Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: страннikНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

Обзор произведений в номинации «Просто о жизни» (Третий этап), Часть Первая

      «Литература – это не профессия, а медитативное состояние. Его не бывает
   ни мало, ни много, ни даже достаточно. Оно есть, или его нет. А все остальное – беллетристика.»
   Виктор Ерофеев
   
   
   В городском парке на скамейке осталась лежать позабытая тетрадь. Теплый весенний ветер равнодушно шевелит страницами. На одной из страниц высыхают чернила замечательных строк: «Соловей на ветке выполняет предназначение: свободно поет и в песне называет вещи своими именами. Он не нуждается в одобрении слушателей и равнодушен к критике. Предназначение поэта в мире, - это предназначение соловья: петь.»
   
   Плавно переходим к творчеству тех кого хотелось бы прочитать и с кем хотелось бы познакомиться поближе в поисках приятных сюрпризов и закономерных творческих удач и случайностей. Прежде чем перейти к прочтению работ авторов даю себе мысленную установку прочитать каждую строчку, войти в образ, прочувствовать, ощутить. Даю установку не читать по диагонали и с пропусками через страницу как, скорее всего, Ленин читал «Капитал» Карла Маркса. Чем такое невнимательное чтение может закончиться мы все хорошо знаем. Итак, поехали.
   
   Гладышев Александр – миниатюра «Жито» (почему «Жито»?) о любви, которая так, к сожалению, и не получила развития и не встретила обоюдности. Немножко фантастично, но в целом честно и искренне написано. Миниатюра вызывает отклик
   и заставляет переживать за главного героя. Эта миниатюра могла бы послужить наброском для более полного рассказа. В сравнении с работами других авторов
   миниатюра пока слабовата и нуждается в доработке.
   
   Юля К. – “В детстве, когда нормальные девочки мечтали стать певицами, балеринами и прочими учтельницами и врачами, я самозабвенно мечтала о карьере.......мушкет­ера...­ да и сейчас наблюдаются странности - люблю сыр с медом! И кофе с лимоном... А еще - жирафов, желтые хризантемы, нарцисы и запах полыни.Собственно - все...» - миниатюра «Утро» о поисках того с чего и где начинается утро большого города. Помните песню «С чего начинается родина»?. «Вперед по улицам! Знакомые, не знакомые, пустынные, людные… Где ты – робкое, светлое, солнечное сумасшедшее зябкое весеннее утро? Витрины и вывески, рекламные и официальные, новые, старые, евроремонт и сто лет без покраски. Этот город тоже ждет его. А я не хочу ждать, у меня нет времени сидеть сложив руки! Я должна его найти первая, встретить его с улыбкой и сказать: «Добро пожаловать!» Улицы-улицы-переулки­-проспекты-площади-з­акоулки-переходы-скв­еры-парки…­ Музеи-институты (интересно, студенты спят еще или уже?) Странно, где шумно, где тихо. Здесь – театр. А я и не знала… Звенит трамвай… Трамваю нужно бежать.» Легкая, светлая и очень поэтичная миниатюра. Так просто и так о жизни. После прочтения хочется все бросить и рвануть босиком по росе в направлении восходящего солнца!
   
   Лэди Антарес – «родилась в прекрасном городе Таганроге Ростовской области 21 год назад. Люблю книги. Стиль жизни – музыка, присутствующая везде. Стихи пишу очень давно. Сама не могу точно сказать, в каком возрасте начала рифмовать строки… Что касается прозы… Несколько раз подряд пыталась начать писать, но дело до конца не доводила. А год назад, видимо, во мне что-то изменилось, по крайней мере, перестала бросать рассказы недописанными, теперь стараюсь всё доводить до логического конца. ...А дальше пусть обо мне скажут мои дети - мои стихи и моя проза» - представила очень красочную миниатюру «Танго десяти капель». Казалось бы миниатюра ни о чем, так мимолетные ощущения и их описание. Но так красиво творчески описать эту мимолетность – это уже талант. Это талант так написать про лето: «Вишнёво-клубничное,­ с морскими закатами и маленькими полевыми гвоздиками.» Это талант так написать про осень: «Потом неожиданно — в один день — пришла осень — царица астр и хризантем. Время избавления от всего старого и ненужного. Время холодной воды, золота и теней. Время печалей…». Это явно талант выпирает чтобы написать вот так: «Было, всё было. И явное междустрочье, и неприкрытая правда, и недосказанность лжи… Недосказанность ведь всегда ложь, как и полузабытая правда, и невырвавшиеся слова, запрещённые глупым рассудком. Самообман! Недомолвки — это не та дорога, ведущая к личному счастью, а скорее, тропинка, уходящая куда-то в сторону бесконечных шелестящих камышей.» Опьяневший и хмельной от стихов
   Антарес буду кричать и требовать непременно напечатать ее 10 капель в альманахе!
   
