Автор – это не собака Павлова! *** Эссе. *** «Литературное творчество - интимнейший процесс. И для каждого автора он настолько своеобычен, оригинален, что... В общем, нет, и не может быть Свода правил творчества… В чем-то это мистический процесс». «Вопросы креативного письма». Игорь Гетманский. *** … Язык и стилистика литературных произведений… Беседы об этом не будут иметь логического завершения, если не поговорить о главном. О том, что отличает людей от всего прочего в окружающем нас мире, и, в частности, что отличает писателя от «графомана». О способности к… Творчеству? Авторству? (Креативу?) … Автор или Творец? Каждый волен сам себя называть. Так, как пожелает. Хоть Творцом, хоть скромнее – Автором. Это вопрос личной этики. И это вопрос знания окружающего мира. Чем больше расширяется личная сфера знаний, тем больше поверхность контакта с Неизвестным. Тем больше вопросов и… И больше почтительного уважения пред истинным Творением – Вселенной. Здесь не место для спора: «Бог или законы Природы создали Вселенную?» В этом вопросе тоже заключен выбор каждого. Но Вселенная существует и масштаб этого Творения более, или менее, понятен каждому. Но если и после сопоставления Вселенной и собственных деяний существует устойчивое желание назвать себя Творцом – создайте свой Мир. Нет, я не говорю о мире, где, например, гоблины летают на ящерах… При всем моем уважении к «фэнтази» - это не истинное Творение. Творение – это когда все законы устройства Мира другие. Подчеркну еще раз - всё другое! В том числе и язык… Я допускаю, что в «психушках» томятся Творцы своих умозрительных Миров, ряженые в сумасшедших. Они пытаются разговаривать с людьми на непонятном, «тарабарском» языке… Лихорадочно спешат осчастливить нас постигнутыми ими законами мироустройства иных Вселенных. Миров, вполне возможно, более дружественных к людям, но.… Но, мы никогда не поймем эти откровения! Эти «Творцы» безвозвратно ушли в свою «Вселенную» и никогда не создадут её для нашей реальной жизни. «Творец», создайте для нас более совершенную Вселенную! Не можете? Не переживайте, вы – Автор. А это главное и самое интересное, что есть в человеке. … Авторство откуда? Я проводил ряд опросов писателей (например, «Писательство - как философия жизни»). Практически все уверены, что талант к определенному виду деятельности даётся при рождении. В этом уверен и я. Больше или меньше дано нам способностей, но «награжден» каждый. Важно только понять, в чем ваш истинный, главный талант, и развивать его всю жизнь. Именно в этом главном (или нескольких главных, так как есть и люди, обладающие несколькими истинными талантами) мы и можем подняться до Авторства. … Авторство? Что это такое? Понять меня может тот, кто испытал «вдохновение». То состояние, когда «что-то» приходит, «откуда-то»… Это «что-то» является скачком перехода от арифметического ряда описаний, фактов, образов и т.д к новому, необычному их представлению. Так же при «вдохновении» приходят и сведения, образы никак не связанные с текущей деятельностью данного человека. Откуда? Да, многое происходит от внутренней мыслительной деятельности, в том числе и неосознанной. Но что-то приходит и извне. Не буду заострять внимание на природе «источника» (божественное это или материальное, природное) для данного разговора важно, что приходят некие «знаки», «сигналы». И Автор, наряду с СОБСТВЕННОЙ интерпретацией окружающего мира и прогнозированием его развития, включает в свои произведения и «сигналы», полученные извне. Видимо, именно такое сочетание (собственных идей, образов и способности принимать «знаки») и является определяющим в Авторстве. (И, быть может, через Авторство налажен единственный канал «связи» с Богом, или (если угодно) с Природой? И Автор-священник во время своих молений, «вдохновений» общается напрямую с Богом?) Именно такие Авторы-писатели и дают «нестрогие», образные «доказательства» сути какого-то явления, воздействуя на читающих