Здравствуйте, дорогие ученики. Я рад, что вы активно включились наконец в наши занятия. Меня это радует еще и потому, что вы вполне преуспели в первом задании. Мне кажется, что разбирая свои и чужие строки, вы в достаточной мере (на этом этапе!) на практике прочувствовали возможность слаженного гармоничного звучания букв, , слогов, слов и даже целых строк… Поняли, что в этом нет ничего невозможного. Но на этом пока стоит остановится. Пусть уляжется в подсознание. Позже мы неременно вернемся к этому заданию еще раз. И продолжим его на новом уровне. А пока я хочу повести вас дальше. Вспомните стих Светлова из которого и проистекло задание, вспомните пародию на строки Светлова – «Шоферша»… Сравните со своими. Честное слово, вы не посрамили наш класс – у вас есть не менее неожиданные и красивые рифмы. Но… Согласитесь, пока у вас не появилось ни одного стихотворения, равнозначного той же «Шоферше» по изяществу юмора и цельности содержания. Нас пока подводит смысл. Ибо вложить смысл в содержание стиха при усложненной рифмовке весьма непросто. Небольшое лирическое отступление: На первый взгляд может показаться, что жизнь дает синоптикам больше возможностей для ошибок, чем саперам. Но так ли это? Мне кажется, что это не так. Любые ошибки персонально наказуемы. Просто ошибки саперов «громче» проявляются. Ну, и цена у ошибок разная. Настоящий поэт должен ощущать себя именно сапером (а не синоптиком), когда одно неверное слово – крах всего. Чем выше поднята планка требований к себе, тем лучше итог. Если, конечно, хватает сил преодолевать эту планку. Итак, поэт, как и сапер, не должен позволять себе ошибок. Он должен искать слова предельно точные по смыслу и уникальные по звучанию в контексте данного стиха. Правильность выбора проверяется просто – если слово безболезненно (без ущерба для смысла, ритма, мелодики текста) можно заменить на другое, то это провальное место, упущенная возможность. Тоже самое можно отнести и к строкам, и строфам. Если их можно убрать и стихотворение от этого не разрушается, то так и надо сделать. Объем стиха – не является его достоинством. Достоинство – художественная целостность, эмоциональная нагрузка, общая гармония настроения, смысла и звука. Иногда замена одной буквы может изменить все. Небольшой пример. Помните у Окуджавы песенку «Девочка плачет, шарик улетел»? Заканчивается она строкой «А шарик вернулся, а он голубой». А теперь посмотрите, что произойдет, если в слове «шарик» заменить букву «а» на букву «у» - каким кардинальным образом меняется смысл! Вот в кратком пересказе новое содержание: «Девочка плачет, Шурик улетел…» потом девушка плачет, мол, жениха все нет. Ее утешают, а Шурик летит… Потом женщина плачет, потом старушка… А Шурик все летит… И кульминация – А Шурик вернулся, а он голубой. Вот какая новая история получается - со своей интригой, проблемой, жизненной трагедией и философией. Это, конечно, шутка. Но, оцените, как кардинально все меняется из-за изменения всего одной буквы в слове! Вот так, пусть несколько коряво, я постарался подвести вас к следующему заданию. Я хочу, чтобы вы ненадолго отдохнули от рифм и созвучий, и попробовали поиграть со смыслами слов. Лучше и ярче всего это проявляется в парадоксах. Мне вообще кажется, что парадоксы, это стихи, хотя и сформулированные в необычной форме. Ибо в одной короткой фразе порой содержится мысль, на которую некоторые прозаики тратят десятки и сотни страниц текста. Предлагаю вам для разгона пять парадоксальных фраз из своего блокнота. И прошу вас (к понедельнику) придумать по пять своих парадоксов. Но, прошу, не пользуйтесь изречениями мудрецов, попробуйте сами стать мудрецами! Успехов! Игорь Царев Пример для разгона ваших мыслей: 1. У круглых идиотов самые плоские шутки. 2. Зеленые юнцы чаще краснеют. 3. И у темных ночей есть светлое будущее. 4. Красные ягоды черной смородины зеленые. 5. Полные люди тоже бывают пустыми.
|
|