   Владимир Безладнов – «Режиссер, актер, художник, литератор. Основной вид литературной деятельности - драматургия. Автор семи пьес, три из которых поставлены в ряде театров России и ближнего зарубежья. Сотрудничаю с периодикой (толстой и тонкой). Работаю в разных жанрах, но большинство из того, что пишу, так или иначе, связано с Театром или С-тъ Петербургом, где имел счастье родиться.» - представил главу из повести «Мои шестидесятые» под названием «Призыв». Эта глава из повести читается как отдельный замечательный самодостаточный поэтический рассказ: «Меня зовут вниз – я не отвечаю. Пить не хочется. Я просто лежу и смотрю в окно. Я давно научился создавать вокруг себя «малый круг внимания», как назвал это состояние великий старик Станиславский. Я смотрю в окно, и, когда поезд движется, под мерный стук его колёс, в голове сами собой возникают строчки. Я не записываю, я знаю, что и так запомню их на всю жизнь.»
   
   
   Натали – «Живу в Москве с тремя сыновьями, двумя собаками, двумя кошками, двумя черепахами и множеством рыбок. Увлекаюсь восточной философией и психологией, восточными медитационными и оздоровительными практиками, целительными системами Японии и Китая.» - в разделе «Просто о жизни» представила крохотные миниатюрки «Заметки из поезда» и «Пальмы на ветру». К сожалению, оба текста очень малы для какой-то оценки. Уверен что достойную оценку получат бесценные поэтические переводы Натали и ее литературное эссе «Поэзия императора Мэйдзи». Тем не менее захотелось выделить следующие симпатичные строчки: «А рассвет уже разгорелся. Его пламя выплеснулось из-за леса и разметалось по небу. Облака розовые, желтые, рыжие и почему-то фиолетовые. Над водой и лугами струится синий-синий туман. А все спят и ничего этого не видят! А мы ведь уже въехали в новый день…»
   
   Михаил Грязнов – «Благодарю всех, кто поддержал меня в первом и втором этапах конкурса. Надеюсь, что не будет скучно и третьем.» - представил тематику наших четвероногих младших братьев и сестер с двумя миниатюами «Киса» и «Пес с ней». Если «Киса» иронична и юмористична, то «Пес с ней» прозительно печален. К сожалению, из-за малого размера миниатюр оценку не ставлю. Вполне возможно
   В будущем стоит открыть отдельный раздел «Миниатюры и зарисовки».
   
