ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ЭТИХ ВЫБОРОВ Мне захотело написать статью „Сравнительная оценка предвыборных агропрограмм”. Оказалось, что достать те предвыборные партийные агропрограммы совсем непросто. С огромнім трудом достал у Марьяны Лесив общую предвыборную программу партии „Виче” с тезисами о земле.Предвыборную программу НС НУ для львовской области дала super Star ЛОДА Миля Подляшецкая. Больше ни в одной партии, а я ведь, как бывший координатор объединенной оппозиции, в дружеских отношениях с большинством лидеров областных парторганизаций, достать не удалось. Говорят, что программы еще не конкретизированы. А ведь по условиям Закона избирательный список не регистрируют без программы! Поэтому, когда узнал о „круглом столе” Львовского центра политических исследований: «Местные выборы 2006: формирования списков партий и блоков во Львовские городской и областной советы», решил принять в нем участие. Согласно Закона в настоящее время соревнуются за власть не люди, а партии. А соревноваться они должны программами. Люди же в их списках должны показать, что партии в состоянии выполнить свои предвыборные программы, в том числе и по селу... В связи с визитом во Львов нынешнего премьера Еханурова и традиционными автомобильными пробками в центре, «круглый стол» начался почти «по- Ющенковски» - с получасовым опозданием. Присутствовала, в основном молодежь: представители от общественных организаций, аналитики, эксперты и обозреватели. А вот представителей партийных избирательных штабов не было ни одного. Небольшим, но емким докладом, открыл „круглый стол” Анатолий Романюк. Он сообщил, что поражает количество кандидатов-бизнесменов разного уровня от директоров/владельцев больших структур до мелкого бизнеса. Их зарегистрировали - в областной совет: от ПППУ -- 70 % (это как раз логично, ведь партия предпринимателей); 53,8 % - от рреволюционной «Поры»; 43,3 % - от Блока Костенко- Плюща; 29,4 % - от БЮТ; 16,6 % -от «Нашей Украины»; 10 % - от «Не так». Во Львовский городской совет: 40 % -от ПРП, «Не так», ПЗУ; 36,8 % - от БЮТ, «Поры»; ЗО % - от «Нашей Украины», Блока Костенко- Плюща. Единственное исключение составляет пятерка КПУ, но мы ведь имеем списки лишь пятерки, а дальше практика свидетельствует о скрытых возможностях. Достаточно вспомнить эпопею с выходом и повторным введением бизнес структуры « КРОК» в БЮТ с последующим предоставлением проходных мест в списке. Проблема заключается в том, что руководители и предприниматели, как общественная группа, в процентном отношении составляют в городе Львове лишь до 5 %, то есть среднее превышение составляет в городской совет среди названных партий и блоков - 7 раз. А в области данная категория составляет лишь 3 % население, соответственно частица бизнесовой группы превышает статистический показатель в 12 раз! За исключением ПППУ и „Виче» все остальные партии и блоки в своих предвыборных декларациях не говорят о приоритете защиты интересов бизнеса, наоборот они формально ориентированы на социальную защиту населения. Европейский опыт заставляет сомневаться в способности таких Советов согласовывать интересы бизнеса и общества Спискам ряда партий и блоков свойственен феномен неопотизма(кумовства). Так, в списках «Нашей Украины» в областной совет: Васюник Игорь Васильевич - №42 (работает в Киеве); Яворивский Святослав Владимирович - № 49, Ружицкий Александр Антонович - № 50; Приймич Нестор Богданович - № 98. В списках в городской совет отец и сын Задорожные. В списках Партии регионов в областной совет в первой десятке идут отец и сын Радзиевские. В списках партии «Виче» областную организацию которой возглавляет М.Рогуцкий, Виктория Рогуцкая - директор подраздела ЗАО «Артор» и О.