их людей. И через последующую деятельность людей, изменяя эти явления. «…приходит рынок идей, в условиях которого писатель должен будет предложить обществу идеи, которые найдут наибольший резонанс в сознании людей, и образы, которые вызовут сильнейший подъём в душах». Игорь Гетманский. Да, «рынок идей» - уже реальность. Но пишущий Автор должен оставаться Автором, генератором идей. А все рыночные отношения (вовсе не постыдные и низкие) осуществятся Авторами-менеджерами… (Да, есть люди с талантами организаторов, как есть и с талантами токарей, сварщиков… И своё «вдохновение» к ним приходит. Но это отдельная тема: ««Творческие» и «не творческие» профессии»). А, заключая абзац, можно сказать так: «Пишите как все и о том, о чём все? Значит вы не Автор-писатель. Ищите своё Авторство в чем-то другом». … Век – живи, век – учись… А кем помрешь? Автором? Дискуссии и даже споры на тему: «Надо ли учиться писательскому мастерству?» - скорее всего, ведутся сгоряча. О чем спорить, если каждый сам должен это решать. Пишете для себя – воля ваша, пишите, как желаете. А хотите, чтобы читатель вас понял – пишите с учетом человеческого восприятия текста, т.е. законов языка, стилистики... Внимательно перечитал статьи, опубликованные в этом разделе сайта Сергеем Дигурко. Пишу я в первую очередь для себя, так как писательство – это род самоанализа и психотерапии, но… Для меня важно, чтобы и люди меня поняли. Посему и учусь и с благодарностью принимаю правки моих текстов компетентными и доброжелательными Критиками. Не злой взгляд со стороны – очень важен! Да, возможны какие-то слова-новообразования и стилистика допускает некоторые авторские «вольности», но все же для большинства средств верен лозунг: «Это надо выучить и знать!» (Цитата из статьи «Ошибки»). Но не превращусь ли, учась, в «сороконожку»? Да, я о том известном примере, когда бедное существо принялись учить ходить. О, «многоножка» наша дважды несчастна! Как раньше передвигалась – это выбили из бедной. Ну, хотя бы научили ходить так, как считают правильным. Нет, бросили на половине пути. Лежи и умирай! С людьми еще сложнее. Научить человека нельзя ничему! Ему можно вбить в голову методы познания, сами знания, «правильные» мысли по главным поводам, попутно объяснив доходчиво, кто он есть…(Можно ли ждать от такого Авторства, если он забыл, как его звали до «учёбы»?) Нет, учится (то есть, самостоятельно осмысливая всё) человек сам. И, научившись, осознанно применяет знания на практике. Но грош мне цена, как писателю, если я не вношу в произведение своё, авторское. Не на уроке русского языка и литературы находимся. Дальше и глубже идти надо. Если можешь, конечно. … «Командовать… нельзя… помогать». Значение критики. «Командовать… нельзя… помогать» - эту фразу всякий критик правит по своему желанию. И – командует, или помогает. А критики делятся на: «политиков» и Критиков. Причины, заставляющие становиться «политиком», прозрачны и просты. И приводят они «политика» к такой простоте и прозрачности мыслей, изложенных в «отзыве», что все это напоминает пустоту, вакуум ума. Когда всё подводится к заранее принятой установке, можно «шпарить» по шаблону. Так и хочется предложить таким: «Не мучайте себя, не подыскивайте слова, витиеватые фразы… Все знают, для чего вы пишете ЭТО. Можете просто «по матушке» его, Автора… Всё равно вас никто не читает!» Нет же в природе самостоятельного понятия – «политика». За каждым «политическим» словом стоят деньги, или желание их отнять. Так и опусы «политика»-«критика» воздвигнуты на сребрениках. Давным-давно посчитанных. Уважающие себя Авторы с «политиком» не спорят. А тот думает: «Боятся – значит уважают!» Да, кто-то и боится… Но никто не уважает! Слава Богу, есть и Критики. «Редактура - не писательская работа, это так ясно, каждый должен заниматься своим делом! Знающий редактор всегда и в первом прочтении заметит в тексте тот огрех, мимо которого увлекающийся повествованием