   Лара Федорова (Чайка) – «Не судите строго, что пишу обо всем на свете понемногу. Это то, что я в себе ношу, то, что к сердцу отыскав дорогу, просится невольно на листы.» - представила зарисовки с натуры «Мотя» и «По наледи». Рассказ «Мотя» очень пронзительный и совсем не о собаках и кошках, а о людях и о том, что стало твориться с этими людьми в последние годы: «Рабочий люд уже перебрался под кров родных крыш, наслаждаясь теплом и уютом, и только редкие прохожие проходили по двору. Рабочие универсама погрузили тару в подъехавший самосвал, и то ли ушли по домам, то ли скрылись в помещении. Даже бродячие псы и те исчезли, покинув десяток мусорных баков, стоящих в самом центре двора. Теперь все, кто проходил через двор, слышали шумный разговор толпы подростков, брань, смех, какие-то неясные крики. Они старались держаться подальше от этой ватаги, которая, расположившись на теплотрассе, напоминала серую массу, мерно передвигающуюся практически на месте, большое серое пятно, которое колыхалось…. Слышались глухие удары, сопение, маты, вскрики. Прохожие спешили, опасаясь в этот темный холодный вечер толпы, подогретой содержимым винного отдела универсама.» Герой короткого рассказа Мотя – инвалид-калека, живущий в под'езде на третьем этаже: «А сейчас Мотя знал, что до утра ему не дожить, что и выползти из угла уже нет сил. Он надсадно кашлял и сплевывал сгустки крови. Руки не могли держать чурбачки с ручками, при помощи которых он двигался. Пальцы распухли, и по виду напоминали толстые подпорченные сардельки, которые время от времени ему перепадали в гастрономическом отделе. Не было рядом и тележки, на которой он передвигал свое коротенькое щуплое тельце. Как оказался в своем логовище он не помнил. Но зато хорошо помнил, как остервенело, с особой жестокостью, его били пацаны. За что - он не знал. Да и была ли нужна им причина, когда в холодный осенний вечер просто нечем было заняться. Маленький обезображенный труп нашли сантехники в середине зимы, когда прорвало под домом трубы канализации. Он лежал комочком среди тряпья, вмерзнув в лед подтекающих трубопроводов. Вырубали изо льда, кайлом и ломом, так и вывозили в кусках льда. Участковый и оперативники долго ходили и опрашивали жителей микрорайона, кто и что видел, слышал. Только сердобольные тетки в овощном отделе рассказывали о калеке без ног, что помогал перебирать гнилье, и которого звали Мотя. Просто Мотя, ни фамилии, ни отчества, ни возраста – «Да мужик уже был. Не в годах, но мужик».
   
   После прочтения короткого рассказа Лары Федоровой (Чайки) почему то захотелось сделать небольшое отступление в сторону и глянуть на некоторые цифры и исторические факты. Порывшись по архивам обнаружилось следущее: «В декабре 2002 г. заместитель российского премьер-министра В.И. Матвиенко открыто признала, что число беспризорных детей в России - более полумиллиона. В России 40 миллионов семей находятся за чертой бедности. Число безработных в России только по официальным данным составляет 6,5 млн. В России, в ее разваливающихся тюрьмах и лагерях содержится невероятное число заключенных - 1,1 миллиона человек.
    В 1913 году в Москве на полтора миллиона жителей приходилось 150 богаделен, 50 детских приютов, 26 дешевых многоквартирных домов, несколько десятков ночлежек для бездомных. Нынче в десятимиллионной столице всего лишь один социальный дом, одна богадельня, две гостиницы на 180 человек и шесть ночлежек. Бездомные обречены на вымирание. Для того, чтобы решить проблему в принципе, государству, в первую очередь, необходимо признать, что в России более 3 млн. человек не имеют жилья, в котором они могли бы зарегистрироваться по месту жительства или пребывания, что они оказались на положении нелегальных иммигрантов на территории собственной страны.» Ответ на вопрос почему же так случилось и что же в конце-концов произошло со всем народом меня очень и давно тревожит и рано или поздно мой ответ на этот вопрос будет опубликован. Спасибо Ларе Федоровой за «Мотю». Этот скупой рассказ заслуживает самой высокой оценки и надеюсь он будет напечатан в альманахе. Так же как и рассказ «По наледи».
   
