Добрый вечер всем! Мне вот однажды пришло в голову интересное название для фантастического журнала «Город гротеска». А почему нет? Слово «город» уже несет в себе определенную фантастическую сентенцию, а «гротеск» - сие уже вроде бы идет просто как синоним фантазии Но… Как вы думаете рассказ Н. В. Гоголя «Нос» фантастика? Кто-нибудь задавался таким вопросом? Нет, это «гротеск». Это некоторая фантазия автора, содержащая определенную философию в качестве фабулы, создающая уже определенный взгляд на мир. Но это не фантастика, в данном рассказе отсутствует «фантастическое пространство», то самое, которое является самой главной составляющей данного жанра. Чтобы стать фантастикой, в тексте должно появиться пространство, т. е. мир «носа», а там этого нет. Там все остается в статике реального пространства автора. Итак, что есть «фантастика» как жанр? Первое фантастическое произведение, которое я прочел в своей жизни, стало «Борьба миров» Герберта Уэллса. Собственно говоря, именно по этому роману, одному из самых известнейших в мировой литературе я и стал ориентироваться в понимании жанра. Именно на этом произведении можно рассмотреть саму схему, т. е. структуру произведения в жанре «фантастика». Схема фантастического произведения, не зависимо от времени его опубликования, авторства и подраздела (научная, социальная, утопическая, философская и т. д.) выглядит следующим образом: 1) Пейзажная основа любого фантастического произведения обыкновенная, персонажи, как основные, так и второстепенные – самые обыкновенные, что называется выбранные из толпы. Силу фантастического произведения усиливает именно обыкновенность героев, обыденность публики и взаимоотношений героев с точки зрения мотивации. Чем обыкновенней будет обстановка тем неожиданней и контрастней по отношению к ней станет само фантастическое действие. 2) Сюжетная основа любого фантастического произведения – философская. Без философской фабулы, фантастическое произведение не существует. Именно фабула и создает сюжет. 3) Конструктивная основа произведения заключается во введении в пространство «А», пространство реальной жизни, пространства «B» - фантастической реальности. Чем неожиданней и в то же время очевидней будет такой переход, тем сильнее будет само произведение. Фантастика, по конструкции построена на противоречии двух пространств – «реального» (А) и фантастического (B). Наиболее сильно подобные конструкции проявили себя в таких произведениях как «Гадкие лебеди» Стругацких, «Машина времени» и «Волшебная лавка» Г. Уэллса, «Заповедник гоблинов» К. Саймака. В любом фантастическом произведении фабула создается ситуацией, в которой оказались герои, в момент своего перехода из пространства «А» в пространство «B». Например, в «Волшебной лавке» Г. Уэллса посетители (отец и его маленький сын) заходят в самый обыкновенный магазин детских игрушек и продавец начинает знакомить их с волшебными игрушками с необъяснимыми разумом свойствами. Персонажи, выйдя из пространства «А» знакомятся с пространством «B» в виде «волшебных игрушек» и вокруг этого создается конфликт в ситуации и замыкается философская фабула: отец оказывается неготовым к знакомству с «волшебными игрушками», в то время, как его сын воспринимает эти игрушки абсолютно естественно, радуется им, как и полагается радоваться нормальному ребенку. При ином сюжете (если бы игрушки понравились обоим персонажам) – произведение естественно становится слабым и неубедительным. В рассказе Генри Катнера «Варкалось, хрикливые шорьки…» сюжет закручивается на ситуации, когда такие же игрушки с фантастическими свойствами становятся причиной конфликта между родителями и их детьми, в результате общения с «фантастическими игрушками» дети получают сверхзнания созданий более высокого разума нежели человеческий и в финале покидают мир «А» переходя в самом буквальном смысле в иное измерение буквально на глазах родителей. Подробней обо всем этом будет сказано в моей заметке о «фантастике, как жанре», Пока отметим только один пункт: пространство «В» должно быть логически объяснено зрителю, как логичное и подчиняющееся своим законам, оно может даже оказаться более конструктивным, нежели пространство «А». Как? В романе «Пикник на обочине» пространство «Зоны» подчиняется более высоким знаниям о материи, нежели те знания, что имеются у людей, стало быть, оно более конструктивно. Итак, начнем: 1. «Америка - это Америка», автор Евгений Кудряц. Первое что попалось под руку – «Америка - это Америка» Евгения Кудряца. Насколько я понял, это просто перевод с немецкого (автор Feth Monika). Приезжает таинственный дядюшка из Америки и рассказывает сказки. Как всегда сказочнику верят, как всегда ненавязчивый родственник создает проблемы милым бюргерам, у которых отдыхает. Можно ли считать данное произведение «фантастикой»? Скоре всего нет. Но так как написано «фантастика и приключения» текст имеет право номинироваться. Единственный вопрос при этом возникнет, кого надо считать победителем, автора или переводчика? 