В ОЖИДАНИИ КОРОЛЯ ЛИРА -Я не драматург, - сказал дядя Миша, мой постоянный собеседник, удобно сидя в своем кресле, - не Шекспир и не Гельман, я просто старый болтун, и я извиняюсь, если что-то будет не так. Мне хочется показать вам один спектакль... Для спектакля, развернутого дома, было самое время: за окном сильно раскачивались ветки платана, на всем божьем свете бесчинствовал ветер, ветер... -Почему спектакль? Если вы заметили, каждый одесский дворик похож немного на одесский же оперный театр. И если вы заметили, каждый одессит немного актер. Один больше, другой меньше. То есть, если вы сложите вместе Утесова, Водяного, Карцева, и Жванецкого и разделите на семь то, что получилось, вы получите среднего одессита. -Почему на семь, дядя Миша? -Делите, если вам нравится, на десять! Таланта этих людей хватит и на десятерых, но это уже будут не одесситы, а так. И все же я о спектакле. У драматургов, говорят, самое главное – завернуть в начале сюжет, а потом раскручивать так, чтобы публика не успевала проглатывать бутерброды во время антракта.. Чтобы вам была завертка, я скажу: сын тети Ани, торгующей на Привозе овощами, алкаш Костя, уже синий от водки, украл у студента, снимавшего угол в нашем дворике, белые фехтовальные штаны и куртку, которые тот постирал и повесил сушиться. Костю с ними на рынке задержали, потому что на спортсмена он никак не походил, и привели домой на суд, так сказать, нашего дружного коллектива. Тогда было модно взывать к общественности. А та брала алкашей, воров и хулиганов на поруки. Для такого театра, как наш дворик, это была вполне приличная драма, на нее собралась вся публика. Она же была и актеры, они разыгрывали роли, данные им от бога, и я должен их представить. Человеческих характеров в нашем дворике ровно столько, сколько, подсчитали ученые, их существует на земле, - то есть двадцать два. И все разные, один с другим не спутаешь. Поэтому свары, которые здесь разгорались, были яркие, громкие, непримиримые, гасимые разве что луной, всходившей как раз над нашей водопроводной колонкой и отражающейся в лужице под ней, как забытая кем-то тарелка. Свары были: из-за пригретого кем-то из пацанов шелудивого щенка, который проскулил всю ночь; пацан-то спал без задних ног, а все остальные лунатиками выходили на балконы и тревожными глазами искали распроклятую животину; ссорились из-за громкой музыки за полночь, врубленную юнцами по поводу дня рождения одного из них; из-за разлитого во дворе «карасина», который «завонял всю нашу жизнь и без того горькую и соленую, как морская вода»; из-за жестяного корыта, которое, будучи повешенным у входных дверей на ржавый гвоздь, упало посреди ночи и всех разбудило. «Вешайте корыто у себя над кроватью!»... Характеры при этих сварах сшибались, как когда-то бойцы на турнирах: у кого был меч, у кого – копье, кто махал булавой, кто просто защищался щитом, кто свистал саблей, а кто колол рапирой... И все характеры, особенно женские, показывали себя в самой полной мере, когда дворовую красотку Полли ее парень, приезжавший на машине, чтобы отвезти девушку на Фонтан, вызывал поздно вечером, а то и ночью настойчивыми гудками, а иногда и мигающими фарами, устремленными сразу в три квартиры на первом этаже. По утрам Полли, непричесанная, без помады и пудры, при одной сережке и в драном халате, отгавкивалась ото всех так, что мужчины, провожавшие ее по вечерам одобрительными кивками, только качали головами... -Вообще, характеры – интереснейшая тема, - заметил тут дядя Миша, - но чтобы они по-настоящему проявились, нужна трагедия короля Лира. Мой же герой – всего-навсего синий алкаш Костя, укравший фехтовальный костюм. Вот вам, кстати, два характера, жаждущие «Короля Лира» и удовлетворяющие свои потребности мелкими Костиными прегрешениями (им тоже будет дано слово в спектакле). Клара Моисеевна ради