РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕКРАСОВСКОЙ «СТАРЫЙ НОЙ», РАЗМЕЩЁННОЕ В КОНКУРСЕ «К РАЗУМНОМУ БУДУЩЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Ной… Старый, как Мир, персонаж, давным-давно всем известный. Хрестоматийный образ, так привычно укоренившийся в нашем сознании, что на факт его спасения не смотришь с позиций оправданности, допустимости подобной избирательности. Не думаешь о моральных муках, которые должен был переживать обладающий совестью человек – праведник в момент гибели окружающих его людей, в том числе, ни в чём не повинных детей. И вдруг – стихотворение Некрасовской, её свежий, не догматичный взгляд на происходившее. И образ Ноя освобождается от вековой пыли, Ной оживает, предстаёт перед нами в облике человека, способного к сопереживанию, не прощающего себя за приспособленчество, человека, мечущегося между желанием помочь невинным жертвам и послушанием, верой в непогрешимость карающего творца… Я привожу полный текст стихотворения Некрасовской: Вот и день отгорел. Видишь, Боже, измученный Ной В утомлённом ковчеге упавшие звёзды качает. И слезится душа, и над чёрной постылой волной Кроме Ноя молитвой никто тебе не докучает. Позабыть бы о днях, когда рос этот мрачный ковчег, О соседях, друзьях и родне, ребятишках и прочем… Я доподлинно знал, что уже обречён человек. Но без воли твоей разве мог я хоть чем-то помочь им? А когда нарастала, с высот низвергаясь, вода, И в отчаянье люди бежали под прорванным небом, Я за них не молил, малодушно боявшись тогда На себе ощутить отголоски великого гнева. Помнишь, юную мать заливало холодной водой, А она мне тянула бутон верещащих пелёнок И молила: «Спаси! Помоги ему! Смилуйся, Ной! Ведь ни в чём не виновен родившийся этот ребёнок!» Я до смерти своей этим плачем, как грязью облит, И устала душа принимать эту горечь без меры, Потому-то, наверное, старое сердце болит, Что придавлена совесть моей стопудовою верой. Что мне делать, Господь? Я давно потерял аппетит И смотреть не могу на сынов помрачневшие лица», «Успокойся, старик. Видишь: голубь назад не летит. Значит, будет весна. И Земля для любви возродится». Стихотворение, на мой взгляд, прекрасное и по заложенной в нём идее, по своеобразию подхода к проблеме, и по технике исполнения. Пятистопный анапест даёт пространство для создания сложной, многогранной картины, для изложения непростых мыслей. Плавно, без суеты и сбоев чередуются женские и мужские рифмы. Из двенадцати рифм четыре – сильные. В частности, сильными являются две глагольные рифмы, что делает их выразительными. Эпитеты и метафоры точны, не затёрты частым употреблением. «Слезится душа» Ноя. Вода низвергается сквозь «прорванное» небо. Юная мать тянет к Ною «бутон верещащих пелёнок». Ной, «как грязью облит» плачем не спасённого им ребёнка, но он связан своей «стопудовою верой»… Ной и его семья спаслись, но вода потопа для него «чёрная» и «постылая», ковчег «мрачный», мрачны и лица его сыновей. Ведь погибли соседи, друзья и родные. Всё выразительно, психологически оправдано, всё оставляет глубокое впечатление и запоминается. Что касается аллитераций, обращает на себя внимание многократно повторяющийся жёсткий, грозный звук «р». Итак, перед нами прекрасное стихотворение. Оно представлено на конкурс «К разумному будущему человечества». Тему инициатор конкурса мудро сформулировал достаточно широко, давая простор творческой инициативе участников. Требование к ним следующие: стихотворение должно быть посвящено ноосфере – сфере разума, охватывающей всю человеческую жизнь во Вселенной, и должно вносить новые литературно-художественные краски в картину разумного будущего человечества. Думаю, что стихотворение Некрасовской «Старый Ной» всем этим требованиям полностью соответствует. Ощущение сопричастности всему сущему, личной ответственности, совестливости, любви к людям – не это ли главные предпосылки к разумному будущему человечества. А о возможной каре Высших сил, Природы за нарушение основ разумного существования, каре, которая может обрушиться на всех, виновных и ни в чём не повинных, нужно помнить. С этой точки зрения выбор темы Всемирного Потопа в рамках конкурса о будущем человечества имеет глубокий аллегорический смысл.
|
|