   Яна Велк-Угланова – «"БруКиЯна" приглашает в гости!!! Вам всегда рады! Вас всегда ждут.» - представила пять работ «Я падаю вверх», «Квартет», «По ту сторону, Луны и Солнца», «Рассвет в бесконечность», «Грустно когда рушатся идеалы». И сразу заставила меня задуматься о регламенте. Думаю нужно будет постепенно сократить количество работ в прозе до двух на каждый раздел или добрать еще на «Просто о жизни» еще пяток обозревателей, пока я совсем не ослеп. Итак, начнем с «Я падаю вверх». Берем разгон, прыгаем с обрыва, только осыпается песок: «Жизнь – это борьба, между добром и злом… Несомненно, победит Добро, для меня – это тоже неоспоримо! У каждого свой путь, своя Альфа и Омега. Пути бывают разные, длинные и короткие… Способы достижения цели истинные и обманные… В конце пути нас ожидает Истина, там мы прозреем окончательно и осознаем, чего достигли…». По-моему, к сожалению, истина в конце пути ожидает далеко не всех, а только тех, кто выбрал путь истинный. Как можно знать какой путь правильный? Знать это можно только одним путем – никогда не заниматься самообманом. Самообман всегда заводит в тупик.
   Самообман случается из-за заниженной или завышенной самооценки. Чтобы
   оценить себя правильно (и как то приблизиться к истинности) необходимо познать самого себя (избитая, но истина). Обычно, познав себя самого, человек поднимается на более высокую ступеньку в познании других. Обычно, познав себя самого, человек осознает свою уникальность и неповторимость каждого живого существа. Обычно, познав себя самого, человек познает что такое любовь к жизни, к людям, к природе, а значит поднимается до состояния чтобы познать и полюбить кого-то другого. И вот здесь уже и воспарить можно вверх и «Чувство свободы и радости дает, несомненно, высота и чистота помыслов…». Высота и чистота помыслов не возникает из ничего, а органически вытекает из самопознания и разрушения кокона самообмана, из честного отношения к себе, к людям, к своим поступкам. И вот тогда «В конце пути нас ожидает Истина». Извините, отвлекся. Миниатюра остается без оценки. Ждем открытия раздела миниатюр. Прочитав остальные миниатюры, стал подумывать над еще одним разделов под названием «Размышлизмы». Потому как все миниатюры Яны подходят именно под такое название. В них все о жизни, но каким то потоком сознания, какими то вспышками
   и абстракциями, возможно возникающими в ходе игры со словом, в любовании словоформой, к сожалению, иногда в ущерб плавному течению мысли.
   
   Ирина Ларина – «...за свою недолгую (пока) жизнь написала много стихотворений и один большой роман... Читайте, листайте, наслаждайтесь... Я хочу, чтобы то, что я делаю, доставляло кому-то радость!» - представила целый роман «Момент силы» из 28-ми (?!) глав с прологом и эпилогом. Моя первая реакция – прощайте друзья до весны, ухожу в чтение романа Ирины Лариной. Шучу, конечно. Но размер творений представленных на конкурс явно придется ограничить. Итак, как же начинается «Момент силы», а начинается этот момент, как всегда случайно. Слово Ирине: «Как все начинается? Все началось как всегда, - случайно. Я шла из нашей старенькой кухни в комнату, перелистывая очередной журнал. Как и должно быть, в голове не было мыслей, будто из меня выпустили дух, как воз-дух из шарика. В комнате было темно, я дотронулась до выключателя и свет вспыхнул ярким искусст-венным солнцем, разогнав причудливые тени, таившиеся в углах. Беспорядок… Интересно, когда-нибудь я смогу выбросить все эти нужные-ненужные лишние и такие необходимые бумаги?…». Первое, что сразу бросилось в глаза в описании этого случайного утра были фразы: «Как и должно быть, в голове не было мыслей...», и «свет вспыхнул ярким искусст-венным солнцем, разогнав причудливые тени, таившиеся в углах» написание слов, таких как «воз-дух», «искусст-венным» и т.д. Хм, интересно, как можно перелистывать очередной журнал в темноте? Вновь и вновь возвращаюсь к словам Льва Толстого: «Простота – есть необходимое и достаточное условие прекрасного». Простота! Чем достигается такая простота? Редакцией, редакцией, редакцией, работой со словом и над словом. Там где, не было мыслей в голове, можно было бы написать: «думать не хотелось», там, где свет разгоняет какие то там тени, можно было бы написать просто (не придумывать всей этой искусственности): «вспыхнул свет».
   Ирина, с огромным сожалением вынужден признать, ваш роман требует элементарной редакции. Вполне возможно, что это только первый вариант романа. Сколько раз Лев Толстой переписывал «Войну и мир» пером по бумаге? Правильно, десятки десятки раз. И именно за этот труд – труд работы со словом получал он свои 100 рублей за печатную страничку. Пока ваш роман остается без оценки и отсылается на доработку.
   