2. Пизанская башня, «Тоннель». Как не странно, но тут мне попался знакомый текст. Насколько мне известно, это роман, но на конкурсе автор разместил сюжет романа, преобразовав его в небольшую новеллу. Тема «социальной утопии», достаточно распространенная в данном жанре. Первым утопистом был пророк Моисей, который болтал о молочных реках и кисельных берегах (ни того ни другого несчастные иудеи там так и не нашли, как и не найдут наверное никогда ученые жизнь на Марсе). Так что жанр древнейший, а желающие обмануться – никогда не кончатся. Что можно сказать о данной попытке? Скорее всего это антиутопия (антипрогноз). Получив от президента разрешение пройти через «тоннель» (прям как по Желязному, только у того «лабиринт») человек получает неограниченные способности и свергает президента устанавливает диктатуру. Точнее иллюзию демократии обращает в нормальный тоталитаризм. Сделано неплохо. Я думаю можно поставить 7 баллов, но лучше конечно прочитать роман. 3. Сергей Цветков, «Гонорар». Вот подраздел «фантастики» «фентези». Знаете, но довольно много штампов (правда, сей жанр и так заштампован нещадно) принцессы, таинственные имена, замки, драконы и т. д. Драконы пьют «Авалонское». Когда читал, была мысль, а можно ли вообще развить данный жанр, скажем совместить фентези с утопией или философской повестью. Так текст чрезвычайно ироничный с любопытным сюжетом: красавица целует чудовище, ой!? Ничего не получается… Чудовище целует красавицу. Ой!? Так оказывается красавица была заколдована!??? Я думаю 8 баллов вполне заслуженно! PS: вообще, хотя фентези на мой взгляд исчерпан, хоть с трудом, но что-то можно сделать в этом поджанре если конечно отнесись к нему с иронией. 4. Сэр Марин «Город маргариток». Очень длинное тягучее начало. Текст рассказывает о грезах и галлюцинагенном бреде человека выжившего после глобального конфликта. Человек идет по городу и прибывает одновременно сразу в двух мирах: разрушенного, стертого с лица земли города, который он называет в честь своей жены «Ритоградом» и того мира, который был раньше. Ключевой фигурой текста является второй выживший персонаж – сошедшая с ума цветочница, продолжающая торговать маргаритками, как будто ничего не произошло. Текст из разряда «шокирующих». Тема раскрыта довольно неплохо, но все-таки автору стоит поработать над стилем, очень много сырых и недоработанных мест. 7 баллов. 5. Братья Балагановы «Животная химия», «Почему рождаются скрины?». Тексты из разряда литературы черного юмора. В первом рассказывается, как Нобель и Зинин изобрели динамит благодаря одной умной крысе (точнее крыса изобрела динамит, а ученые только воспользовались великим открытием более умного и развитого создания). Ученых называют «лабораторные крысы» – видимо сие недалеко от истины. Во втором идет философская тема все люди превратились в чудовищ, но иногда у них рождаются «нормальные дети». Вообще автор талантливый, и у него есть потенциал. Жалко, что никто этого не оценил (под текстами я что-то не заметил рецензий). 8 баллов. 6. Егор Летов «Заложники времени». Параллельные миры, переходы, захват времени и т. д. Причем все выражено этаким потоком сознания. Текст очень сложный, достаточно хаотичный, составленный из коротких фраз медленно повествующий читателю о поезде-призраке. Мне показалось, что он скорее о другом: пересекаются ли параллельные? Впринципе это хороший текст, мне понравилось. 7 баллов. 7. Михаил Соловьев «Замок». Знаете, у меня сложилось ощущение, что текст повествует о приезде в «Замок» Кафки далекого потомка К. где-то через 100 лет. Деревня захирела, замок разрушен, господина Вест-Веста и след простыл (видимо уехал в Америку и стал Рокфеллером). Как всегда в таких случаях появляется романтическая легенда и эта легенда создает некоторое фантастическое пространство в тексте. Очень хороший стиль изложения. 