Каждый из нас – часть человечества и часть своего народа, и поэтому все мы оказываем влияние на то, как развивается человечество в целом. Оказывается, законы развития одного человека те же самые, по которым развивается и человечество в целом. Это развитие можно разбить на семь этапов. Сначала происходит становление физических сил, приобретение навыков владения телом – у человека, и материальными средствами – у народа. Физические возможности осознаются, проверяются при помощи разных пробных манипуляций, комбинируются в соответствии с целями, которые мы себе ставим. Наконец, мы понимаем, что физические силы не безграничны, с их помощью можно создать только материальное основание для дальнейшего развития. В конце концов, наше внимание к материальным силам ослабевает, и мы начинаем пользоваться ими почти механически. Так проходят два этапа нашего развития: осмысление самых доступных возможностей и приобретение навыков их использования. Накопленная нами память свидетельствует о том, что чувства готовы к уверенному исполнению поставленных материальных задач, и мы теряем живой исследовательский интерес к ним. Внимание, всегда устремленное к тому, что нас ждет впереди, и к тому, чего мы пока не знаем, но должны знать, говорит нам о том, что развитие интеллекта и освоение психологических приемов общения – это следующие два этапа нашего развития. Именно эти этапы проходит Россия на рубеже двадцатого и двадцать первого века. Использование грубых физических приемов в делах осталось в прошлом, также как и перераспределение материальных ресурсов. Все больше россиян стремятся освоить знания и приемы психологии, чтобы с их помощью добиваться успехов, как в бизнесе, так и в личной жизни. Можно говорить о том, что в России наступает расцвет психологии. Зная историю и традиции России, можно предположить, что темперамент, скорее всего, не позволит россиянам осваивать новые знания и умения постепенно, размеренно. Вряд ли к психологам в ближайшее время будут выстраиваться очереди. Россиянам нужно все и сразу. И тут срочно требуется решить задачу выработки системы взаимной психологической безопасности всех участников складывающегося жизненного пространства внутри страны и за ее пределами. От решения этой задачи будет зависеть успешность прохождения трех следующих этапов развития нашего государства и каждого гражданина в отдельности – духовного становления, единения и крепости нации. Люди ищут простых, быстрых, доступных способов получить новое знание, наблюдая жизнь в себе и вокруг себя. Кроме активного создания новых деловых связей, различные клубы служат местом отработки новых приемов и навыков общения. Театр – также место, где можно посмотреть и оценить со стороны новые приемы общения, и взглянуть на жизнь с иной точки зрения. Успешные артисты умеют не смешивать «свое» субъективное отношение к миру и объективную, оправданную постановку вопроса. Перед современными людьми в целом стоит та же задача: отделить субъективное от объективного, и мы разберем ее подробнее. Уникальность личности при полном соучастии во всех общественных динамических процессах сохраняется благодаря четкому и строгому разделению, не смешиванию телесного, душевного и духовного порядков жизни. Духовное основание резко отличается своей природой от разумных и чувственных способностей, оно абсолютно свободно и независимо от любых образов и формулировок, используемых обществом. Оно невидимо, не окрашено для человека никакими земными видениями или ассоциациями. Это просто «я», способное на любовь и творчество во имя любви, это потенциал, готовый к созиданию. Все выражаемые разумные формулировки, чувственные образы, видения - конъюнктурны, могут и должны меняться в зависимости от того, к кому и когда мы обращаемся. Это инструменты личного творчества во имя любви, они не имеют самостоятельного абсолютного значения и подчинены своему автору – личному «я», дающему им жизнь или отнимающему ее. Какие существуют основания для того, чтобы использовать разные формы общения, примерять на себя функции и опыт другого человека во время освоения новых приемов общения? Они лежат в выполнении этико-психологического закона: подобное сочетается с подобным, не смешиваясь. Слова, жесты, движения, мимика объективны в той степени, в какой они могут отражать одинаковые ответы разных людей на одинаковые вопросы. Этими, одинаковыми по