ТЬМА УРОКА Шёл как-то раз по лесу грибник - мальчик по имени Славик одиннадцати лет, четвероклассник. В одной руке у него была корзинка с десятком разных грибов, в другой - ножичек, чтобы грибы срезать. Лес был большой, Славик его всего не знал и вот, глядя только себе под ноги в поисках круглой грибной шляпки, заблудился. Грибы попадались всё чаще, но он им уже не радовался. Его теперь волновало, в какой стороне дом остался. Славик знал, что можно определиться по солнцу, но небо закрывали высокие и густые деревья. Что делать? Кинулся мальчик туда, сюда - нигде не видать просвета. Вверху - зелено, внизу - зелено, позади, слева, справа, впереди - деревья. Обступили со всех сторон, как в плен взяли. И стало мальчику страшно. В лесу можно и с голоду умереть, и медведь тебя заест, и... Стал Славик кричать изо всех сил: "Ау-у-у! Ау-у-у!" Вдруг кто-то из грибников откликнется? Но никто, никто ему не ответил. Сел тогда мальчик у дерева (что толку метаться среди деревьев, силы терять?), стал думать, как ему, четверокласснику, найти направление к дому, где в деревне Грачи живёт его бабушка? Сидит, ломает голову - а ничего путного не может придумать. И вдруг слышит: листья шуршат, сухие ветки под чьей-то то ли ногой, то ли лапой трещат. Кто к нему идёт - лисица? Волк? Медведь? Вскочил Славик, спрятался за ствол дерева... И видит - выходит из-за густых кустов орешника старуха. В одной руке корзинка, как у него, в другой палка. -Бабушка! - кинулся ей навстречу мальчик. - Ой, бабушка, вы тоже по грибы? А в какой стороне Грачи, знаете? -Грачи-то? - переспросила старуха (голос у неё был до того странный, что его иначе, как друмучим, не назовёшь). - А кто их знает, куды они улетели! -Бабушка, я про деревню спрашиваю! - взмолился Славик. -Про деревню? Где деревня, знаю. Идём отведу. - И хвать мальчишку за руку такой жесткой и такой холодной рукой, что он поёжился. - Отведу, отведу, только и ты баушке помоги. Вишь, ноги у меня заплетаются. Так и пошли они по лесу - согнутая в дугу старуха с крючковатым, как у совы, носом и мальчик, за которого она то ли держалась, то ли держала... Идти им пришлось долго, и старуха начала разговор. -Вот ты мальчонка уже зрелый-спелый-наливной (Славика очень удивили эти слова), вот скажи мне: считать ты, небось, умеешь? Таблицу умножения знаешь? -Знаю. Трижды три - девять, шестью семь - сорок два. -Забудь! - чуть не приказала старуха. - Нечего тебе цифрами голову дурить! Шестью семь - сорок сороков с хвостиком, а не сорок два, как тебе сказали. И писать, небось, умеешь? -Умею. -И это забудь! Глаза писаниной испортишь. Может, ты и стихотворение какое выучил? -Выучил, - ответил Славик, думая, что такую старуху он встречает впервые. -Ну-ка, ну-ка... -Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам, Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он... -Забудь тут же! - оборвала его на этот раз старуха. - Слишком уж складно. Прямо с души воротит. В лесу всё иначе, не как в стихах: тута и хворост, и бурелом, там дерево упало, там, глядишь, овраг провалился... Так и продолжался этот странный разговор, где старуха приказывала забыть Славику всё, чему он научился за четыре года в школе. В конце концов он не выдержал и спросил: -А почему, бабушка, вы мне всё приказываете да приказываете? Будто я ваш внук! То забудь, это забудь... -А потому, - ответила бабка с расстановкой, - что все умники-разумники - они невкусные. С