама возьмет варежку и отнесет на место. Играет дочка с куклой в гостиной, убежит в детскую рисовать, а куклу забудет. Папа куклу отнесет и спать уложит в кукольную кровать. Только однажды случилось с родителями что-то странное — все-все стали забывать. — Папа! — кричит Нюта. — Где моя кукла? Почему её на кровати нет? — Ох! Я, наверное, забыл её на место положить, — оправдывается отец, — прости дочка. Девочка ищет куклу, а её нет нигде. Куда подевалась? — Папа! Нет её нигде, я уже везде посмотрела, теперь ты поищи. — Я не могу, мне срочную работу надо делать, — отвечает тот, не отрываясь от бумаг. Так кукла и не отыскалась. Стали Нюта с мамой на улицу собираться. Оделись совсем, остались только рукавички. Но варежка только одна нашлась, а второй нет нигде. — Мама, куда ты мою рукавицу подевала, — сердится Нюта. — Никуда не девала, я забыла вчера её поискать и на место положить. — Какая ты несобранная, неаккуратная. Как же я теперь на улицу пойду? Дай другие рукавички. — Я их все постирала, — отвечает мама, — мокрые они. — Что же мне теперь, в одной идти? — возмущается девочка. — У меня же рука замерзнет! — А ты руку в карман положи, — советует мама. — А как я играть буду? — Придется сегодня не играть, а завтра другие рукавички высохнут. Так и ушли гулять в одной варежке. На другой день Нюта после прогулки обе рукавички положила на полочку и говорит маме: — Вот видишь, надо вместе обе класть, чтобы не искать потом, растеряха. Вечером Нюта играла с мишкой в папиной комнате, а папа работал. Позвала мама дочку мультики смотреть, та побежала, но вернулась, забрала медведя и говорит папе: — Надо мишку на место посадить, а то после тебя ничего не найдёшь, кукла — то пропала. Вот какой ты рассеянный! Так Нюта своих родителей к аккуратности приучила, и память у них лучше стала. Как Нюта ангину пугала Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только пугливые. Однажды мама спросила: — Отчего ты, дочка, не играешь? Куклы твои загрустили без тебя. — Не хочу, — ответила девочка, — я устала. — Может, мультик посмотришь? — предлагает папа. — Нет, я лучше полежу. Удивились родители, потрогали Нютин лоб, а он горячий, как чайник на плите. — Ой! — Закричали они в один голос. — Заболела! Испугались, побежали доктора вызывать по телефону. Доктор пришел, посмотрел Нютино горло, послушал спину трубочкой с наушниками, и сказал: — Наверное, кто-то много мороженого съел. Вот и получилась ангина. — Ангина — это кто? — спросила Нюта хриплым голосом. — Ангина — хитрая болезнь, всегда норовит в детском горле поселиться, как лиса в зайкином доме. Пьет мальчик ледяную воду в жару, а она из-под стола подсматривает. Не успел он рот закрыть, ангина шмыг туда — и поселилась. Или съест девочка много мороженого, а она тут-как-тут, вместе с последним кусочком и въехала. Ангина жару любит, печку натопит, у обжоры температура поднимется. Плохо ему, ангине хорошо. Ребенок лежит, а разбойница танцует и поет за него. У больного-то сил нет и голос осип, вот как у тебя. — Что же делать теперь? — шепчет Нюта. — Теперь выгонять её надо. Жуть как не любит хулиганка — ангина микстуры, сиропы разные и полоскания. Будем её выдворять. Написал доктор рецепт на бумажке и ушел. А папа с мамой по этому рецепту купили их в аптеке и приготовились дочку лечить. Да не тут-то было. Нюта сперва обрадовалась: — Как выпью сейчас все лекарства — мигом ангина убежит! А как попробовала, отказалась наотрез: — Не буду микстуру пить — она горькая, не буду сироп — он противный, не буду горло полоскать — щиплет. — Как же ты ангину