ЗАДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР рассказ – Здравствуйте, здесь пятое место? – Да. Худенький старичок-пастор, запыхавшись, переступил порог и снял плащ. Поезд тут же тронулся, продолжая свой ход на Москву. – Едва успел, слава Господу! – Бывает. Единственный сосед в купе явно не отличался разговорчивостью. – Вот сейчас разложу вещи и будем чай пить! – Гм. Пастор окинул беглым взглядом попутчика: относительно молод, интеллигентная внешность, читает толстый журнал. – Темнеет как быстро! Осень – очей очарованье, однако дожди льют и льют... – Да уж. Пастор выложил на столик часть приготовленных в дорогу продуктов и отдельно положил Библию с большим позолоченным крестом на обложке. Сосед краем глаза увидел её и недоумённо повёл плечами. – Не желаете чаю? – заботливо спросил пастор, открывая старенький термос. – Здесь вас таким не напоят, моя супруга заваривает его с какими-то чудесными травами... – Нет, спасибо, – сдержанно отозвался попутчик. Пастор, что-то мурлыча под нос, налил себе чая, развернул бутерброды, порезал перочинным ножом овощи. – Божьи произведения земли, – сказал он, кивая на огурцы с помидорами и улыбаясь собственным мыслям, – милость свыше к нам, грешным! Сосед по купе дипломатично промолчал, хотя внутри его уже зрел протест против назойливого старика. – Я помолюсь коротко, если вы не против? – Мне всё равно. Пастор закрыл глаза и несколько восторженно призвал Божье благословение: на весь предстоящий путь, машинистов, ведущих состав, их руки, крепко держащие «штурвал», а также ту пищу, которая дарована Господом «на сей день». Упомянул пастор в молитве и своего попутчика. Когда он, наконец, открыл глаза, то увидел направленный на него недружелюбный взгляд. Сосед отложил в сторону журнал, снял очки и теперь нервно теребил их в руках. – Меня зовут Андрей Васильевич, а вас как зовут? – попытался загладить свою вину пастор. – Руслан Калимович, – автоматически ответил попутчик и затем раздражённо добавил, – и не могли бы вы держать свои религиозные убеждения при себе? – Да-да, конечно, – согласился Андрей Васильевич, – прошу прощения, если огорчил вас. Руслан Калимович помедлил, взвешивая, вернуться ли ему к чтению скучноватой статьи или пуститься в заведомо безнадёжную дискуссию со старцем. – Дело не в огорчении, – наконец, не в силах совладать с собой, продолжил он, – дело в том, что целая страна на глазах разрушается и разваливается на части из-за того, что всякий у нас занимается не своим делом: инженеры торгуют на базарах тряпками, аграрии забросили деревню и подались в политику, рабочие философствуют... Вот вы, например, по специальности кто? – Большую часть жизни я проработал слесарем в автопарке, – признался Андрей Васильевич, – а теперь вот – пастор евангельской церкви... – Вот видите! – разгорячился Руслан Калимович. – И вы туда же. Проповедуете об Иисусе Христе, наверное. А откуда вы знаете, жил ли Он вообще когда-нибудь? Вы что, историк? Специалист по Ближнему Востоку? – Нет, – подтвердил Андрей Васильевич. – Тогда, может быть, духовную семинарию окончили? – В советское время для нас это было невозможно, к сожалению. – Так как же вы осмеливаетесь судить о вещах, в которых, похоже, сами несведущи, и чему вы можете после этого научить других?! – С одной стороны, вы, конечно, правы... – согласился Андрей Васильевич. – Я прав со всех сторон! – категорично оборвал его Руслан Калимович. – Каждый должен заниматься своим делом – профессионально! – тогда и страна у нас будет богатой и процветающей. – Хорошо, – не стал спорить Андрей Васильевич, – а можно поинтересоваться, кто вы сами по профессии? – Со мной как раз всё в порядке, – ответил самодовольно попутчик, – я физик и интересуюсь исключительно физикой, доктор наук. – Замечательно. Хотя, конечно, тогда мне вас едва ли переубедить... – А вы попробуйте, дорога длинная! Если вам, конечно, есть что сказать по существу. Глаза Руслана Калимовича потеплели. Когда оппонент повержен несокрушимой логикой твоих утверждений, его немного жаль. Всего-то