писатель пройдёт тысячу раз!» Игорь Гетманский. Да, уважаемый Игорь, всё расставляется так, как необходимо, когда занимаются общим делом. Критик без истерик редактирует форму, и авторская идея становится понятнее и яснее для читателя. Общее дело – это выход к читателю. А дело, совместная работа всегда предполагает общую ответственность за результат и взаимное уважение. «Каждый занимается своим делом» и каждый в этом деле важен и необходим! Мне везло на Критиков-редакторов. Это люди ПОМОГАЛИ мне выйти к читателю. В чем заключалась их помощь: «Автор-писатель ли ты? Это было… И это было… Ищи свои темы, пиши по-своему! Настраивай душу на «вдохновение»…» Еще они показывали общие законы формы. Учись – если хочешь. И, главное, они увидели во мне авторское. Критик обязан иметь способность видеть Авторское. Он может обоснованно сказать, что Автору не хватило умения выразить это, но понять авторские идеи Критик ОБЯЗАН! Не способен – значит это, безусловно уважаемый, учитель русского языка и литературы. Или, не дай Бог, очередной «политик», совсем не уважаемый. … Презумпция веры в Автора. Верьте в Автора! Стыдите за «ляпы» формы, но обязательно говорите ему: - Мы верим в Вас, и знаем, Вы явите Миру то, что способны и должны! И будьте уверены – будет обогащение Авторскими открытиями. Большими или менее масштабными, но важными, часто просто необходимыми. У каждого Автора свои пределы способностей. Есть Авторы одного романа, даже одного рассказа… Да что там – есть Авторы одной крылатой фразы. Кто-то скажет: «Проживем и без этого…» Да, живут и с одним словом в обиходе, ниспослав заранее всех и вся. Но «Великий и Могучий» создавался и создаётся Авторами! … А кому он нужен, этот Автор? Менделееву во сне явилась «Периодическая таблица…» Кому-то это не интересно… Но он еще изобрел современный состав водки… «Да славится великий химик-Автор!» Убедил, некоторых. Есть и пример современный. Летчик, участник работ по созданию советского самолета вертикального взлета и посадки, посетовал: - Нет людей, кто занимался разработкой раньше, и нет новых Авторов, кто способен «поднять» эту тему. Кто-то скажет, что данный пример далек от обсуждаемого. Это только «недалекие» люди могут так сказать. Но, хорошо, приведем и «близкий» по теме пример. Сколько вдохновенных откровений представил в своих романах Жюль Верн! Откуда явились ему все предвосхищенные технические открытия? Не известно, но свою роль в жизни людей и литературная и техническая составляющие романов сыграли! «Выдавливайте» Авторов из литературы - и литературы не будет. И Мир потеряет столько… … «Маленькая, но гордая птичка»? А может быть к дьяволу это Авторство? Зачем мне лично это? Зализываешь раны от зубов «политиков» и понимаешь, что рвут за авторское: новые слова, свой стиль, запретные темы, авторские оценки… «Пёк» бы «рОманы» «про берёзку»… «Чисто про берёзку» можно: вот её осветило светило… вот светило «отсветило» и освещать березку прекратило… Но надежда увидеть деревцо утром осталась… А значит есть надежда на продолжение «рОмана». А еж ли еще и любовь под березкой закрутить, так и на сериал потянет. Лепота! Увы! Парадокс в том, что только Авторство в тебе и заставляет заниматься литературой. Остальные побудительные причины не интересны. Значит загрызут… «Кушать подано! Садитесь рвать, пожалуйста!» …. Писатель – это собака Павлова? В опытах у великого физиолога собаки, совершившие прививаемые им действия, получали корм-поощрение. Для писателя «корм»-поощрение - это публикация? Недавно, некий «журнал» организовал в Интернете конкурс. Авторы отправили десятки рассказов и… Организаторы и сам «журнал» пропали в неизвестность, не отвечают… Шум Авторский был с вполне понятными негодованиями… Я написал следующее: Нет, мы не Павлова собаки. «Свет!» Пишешь? Получи-ка жвачку! И не попав в журнал-подачку, Мы не устроим дикость драки! Искали свет в конце туннеля - Достались света только крохи… Не раскрывали