собственной безопасности и в целях сохранения миропорядка, как она его понимала, считала своего мужа Игоря дураком. И этим самым облегчила с давних пор и свою жизнь, и мужнину, ибо все сложные дела брала только на себя, Игорю ничего не доверяя. Муж поначалу, конечно, ерепенился, восставал (вставал, что называется, на дыбы, защищая мужское самолюбие), но после понял (мудрый человек!), что в звании дурака есть своя выгода. И горячиться перестал, за личиной дурака спрятался, даже рожу при случае корчил дурацкую, а там уж обделывал свои делишки как только мог. Насчет делишек. Игорь был рыбаком, от домашних и прочих дел отлынивал, надирался с приятелями, которые звали его для простоты отношений Гошей, надирался в усю-сю, любя в особенности пиво с доброй долей водки, тараньку и соответствующие этим блюдам тары-бары, стучал до полуночи в домино – в общем, вел жизнь самую благоразумную в тогдашних советских условиях. Когда меж приятелей заходил разговор о женах, Гоша глубокомысленно изрекал фразу, за которую его безмерно уважали: «Иные браки, братцы, заключаются в Преисподней!». Он ее произносил, поднимая над столом полуобгрызенный остов тараньки, это звучало тостом и мужики дружно сдвигали пивные кружки (в них, напомню ревнителям правил чокания, была изрядная доля водки). Может быть, у него были и другие делишки, но только я о них ничего не знаю. Так в этой семье распределились роли, и каждый здесь чувствовал себя на своем месте: она – в роли верховода и безупречного в своем поведении человека, он – в отведенной для него роли дурака, но издалека и часто скручивающего в сторону супруги дулю. Во время дворовых сцен Клара Моисеевна порой выступала в качестве судьи; муж стоял сзади и чуть сбоку, чтобы его всем, кроме жены, было видно, и во время самых решительных слов жены корчил рожи, сводя на нет серьезность ее выводов, отчего двор покатывался, а она не знала, отчего, и злилась на то, что народ здесь такой тупой, что ее не понимает. Добавлю: лицо у Клары Моисеевны было жесткое, как у бригадира времен строительства египетских пирамид: ясно было, что возможный ее тогдашний предок рабам спуску не давал, и только благодаря ему и таким, как он, бригадирам, пирамиды поднялись на должную высоту... -Дядя Миша, - осторожно напомнил я, - мы не забудем про Костю? -Как можно! – ответил мой собеседник. – О ком бы я ни рассказывал, я вижу его перед собой: синий, беззубый, так и шнырит глазами по сторонам... Еще один персонаж – дядя Моря. Я вам о нем как-то говорил. Одинокий старик, в чем его всегдашняя беда – ему некому было пожаловаться: на жизнь, на соседей, на болячки. Он выходил на улицу и искал – было видно по глазам - среди прохожих Мессию: дядя Моря первым его узнает, уж Этот-то его поймет... Он сдавал свободную комнату жильцам, именно у него жил студент-фехтовальщик и поэтому дядя Моря тоже играет кое-какую роль в нашем спектакле. Вы его еще услышите. А вот еще характер. Носитель его – длиннолицый пожилой холостяк с очень редкими полуседыми волосами, всегда аккуратно зачесанными назад, и глубокими морщинами от носа, которые встречаются под подбородком. Он курил сигареты через красивый, с икрустациями деревянный мундштук и всегда выходил на крики во дворе. Слушал, курил, время от времени произносил: «Занятно... Занятно...» и потом прятался в своей комнатушке с давно небеленными стенами. Дома у него были одни и те же книги, которые он без конца перечитывал. Была тетя Аня с широкими и красными, как помидор, щеками, Костина мама, но у нее впереди такой монолог, что я о ней больше не скажу сейчас ни слова. А теперь, когда все представлены, вообразите себе, что вы сидите в зрительном зале, а на сцене – одесский дворик в его натуральном виде: все актеры в сборе, одеты соответственно, то есть кто как; посреди дворика, возле водопроводной колонки, стоят милиционер с