прогонишь? — удивляются родители. — Не знаю, пусть сама уходит, и все, — ответила Нюта и к стенке отвернулась. Родители ушли в другую комнату, пошептались там, а через некоторое время в дверь позвонили. — Это кто там пришел? — спрашивает Нюта. — Это мишка пришел помочь тебе ангину прогнать. Нюта от удивления даже села на постели. В комнату мишка вошел, в бурой шубе, валенках, шапке меховой. — Здравствуй, Нюта, я пришел тебе помочь ангину злую выгнать. — А как ты её будешь гнать? — удивляется девочка. — Мы вместе прогоним, у меня одного не получится. Ты будешь её горькой микстурой поливать, а я страшилки кричать. Есть у тебя микстура? — Есть-есть! И сироп противный есть. — Ну, так мы её быстро выгоним. Нюта пила лекарство, горло полоскала, а мишка страшилку говорил: — Мы микстуру развели И Анюте принесли. Мы сиропчику нальем, И малиною запьем. Уходи, ангина, прочь, А не то мы во всю мочь Будем горло полоскать И лекарством запивать. У Нюты горло болеть перестало и голос появился. Она и спрашивает: — Мишка, а почему у тебя глаза папины? — Я ведь твой мишка, а у Витиного мишки глаза Витиного папы. — А у Маши — Машиного? — Конечно, — отвечает медведь, — спи, завтра поговорим. Назавтра Нюта выздоровела, а её родители болезней бояться перестали. Как Нюта играла в «маму» Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только занятые очень. Однажды в выходной вызвали их обоих сразу на работу. Детский сад не работает, с собой взять ребенка нельзя, присмотреть за ней некому. Решились одну дома оставить ненадолго. — Ты, дочка поиграй с куклами, мультики посмотри, карандашами порисуй, — наказывает мама. — Только спички не бери, дверь никому не открывай, на балкон не ходи, — вторит папа. — А мы скоро вернемся, — вместе закончили родители и ушли. Замки в дверях щелкнули, каблуки по лестнице простучали, и тихо-тихо стало в квартире. Пошла Нюта к куклам, позвала играть, но они молчат, не отвечают почему-то сегодня. Включила мультфильм, посмотрела немножко — скучно, уже видела. Почеркала карандашами в альбоме, бяки-каляки какие — то получились. Выглянула на балкон, но вспомнила, что папа наказывал. Ну, ничего интересного! — Как это со взрослыми дома всегда весело? — вздохнула Нюта и пошла в родительскую спальню. А там зеркало мамино, и перед ним на столике разные штучки: флаконы с духами, тюбики с помадой, шкатулка с колечками и сережками. Девочка для удобства на стул взобралась, выбрала помаду поярче — красную, и губы накрасила, красиво получилось. Веки якро-синим намазала из коробочки с тенями — стало просто не узнать, вроде и не Нюша вовсе. Кольца, на сколько пальцев хватило, надела, полюбовалась, и решила ногти накрасить, как мама. Глянула Нюта в зеркало, и решила в маму переодеться. Распахнула шкаф, а там нарядов каких только нет. Пришлось снова стул принести, чтобы снимать удобно было с вешалок. Стала «мама» платья примерять, но они все длинные, ходить мешают, тогда выбрала блузку с бантиками, в самый раз, как платье. Туфли надела с самыми высокими каблуками. Глянула в зеркало и сказала «маминым голосом»: Не бери, дочка, бусы без спроса, оборвешь нитку, все растеряются!». — Бусы! — вспомнила Нюта и кинулась к шкатулке. Нашла мамины любимые бусы, надела и снова к зеркалу — полюбоваться. Но по пути зацепилась каблуком за ковер, ухватилась рукой за нитку с бусами, чтобы не упасть, и — щелк, хлоп, тук — тук-тук. Нитка порвалась, Нюта повалилась, бусинки горохом рассыпались по полу. Стала девочка бусины собирать, а они куда только не закатились — и под стол, и под кровать. Вернулись родители, позвали