горечью они, вроде их пересолили да переперчили, понял? -А при чём тут вкусные или невкусные? - удивился и что-то заподозрил Славик. - Вы что, есть меня собираетесь? - Он бы усмехнулся тут, да почему-то не получилось. В это время среди деревьев появился просвет и скоро мальчик увидел лужайку, освещённую солнцем, и кособокую избушку на ней. Но что-то он не помнил, чтобы такая избушка была возле деревни его бабушки. А старуха уже подвела его к крыльцу, отворила скрипучую дверь, втолкнула Славика внутрь, дверь захлопнулась, его провожатая накинула на неё большой крючок. -Я-то? - переспросила она, встав перед дверью. - Собираюсь ли я тебя есть? А как же! - гаркнула хозяйка избы так, что звякнуло в оконце грязное стекло, - Потому как я тебе не баушка-старушка, я Баба-Яга! Ух! Гляди на меня внимательно, я во всей перед тобой красе! Яга стянула с головы платок, разлохматила седые волосы и закружилась по избе, вздымая пыль и приговаривая диковинные и чем-то страшные слова: -Ондоро-погоро, бондоро-негоро, яф-стяф-околимала! Вдруг остановилась, показала мальчику два последних передних зуба, глянула на него острым глазом и спросила: -Страшно? Славик еле нашёл в себе силы кивнуть. Он и в самом деле испугался, как испугался бы любой на его месте. -Ну а теперь, пока тебе страшно, - сказала Баба-Яга, без разговоров раздевайся и полезай в печь! Обедать мы с тобой будем. Четвероклассника это "мы" неожиданно рассердило. -Если "мы", - взялся он объяснять бабкину ошибку, - значит мы ОБА должны сидеть ЗА столом и что-то такое ВМЕСТЕ есть. Не собираюсь я в печь лезть! -Дак а как же мы обедать-то будем? - озадачилась бабка. - У меня другой порядок заведён. Один, то есть я, баушка, значит, Яга, ЗА столом, а другой, то есть гость мой желанный, НА столе. Вот мы и обедаем. Без тебя-то ведь вовсе обеда нет! -Тебя бы, бабка, - перешёл от злости на "ты" Славик, - в школу отправить, ты бы там на одни "двойки" училась! -Ты, я вижу, гостенёк, спорить горазд, а то, что печь стынет, это тебе до свечки. Полезай, полезай в печь, да не вздумай в заслонку стучать, когда жарко станет. Терпи, пока весь не прожаришься! -Вот что, бабка, - ответил на это Славик. - Я в печь до сих пор не лазил, ты мне покажи, как это делается. -Хи-хи-ха! - закатилась Баба-Яга. - Про этот ваш омман я по радиву, которое у грибников в корзинке бывает, столько раз уже слыхала, что меня смех разбирает, когда мне снова так говорят. - Полезай в печь, - крикнула она, - не томи душу! Когда будешь доспевать, я тебя травками душистыми посыплю, чтобы вкуснее был. Такой духовитый станешь, пальчики оближешь! -Кто пальчики-то оближет? - всё ещё ерошился Славик. -Дак кто, кроме меня! Ты-то ведь уже готовенький будешь, румяненький. -Я и так рямяненький, - проворчал четвероклассник. - Давай, бабка, сделаем так, раз уж ты настаиваешь. Я, конечно, в печь полезу, но ты ведь можешь там меня передержать и я у тебя сгорю. Ну так вот, только я заслонку за собой закрою, ты начинай считать. До трёхсот... нет, лучше до пятисот, тогда я ещё и похрустывать буду. Старуха пожевала губами - задумалась. Потом сказала: -Это ты, может, и правильно предлагаешь. Да ведь я дальше семи счёта не знаю. Как же мне до пятисот-то считать? Это прямо ужас какая цифра! -Беда мне с тобой! - будто бы в сердцах сказал Славик. - Ну кому интересно в твоей печи до черна сгорать? Сама говорила: румяненький, румяненький. А румяненький-то как раз - каждый