существу, но разными по форме выражения, вопросами обозначается объективная реальность с ее динамикой, целью, параметрами. В мертвой природе такими объективными, независимыми, существенными истинами могут быть утверждения, что вода мокрая, камень твердый, воздух невидимый и другие. Для живой природы объективными могут быть утверждения, что пищу едят, боль испытывают, опасность боятся и подобное. В сфере интеллекта и внутреннего чувства объективны такие понятия, как мужество, верность, красота, гармония, согласие, такт и другие. В духовном плане также есть объективные понятия, благодаря которым связываются отдельные личности в единый организм, коллектив. Это: отцовство, наставничество, сыновство, братство, дружба, поклонение, вера, заступничество. Духовные понятия отличаются тем, что они преодолевают границы земной реальности и продолжают существовать без ущерба вне временных и пространственных пределов. Все объективные понятия существуют нерушимо в жизни личности при здоровом стремлении к позитивному развитию, к созиданию и творческому освоению жизненного пространства. Так как при созидательной позиции у человека отсутствует стремление к какому-либо насилию, искусственному притягиванию, подтасовке, искажению, то он не оказывает отрицательного влияния на свое окружение, его позиция остается объективной и естественно существует в объективной реальности. Говорят, что человек пребывает в гармонии с миром. Но как только человек пытается поставить индивидуальное, субъективное отношение выше объективного порядка жизни, он переходит в состояние личного противостояния всему миру, даже если этот мир олицетворяется одним только человеком с правильным, искренним отношением к жизни. Объективные понятия разрушаются субъективными оценками. В результате, на духовном уровне мы получаем их ущербные видоизмененные формы, такие как: друг-предатель, мачеха-злодейка, сын-отступник, вероломный отец, лже-брат и другие. На уровне интеллекта последовательно проявляются такие качества, как жадность, тщеславие, зависть, злопамятство, мстительность, злорадство, зложелательство, самомнение, осуждение (субъективное суждение), ненависть, презрение, высокомерие, высокоумие, надменность, клевета, недоразумение, недоверие, недоумение. На уровне внутреннего чувства субъективное отношение превращается в льстивость, угодливость, холодную отстраненность, потерю интереса и внимания, отчаяние, ощущение оставленности, потерянности, раздражительности. На уровне поступков и внешних эмоций необъективность позиции сопровождается желанием присвоить себе чужое имущество, славу, власть, положение, и все той же ненавистью, мстительностью, оставленностью и так далее, они ложатся в основу наших поступков. Когда мы пересекаем грань, где кончается объективность и начинается ее субъективное искажение, поначалу может показаться, что мы просто меняем свой слабый имидж, находим выход из состояния холодной депрессии, и на место наметившегося недоумения встает целый ряд новых понятий, которые, в конечном счете, сведутся к приспособленчеству. Затем, в этой игре принимают участие чувства, идя вслед за понятиями, и человек может почувствовать уверенность в поступках, он входит во вкус, его новый стиль поведения обещает принести свои плоды. И лишь когда в качестве плода мы получаем свой успех на несчастии и унижении других людей; получаем высокую оценку партнеров и руководства на фоне подстроенного падения своих сослуживцев, становится понятно, что новый стиль совсем не нов, он не принес в жизнь ничего самобытного, оригинального, жизнестойкого в своей неповторимости, мы всего лишь паразитируем, отнимая у других плоды их трудов и присуждая себе. Мы итак были слабы от недостатка объективности, а теперь пытаемся утвердить эту слабость, воздействуя на объективную реальность. Это свидетельствует о личной несостоятельности. Общее состояние человека в такой ситуации выглядит как утрата мудрости и способности к творчеству, ее замена на хитрость, пресмыкательство и склонность к плагиату. Потеря объективности в рассуждениях выглядит как лживость, которая выражается на трех уровнях: ложь на словах принято называть предрассудками; ложные ощущения, когда человек слышит, видит и чувствует то, что он настроен почувствовать, называют предвзятостью; и, наконец, лживость превращается в целый комплекс, систему оценок, отношений и