дочку — не откликается, стали искать, а её нет нигде. Ни на кухне, ни в детской, ни на балконе, в спальне тоже нет. Села мама на кровать и заплакала: — Пропала наша девочка! Что теперь делать? Вдруг что-то заскреблось, зашуршало и из-под кровати выползло чудище — юдище. Волосы во все стороны торчат, лицо красной и синей краской перемазано, а вместо туловища пестрые лохмотья. Мама на кровать забралась со страху, а папа в шкаф спрятался. — Вы чего испугались? Это же я — Нюта. Родители слышат родной голосок, а дочери не видят. — Где же ты, — спрашивает мама? — Да, тут я — вот она, — Нюта отвечает. — Это домовенок какой-то, — говорит папа из шкафа. — Лучше отвечай, куда ты нашу девочку подевал. — Я это, я, — чуть не плачет Нюта. — Знаем, что это ты — домовой, а где Нюта наша? — твердят родители. — Да вот она я! Я не домовенок — Нюта я! Мама с кровати слезла, осторожно к «чудищу» подошла и потерла щеки ей платком, а под краской и вправду Нютино лицо оказалось. Тогда и папа подошел, снял с неё кофту мамину изодранную. А под ней дочкино платьице нашлось. — Что с тобой случилось? — спросили родители. — Это я в маму играла, — ответила Нюта. — А зачем же ты под кровать забралась? — Это я бусы собирала, — виновато сказала дочка. Вздохнули родители, взяли ребенка за руки и мыть повели. Так Нюта узнала, как непросто быть мамой. А родители узнали, что Нюту они больше любят, чем работу и решили одну её пока не оставлять. Как Нюта заболела Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только пугливые очень. — Нельзя, дочка на улице булочку есть, у тебя ручки немытые, кругом микробы летают и неприлично это, — говорит мама. — Надень, Нюта, варежки, а то у тебя ручки замерзнут, и шарфик завяжи, шапочку на ушки натяни, а то простудишься пока от подъезда до машины добежишь, — просит папа. — Отойди скорей от мальчика, — в два голоса кричат родители, — он чихает, заразиться можешь. Наконец, Нюта заболела. Родители доктора вызвали и принялись ребенка лечить, горчичниками, таблетками, полосканиями. Но Нюта никак не выздоравливала. Папе — маме на работу надо ходить, а дочку не с кем оставить, пришлось бабушку звать. Бабушка приехала, посмотрела на Нюту, на папу с мамой, и сказала: — Вы, как хотите, а я ребенка к себе забираю, иначе вы её тут залечите. А раз она была старше всех, то все её слушались. Посадили родители Нюту с бабушкой в электричку и на работу пошли. Через неделю, в выходной, папа с мамой приехали больного ребенка навестить. Зашли в дом, а Нюты нет. Что такое? Испугались они. Где дочка, или беда случилась, в больницу увезли, а им не сказали. Вышли на улицу, там бабушка сад поливает, а внучка по лужицам босыми ногами шлепает и песенку распевает: — Я от дождика расту, Я от солнышка расту. Мордашка у Нюты чумазая, но здоровая и счастливая. А грязными ручками она ватрушку держит и в перерывах межу пением с удовольствием жует. Так Нюта выздоровела, а её папа с мамой пугаться перестали. Как Нюта научила родителей считать Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только считать плохо умели. Нюта любила шоколадные конфеты «Мишка косолапый», и мама с папой любили «Мишку». Скажет мама: — Принеси нам, дочка, всем по одному «Мишке» Нюта принесет три конфеты. В другой раз сказал папа: — Принеси нам, Нюта, по две конфеты. Ушла она на кухню, долго не возвращалась. Наконец, вернулась, стала конфеты делить. Как ни положит, поровну не получается. У мамы с папой по две конфетки, а у неё одна. Прибавит она себе, тогда у кого-то из родителей всего одна остается. Вот они испрашивают: — Как