ПАМЯТЬ 1937 ГОДА Догорает свеча, обронив гоpеч слез, На обрывок прожженной вуали... - Это ты, страшный год, разметал нас, разнес По этапам в таежные дали. Вечно в памяти будут шаги у дверей, Едкий вечер и лица испуга, - Их взирает в стеклянных глазах лагерей На поверках конвойная вьюга. Знаю, явь нас лишила свиданий совсем - Горечь чувств в перехваченных ксивах, И крамольные мысли подшиты в досье, Что пылятся в лубянских архивах. Время умерло, молча закончив полет, Безысходной и черной порою, Где в заснеженных далях таежных широт Я тебя обнимаю пургою. Немотою пространств, расстояний и лет Наши лики живут в мирозданьи, Но лишь памяти тусклый, немеркнущий свет Все теплится в блаженном сознаньи. Среди стынущей горем седой Колымы Откровеньями стонет бумага, Где лишь иней на путанках, вьюга да мы Под насупленным взором ГУЛАГа. И не видно уже той грядущей весны, Где обнимет нас счастье святое, Ведь навек лагерями мы разделены Приговором режимного строя... Нет, не все в этой жизни возможно забыть, Хоть по душам прошли сапогами, - Верой изгнана смерть, но друг друга любить Можем мы лишь дождями, снегами. И в промотанных снах нам вершить этот мир Под пятою кровавых устоев, Но уставшие чувства пронзают эфир Звездной гаммой сердечных настроев. Пусть в пространные дали надежда умчит Все мечты вороненною мастью, Ведь судьба нас с тобой навсегда разлучит Ненавистной советскою властью. PS Пусть, pаня стpаждущую душу, Мне мысли втоpят светлый слог И то, что сатана pазpушил, Соединит навеки Бог... Чувствую Вашу непроходящую боль. Даже не хочется разбирать, с помощью каких поэтических приёмов вы её передаёте. Всё же попробую. Стихотворение написано органичным для воспоминаний повествовательным анапестом. Чередование в нём строк четырехстопных и трёхстопных придаёт стихотворению взволнованность и некую, в данном случае грустную, песенность. В словоразделах много печальных дактиличемких окончаний. Метафоры суровы и уместны. Иногда, как в четвёртом катрене, метафора занимает всё четверостишие. В стихотворении нет ничего лишнего, отвлекающего от погружения в беду. Изменение ритма (переход от анапеста к ямбу) в постскриптуме оправдано переходом определено переходом от описания беды к некоей надежде. о есть в стихотворении досадные огрехи: неудачно выражение "лица испуга", "их взирает вьюга", "мысли вторят светлый слог". В третьем четверостишии кажется неудачным употребление слова "ксива". Для охранников незаконное письмо заключённого - ксива, но стихи написаны от вашего имени, а для вас - это письмо к любимой. Здесь уместно другое слово.
|
|