неграмотный старик сидел перед ним. Андрей Васильевич, однако, не производил впечатления человека, готового сдать свои позиции. Он попробовал на вкус чай, с улыбкой добавил в него сахара и, наконец, со старческим энтузиазмом продолжил беседу. – Когда я просыпаюсь утром, дорогой друг, и открываю окно, то свежий ветер наполняет мою комнату, и тогда я всем существом чувствую, что это Господь приветствует меня!.. Я слышу, как во дворе на деревьях щебечут птицы, и понимаю, что они не беспричинно шумят, но так стараются изо всех сил прославлять Творца своего... В небесах сияет солнце, зажжённое Богом, и обогревает всю землю... Неужели вы не видите этого? И когда я молюсь, то, смею вас уверить, взываю отнюдь не в пустоту, а ощущаю и слышу явственно ответ Небесного Отца, и оттого моя душа наполняется великой радостью... – Всё это лирика, извините, – остановил восторженного собеседника Руслан Калимович, – существуют ли у вас какие-либо более весомые аргументы? Андрей Васильевич задумался. За окном мелькали огни какого-то селения. Поезд несильно качало. – Стало быть, доводы разума вас убеждают более свидетельства душевного, так я понимаю? – Совершенно верно. – Ну что же, жил на земле две тысячи лет назад наш Спаситель и Господь Иисус Христос, и было у Него двенадцать апостолов... – Звучит, как начало у сказки... А точно ли жил? – Если бы вы – о, простите меня, дорогой друг! – интересовались не только физикой, то вам было бы известно, что и римские историки, и еврейские раввины оставили свои свидетельства об Иисусе. Заметьте, они не верили в Него как Сына Божьего, но написали о Нём! – Предположим, что это так, – снисходительно согласился Руслан Калимович, испытав, впрочем, некоторую неловкость из-за пробела в своём образовании. – Итак, жил на земле две тысячи лет назад в Палестине – и от этого никуда не уйти – Господь Иисус, и было у Него двенадцать апостолов... – То есть учеников? – Да, двенадцать учеников. И клялись они Ему, говорит Евангелие, в своей любви и преданности. – А Иуда затем-таки предал... – Прекрасно. А говорили, что только в физике вы сведущи... – Ну, это так – элементарные общие знания. – Хорошо, – продолжил Андрей Васильевич, – а знаете ли вы, что десять из оставшихся одиннадцати апостолов, после предательства Иуды Искариота, вскоре мученически погибли в разных странах, проповедуя имя Господа Иисуса? Об этом, кстати, сообщает множество ранних авторов... – Не вижу здесь ничего удивительного, фанатиков на земле хватало во все времена. Разве не так? – Фанатиков? Вы сказали – фанатиков? – Конечно, фанатиков. Разве умирать за абстрактную и бездоказательную идею загробной жизни – это не фанатизм? – Согласен: умирать за абстрактную и бездоказательную идею загробной жизни – это фанатизм, – с этими словами Андрей Васильевич, как ни в чём не бывало, принялся пить чай. Руслан Калимович недоумённо посмотрел на старца: неужели это всё, что тот собирался сказать? Но вот пастор, наконец, отставил кружку в сторону и столь же неожиданно заговорил вновь. – Вы слыхали когда-нибудь о группе людей, в которой более девяноста процентов участников приняли бы лютую смерть за заведомую ложь и лишь один из них умер в своей старческой постели (так же не отрекаясь от своих убеждений, впрочем)? – Я думаю, – ответил Руслан Калимович с улыбкой, – что такую группу людей совсем нетрудно представить: миллионы безумцев в истории человечества отдали жизнь за свои фантазии... – Не могли бы вы уточнить, пожалуйста, кого вы имеете в виду, – попросил Андрей Васильевич. – Разумеется: среди них были и христиане, и мусульмане, и индусы... да кто угодно – любые сектанты. – О, я с вами полностью согласен! Такое в истории бывало нередко. – И что? – А то, что мученичество за Христа первых Его апостолов – это нечто совсем другое, чем смерть миллионов за веру в последующее время. – Какая же разница? По-моему, это одно и то же. – Нет, не одно и то же, – загадочно улыбнулся Андрей Васильевич и опять принялся пить чай. Руслан Калимович раздражённо ждал. Он не мог никак уловить