Корная - начальник охраны ЗАО «Артор». Антонюк отметил,что спискам кандидатов свойствено абсолютное доминирование членов партии. В случае БЮТ те, кто не был до включения в списки членом «Батькиыщины», должны ьыли вступить в партию сразу же после включения в список. В СПУ допускается в списках не более 2% беспартийных или вступивших в партию после декабря 2004. А ведь разработчики этого Закона о выборах во время его обсуждения отрицали упреки в нарушении прав граждан, не являющихся членами политических партий. Они декларировали, что партии будут активно бороться за включение в свои списки авторитетных беспартийных граждан. Как видим, этого не произошло, разве что в первых пятерках и то, по-видимому, для популяризации списка. Поскольку члены политических партий в Украине составляют лишь 2% населения, а удельный вес членов партий в списках кандидатов составляет 95%, то Закон существенным образом ограничил конституционное право быть избранными абсолютное большинство граждан! Доминирование партийных функционеров и бизнесменов стало главной характеристикой избирательных списков. Собственно это не позволило стать кандидатами многим авторитетным, но беспартийным людям в регионе. Если до этого мы прибавим, что списки в Верховную Раду почти полностью игнорировали регион, то получаем грустный вывод. Эти выборы не позволят привести к власти авторитетных, самостоятельных личностей. Следствием явится партийная олигархизация власти. Вторым следствием является существенный рост уровня партийной диктатуры за счет уменьшения внутрипартийной демократии. Это будет вести к формированию послушных партийцев, которые будут лишь исполнителями и, как следствие, к сужению демократии в обществе. Третьим следствием станет усиление власти «партийных босов» в регионах, составляющих списки и контролирующих «правильность» поведения членов партии. Ведь, контролируя районные партийные организации, они способны манипулировать результатами голосования. Четвертым следствием станет коммерциализация представительских институтов на местах, а, соответственно, и исполнительных институтов. Большой процент бизнесменов в списках, как компенсации за средства, собранные на проведение избирательной кампании, будет стимулировать партийные фракции и отдельных кандидатов к зарабатыванию денег. А поскольку компенсации и сборы делаются неофициально, то будущие «зароботки-отработки» будут так же теневыми. Пессимистические прогнозы относительно несоответствия будущих депутатов интересам общества попробовал развеять политолог Степан Рутер. Он сказал, что все нынешние недостатки начинаются не с Ющенко, а с предыдущей власти. И ничего страшного нет в том, что во власть идут бизнесмены. Они имеют опыт работы в бизнесе и этот опыт поможет им в строительстве новой зажиточной Украины. Главное же в том, что люди сейчас голосуют не за партии, не за списки, а за личности, которые возглавляют эти партии или находятся в первой пятёрке списка. Треть Украины голосует не за партию регионов, а за личность Януковича. И здесь самое страшное то, что они хорошо знают и о его судимостях и о подкупе пенсионеров перед выборами. Выходит, голосуют за нарушение Законов Украины! Так же голосуют не за БЮТ, а за Юлю, не за ПРП-«Пора», а за Клычко, хоть председатель ПРП – не Клычко, а Пинзенык. Голосуя за ещё ничем не прославившуюся НСНУ, голосуют за Ющенко. То есть именно сейчас проявляются яркие лидеры и это хорошо для партий и для нации. Этот оптимизм охладил Олесь Антипович с „Социнформу”, который рассказал, что их исследования показывают резкое снижение доверия ко всем ветвям власти. Опрос показал, что голосовать будут не „за”, а „против”. Будут выискивать в партийных списках известные компрометирующие фигуры и не голосовать за эти партии. Он отметил, что почти все нынешние лидеры партий и блоков имеют отрицательный уровень доверия. Главным же принципом стабильности Государства является именно доверие к власти. Он обратил внимание и на то, что отсутствие беспартийных в большинстве списков ,ведет к замене партийной демократии диктатурой партийных лидеров. Политолог Игорь Танчин отметил еще одну опасность. Вместо того, чтобы разрабатывать программы, как вести страну, область, город в прекрасное будущее, партийные лидеры занялись продажею мест в списках и продвижением в них близких родственников и друзей. Партийные лидеры, составляющие списки, стараются, чтобы в них не попали люди с более высоким интеллектуальным уровнем, чем они сами. А это означает, что будущая власть будет еще менее компетентна, чем нынешняя. Мало того, снижается интеллектуальный уровень власти, а