же ты считала, сколько конфет брать? — Папе две, маме две и мне две. — Сколько же будет всего? — Пять. — Ну, тогда дели поровну. — Не получается, — сердится Нюта. — Тогда нам давай по две, а себе, сколько останется. — А-а-а! Тогда мне одна останется, так нечестно, — обиделась Нюта. — Почему нечестно? — удивился папа. — Кто считал, кто делил неправильно, тот пусть и ест одну конфету. — Я пойду еще одну возьму. Побежала Нюта за «Мишкой», а в вазе только ирис «Кис — кис» остался. Схватила она ириску и скорей обратно. — Поменяйтесь со мной на ириску. А родители уже свои конфеты съели. Обиделась девочка, губы надула, конфеты бросила и ушла к себе в комнату: Ешьте сами свои «Кис — киски». Папа с мамой взяли конфеты и съели, будто и не видят вовсе, что ребенок обиделся. — Кто нам яблоки принесет? — интересуется мама. Нюта молчит, как в рот воды набрала. — Придется мне пойти, — решил папа. — Но, вот сколько принести? Маме два яблока и мне два яблока, будет четыре. Нюта не выдержала и крикнула: — И мне два яблока! — Четыре яблока и два яблока, будет пять, — сосчитал папа. — Ничего не пять, а целых шесть, — снова закричала Нюта. — Совсем считать не умеешь. Четыре плюс два, будет шесть. А то тебе только одно яблоко останется. Кто считал, кто делил, тому одно. — Нет уж, я тогда шесть принесу. Хорошо, что Нюта у нас считать умеет. Спасибо, дочка. Так Нюта научила родителей считать. Кто такой «пол-нот» Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только в музыке совсем не разбирались. Однажды мама с Нютой пошли гулять. Ходили — ходили, устали, и присели на скамейку отдохнуть возле какого-то красивого дома. Большущие двери в доме были распахнуты настежь, но никто не входил и не выходил. Нюта побежала посмотреть, что там такое, внутри. Заглянула осторожненько, пусто, нет никого. Только хотела шажок за порог сделать, как за спиной тетя какая-то сказала: — Ты что тут делаешь, девочка? Нюта испугалась и хотела бежать, но тетя её за руку взяла и спрашивает: — Интересно? — Да, — кивает Нюта, а сама на маму оглядывается, где она там, почему не идет спасать. — Хочешь посмотреть? — спросила тетенька. Девочка снова кивнула, а сама все в сторону скамейки смотрит. — Маму тоже можешь взять, — догадалась тетя. — Мама, мама, пойдем скорей, посмотрим, что там внутри, — радостно закричала Нюта. Мама подошла, а хозяйка и говорит: — Там, внутри, музыкальная школа. — Музыкальная школа — это что такое? — осмелела девчушка. — Ну, все, — засмеялась мама, — теперь не остановить, замучает вопросами. И в самом деле, вопросы так и сыпались из Нюты: — Куда ведет эта лестница, что там за дверьми, что такое классы, а где дети? Но когда она увидела музыкальные инструменты в концертном зале, не могла ни слова произнести, только смотрела во все глаза. Потом тихонько на цыпочках подошла поближе и замерла, затаив дыхание. — Вот скрипка, — женщина взяла какую — то палочку и провела по струнам, получилось «ляааа», — у неё красивый голос, нежный, как… — Как у мамы, — закончила за неё Нюта. — А у этого, наверное, как у папы, — показала девчушка на огромную скрипку, стоящую, прислонившись к стулу. — Верно, у контрабаса, как у папы, — тетенька потрогала толстые струны, и раздалось низкое «д-о-о». — А это дудки, они, как я пищат, — ринулась Нюта к блестящим трубам, разложенным на стульях. — Да, звонко поют, только не дудки, а трубы, — ласково поправила тетенька. Она подошла к роялю, откинула крышку и девочка вскрикнула от восторга: — Ой! Сколько палочек! Черные, белые, блестящие! И само все такое гладкое, блестящее. — Не