логику собеседника, более того – он опасался, что никакой логики не будет и вовсе, а он только понапрасну теряет время. – Итак, в чём же разница? – напомнил он вопрос пастору. – А вот в чём, – допив чай в кружке, продолжил старец, – апостолы лично знали Христа, а последующие мученики – как бы поточнее выразиться – могли знать Его только в духовном смысле слова... – И что из того? Я не понимаю. – Ещё минуту терпения, и вам всё станет кристально ясно, поверьте мне! – Я надеюсь на это... – Когда целый отряд солдат пришёл взять под стражу Христа в Гефсимании, апостолы показали себя, увы, не с лучшей стороны. – Они испугались? – Испугались – не то слово. Они в страхе бежали, позорно оставив своего Учителя. И Пётр бежал – тот, кто говорил, что даже если все от Него отрекутся, уж он-то останется верен! И Иоанн бежал – любимый ученик Спасителя! И Симон Зелот – а зелоты были самые отчаянные еврейские ребята тогда – бежал впереди всех... Да, все убоялись страхом великим и разбежались! Явно не за смелость Иисус избирал их в апостолы... – Я что-то начинаю понимать, – просветлело лицо Руслана Калимовича, удовлетворённого тем, что в рассказе пастора, наконец, почувствовалось какое-то подобие логики. – Хотя нет, ничего не понимаю: почему же они потом стали такими смелыми, что умерли за Христа? – Вот вам, как учёному, я как раз и хочу задать этот вопрос: почему вдруг апостолы столь сильно изменились? – Я просто не имею достаточно данных, чтобы проанализировать ситуацию, мне нужно изучить источники... – Похвальное желание! – Не обольщайтесь, я не стану этим заниматься. У меня хватает собственных проблем в научной работе. – Хорошо, тогда я вам просто скажу, к какому выводу пришли другие учёные, исследовавшие жизнь апостолов. – Я с любопытством выслушаю! – Существует, по-видимому, только одно разумное объяснение столь поразительной перемены в апостолах... – Какое? – Они действительно увидели Иисуса Христа, после Его распятия на кресте и смерти, воскресшим и живым! – Ах, вот какое объяснение! А я вас уже было заслушался... – разочарованно протянул Руслан Калимович. – Одно фантастическое предположение объясняете другим, ещё более фантастическим... Мне это больше неинтересно! – Ещё минуточку, я не всё сказал! – Слушаю, но только «минуточку»... – Апостолы Христа вовсе не были фанатиками! – Докажите это. Андрей Васильевич с готовностью раскрыл лежавшую на столе Библию и прочитал из Евангелия: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю...»* – Допустим, что Фома был разумным человеком, – сказал Руслан Калимович, – а остальные? – Но ведь и другие апостолы не были легковерными! Библия говорит, что они даже и не надеялись на воскресение Христа из мёртвых. Все ученики Иисуса прятались после Его смерти, опасаясь преследований от иудеев. – Почему же затем они стали такими отважными? – Как раз об этом я вас и спрашиваю! – Хорошо, Андрей Васильевич, я признаю, что вы меня запутали. Вопрос этот, похоже, тёмный и психологически не ясный. – Напротив, он прекрасно исследован и ясен как Божий день! В истории человечества больше не было ни единого случая, когда бы группа очевидцев в одиннадцать человек сговорилась между собой умереть за несомненную им ложь (как если бы Христос не воскрес из мёртвых) и, находясь вдали друг от друга, никто бы из них не дрогнул и не рассказал, что же случилось на самом деле. За живого – не умерли, но разбежались! Неужели бы пошли на смерть за мертвеца? – Как ни странно, ваша мысль звучит довольно правдоподобно, – согласился Руслан Калимович, – похоже, вы интуитивно нашли сильный аргумент в пользу христианства... – О, это не я, всё сказанное мною было хорошо известно ещё в Древнем Риме! – Занятно. Но ко мне-то это какое имеет отношение? Я не историк. И не христианин. Андрей Васильевич налил себе ещё чая. – Чай будете? – вновь спросил он Руслана Калимовича. – Давайте, – ответил тот. Помолчали пару минут, попили чая. – Ну как? – поинтересовался Андрей Васильевич. – Нравится вам, как заваривает моя спутница жизни? Руслан Калимович