Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературно-критические статьи

Автор: Мария КирилловаНоминация: Литературно-критические статьи

О КИНОТАВРЕ - 2006

      Сейчас в замечательном уютном курортном городке под названием Сочи - самый разгар фестиваля КИНОТАВР. Грядет XXVIII ММКФ, который стартует в столице с 23 июня. Обещаю знакомить вас с интересными проектами и конкурсными работами. И конечно, о Звездной дорожке.
   ММКФ и Кинотавр - два ведущих российских фестиваля, которые всегда находятся в противофазе, конкурируют друг с другом. Но неминуемо, вызывающий разногласия фильм, жюри обязательно заявит на участие в 28 кинофестивале. Главный приз «Кинотавра» – 25 тысяч долларов. Кому он достанется, определит жюри во главе со сценаристом Рустамом Ибрагимбековым. Другие члены жюри – продюсер Игорь Каленов, режиссеры Александр Прошкин и Лариса Садилова, киновед Александр Трошин, оператор Олег Лукичев и актриса Оксана Фандера.
   Победитель прошлого "Кинотавра" кинорежиссер Павел Лунгин открыл нынешний фестиваль новым фильмом "Остров". Говорю сейчас не своими словами, повторяю уже сказанные: Лунгин отворил новую для себя... не то чтобы тему, скорее, фактуру: островной монастырь, иноки, старцы, православный монастырский обиход. Петр Мамонов играет старца Анатолия; в прошлом у старца - смертный грех предательства, в настоящем - молитва и исцеление страждущих, в будущем - чудо, прощение, спасение. И попытка режиссера-европеоида­ не потеряться в чужих для него местах состоялась ровно настолько, насколько он доверился актеру, который в "Острове", как и когда-то в "Такси-блюзе", сам по себе: и тема, и проблема, и натура, и фактура, и форма, и содержание. Об этом фильме много говорят! Петр Мамонов – он такой неожиданный, такой естественный, умеющий излагать в обычной обстановке простые истины доходчиво и правдиво, будто вкладывая их в наши бедные головы. И эта роль – основное тому подтверждение. Нужно отдать должное гостям и участникам фестиваля: пляж и развлечения не сильно мешают им обсужать конкурсные фильмы и за столиками кафе, и на пляже, а ближе к вечеру выкраивать время на конкурсные показы, которые проводятся в Зимнем театре ... Впрочем, что я говорю! Люди и ехали же сюда за этим, - за впечатлениями, эмоциями, а заодно оценить, каким стал обновленный КИНОТАВР. Самые элегантные очки на сочинском побережье у его генпродюсера Игоря Толстунова. И взгляд за стеклами всегда сосредоточенный. Они - люди кино, эти новые рулевые "Кинотавра": Александр Роднянский и человек в очках. И молоды они. И им все еще интересно. И как раз поэтому у них все получилось.
   Сейчас на КИНОТАВРЕ лидирует фильм Алексея Балабанова "Мне не больно", где соткан великолепный актерский состав. «Мне не больно» - это городской романс, мелодрама. Манерная Рената Литвинова, которая от признательности режиссеру даже пожертвовала своими бровями, выщипав их ради роли, которая весьма глубока, и актриса просто вжилась в образ нутром и телом: героиня Литвиновой умирает от рака крови, так сказать, находиться в процессе умирания... «Вы знаете, я крайне редко иду на роль и больше иду на режиссера. Я очень уважаю Алексея Балабанова, и рада была чем-то ему поспособствовать», так сказала актриса. И по ее мнению, отсутствие на показе Дмитрия Дюжева (у него съемки в Лондоне) и Сергея Маковецкого не помешало картине получить свои вполне заслуженные аплодисменты. Ясное дело, что добрая половина этих аплодисментов принадлежит умопомрачительной, хотя и не главной роли Никиты Михалкова, в которой он предстает ярко и незабываемо, впрочем, как всегда. В прошлое лето, сидя на зеленом покрытии ступеней в "Пушкинском", ибо мест в зале не хватило даже фипресси, в том числе и мне на показе "Статского советника", я ждала каждую сцену с Михалковым с особым голодным восторгом. Пусть я воспринимаю его как Никиту Михалкова, еще со своей влюбленности в юного Никиту из фильма "Я шагаю по Москве", пусть его игра всегда преподносит сюрпризы и частично отходит от задумок режиссуры. Это особая стадия - каждая его роль, и в каждой он колоритен и неповторим.
   Этот фильм лидирующий. Но как это обычно бывает на таких масштабных мероприятиях, последние дни фестиваля способны дарить самые невероятные сюрпризы. Борьба еще продолжается, и явные претенденты на «Золотой Шар» еще не определены. Речь идет о фильмах «Мне не больно» Алексея Балабанова и «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова. По жанру фильм Серебренникова можно отнести к абсурдистской комедии, по сути и смыслу - к той социальной, острокритической традиции в нашем искусстве, которая идет еще от Гоголя, Салтыкова-Щедрина, бичуя (и тем самым врачуя) общественные нравы. На фоне слегка усталых поисков наших мэтров лента Серебренникова, которая, кстати, недавно вышла в прокат, кажется дерзкой выходкой талантливого шалуна, играющего не по правилам. Оценит ли эту дерзкую "шалость" жюри? Или предпочтет проверенные имена и темы?