8 баллов. 8. Гладышев Александр «Зверь среди зверей». «Мама, сорви мне звезду — она нужна мне, чтобы не так темно было» О бедном Маугли замолвите слово! Грустная повесть о путешествии и жизни человека ставшего волком. Ребенок тянется к звездам, вступает в контакт с мироздание все время задавая вопросы своей маме (которая присутствует в тексте какой-то трансцендентной тенью о его устройстве: «почему так?», «почему не так?». Немножко устаешь, когда читаешь от таких вопросов, тем более, что слышал их уже не единожды. 7 баллов. 9. Юрий Яр «Змей Полыныч». Короткая юмористическая зарисовка, про то как стать драконом. В некотором роде рецепт. 10. Мох «Крылья». Но вот этот текст пожалуй будет поинтересней чем предыдущий. Девушка-ангел, точнее окрыленная дама, живущая у бабушки и учащаяся в институте. Если у тебя крылья - значит нужно научиться летать. Главное, что крылья совсем не мешают женщине, скорее поднимают ее дух высоко в небо. Окрыленность и ветреность – все идет от первого лица. Наука молчит, стало быть - надо летать. Очень красивый слог, стиль изложения. В общем, рекомендую почитать. Вот тут текст точно соответствует описанной во вступительной статье формуле фантастики как жанра: есть два пространства и есть переход. Задумался над идеей, что в хорошем фантастическом тексте самой «фантастики» должно быть немного, но при этом она должна быть убедительной. 9 баллов. 11. «Наследие Рейдена – воспоминание». Kitana. Тут фантастики нет, но раз жанр выведен так «фан-прикл», то наверное все впорядке. Автору надо работать над слогом, очень слабые диалоги. Сюжет - рыцарские времена – фехтование, интриги… 6 баллов. 12. И наконец «Источник», автор Ivar. Роман «Источник» как я понял, уже опубликованный издательством «Поверенный» представляет собой описание «тяжелого» мира, построенный на социальном контексте. Атмосфера не спеша нагнетается на протяжении всего текста подводя зрителя к развязке. Сюжет крутиться вокруг самого героя, обволакивая его промежуточными случайными событиями. Страшный минимализм в описании фантастической реальности, причем действие как бы все время начинается заново: встреча – обсуждение - переговоры (как правило долгие) – небольшое короткое действие. Перемен по сюжету происходит очень мало. Один и тот же круг людей в одном и том же «время-пространстве». Вспомнился в этой связи повесть С. Гансовского «Семь гениев», где реальность распиливается и довольно решительно на две части «психоделическую» и «обыкновенную», в то же время, словно предназначенную для обитания одного только человека, это и есть «тяжелый» мир. Герой, в сознании которого существуют одновременно оба этих пространства путешествует по ним, действие ускоряется к финалу. Очень похожий сюжет. Но в том тексте присутствовала очень жесткая динамика, с каждой главной реальность мутировала, открывалось новое содержание «тяжелого» мира. Здесь как раз с динамикой проблема ее словно не хватает для организации действия. Очень тяжелые длительные диалоги и не менее длительные описания. Так или иначе текст сделан профессионально и очень технично (я бы даже сказал слишком профессионально). 8 баллов. Итак это первая часть обзора (всего будет три, две по «фантастике» и одна по «приключениям»), Общее ощущение пока: фантастика держится не на интриге, не на «отрицательном» персонаже, а скорее на самом действии: переход из фантастического пространства в реальное. Автор должен описать условия этого перехода и объяснить фантастическое пространство. Силу фантастического произведения создает именно философия которая находиться в фабуле сюжета… Очень мало философии! А стало быть не хватает увлекательности в жанре. Очень много штампов. Я бы выбрал пока из прочитанного «Замок», «Крылья» и «Источник». Требуют доработки следующие тексты: «Зверь среди зверей», «Город маргариток» и «Тоннель». Насчет остальных текстов надо думать. Но в любом случае пока ни в одном тексте я не нашел «сочного» описания реальности «В», скорее натуральный минимализм. Ждите завтра продолжения обзора. Больше всего мне пока понравился текст «Крылья», но как вы понимаете, это мое чисто субъективное мнение. "Город маргариток" впринципе можно переработать в неплохую повесть. Лев Вишня.
|
|