само, а сам. Это рояль. Тетя села на стульчик, потрогала «палочки», и получилось «ля-ля-ля, динь-динь-динь, бом-бом», а потом… музыка кончилась, а Нюта все стояла не шевелясь. — Что же ты замерла? Иди сюда, — позвала тетя. — Хочешь попробовать? Иди, нажми на клавиши. Нюта осторожно тронула пальчиком самую крайнюю справа, она отозвалась звонко: «Динь». Девочка стала прикасаться к клавишам, и они отвечали то тоненькими, то густыми голосами, пока самая крайняя слева не бухнула грозно: «Бом!». Нюта испуганно отодвинулась. — Не получается у меня песенка, — огорчилась она. — Пока не получается, — утешила музыкантша, — ты еще даже нот не знаешь. — Нот? Это кто? — Ноты? Ноты, как буквы, только для музыки. По буквам читают, а по нотам играют. Ты буквы знаешь? — Да, — гордо ответила Нюта, — целых три: А, Б, В. — Замечательно! Еще тридцать осталось выучить, и будешь читать. А нот всего семь. Быстрее запомнишь. — И смогу песенки играть? — Конечно. Не только песенки, любую музыку. — Какую любую? Скажите мне хоть пол-нот, я начну играть… Тут мама заступилась за тётю: — Хватит, Нюта, мы и так много времени отняли у человека. В другой раз придем, и ты обо всем спросишь. — Вы осенью приходите, когда школа после каникул откроется, — пригласила тётенька. — А меня пустят, — недоверчиво протянула Нютя. — Я еще маленькая, меня в школу не берут. — В нашу школу возьмут обязательно. Да, и как не взять такую замечательную девчушку. По дороге домой Нюта выпытала у мамы название всех семи нот и сразу их запомнила. Оказалось, все ноты называются гамма, а все буквы алфавит. Но дома девочка вдруг расплакалась: — Книжки у нас есть, можно буквы читать, а где я ноты играть буду? Хорошо, что папа пришел, и сразу дочку успокоил: — Ты на чем хочешь играть? — На рояле. — Рояль большой, в наших комнатах не поместится. Но есть поменьше инструмент — пианино называется. — С клавишами, черными и белыми? — недоверчиво спросила Нюта. — С клавишами. — Блестящий? — Блестящий. — До-ре-ми-фа-соль-ля-си играет? — продолжала допытывать девочка. — Конечно. А откуда ты гамму знаешь? — удивился папа. — Мама научила. А когда ты пианино купишь? — наступала Нюта. — Скоро, — не сдавался отец, — а пока можно по нотам петь. — А как по ним петь? — Я тебя научу, но только после ужина. Так Нюта выучила ноты, а папа с мамой стали в музыке разбираться. Нюта – путешественница Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только скучные. Поехали они однажды в гости к бабушке с дедушкой, в другой город, на машине. Сначала Нюта обрадовалась, как здорово путешествовать, столько нового, интересного. Но все кнопочки понажимала, коробочки, пакетики проверила, маме ноги оттоптала, папе шею отдавила, и заскучала. — Все, не хочу больше путешествовать, надоело, — заявила она. — Выпустите меня. — Куда же ты пойдешь? — спросила мама. — Домой пойду, — твердо отвечает Нюта. — Одна, так далеко, по дороге с машинами? — удивляется папа. — Давайте вместе пойдем, — предложила Нюта. — А как же бабушка с дедушкой, они ведь ждут нас, пирогов напекли с повидлом, мороженое купили, — отвечают родители. Нюта насупилась, ручками глазки закрыла, вот-вот заплачет. — Ты с мишкой поиграй, — советует отец. — Не хочу с мишкой, он мне дома надоел. — Тогда в окно смотри, вон, сколько там интересного, — предлагает мама. — А что там интересного, деревья одни, — канючит дочка. — А сколько их? — интересуется мама. — Сколько? Много! Нюта принялась считать. — Раз, березка, два березка, Убежали в поле просто. Три — осинка на тропинке. А сосна всего одна, Убежала и она. Ёлок здесь