поступков, выдержанных в едином ключе. Когда такая система приобретает характер замкнутой, то есть способной к самосохранению при изменении обстоятельств, условий и этапов развития человека, можно зайти очень далеко, следуя естественной динамике мышления. Глубокая, но терпимая на первых порах, отчаянность от субъективного противостояния миру может стать всепоглощающей, отравляющей жизнь отверженностью. Даже если оставаться высокого мнения о себе, выработанный нами информационный продукт будет слишком далек от объективности, и это сделает невозможным обмен с другими людьми. Конечно, к такому итогу приходят не сразу и далеко не все. Большинство людей пытается удержать промежуточную позицию: не приближаясь к крайней степени субъективизма и не заботясь о возвращении себе объективного отношения к миру, которое дается детям от рождения. Оно сохраняется до тех пор, пока у ребенка хватает характера не поддаваться постороннему влиянию, обучающему приспосабливаться, мешающему реализации личного таланта. Приспосабливаясь, многие думают, что приобретают мастерство в общении, которое сможет обеспечить реализацию их таланта. На самом деле, приспособленчество противоположно мастерству общения так же, как субъективное противоположно объективному. Природные способности называются мастерством общения, когда они содержат полный набор оттенков значения каждого понятия и полную гамму чувств, выражаемую всеми живущими во все времена в отношении определенного события. В этом нет таланта, это простые энциклопедические знания, старания, навык. Личный талант состоит в том, что, дав импульс и жизненную энергию творческим мысленным построениям или образным формам, ум не теряется в них, не становится ущербным, обедненным, а наоборот прирастает дополнительными мотивами для самовыражения и самоутверждения. Талант, имея абсолютные характеристики, не дробится, не расплывается, не смешивается, не теряется в многообразии природных форм выражения, а остается цельным и принадлежит лишь одной личности. Талант – врожденное свойство духа. Поскольку дух – основная часть личности, то и талант неотъемлемое средство общения любого человека. При общении ощущение таланта, как сути сказанной другим человеком мысли, может быть воспринято нами, только если мы сами обнаружили в себе свой талант, по закону: подобное сочетается с подобным. Точно также, мы оценим по достоинству мастерство выражения талантливой мысли, если сами умеет с ювелирной точностью и изяществом выражать собственные талантливые мысли. Объективный закон сочетания подобного с подобным нарушается, если механически использовать чужие, даже самые красивые слова и понятия. Их надо осмыслить для себя и переработать, включая в этот труд и талант, и природные способности. Талантливо и объективно выраженная мысль понятна другим и получает огромный отклик и поддержку. Успешное взаимодействие таланта и природных способностей бывает тогда, когда человек вполне осознает свою деятельность, ее цель и характер, и держится объективного порядка, не смешивая разные понятия. Объективность позволяет избежать внутренних противоречий и крайностей, позволяя сделать посильный труд, полностью используя внешние и внутренние возможности для выражения чувства таланта. И конечно, нужен навык, опытность в выражении таланта при помощи природных способностей, для этого мы принимаем на себя разнообразные общественные роли, пробуем силы и репетируем. Ограниченность человеческих способностей располагает выбирать близкие себе роли для освоения новых знаний и умений. Постепенно выбор этих ролей расширяется. Но неизменно талант и способности его выражать будут укрепляться и наращиваться только при соблюдении творческого, позитивного характера общения, преображающего мир, делающего его прекрасней. Поэтому действие таланта всегда делает нас счастливыми и соответствует самым насущным и важным надеждам всего народа. В соблюдении объективных законов наших заслуг нет, мы обязаны это делать ради собственного существования. Но гармонично сочетать разобщенные части внутреннего и внешнего жизненного пространства, соединить органично отдельные творческие замыслы, способности, материальные возможности в единое целое, подобное с подобным, сделать свой вклад в общенациональное, культурное достояние – это уже наши субъективные задачи и заслуги. В этом смысле признание приходится заслуживать.
|
|