(Некоторые мысли по поводу кризиса текстов на примере ярких "шедевров" песенного творчества) Я уверен, что многие потребители эстрадной музыки мало вслушиваются в тексты песен, таким образом, почти не вникая в смысл. Если бы слушатели и зрители хоть раз попытались проанализировать то, что им "впаривают" под видом качественной продукции, то они бы, по крайней мере, ужаснулись. Песня, как известно, является синтезом мелодии и текста. Иногда композиторы пишут на готовые слова (очень редко используя стихи), но, в основном, используется так называемая "рыба" - на готовую мелодию "лепится" текст. В результате чего перед рифмоплетом возникает довольно сложная задача - "впихнуть" слова в готовую музыкальную оболочку. Из-за этого нередко возникают весьма корявые "мутанты", от которых за версту несет "рыбой". Все, конечно, хорошо помнят песню Стаса Намина "Мы желаем счастья вам". Ее можно рассматривать в качестве классического "рыбного" примера. Привожу одну строчку: "Где подолгу добрую ждём порой мы весть". Думаю, что комментарии не нужны, так как все и так очевидно. Одной из характерных черт текстов песен является банальность, когда очевидные вещи выдаются за что-то "супер-пупер". Часто можно встретить и тавтологию, которая является "отягащающим" фактором. Например, Леонид Агутин поёт: "Мокрые слёзы". Ему почти что вторит Вячеслав Бутусов. В его случае речь идёт о "мокрых лужах". Так и хочется воскликнуть: "Ребята, раскройте глаза! Что за "мокрые дела"? Где вы видели сухие слёзы или лужи?". Иногда "имеют место быть" и просто "непонятки". Привожу свежий пример. Группа "Фабрика" поёт: "А мы - такие загораем!". Так и подмывает девчонок спросить: "Это какие - такие? Может, крутые или вообще нагие? Нет ответа! А такой "щедевр" из другого шлягера того же коллектива: "Для того я и живу, чтоб слова тебе сказать!". Какая глубокая мысль! А почему слова, а не абзацы и предложения? Недавно очень удивил метрдотель нашей эстрады - именинник Андрей Макаревич. Как вы уже догадываетесь, я хочу поговорить о его опусе "Шрам на любимой попе". Давайте оставим за рамками нашего "исследования" тематику и проблематику данной песни. Меня интересует строчка, где Андрей поёт: ".. на твоей круглой попе..". Такое анатомическое окрытие "тянет" на Нобелевскую премию по биологии. Какое тонкое наблюдение! Я всегда был уверен, что попа имеет пирамидальную форму, и вдруг такая сенсация! Советую автору не останавливаться на достигнутом и продолжать анатомические исследования! Но "апофеозом" текстового "беспредела" является строчка из песни Игоря Корнелюка, в которой он "видит город, которого нет". Это до какого состояния нужно было "обкуриться", чтобы такое увидеть! На "закуску" еще два "перла", которые можно отнести к "непоняткам". Валерия в "Часиках" поёт "...и люби просто так". Дуэт Авраама Руссо и Кристины Орбакайте почти повторяет эту мысль; "Просто любить тебя!". На что это вы, любезные, намекаете? Неужели на продажность любви? Или на то, что есть любовь по расчёту? А может быть просто так ничего не бывает, как остроумно заметил ведущий церемонии "Золотой граммофон" Николай Фоменко? Возможно, что читателям покажется, что я раздуваю "из мухи слона", но не слишком ли мы беззаботно даём "сесть себе на шею" халтурщикам, потчующим нас не вполне свежей "рыбой" и получающим за это немалые суммы? -----------------------------------------------------------------------------------------------
|
|