   Юрий Мороз выбрал весьма щепетильную тему. Его картина Точка" - история жизни проституток. Место их тусовки и именуется Точкой. Кратенькое резюме от самого режиссера выглядит так: "Это совершенно другой проект. Такого в нашем кино еще не было. По крайней мере я не могу провести никаких аналогий. Да, если сказать так просто и тупо, то это кино про проституток. На самом деле это серьезная проблема. Когда-то Борису Васильеву задавали один и тот же вопрос: "Почему в вашей повести "А зори здесь тихие..." так жестоко убивают женщин?" Он отвечал приблизительно следующее: чтобы показать фатальность и ужас войны, потому что, когда убивают одну женщину, убивают продолжение целого рода человеческого. Проституция - это тоже своего рода убийство человеческого рода. Что касается содержания самого произведения, его можно определить такой сентенцией: когда продано тело, у женщины остается непроданной душа. Но когда продается душа - уже наступает конец жизни, точка. Основным качеством режиссера, по словам Мороза, является точное понимание того, что ты хочешь снять. Видение того, что должно получиться на экране: «Чтобы ты выходил на площадку готовым и понимал, что тебе нужно от каждого актера, что от оператора. Хотя порой невозможно предугадать, в какую сторону актер поведет сцену. Иногда бывает пограничная ситуация - сложный, неоднозначный герой, который вдруг с какого-то момента на неожиданном повороте роли обретает новые краски. Здесь начинается зона риска - персонаж начинает жить своей отдельной жизнью на площадке. Он как бы выходит из-под контроля режиссера. У героев на площадке начинают складываться какие-то свои отношения, и в этом случае сложно предвидеть результат. Тут могут быть неожиданности. Но какое ощущение, какое послевкусие останется у зрителя после просмотра, я знаю всегда»
   После сериала о Каменской - шестисерийного телевизионного фильма по роману Григория Ряжского "Дети Ванюхина", когда «Точка» еще была в стадии разработки, Юрий Мороз сказал о киношной тусовке, что она подобна клубку змей, от которых не знаешь чего ожидать, но порой требующих невероятной преданности, даже жертвенности: «Кино - это всегда конкуренция, соперничество - кто сделает лучше. При этом есть и киношное братство. В нашей среде все выставлено на продажу. Жизнь открыта для посторонних глаз. И другой жизни нет. Может быть, поэтому то, что у людей других профессий не выносится наружу, здесь становится общим достоянием. Как хорошее, так и плохое. Там всего хватает, потому что кино - это большой котел». Это как нельзя точно проведенная параллель к его детищу, его «Точке». Юрий Мороз поделился и некоторыми трудностями при подборе актрис на весьма пикантную роль. Нежелание актрис воплощать на экране образ всамделишных проституток побудило режиссера буквально "выставить" собственных жену Викторию Исакову и дочь Дарью Мороз на главные роли в картине. Третьей героиней стала Анна Уколова, которая как –то пошутила, что потом будут говорить, будто Мороз снимает дочку, жену и любовницу. Никто бы больше не согласился в этом проекте сниматься. И, кстати, его дочь Дарья Мороз специально для этой роли побрилась налысо. В картине немало жестких и откровенных сцен, в которых можно сняться, только если очень доверяешь режиссеру. Свой фильм Юрий Мороз склонен даже назвать емким словом «жесть», - настолько он сложен психологически. Ведь если вдуматься, мотивы незатронутой грязью души еще прослеживаются со времен Маргариты Готье, невольной содержанки по жизни. На вопрос, легко ли снимать в откровенных сценах своих близких, режиссер ответил, что ему нужен был результат, и он его добивался при помощи актрис. Со своими всегда легче. А сами актрисы признались, что часто ловили себя на том, что невольно поворачивали голову, порой, даже приостанавливались на улицах, завидев курирующих туда-сюда проституток: ловя их манеры, жесты, пластику. Ведь показательность картины главным образом состоит в ее правдивости. Удалось ли Морозу воссоздать эту жизнь обитателей "Точки" - могут сказать те, кто уже отсмотрел эту картину. И конечно, главное слово отводится жюри фестиваля.
   *** Юрий Мороз — актер, режиссер, продюсер. Родился в 1956 году в Краснодоне. Выпускник Школы-студии МХАТ и режиссерского факультета ВГИКа. Снимался в фильмах “В начале славных дел”, “Визит к Минотавру”, “Тайна “Черных дроздов”, “Пацаны”, “Юность Петра” и в сериалах, которые выпустил как режиссер: “Женщины в игре без правил”, “Каменская-2”. Снял “Каменскую-1, 2 и 3”. Сейчас работает над полнометражной картиной “Точка”, где играют его вторая жена актриса Виктория Исакова и дочь Дарья Мороз.
    Первая его супруга актриса Марина Левтова, мать Даши, в начале 2000 года в возрасте 41 года трагически погибла, разбившись на снегоходе. Самые известные ее работы в кино: “Ключ без права передачи”, “Рафферти”, “ТАСС уполномочен заявить”, “Время печали еще не пришло”.
    Актерский дебют Дарьи Мороз состоялся в картине Георгия Данелия “Фортуна”. Играет в МХТ.
    Наиболее заметная роль в кино Виктории Исаковой — в фильме “Требуется няня” Ларисы Садиловой. Больше известна как театральная актриса, востребованная режиссерами Романом Козаком, Ниной Чусовой, Кириллом Серебренниковым.
   