   Эдуард Снежин – «Миром правит Любовь!» - представил два рассказа «Встреча нового года» и «Собачьи свадьбы». Согласен с Эдуардом, рассказ «Всреча нового года» так себе, абсолютно предсказуем изначально и отправляем его в раздел «Эротической прозы». Обратимся к «Собачьим свадьбам». И вот здесь уже действительно все просто и о жизни собачьей: «Вспомнил, что у нас в городе есть контора по отлову бродячих собак. Взубодораженное сознание нарисовало фантазию - вот собачники проснулись после трёх затяжных дней пьянки, денег нет, стали отлавливать собак, в надежде разжиться от сердобольных хозяев на бутылочку, возвратив их. Ну, конечно, мой Азор скулит там в этом переполненном собаками гадюшнике, да ещё и стукнули его хорошенько - так просто он в руки не дастся! Позабыв про ГАИ и вздыбленную буграми дорогу, я рванул на скорости на окраину города.
   -Что ты, милый! - сказала мне бабка-сторож собачьей конторы. - С тридцатого апреля никто не появлялся, пьют все. Не ловят собак!»
   Как хорошо, когда людская пьянка может сохранить кому-то жизнь. Тонкий и пронзительный рассказ о любви: «Доставленный на "такси" домой, Азор, отказывается от вкусной каши, чуть хлебнув воды, валится с ног от усталости и спит ... спит, до самого вечера. Только иногда во сне раздастся то шумный вздох, то тонкое ласковое повизгивание. Что сейчас снится влюблённому и его красавице-подружке в яблоках? - нам этого знать не дано.» Хотелось бы отправить рассказ в печать.
   
   Дьяченко Нина – представила миниатюру под названием «Стерильная пустота».
   Эпиграф к пустоте следующий: «Не было ничего до сотворения Вселенной...
   И эта пустота до сих пор живёт в наших сердцах.» Сомнительно, вселенная была, есть, и будет и до и после сотворения Вселенной, меняется только форма вселенной. Да и пустота живет в сердцах не у всех. Отлично, еще ничего не читал, а уже можно поспорить над содержанием и емкостью эпиграфа – хороший признак.
   Хорошее начало: «Моя квартира - маленькая дыра в заднице мира. Иногда я надеюсь, что она мне снится. Метров 12-ть, 13-ть, - я не помню. Да и какая разница? Какие бешенные восторги может подарить лишний сантиметр? Или даже два? А три уже может?». Читаем дальше этот поток сознания, встречаем много ошибок, или опечаток, или недопечаток:«Денег у меня нет катастрофически. В одном гороскопе я прочитала, что денежное положение у меня будет странное. ...Те, кого я люблю больше всех обычно меня покидают, перед этим превратившись в жутеньких монстров. Интересно, это моя работа или они как-нибудь сами? А может, я просто люблю монстров? Как собак... с собаками мне тоже не везёт - дохнут. Под машинами. Две из трёх погибли на моих глазах - больше не завожу. Может и с любимыми поступать так же? Хотя... они не собаки. Не жалко. И не дохнут. Только убивают меня, по частям, как торт.» Продолжаем пробираться через ряды тоскливо падающих строк: «А я добрая. В этом моя основная проблема. А ещё я философ. Правда, сейчас учу философию и вешаюсь. Я не такая заумная. Терпение - это недостаток или порок? А может - равнодушие? Все мы хотим: любви, дружбы, здоровья, денег, бессмертия. Рая, конечно же. Иногда мне хочется отправлять туда врагов, чтоб больше никогда не увидеть. Мне жить сложнее и проще, потому что я не всегда верю, что этот мир настоящий. Я чувствую за ним пустоту, прикрытую реальностью, как тонким листом бумаги... Так выпьем же за чистый воздух, воду и деревья!». Пытаюсь разобраться в своих чувствах. Находит ли мое сочувствие автор этого письма в никуда и не к кому конкретно? Почему-то всплывает откуда-то дурацкое слово «фатализм» и начинает жужжать над ухом нудным комаром. Правильно, «все мы хотим: любви, дружбы, здоровья, денег, бессмертия. Рая, конечно же», но, к сожалению, не все из нас готовы приложить усилия чтобы хотение-желание превратить в наличие любви, дружбы, здоровья, денег, бессмертия. Чтобы жить хорошо, свободно и красиво, так как мечталось в далеком детстве, необходимо осознать, кто вы и что вы, как вам хотелось бы жить, какие цели поставить перед
   собой, и преложить неимоверные усилия к достижению всех этих целей. Только труд, непрестанный труд по сотворению себя как Личности может помочь превратить желаемое в действительное. Других путей нет! Можно фатально ждать когда же с неба свалится любовь, дружба, здоровье, деньги не прилагать никаких усилий со своей стороны. Результат в таком случае, скорее всего, будет пустотно фатально нулевой.
   А можно и плюнуть на эту фатальность, определить свои цели и приложив максимум усилий, обдирая ногти в кровь достигнуть и добиться и любви, и дружбы, и благосостояния. Бог помогает всегда тем, кто помогает себе сам! Прошу прощения, отвлекся от обзора и перешел на проповедь.
   