фехтовальным костюмом в руках и поникший алкаш Костя. Время – к вечеру. Милиционер. Вот вам ваш красавчик, делайте с ним что хотите, хоть берите на руки, хоть на поруки. Нам он сто лет не нужен. Осточертело с ним вожжаться! Кладет на колонку белый костюм и уходит. Двор рассматривает Костю. Двор откашливается и закуривает. Студент подходит к водопроводу, берет свой костюм и рассматривает. Студент Гера. Мой... Только вчера постирал. Я его у дверей повесил. Завтра в восемь у меня соревнования. Дядя Моря. Это правда, у дверей. Разве в моей комнате можно что-нибудь высушить? Если в ней что-то сохнет, так это только я. Клара Моисеевна. Кха, кха! Игорь, ее муж (трагическим шепотом, по-Лировски воздевая руки). Костик, неужли ты?! И как ты мог?! Полли (в модном халатике, с сигаретой, в бигудях). Гера, ты шпажист или саблист? Мне больше нравятся шпажисты. Гера. Я шпажист. Мастер спорта. Полли. Класс! Приду как-нибудь на тебя посмотреть. Костя (сплевывая, после чего приосанивается). Видали мы таких мастеров... Клара Моисеевна. Я думаю, товарищи... Тетя Аня (вбегая во двор с улицы, где наверняка успела поговорить с только что вышедшим милиционером, сразу устремляется к Косте). А ты чего тут стоишь? А? Опять они (обводит взглядом двор) на тебя? Иди домой, иди, я сама с ними разберусь! Подталкивает сына, он скрывается в своей двери и больше не выходит. Женщина упирает руки в крутые бока и устремляет огненный взор на студента. Речь ее зажигательна, она обращена и ко двору, и время от времени к небесам, куда тетя Аня взбрасывает толстые руки, загорелые по локоть. Ее монолог, по правилам драматургии, должен завершить спектакль и отпустить публику по домам в глубоком раздумьи о человеческих судьбах. Вы только гляньте на этого щенка! (Тетя Аня негодует так, что усомниться в ее правоте невозможно). Студент! Чему его там учат! И он после всего говорит, что мой Костик украл у него спортивное барахло! У него язык поворачивается сказать такие слова! Да как тебе не стыдно! (Снова испепеляющий взор). Чтобы мой Костя!.. Да его здесь все знают с пеленок!.. Студент вытаращивает глаза. Клара Моисеевна. Я думаю, товарищи... Тетя Аня (не обращает на нее внимания и продолжает, распаляясь все больше). Я вам скажу, как было дело. Этот студент и есть пьяница – я что, не видела, каким он приходит домой поздно вечером? Он приползает на карачках! Пьяный в зюзю! А что было с этими белыми штанами? Его, видать, уже знают на Привозе, так он упросил их продать моего Костиньку! А тот – вы же знаете Костю с малых лет – он никому не может отказать, взял да и понес. Добрая душа! (Всхлипывает). Костя, ты меня слышишь? Плачь вместе со мной, что на свете водятся такие люди, как этот студент! Дверь в Костину комнату приоткрывается и тут же закрывается: видимо, Костя таким образом показал всем, что он тоже плачет. Тетя Аня (чуть не рыдая и угрожая небесам). А потом этот прохиндей говорит, что это Костя украл костюм! Ты сам у себя украл и свалил все на Костю! Вот ведь до чего дошло – сами у себя воруют! Сами у себя – вот до чего дошло!.. Голова и руки у тети Ани бессильно опускаются; двор, хоть и поднаторел в слушании защитных речей, благодаря которым он и выжил и жил, внимательно ее слушает и следит за всем, что с ней происходит. Двор искренне заинтригован поворотами тетианиной мысли. А женщина уже устремляет красный, как морковка, палец на студента и продолжает. У тебя трубы горят после вчерашнего, вот что! Ты после вчерашнего ничего не соображаешь! Нет, вы только гляньте на него, гляньте! Студент Гера (он и в самом деле выглядит плохо: монологом он раздавлен, уничтожен, лишен опоры). Я мастер спорта... У меня завтра соревнования... Полли (уже полна недоверия). Гера, ты говорил, что ты шпажист... Тетя Аня. Шантажист он, а не шпажист! Мастер спонта! По литрболу у него соревнования, уж я-то это