знает - на счёт "пятьсот" получается. -И в самом деле беда! - запричитала бабка. - Не училась я в детстве счёту, в школу не ходила, о таблице умножения только слыхала - как же мне быть? Ведь я и вправду сколько раз дичину сжигала в печи чуть не до тла. – Баба- Яга качала горестно головой. - Ой, знаешь что я придумала? - встрепенулась она. - Ты в печи будешь сидеть и сам до пятисот считать. А я рядышком усядусь, ушки навострю, и как только ты скажешь "пятьсот", я тебя готовенького и выну. -Ну, бабка, ты даёшь! - чуть не рассмеялся четвероклассник. - У тебя жареные-пареные утки когда-нибудь в печи крякали? Петух за заслонкой, что он уже доспел, кукарекал? -Тьфу ты, чёрт-перечёрт! Леший-перелеший! Совсем голова кругом из-за тебя пошла! Что же нам делать-то? -Учиться, бабка, надо, вот что, - сурово сказал Славик. - Ну-ка бери уголёк из печи, иди к стене и пиши на бревне то, что я тебе буду диктовать. Тема сегодняшнего урока... -Тьма говоришь? - ожила вдруг старуха. - Тьма урока? Ой, верно-то как! Тьма, тьма! А после, значит, чуть прояснится? Коли так, начинай... -Пиши, Ягинишна, для начала цифру семь, - сказал Славик строгим учительским голосом. -Пиши, пиши, - проворчала бабка, - тебе легко говорить. А что если меня и писать-то никогда не учили? Чего я на бревне, не умеючи, могу накалякать? -Ты, Ягинишна, для меня прямо сплошное наказание, - повторил фразу своей учительницы четвероклассник. - В таких случаях родителей в школу вызывают, но мне не очень-то хочется с твоими родителями встречаться. Косу сможешь нарисовать? А теперь ручку посередине нарисуй. Вот тебе и семёрка. А теперь я тебе покажу, как четвёртую часть пишут. Будешь знать счёт, ничего у тебя больше в печи не подгорит. -Проголодамшись я, - вздохнула бабка. - Может, ты это... ну... в печь-то ненадолго слазишь? Хоть до двух, значит, сот... -Ишь, чего надумала, - по-настоящему рассердился Славик, - учителя в печь! Румянить она его собирается! Петрушкой да сельдереем посыпать! Забудь об этом, если хочешь хоть что-то полезное на старости лет узнать! Посмотри, как одна четвёртая пишется... Нечего делать, взялась бабка за уголёк и стала писать цифру за цифрой... Кончилась эта история вот как. Провожала баба Яга своего учителя чуть ли не до края леса. В благодарность за урок она дала ему сушёных грибов и душистых столовых трав. Оба договорились: в следующий раз они будут писать восемь с дробями, а ещё дальше - девять и тоже с дробями. И так - до пятисот. Бабка пока перейдёт на овощную диету, в овощах, сказал Славик, много витаминов, они в учёбе первое дело. Про печь и про то, что проголодалась, баба Яга больше не заикалась, но когда они прощались, сказала: -Я от грибников краем уха слыхала, что вы в своей школе учителей заживо съедаете. Может, их все-таки лучше жарить-печь-в остром соусе тушить? Я рецепты тебе дам, а считать-то вы хоть до сколька умеете. У вас они не подгорят... На что Славик ответил: -Это только так говорится, что мы их заживо съедаем. Все они живы-здоровы из класса выходят, правда, слегка помятые. А твои рецепты для собственного интереса запишу. И Славик записал - для собственного интереса и для того, чтобы других удивить: Рецепты бабы Яги 1. Учитель жаренный с картошкой. 2. Учитель пареный с репой. 3. Салат из учителя. 4. Шашлык учительский. 5. Учитель, шпигованный чесноком и перцем. 6. Окрошка учительская на квасу. 7. Бешбармак школьный, сборный, с крупами.
|
|