не сосчитать, Раз, два, три, четыре пять. А теперь — одна река, Вот такая чепуха! — Все — нечего там больше считать, одна река и все! — закричала Нюта. — Хочу, чтобы мы уже приехали! — Хочешь, так давай рули, — откликнулась мама. — У меня же руля нет. У нас папа рулит. — Вот тебе руль, — мама сунула Нюте баранку, — а ехать мы по своей дороге будем, посмотрим, кто вперед приедет. Поехали! Папа по дороге, а мы?.. — По небу! — обрадовалась Нюта. — По небу, — подхватила мамочка, — заезжаем на облако, поворачивай направо, вон на то, похожее на мишку. — А теперь налево, на зайкино облако, — обрадовалась дочка. — А теперь… — А теперь на Солнце! — опередила Нюта маму. — Ой, как жарко, давай лучше на Луну. — Давай! А теперь куда? — спешила девочка. — Погоди, не уезжай, вдруг лунных человечков увидим, — предложила мама. — Увидим — увидим! Где они? — закричала Нюта. — Да, вон же, желтенькие такие, ручками нам машут. — Где — где машут? — Вон, из окна нам машут, — вдруг сказал папа. — Из какого окна, — спросили одновременно мама и дочь. — Вон, из окна дома своего, бабушка и дедушка нам машут. Приехали! — отвечает папа. — Как приехали? Значит, ты нас обогнал?! — расстроилась Нюта. — Нет, вместе приехали — победила дружба. — Успокоил папа. — Ура! Мы все вместе победители! — обрадовалась Нюта и побежала с бабушкой и дедушкой здороваться. Так Нюта, папа и мама стали веселыми путешественниками. Нюта – художница Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только живопись не любили очень. Нарисует Нюта на кухонной двери чашки, ложки, поварешки, прямо, как настоящие, а мама сердится: — Зачем ты дверь испортила?! Хочет сделать дочка папе сюрприз — нарисует на его письменном столе кота Василия, а папа ругается: — Это кто мой стол мордами кошачьими разрисовал?! Нарисует девочка родителям букет в подарок — прямо напротив двери входной, на обоях, а они её в угол поставят. Совсем в живописи не разбираются. Вот однажды Нюта плакала в углу, а родители о чем-то у себя в комнате сердито разговаривали. А потом папа ушел в магазин и вернулся с новыми обоями, белыми — пребелыми. Наклеил он их в Нютиной комнате. Дочка от удивления даже прощения попросила быстрее обычного, только бы скорей на белое чудо полюбоваться. Папа вручил ей новенькие карандаши и сказал: — Можешь сама свою комнату раскрасить, как хочешь. — Прямо на обоях рисовать?! — изумилась Нюта. — Прямо на обоях. — И что хочешь можно рисовать?! — Все, что душа желает, — подтвердил отец. — Только, чур, уговор — в других комнатах нигде больше не рисовать. — А зачем мне другие? У меня, вон, сколько места! — обрадовалась Нюта. С тех пор Нюта приглашала родителей к себе в детскую на выставку картин. Родители живопись полюбили. А папа научился обои клеить. Нюта сочиняет Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только стихов не любили. Однажды мама читала Нюте сказку, она слушала внимательно, а потом спросила: — А почему сказка складная такая, как песенка? — Потому, что стихами написана, — отвечает мама. — А что такое стихи? — не унимается дочь. Мама знала, если Нюта начнет спрашивать, ни за что не остановится. Хоть отвечай, хоть нет — пока все не выспросит, не уймется. Вздохнула, и стала рассказывать. — Стихи — это рассказы в рифму. — А что такое… — А рифма — это когда окончания у слов похожи. Брысь! — вдруг сказала мама. — Это рифма? — Это кошка на стол забралась. — Спрыгнула кошка и уронила ложку, — продолжила Нюта. Ложка действительно упала на пол. — Ну, вот, ты уже поняла, как рифмовать, — облегченно засмеялась мама. — Как? — Ты же