Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Надежда КоганНоминация: Рецензии

Талант и неряшливость (Рецензия на стихотворение Кариатида Эллы Крыловой)

      Кариатида
   Автор: Элла Крылова
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=65956
   
   А мне, быть может, еще предстоит
   стоять одной из кариатид,
   поддерживая закат.
   Полуулыбка небрежна чуть,
   небрежно ткань прикрывает грудь,
   и тело - складок каскад.
   
   А мир вокруг - сумасшедший мир,-
   истертый, исхоженный злом до дыр,
   весь в дрязгах и суете,
   металл меняет на хлеб, а хлеб -
   на камень, и всякий - слеп, и не слеп
   лишь солнца глаз в высоте.
   
   И солнце мое золотит плечо,
   его объятие горячо.
   Я - рострою корабля.
   И столько лазури в глазах моих!
   А солнце - вечный, верный жених,
   и будет утро, земля.
   
   Сквозь пальцы мои прорастает мох.
   Проходит сколько - не счесть - эпох,
   но только вечность одна
   известна мне. И пускай в песок
   рассыплются бедра, живот, сосок,
   мраморная стена, -
   
   я буду стоять посреди Ничто,
   сама - ничто, пустота, не то
   зияние и зазор,
   не то простор и сиянье, и
   открытый, как бездны и выси твои,
   живое пространство, взор!
   
   О чем эти стихи? Поначалу о том, что их лирическая героиня хочет поддерживать закат, будучи одной из кариатид.
   Метафора хороша. (Из энциклопедии:Кариати­да­ - скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании(или образно выражает эту функцию).). Здесь вместо здания – закат, одна из стен мироздания. Проще говоря – небо. По Александру Городницкому –
   Здесь без питья и хлеба,
   Забытые в веках,
   Атланты держат небо
   На каменных руках.
   
   А рядом, значит – лирическая героиня Эллы Крыловой.
   Кариатидой.
    У которой «ткань прикрывает грудь, а тело - складок каскад». Фраза грамматически построена так, что чудится отдельно взятая грудь, прикрытая тканью, и остальное тело, стоящее ширмой между зрителем и каскадом складок.
   Вторая строфа была бы хороша, не будь она столь тривиальна: сумасшедший, суетливый мир, обитель зла, торговцев и слепых… И все же две последние строки задевают – хлеб, который меняют на камень под зрячим глазом Солнца – это увидено.
   
   Каким образом кариатида становится рострой в третьей строфе – непонятно. Разве что по родству каменных статуй? И закат она больше не поддерживает, поскольку собирается замуж. За Солнце. А небо – обойдется. Пусть Городницкий взывает:
   Из них ослабни кто-то –
   И небо упадет»
   
   Героиня теперь либо на носу корабля, либо на ораторской трибуной в Риме.
   Скорее всего в море. Автор мастерством владеет. И ощущение романтического простора есть.
   
   До четвертой строфы стихотворение кажется нагромождением красивостей и смысловых нелепостей.
   
   Но дальше, в четвертой и пятой строфах выявляется собственно настоящая идея стихотворения:
   
   Сквозь пальцы мои прорастает мох.
   Проходит сколько - не счесть - эпох,
   но только вечность одна
   известна мне. И пускай в песок
   рассыплются бедра, живот, сосок,
   мраморная стена, -
   
   я буду стоять посреди Ничто,
   сама - ничто, пустота, не то
   зияние и зазор,
   не то простор и сиянье, и
   открытый, как бездны и выси твои,
   живое пространство, взор!
   
   Эти строфы открываются сердцу настоящей поэзией. В них есть томительное ощущение Времени и противопоставленной ему Вечности. В них Время рассыпает мрамор, повторяющий форму человеческого тела, или просто тело, которое притворялось мрамором. И звуки в этих строфах выстраиваются в музыку : «не то/ зияние и зазор/не то простор и сиянье и/ открытый, как бездны и выси твои/ «- обратите внимание, с, з, р, н – сияющий звон появился в стихотворении.
   И – сопоставление живого пространства и открытости, зияния, зазора человеческого взгляда – внезапно делает эти строфы высокими. Настоящими. Потому что мы – действительно – зазор. Между жизнью и смертью. Между вещностью и мыслью. Между временем и вечностью.
   
   Очень жаль, что при таком таланте Элла Крылова так неряшливо обращается со своими стихами. Первые три строфы способны отпугнуть любого понимающего читателя. Да мало того, так запутать и замусорить восприятие основного ядра стихотворения, что и не увидишь в нем настоящее его содержание…

Дата публикации:24.01.2006 11:07