Ну вот, дорогие ученики. Дело идет. Вы успешно преодолели еще одну ступеньку. Так мне кажется. А вы сами это ощущаете? Интересны ли вам задания, чувствуете ли, как нарастают поэтические мускулы? Непременно хоть в двух словах опишите свои ощущения от занятий. Плюсы и минусы. Это поможет мне сориентироваться. Позади у нас тренировки на панторифмах, на парадоксальность мышления, на умение читать и писать с подтекстом. Последнее задание, хоть и простое на вид – было чрезвычайно важно. Вот, Сергей Колоусов спрашивал – есть ли какой алгоритм в поиске «двусмысленных слов»? Увы. Только обширный словарный запас позволяет находить «те самые», да еще отточенное тренировками мышление помогает увидеть, почуять второе дно. Причем, хочу подчеркнуть, что практически все слова имеют это самое «второе дно». Просто мы зачастую забываем об этом, воспринимая смысл в привычном нам варианте. А ведь восприятие слов у каждого свое, в зависимости от жизненного опыта. И от веяний времени. Вот, скажем, слова «глухарь», «наряд», «опера», «машинка с глушителем» … В наше криминальное время большинство воспримут эти слова как «нераскрываемое уголовное дело», «наряд милиции», «оперативные сотрудники», «пистолет с глушителем», И лишь немногие подумают о глухаре как о птице, о наряде как об одежде, поставят в слове «опера» ударение на «о», а машинка с глушителем будет для них лишь машинка с глушителем и не более того…. К сожалению сжатые сроки нашего мастер-класса не позволяют подольше остановиться на этом разделе. Потому я советую самостоятельно продолжить тренировки в этом направлении. А мы пойдем дальше. Следующей темой нашего задания будут смысловые несуразицы и перевертыши. Словари, расшифровывая понятие слова оксюморон (или оксиморон), говорят следующее — стилистический оборот, в котором сочетаются семантически-контрастные слова, образующие неожиданное смысловое единство. Другие просто считают, что это соединение несоединимых понятий. Но нам не столь важна точность определения, сколько навык создания этих самых неожиданных семантических единств. Отчасти мы уже попробовали это в сочинении парадоксальных фраз. Но оксюмороны это не совсем парадоксы, хотя нередко они парадоксальны. Оксюмороны – это сочетание не сочетаемого. Примеры оксюморонов: Мокрый огонь Раскаленный океан Треугольное время Живой труп. Длинный круг. Неприхотливые капризы Колоссальный пигмей Предлагаю задание – подобрать пары оксюморонов. Заранее предупреждаю – потом вам придется (на мой выбор) в стихотворной форме обосновать один из ваших оксюморонов. Чтобы отчасти всем стало понятно, почему огонь мокрый, океан раскаленный, а труп живой. И параллельно даю еще одну задачку для оттачивания поэтического взгляда на вещи и остроты ума. Поиграем еще и в антонимы, что означает - слова с противоположным смыслом. Предлагаю вам попробовать обозначить с помощью антонимов названия известных литературных произведений, и постараться разгадать те названия, которые предложили ваши коллеги. В качестве примера: «Опущенная пашня» (Поднятая целина) «Матери и взрослые» (Отцы и дети) «Босая собака» (Кот в сапогах) "Задница студента Петрова" (Голова профессора Доуэля) Итак, вперед. Удачи!
|
|