это уже опасно для Государства… Выступающие представители прессы, аналитики, эксперты единодушно говорили о том, что невозможно получить у партийных организаций на местах их перевыборные программы. Так, представителю «Опоры» по его просьбе, во время пресс-конференции штаба БЮТ дали программу, но стоило убрать телекамеры, как программу и список забрали , пообещав дать позднее. Это позднее так и не наступило. Мне самому, мой приятель первый секретарь СПУ Женя Талипов две недели обещает дать программу по селу. Это при том, что ещё в августе прошлого года я передал ему свою программу возрождения сёл Львовщины и Украины, опубликованную и в украинском еженедельнике «2000», и в Российских и Белорусских деловых изданиях. Обещал отдать в Киев. Да, видимо, не понравилась преамбула, , в которой даётся уничижительная характеристика работе социалист- Министра, бывшего выпускника Оксфорда Баранивского, забывшего и о декларированных СПУ «Народных предприятиях» и о коллективной собственности на землю и о полной бесконтрольности нынешних сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков, «прихватизировавших» народную собственность. Приближаются выборы, а партии до сих пор не имеют ещё чёткой концепции развития села, города, области – Украины! Что же, из этого „Круглого стола” можно сделать следующие выводы: 1. Вместо соревнований партийных программ идет соревнование партийных списков. 2. Опять будем вынуждены выбирать в слепую, ведь в списках значатся должности кандидатов, но нет данных, ни в чём они специалисты, ни что они могут предложить, ни какие имеют достижения. 3. Закон о выборах рассчитан на гражданское общество, а до него нам еще, как когда-то до коммунизма! 4. Будущая власть, как и нынешняя, не будет отвечать интересами общества и не будет лучше, чем нынешняя власть. 5. Будущая власть будет иметь очень многих недостатков, правда, скорее всего, они будут иные, чем у нынешней. 6. Будущая власть не будет иметь опоры и доверия у народа, поэтому и не будет долговечной. 7. Вместо того, чтобы сначала изучить зарубежный опыт, как это сделали страны Балтии, мы стали разрабатывать закон по принципу :”пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что”! 8. Этот закон разрабатывался с благими намерениями, но его разработчики были таковы, ЧТО НИЧЕГО ХОРОШЕГО ОТ ЭТИХ ВЫБОРОВ ЖДАТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ 9. Итоги «круглого стола» можно интерполировать на всю Украину! Что же касается партийных программ развития области, то ни один из собравшихся, а это же эксперты и аналитики, такие нужные партиям, не смог получить ни одной. Так что я, благодаря Миле,оказался носителем эксклюзивной информации. Эксклюзивной информацией является и то, что во Львове , несмотря на утечку мозгов, есть ещё и высококлассные политологи и аналитики, которые говорят не то, что хочется власти, а то, что действительно есть!. Но вот услышат ли люди их голос? Приближаются выборы. Как всегда, селу заниматься ими придется вместо посевной кампании. Как всегда, селу нынче нечем, не за что и не на чём сеять и пересевать… Стихийное бедствие- крещенские морозы Украина уже пережила, правда ценой почти тысячи жизней. Ценой замерзающего до сих пор Алчевска и ещё десятка городов в самых разных регионах Украины. Посреди холодной зимы МЧС сворачивает палаточный городок, созданный для обогрева более сотни жителей Львова, выброшенных избранной ими властью на улицу. Ведь во Львове ни Кравчук, ни Кучма не могли диктовать, кого выбирать. Выбирали сами. И выбрали. Местные власти только рассуждали о том, что люди должны жить в нормальных условиях, а не в палатках. Предлагали их разместить вначале в вытрезвителе с минусовой температурой, затем вообще в здании без окон и потолка. Зато столько было сказано прекрасных слов о заботе городских властей о людях! И вновь те, что выбросили граждан Украины из жизни, заполнили партийные списки. В первые пятёрки идут достойные люди. А дальше прячется криминал… Что же. Не одно стихийное бедствие уже пережила Украина. Переживёт и эти выборы! Только до каких пор будут эти выборы без выбора! К.т.н. Владимир Сиротенко sirotenko@polynet.lviv.ua
|
|