Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: ИзюминкаНоминация: Литературно-критические статьи

Эмоции

      Виртуальные эмоции и их реальные проявления
   
   Если я не за себя, то кто же встанет за меня?
   Если я только для себя, то кто же я такой?
   Если не сейчас, то когда?
   Талмуд
   
   В наш век прогресса, когда человечество больше времени проводит перед экранами монитора своих компьютеров, когда общение - высшее проявление межличностных отношений выглядит не в виде принятого вербального и невербального уровня, а выходит на иные варианты отношений, хотя как и любое общение оно сопровождается различными проявлениями, которые испытывают собеседники. Но данные проявления, выражение различного отношения в построении коммуникативного контакта, возможно, существенным образом не отличаются от тех эмоций и их проявлений, которые испытывают люди при визуальных контактах.
   Каждый имеет свою социальную установку – это некое устоявшееся убеждение, взгляд на мир, себя самого или другого человека. Эмоционально насыщенная социальная установка обеспечивает предрасположенность человека к однозначной реакции и задает тон складывающимся во взаимодействии отношениям. Даже имея, сложившееся стереотипное поведение, всегда ли мы проявляем свою сущность в общении с другими, в тот момент, когда нас не видно, и не слышно, а только читаемы наши слова. Что мы хотим получить от виртуального общения. Всплеск новых эмоций, проработка своих проблем посредством помощи другого человека, нахождение новых друзей для одинокого, можно и дальше перечислять все возможные альтернативы нахождения людей в сети виртуального общения.
   С помощью рефлексии человек может осмыслить свои действия, соотнести собственные мысли и чувства с поведением других людей. Эмоциональный контраст в виртуальном общении невозможно распознать сразу, но его можно увидеть в выражениях твоих виртуальных собеседников. А можно и самому быть тем, кем хочешь быть, но в реальном общении многого себе не можешь позволить (зато это можно компенсировать в виртуальном общении).
   Эмоция – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям. Какие потребности бросают нас в сеть невидимого, но такого ощутимого опыта в общении, что дает нам этот опыт, помогает ли он в выстраивании адекватных отношений в реальных контактах, не убегание ли это от себя, и не возвращение ли это к себе?
   Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность от которых от него скрыта. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта – в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться. Так эмоции в общении имеют существенную роль по формированию человека, подготовки, или наоборот, отказу от каких-либо своих начинаний и идей, проверку своих приобретенных жизненным опытом установок и ценностей, но чаще всего показывают то, к чему, как правило, большинство стремиться – к самораскрытию через другого, понимание другого через себя, чувствуя при этом личностные изменения и возможность и желание в дальнейшем продолжать контакт.
   Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено: 1) в их качественных характеристиках; к ним относится: а) знак - положительный, отрицательный; б) модальность – удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и др.; 2) в динамике протекания эмоций – длительность, интенсивность и др.; 3) в динамике внешнего выражения эмоций – эмоциональной экспрессии – в мимике, речи, пантомимике.
   Но данные внешние выражения эмоций не наблюдаемы при общении посредством сети Интернет, хотя и Слово может передать действительно ту окраску испытываемых чувств, так же как можно увидеть это в глазах другого человека. Но как и любой вид общения (здесь возможны и Провокация (лат. provocatio)– подстрекательство, побуждение к вредным для кого-либо действиям или решениям (провоцировать вызывать на что-либо, подстрекать к чему –либо с предательской, недобросовестной целью), возможно, чтобы понять и открыть новые грани личности собеседника, увидеть иную позицию существенно отличную от нашей. Вариативность отношений в общении имеет множество альтернатив и различным образом эмоционально окрашена. Часто провокации могут вызвать негативные эмоции, которые в свою очередь выступают силой, «запускающей» непродуктивные модели поведения (в общении: оскорбление, унижение). Подвергаясь подавляющему, часто агрессивному воздействию со стороны более сильного, авторитетного партнера, человек испытывает сложные негативные переживания разной степени интенсивности.
   Межличностные отношения могут быть разделены на: союз-симбиоз, обособленность-дестр­уктивность,­ любовь.