   И. А. Шевченко – «Игорь Александрович, люблю photosight и стихи.ру. Хобби: книги, марки, шахматы, шашки, го, рэндзю, сёги и т.д. и т.п.» - представил в раздел
   короткий рассказ «Математик» (диалог автора в поезде с незнакомым попутчиком -преподавателем алгебры и теории чисел). Беседа начинается довольно таки интригующе и нестандартно: «Каждое число состоит из тела и души. Например, у числа 107 – тело равно 100, а душа равна +7, у 114 – тело тоже равно 100, а душа + 14. Поэтому результат их скрещивания тоже будет число с телом и душой. Тело их чада будет складываться из тела одного из родителей и души другого, т.е. 107+14 или 114+7, стало быть, 121, а душа будет сплетением душ родителей 7х14 , т.е. 98. Итак, родилось новое число 12198!» Дальше еще интересней, еще метафизичней:
   «Я вообще считаю, что преподавание математики в школе должно быть эмоциональным и заканчиваться кубическими уравнениями, - увлечённо продолжал мой собеседник. – Почему? – ничего не понимая, спросил я. – А как ещё потрясти юные души, как не доказательством существования потустороннего мира?» Дальше мы слушаем как математик пытался использовать теорию вероятности играя в карты, в Блэк Джек и что из этого вышло. Рассказ интересен неожиданной комбинацией математики и мистики, но, к сожалению, очень резко обрывается на станции Дубна. Без всякого сомнения, рекомендуется к прочтению и печати.
   
   Ну что ж, приехали. Станция Дубна. Тоже нужно выходить. Глянул в начало первой части моего обзора. Благодарю всех, кто принял в нем участие своим творчеством. Рад нашему более близкому знакомству. Несколько приятных сюрпризов и закономерных творческих удач и случайностей обнаружено и выставлено на продажу, что и требовалось доказать. Есть, есть они золотые прожилки в, казалось бы, пустых горных литературных породах.
   
   В городском парке на скамейке осталась лежать позабытая тетрадь. Теплый весенний ветер равнодушно шевелит страницами. На одной из страниц высыхают чернила замечательных строк: «Задача человека – расширять пространство своей судьбы, укреплять то, что содействует жизни, в противоположность тому, что ведет к смерти. Говоря о жизни и смерти, я имею в виду не биологическое состояние, а способы бытия человека, его взаимодействия с миром. Жизнь означает постоянное изменение, постоянное рождение. Смерть означает прекращение роста, окостенелость, зацикленность. Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь для них оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней...»
   
   Продолжение следует.
   
   2004

Дата публикации:21.02.2004 22:56