рот, как лохи… Не грели кости, как Емеля… Пускай смеются все невежды: «Медведю пчелки носят мед!» Пытаясь в сердце кинуть лед, Не погасить им Свет надежды! Публикация в журнале это, безусловно, хорошо, но если это главное – будет трагическое разочарование. Почему? На литературу не проживешь, а то, на «что» проживешь – это не литература. Мы знаем, как писатель «пишет» по два «рОмана» ежемесячно. Как к этому относиться? Во-первых, мы к этому не относимся… А во-вторых, спокойно надо относиться, как к разновидности бизнеса. Издатели – это не малокультурные простаки-хамы, публикующее то, что якобы нравится им – только простое и «нижепоясное», мелкое и сиюминутное… Нет, просто бизнес у них такой. Публикуют то, что продается и читается. Но есть издатели, которые ищут и то, что одновременно и продается и интересно во всех смыслах. В том числе и самом высоком смысле! Например, один из редакторов «ЭКСМО» в интервью сказал примерно следующее: - Пусть Автор принесет мне Идею, а запятые я за него расставлю! По-моему очень точно расставлены соотношения Авторского зерна и воплощения этого на бумаге. Авторское – вот что ждут в первую очередь от писателя. А, действительно, что движет Автором, что заставляет его писать? Надежда на публикацию? А если не публикуют? Что делать? Писать своё, или всё же писать то, что публикуют? Или суметь создать новаторское, «своё» произведение, абсолютно Авторское, но и одновременно понятное и интересное значительному числу читателей? Каждый Автор будет сам выбирать из этих вариантов. Но если он впал в зависимость от «корма» - это уже не Автор! …. Слово за слово – текстом по столу? «Я более Автор, чем ты!» («Автористее», что ли?) Глупо звучит? Глупо! Но почему так рьяно один Автор спорит с другим Автором? Сам Автор ценит свой талант, уважает себя за способность трудиться, гордится своими достижениями… Но слишком часто не ценит и не верит ничему «чужому»! Я не буду упоминать о суетне: расталкиванию конкурентов на «пути» к публикации, или к победе на конкурсе… Не буду, стыдно даже писать об этом! (Хотя есть «авторы», кто только этим и занимается). Но другой основы для споров у Авторов нет. Нет! Так как каждый Автор уникален, и каждый может писать своё и своеобразно. У каждого свой Путь и Авторов ровно столько, сколько нужно. Никто никому не мешает, если всмотреться в глубь, в суть Авторства. Поэтому не будем принимать «Пакт о ненападении Автора на Автора». Это является таким естественным для каждого порядочного человека. А вот нижеследующий документ пора бы и принять: … «Манифест Прав и Обязанностей Автора». Стыдно писать в двадцать первом веке о Правах Автора. Они кажутся такими естественными: - Право просто появиться на Свет; - Право на поиск своего Авторства в этой жизни; - Право пройти своим Авторским Путем; Увы, не все эти права пока гарантированы, и полностью обеспечены устройством современной жизни, но… Но к этому надо всем стремиться. Говорить о том, что талант рождается только в жизненных мучениях, личных страданиях, в холоде и голоде - это мазохизм! Но кто желает – пожалуйста, это ваш выбор. Что же касается Обязанностей Автора, то лучше Николая Заболоцкого не скажешь: «…Душа обязана трудиться…» Вот такая Обязанность Души. А Авторство в Душе человека – это главная составляющая, наравне с Любовью! Так что и Обязанность Автора – труд и труд всю жизнь. И счастье человека, когда он воспринимает эту Обязанность не как тяжкое бремя, «обязаловку», а как увлекательный поиск Себя в себе самом, и Себя в окружающем Мире. … Автор – это не собака Павлова… Верю, что желание развивать у людей только инстинкты ушло в прошлое. Мир развивается стремительно, и в первую очередь благодаря целенаправленной помощи людям в поиске своего предназначения в жизни, своего Авторства. А то, что Автор может дать обществу, это вам не «нажми на кнопку»… А что дает Автор? Ох, как много интересного уже увидели! А сколько еще увидим! Дух захватывает!!!
|
|