знаю, уж мне-то вы можете верить!.. Когда тетя Ана входила в ораторский раж, она запрокидывала голову, закрывала глаза, как тенор, который берет самую высокую ноту, и двор зачарованно следил за ее вокалом, не особенно уже вслушиваясь в слова, потому что наблюдал истинное, во-перых, вдохновение, а во-вторых, она начинала повторяться. Холостяк с мундштуком. (с удовольствием потягивая табак). Занятно... Очччень занятно... Это право же... (длинные его вертикальные морщины отправляются в долгое путешествие к ушам). Полли (негодующе, уходя). Это какой-то кошмар! Нет, я ничего подобного никогда не слышала! Я ничего не понимаю! Прямо не двор, а дурдом! Тетя Аня (она почувствовала, что довела, кажется, дело до конца и снова обратилась к раздавленному ею мастеру спорта по шпаге). Вот что я тебе скажу, студент! Убирался бы ты с нашего двора куда подальше! Тут у нас живут хорошие люди, а таким, как ты, здесь не место! Иди туда, где тебя не знают! Клара Моисеевна все порывалась что-то сказать, но, открыв густо накрашенный рот, тут же закрывала его. Ее муж зато прегадко ухмылялся и чувствовал себя, может быть, лучше всех. Игорь (наулыбавшись, жене). Ситуация прескверная, на мой взгляд. Тетя Аня проглотила Геру вместе с его шпагой на глазах у всех. Это ж надо – так суметь поставить мир с ног на голову! На это способна только женщина. Ты не находишь? Клара Моисеевна (из одного только, кажется, чувства противоречия). Во-первых, Аня мать. Во-вторых, ты хорошо знаешь этого Геру? В третьих, какое ты имеешь право... Игорь (сначала схватившись за голову, а потом запустив еще одну улыбку на безответственную свою физиономию). Ты не заметила, дорогая, что чем-то бываешь схожа – иногда, конечно, время от времени, ненароком, по чистой случайности или по чисто дамской запальчивости – бываешь схожа с нашей тетей Аней? Клара Моисеевна (бросает походя). Шут гороховый. Игорь (кротко). Шут... (но видно по нему, что эта роль покамест его вполне устраивает, видно по нему, что, видите ли, шутами были те, кто, рискуя даже жизнью, говорили королям правду). Шут... Дядя Моря (студенту). Ну, и что мы будем делать с вами, молодой человек? Теперь мне уже ясно, что вы из себя представляете! Я думал, у меня будет квартирант, а что я, как всегда, имею? Тетя Аня оглядывает амфитеатр нашего дворика взглядом победителя. Может быть, кому-нибудь и хочется сказать какое-то слово, но он не решается. Это означало бы скрестить оружие с несокрушимым бойцом, вооруженным к тому же и мечом, и щитом, и кинжалом за поясом. И действующие, так сказать, лица отворачиваются от ее все еще испепеляющего взгляда, а некоторые просто уходят с балкона. Галерка пустеет. Дядя Моря и студент скрываются в берлоге хозяина. Тетя Аня (довершая разгром). И они еще говорят, что мой Костик может что-то украсть! Да как у них язык поворачивается! Пусть еще кто-нибудь вякнет хоть слово – уж я с ним разберусь! Гоша (шутовски восхищенно, а, значит, и ядовито). Анечка! Да в вас, с вашим парадоксальным умом, Эйнштейн пропадает! Тетя Аня (бесповоротно). Во мне, бестолочь ты этакая, ничего не пропадает! И уходит домой, громко хлопая дверью. И другие двери захлопываются. И на некоторое время во дворике воцаряется тишина. Как в театре, когда все расходятся по домам. На небо выползает полная луна, чтобы отразиться в лужице под водопроводной колонкой и стать похожей на забытую кем-то большую тарелку... Дядя Миша посмотрел в окно, где ничто не предвещало хорошей погоды, и повернулся ко мне. -Вот вам, товарищ Вадим, спектакль из нашего дворика, который является филиалом одесского оперного театра. Но драматург здесь, к сожалению, не Шекспир и не Гельман, а старый болтун Михаил Топоровский. Чем я еще отличаюсь от этих великих – я ничего не получаю за свои постановки. Может быть, в этом случае нам с вами скинуться на две порции мороженого?
|
|