срифмовала: ложка — кошка. — Так просто! — обрадовалась девочка. — Еще хочу! — Бери слова и рифмуй, а мне пора ужин готовить. Когда папа пришел с работы, мама ходила, повязав разболевшуюся голову платком, а Нюта продолжала рифмовать, все, что видела. — О! Папа — шляпа! — радостно закричала она. — Здравствуй, дочка! Почему шумишь? — поинтересовался папа. — Дочка — кочка, шумишь — галдишь, — отозвалась Нюта. За ужином ребенок срифмовал всю посуду, всю еду, мебель на кухне и птичек за окном. В конце — концов, и у папы разболелась голова. Родители ушли к себе в комнату и стали думать, что им с Нютиными рифмами делать. На другой день девочка увидела, что мама сидит на диване под раскрытым зонтиком. — Мама! Ты почему под зонтиком сидишь? Разве в квартире дождь бывает? — удивилась она. — Не бывает. Это не от дождика зонтик, а для волшебства. — Волше-е-е-бный! А какое волшебство творит? Конфеты? Щеночка? Домик для Барби? — затараторила Нюта. — Разве они волшебные? Их в любом магазине можно купить, — ответила мама. — Волшебный зонтик помогает стихи сочинять. — Фу-у-у! — разочарованно протянула Нюта. — Я еще вчера сочинять научилась безо всякого зонтика. — Ты слова научилась рифмовать, безо всякого смыла, абракадабра получалась, а стихи — это рассказы в стихах, сказки. Их сочинять трудно. — Ничего не трудно! Скажи, какие там стихи бывают? — Ты же знаешь: Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу… — Это песенка, — перебила Нюта. — Но песенка только в стихах бывает. Как станешь петь без рифмы? Вот еще: Раз, два, три, четыре, пять, Я иду тебя искать. — Это считалка. — Правильно, считалка, но без рифмы считать неудобно. — А как же сказка? — И сказка в стихах легче читается: Эту сказку ты прочтешь, Тихо, тихо, тихо… Жили — были… — Серый ёж и его ежиха, — закончила Нюта. — Помню — помню! — Тогда сочиняй свою сказку. — А про что? — Ты же вчера про все на свете стихи сочиняла, — рассмеялась мама. — Это не стихи были, а рифмы, — проворчала Нюта. — А ты садись под волшебный зонтик, он тебе поможет. Вечером папу никто не встречал и не рифмовал. Тихо было в квартире. Заглянул он в комнату, а там дочка под зонтиком сидит и что — то шепчет. — Ты что там делаешь, Нюта, — спрашивает папа. — Тихо, папа, чудо спугнешь, — шепотом говорит Нюта. — Я стихи сочиняю. — А что их сочинять? Папка — шляпка, Нюшка — болтушка, мамуля — барабуля. — Это не стихи, рифмы просто, абракадабра. — А какие же стихи? — удивился папа. — Вот стихи! Нюта встала на диване, одной рукой взяла зонтик, другую отвела в сторону и прочитала: Нюта с мамой отвернулись, Кошка забралась на стол. Мама крикнула ей: «Брысь! Ты, проказа, берегись!». Кошка бросилась бежать, Мама с Нютой догонять. Кошка спряталась под шкафом, Нам осталось только ахать. — Ах! Как здорово получилось! Ты настоящая поэтесса! — родители захлопали в ладоши, как артистам на концерте. — Знаете, как трудно было сочинять! — счастливо прошептала Нюта. — Знаем, — вздохнули родители. Так Нюта научилась стихи сочинять, а мама с папой их полюбили. Утренник Нютиной мочалки Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только очень чистоплотные. Нюта тоже любила купаться. В ванне сидеть, с игрушками забавляться. А вот когда её мочалкой тёрли, не любила. — Все, Нюта, пора спинку, ручки, ножки мочалкой потереть, — скажет мама. — Не хочу мочалкой, — хнычет Нюта, — она колючая! — Она всю грязь с тебя смоет, мочалка — твоя помощница, — уговаривает папа. — Не надо такую кусачую помощницу, — твердит девочка, и мочалку от себя отталкивает. — Ну, хорошо! — Согласились