   В условиях союза-симбиоза человек соединен с другими тесными, крепкими связями, но одновременно он утрачивает или никогда не обретает своей независимости. Этот союз – это попытка избежать одиночества, становясь частью другого человека, «растворяясь» в нем либо «растворяя» его в себе. В первом случае имеет место мазохизм. Мазохизм – это попытка человека избавиться от своего индивидуального Я, лишить себя свободы и обрести безопасность, подчиняя себя другому человеку. Зависимость при мазохизме характеризуется множеством форм. Она может проявляться в форме долга, жертвы, любви, особенно если система культуры узаконивает такой вид реализации зависимости. Стремление «растворить» других – садизм – является активной формой симбиотической зависимости, которая выступает во всех видах проявления зависимости: как любовь, сверхпокровительство­,­ «оправданное» превосходство, «оправданная» месть и т.д; при определенных сексуальных влечений она может проявляться как сексуальный садизм, стремление обрести полное господство над других человеком, «растворить» его в себе и сделать беспомощным объектом, подчиняющимся чужой воле.
   Эмоциональный эквивалент отстраненности – чувство безразличия и равнодушия к другим, которое зачастую сопряжено с компенсаторным чувством непомерного самомнения. Активной формой отстраненности является деструктивность. Она является результатом более полной блокировки плодотворности, чем отстраненность. Она представляет собой извращенный жизненный импульс, энергию неизжитой жизни, перешедшей в энергию, направленную на уничтожение жизни.
   Любовь – это форма плодотворного отношения к другим и к самому себе. Любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание роста и развития другого человека. Это форма отношений между двумя человеческими существами, при которой сохраняется целостность каждого из них.
   Как вы думаете похожи эти отношения в сфере виртуального общения и выражения отношений?
   «Я» действительно не может быть раскрыто только как объект непосредственного осознания, через отношение только к самому себе, обособленно от отношения к другим людям (другим конкретным «Я»). В этих взаимоотношениях каждое конкретное «Я» выступает как объект другого конкретного «Я», которое точно также является объектом для меня. Здесь выступает отношение, члены которого необходимо предполагают, имплицируют друг друга: объект для меня, для которого я сам являюсь объектом!
   К этому еще надо прибавить, что мое отношение, отношение данного моего «Я» к другому «Я» опосредовано его отношением ко мне как объекту, т.е. мое бытие как субъекта для меня самого опосредовано, обусловлено, имеет своей необходимой предпосылкой мое бытие как объекта для другого. Значит, дело не только в том, что мое отношение к себе опосредовано моим отношением к другому, но и в том, что мое отношение к самому себе опосредовано отношением ко мне другого.
   Во взаимоотношении субъектов нет никакой принципиальной привилегии у моего частного «Я». Поэтому отношения между различными частными «Я» обратимы. Мое отношение к другому предполагает и отношение другого ко мне: «я» такой же другой для того, которого я сперва обозначил как другого, и он такой же «Я» (исходная точка системы координат), как «Я»! «Я» и «другой»: он «другой» для «меня», как и «Я» для него; для себя он такой же «Я», как и «Я». Его нельзя свести к положению «другого», это только его позиция, определяемая исходя от меня, а не его сущность. Рассмотрение меня самого с позиции другого так же первично, как и рассмотрение меня («другого» для него) с позиции «я» (имя рек).
   Отношение другого «Я» к моему «я» выступает как условие моего существования. Каждое «Я», поскольку оно есть и всеобщность «Я», есть коллективный субъект, содружество субъектов…это «Я» есть на самом деле «мы».
   Люди придают большее значение тому, что они видят и как это понимают, нарушая глубинное равновесие чувств. Выплескивая бурю эмоций, они теряют любовь и доверие. Поэтому так необходима культура чувств, внутренняя чистота и покой.
   Так как же выглядят эмоции и отношения между собеседников в сфере виртуального общения?
   
   
   
   
   
   
   Конфуций сказал:
   Рядом с благородным мужем
   Допускают три ошибки:
   С ним говорить,
   Когда ни слова не доходит до него, -
   Это опрометчивость;
   Не говорить,
   Когда слова бы до него дошли, -
   Это скрытность;
   И говорить,
   Не наблюдая за выражением его лица, -
   Это слепота
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Литература
   
   Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. – (Серия «Мастера психологии»).
   Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
   Соловьева М. Завет Пути Силы. – М. – М.: Амрита-Русь, 2003. – 112 с.
   Семенко И.И. Афоризмы Конфуция – М., 1987.
   Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800 с.
   Словарь иностранных слов под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова, издание пятое, Государственное издательство Иностранных и Национальных словарей, - Москва- 1955г.
   Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя/ Пер. с англ. Д.Н. Дудинский; - Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 672 с.

Дата публикации:31.01.2006 10:01