   
   В картине Тиграня Кеосаяна «Заяц над бездной» ведущая роль – роль Леонида Ильича Брежнева – принадлежит Богдану Ступке. Замечательный актер. У него все роли запоминающиеся. В фильме очень много традиций некогда щедрого многонационального государства: хороводы, парни в крахмальных рубахах и девушки в сарафанах: милое и родное зрелище, жизнь яркая по форме в своем стремлении к строительству светлого будущего. Показаны будни и праздники той прежней жизни, которую теперь мы соотносим с историей. В одном эпизоде все поставлено с ног на голову: пропал Брежнев. Это ж надо умудриться: такой важной особе заплутать среди молдавских просторов. И какой шикарный выпад – из зеленых лесов вышагивает в белом кителе Леонид Ильич, щурится от солнца как ни в чем не бывало. Я очень люблю этот кадр: и эти очки на переносице, и белизну кителя – Ступку и не угадала: таким правдоподобным вышагивал из рощи Брежнев…
   В большом жюри - Галина Волчек, Сергей Астахов, Роман Балаян, Ирина Рубанова, Сергей Урсуляк, Сергей Члиянц, Елена Яковлева.
   В Сочи есть еще и конкурс короткого метража, и программа критика Андрея Плахова «Русская эйфория», и проект «Возвращенные шедевры», и много другого интересного и вполне серьезного. Не столь щедрого на солнце в этот сезон Сочи балует вечерами своих гостей на просмотрах новейших блокбастеров на гигантском экране в центре города.
   «Кинотавр» открывает собой длинную череду ежегодных отечественных кинофестивалей, и хочется верить, что у отечественного кинематографа большое будущее. По размаху сходное с голливудским, но имеющим несколько другую конъюнктуру. Картин снимается много, на разную публику рассчитанные.
   На фестивали обычно зачем ездят? Или картину продать, или мнения собрать. Кому что видится наиболее важным. Кинофестивали – это уже мощная по структуре индустрия, народ заранее пробивает себе места на участие в таких мероприятиях. Конечно, это более соотносится с престижными фестивалями, но хочется быть уверенной, что у наших фестивалей все еще впереди.

Дата публикации:12.06.2006 07:23