ответил не сразу, мысли его были, похоже, где-то далеко. – Ах, чай? – спохватился он. – Чай, действительно, превосходный – с религиозным ароматом! – Так вот, – двинулся дальше Андрей Васильевич, – я всё ещё только подхожу к тому вопросу, который вы поставили в начале нашего разговора. – Каждый должен заниматься своим делом, быть профессионалом. И что нам с вами до Иисуса Христа, если я слесарь, а вы физик? – У вас замечательная память и вполне научный склад ума! – одобрил Руслан Калимович. – Итак, какое мне дело до того, что Иисус Христос две тысячи лет назад умер на кресте в Палестине, если я живу сегодня и занимаюсь физикой? – Это вопрос спасения Вашей бессмертной души… – Спасибо за заботу, но нельзя ли попонятнее? – улыбнулся Руслан Калимович. – Вы болели когда-нибудь столь серьёзно, что находились без сознания? – с участливым выражением лица неожиданно спросил Андрей Васильевич. – Думаю, что да. – Давайте тогда представим ещё одну фантастическую ситуацию (выражаясь вашим языком), чтобы скорее и проще разрешить наше затруднение. – Хорошо, гипотеза – это тоже научный метод... – Допустим, – взволнованным голосом сказал Андрей Васильевич, – что в то время, когда вы тяжко болели и лежали без сознания, в ваш дом ворвались лихие люди, забрали всё, что могли, и напоследок решили вас ещё и убить – так, на всякий случай, чтобы не было свидетелей, вдруг вы притворяетесь только, что без сознания! – и тут нашёлся некий жалостливый человек, который за вас вступился, и тогда разбойники убили его вместо вас... Проходит время, вы выздоравливаете. Ваши соседи, ставшие невольными свидетелями тех событий, пытаются рассказать, что случилось в доме, пока вы болели. А вы, представьте, тогда им отвечаете: «Какое мне дело, кто хотел меня убить, и кто там за меня умер... Я физик, и у меня нет времени на всякие пустяки...» – Некорректное предположение! – возмутился Руслан Калимович. – Если бы кто-то действительно умер за меня, я бы нашёл время узнать об этом поподробнее. Но причём здесь Христос? К тому же, мой дом – далеко не Палестина... Андрей Васильевич вновь раскрыл свою Библию и прочитал из неё торжественным голосом следующие стихи: «...Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками».** «Христос за всех умер...»*** «...Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».**** – То есть вы хотите сказать, что Христос умер за всех людей, включая меня? – удивлённым голосом спросил Руслан Калимович. – Так говорит Библия, которая есть Слово Божие. А потому вам следует каким-то образом отреагировать на эту весть, которую донесли до нас очевидцы-апостолы: Господь Иисус умер лично за вас и за меня, кем бы мы с вами по профессии не были... Если же вы вновь отмахнётесь от этого вопроса, то как раз и окажетесь тем неблагодарным человеком из моей фантастической истории, который ничего не захотел знать о своём спасителе... – Ловко у вас это получается, к самой душе подбираетесь! – воскликнул Руслан Калимович. – Мне уже кажется, что вы не столь безобидный старичок, каким кажетесь с первого взгляда. – Не уклоняйтесь от ответа, мой друг, будьте учёным до конца! – Что ж, ваши слова кажутся мне уже разумными, хотя и не убеждают вполне... – Если Иисус умер действительно за всех, и за вас, и за меня, а затем подлинно воскрес из мёртвых (апостолы весьма преобразились, не правда ли?), то это означает... что Он, несомненно, наш Бог! И нам надлежит непрестанно благодарить Его и служить Ему, чтобы не предстать пред Ним, опять же, неблагодарными безумцами, чтобы душа Ваша живая не погибла! – Ах, если бы всё это было так, как вы говорите!.. За долгим разговором попутчики не заметили, как подъехали к Москве. Небо над столицей уже просветлело, наступало утро. На прощание пастор и учёный обменялись адресами и крепко пожали друг другу руки. Затем, протиснувшись сквозь толпу на перроне, они направились в разные стороны. И ангелы-хранители, тихо шелестя крыльями, радостно полетели за ними... ____________ * Ин. 20. 24-25. ** Рим. 5.8. *** 2 Кор. 5.15. **** Гал. 2.20.
|
|