родители. — Тогда мы твою мочалку куклам отдадим, а ты грязная ходи. Нюта обрадовалась. День не моют её мочалкой, два не моют, а на третий день вернулась она с прогулки и слышит, мама песенки новые поёт: Я веселая мочалка, Подходите все — не жалко, Поиграем в щекотки, Посмеёмся от души. Пощекочем твой бочок, Ручку, пяточку, носок. Громко, чур, не хохотать, Дай под мышкой почесать. Щечки, носик — все отмыли, Спинку тоже не забыли. Лишь животик заскучал — Щекотки не получал. Всё, мочалка мыть устала! Поспеши под одеяло. — Мама, где ты? — позвала Нюта. — А мама не откликается. Стала дочка маму искать. На кухню заглянула, во все комнаты зашла. Нет её нигде. А песенка есть. Наконец, открыла дверь в ванную, а там мама кукол мочалкой моет и песенки поёт. — Мама! Ты что тут делаешь? — закричала Нюта. — Ты зачем моих кукол моешь? — Я не мою, — отвечает мама, — у нас утренник. Ты ведь куклам свою мочалку подарила, они обрадовались и устроили праздник — «Утренник мочалки». — А что за новые песенки ты им поешь? — напирает Нюта. — Это мочалкины песенки. — Я тоже хочу мочалкины песенки, — обрадовалась девочка и начала раздеваться. — Нет, тебе нельзя, мочалка их только друзьям поёт, которые с ней моются, а ты ведь не любишь мочалку, ссоришься с ней, она тебе не споёт. К тому же, нет у тебя никакой мочалки, она теперь куклина. — Отдавай мою мочалку! — требует Нюта, я сама буду с ней мыться. А мама совсем не слышит Нюту, знай себе, намыливает кукол и песенки поёт. Обиделась дочка, убежала в комнату, на диван уселась и к стене отвернулась. Сидит — сидит, а мама все не идет и не идет. Надоело Нюте сидеть, пошла она в ванную, дверь немножко приоткрыла и слушает, что на утреннике происходит. Мама увидела в щёлочку Нютин глазок и говорит: — Что же ты там стоишь? Заходи к нам. Хочешь участвовать? — У меня мочалки нет, — шепчет Нюта. — Это не страшно. Мы у кукол попросим. Они не откажут, ты ведь с ними делишься фантиками, бусинками. А мочалка для тебя песенку споет — Нютину. Так Нюта подружилась с мочалкой, а родители её, кончено, грязнулями не стали, просто песенки сочинять научились. Феи чистоты Жила — была девочка Нюта. И были у неё мама и папа, добрые, хорошие, только скучные. Однажды Нюта заскучала. На улице дождик, гулять нельзя. Игрушки все старые, игранные — переигранные, неинтересно. Рисовать не хочется. А мама даже книжку почитать не хочет. Уборку, видите ли, делает, принцесса какая. Бродит Нюта по дому, как неприкаянная. — Не хочешь играть, тогда мне помоги, — говорит мама. — Убирать! Фу-у-у! Не хочу, скучно. — А вот и не скучно. У меня особая уборка — веселая, танцевально — песенная. — Как же ты танцевать будешь, если тебе пол мести нужно? — удивляется Нюта. — Не мести, а танец вениковый танцевать. — А как его танцуют? — Сейчас научу. Ты бери веник, я возьму швабру. — Разве можно со шваброй вениковый танец танцевать? — Веник у нас один. Так что, у тебя будет вениковый, а у меня швабровый танец. Мама включила веселую музыку и запорхала по комнате, проводя шваброй в разные стороны, как фея волшебной палочкой. Нюта повторила несколько раз её движения, а потом стала придумывать свои. Музыка смолкла, пол был выметен и вымыт, и довольные танцовщицы перешли в другую комнату. В тот день они выучили еще гладильный и посудомоечный танцы. А к концу уборки сочинили песенку Феи чистоты. Папа пришел, удивился, как дома чисто и красиво. За такой сюрприз он угостил своих фей мороженым. Так Нюта научилась танцевать, а мама сочинять песенки. Скука больше к ним в дом не пробиралась. И всегда чисто было.
|
|