(Предисловие к книге Эдуарда Караша "Жизнь длится долго - целое мгновенье...") Бывают стихи, которые пленяют не мерной выверенностью технических построений или подчеркнутой остротой языковых изысков, а живой душой, сквозящей в них, ярко проявленной в поэтических строках личностью автора со сложной и неординарной судьбой. Кстати, это не означает, что техника стихосложения неизвестна автору таких «безыскусных» строк: скорее наоборот, техника растворена в стихах, отработана до того естественного, пушкинского «легкого дыхания», за которым только профессионал может увидеть большой и тяжелый труд по переработке «словесной руды», ответственный поиск именно той формы, в которой наилучшим образом сможет проявить себя содержание, и, конечно же, безупречное языковое и поэтическое чутье поэта. Все это в полной мере относится к стихам Эдуарда Караша – «непрофессионального» поэта, зато профессионального нефтяника, ответственного человека, подходящего с повышенными требованиями как к себе, так и к другим; человека, не понаслышке знакомого с опасностями и необходимостью принятия четких, жестких и правильных решений; человека, беззаветно преданного идеалам семьи, любви, дружбы, красоты… Это ли – не качества, которыми должен обладать ИСТИННЫЙ поэт?.. «Жизнь длится долго – целое мгновенье…» Так называется сборник стихов Эдуарда Караша, наполненный жизненной философией и искристым юмором, щемящей лиричностью и острым политическим сарказмом. Иногда – в самых необыкновенных сочетаниях. И первое, что обращает на себя внимание читателя – автобиографические стихи (хотя все стихи Э. Караша искренни и в той или иной мере автобиографичны), связанные с юностью, молодостью и зрелостью, отданные морю и нефтяному промыслу: Море звало, манило – не пляжем, Не прохладой в июле и негой, А суровостью, риском, и даже Просто – в штормы поверхностью пегой. И, конечно, зазвало, прельстило – Четверть века его я дырявил, А оно чёрным златом платило – То, что было мечтой, стало явью… («Мой город») В этих стихах – не только судьба одного человека, но судьба людей, а часто – даже судьба целого поколения, эпохи, показанные в борьбе со стихией. И одновременно – родство с этой стихией, противоборство в братском сплетении с ней. И становится многое понятно: как, у кого учился Эдуард Караш и его «боевые друзья» силе духа, мужеству, непреклонности… …Фонтан хорош, когда в трубе несется, Тогда он – кровь машин, тепло и свет, Когда ж в открытую, как смерч, взметнется, От рёва и огня спасенья нет… А впрочем, есть – и мужики крутые, Команда друга в боевой игре, Собьют огонь и укротят стихию Наперекор и мощи, и жаре… («Памяти друга») Здесь же, в борьбе двух равных, уважающих друг друга соперников, – Человека и Стихии, – на мой взгляд, кроются и истоки понимания автором ценности жизни во всех ее проявлениях, и ощущение прекрасного даже в непонятном и пугающем, а значит, способность наслаждаться этим миром в тиши и в опасности, в движении, рывке и в созерцании. Полнота чувств, широта жизненных интересов – вот что отличает поэзию Эдуарда Караша. Немало места в его стихах уделено дружбе – и крепкой, просоленой морскими ветрами мужской, и нежной женской. Пишет поэт и о любви. …Она «на дежурстве», Он – «на совещаньи»… Но тикает время – все-го-до-се-ми… Как много под Богом подобных свиданий, С коротким звонком… За чужими дверьми… («Свидание») В стихотворениях «Свидание», «Техасский ливень» пронзительной нотой звучит оправдание Любви, какие бы лики она ни примеряла, какие бы человеческие условности ни нарушала. Любовь, даже горькая, незаконная, – всегда счастье, и она выше установленных обществом законов, потому что подарена нам свыше. Это – слово Караша-лирика. А Караш-человек поет гимн другой любви – тихой семейной заводи с любимой и единственной, данной Богом однажды и на всю жизнь… Годы бегут скоро В счастье, любви, спорах, В детях, друзьях, муках, Встречах и снова разлуках… Много ль пятнадцать? Малость, В радость когда усталость, Если желанна встреча, Если скрывать нечего… («Пятнадцать лет тому…») Ему ли, вынесшему столько штормов, не ценить спокойной пристани?.. И книга, словно жизнь, наполнена строками, посвященными жене – другу, хозяйке, матери любимых сыновей… Той, которая много-много лет давала силы для житейской борьбы, ради которой можно и нужно было рваться в бой, преодолевая себя, снова и снова доказывая свое право называться Мужчиной, достойным прекрасной Женщины. Но не только лирическим настроем полнится эта книга. Не могу не отметить и тонкий юмор Эдуарда Караша, проявляющий себя в широчайшем диапазоне – от тонкой стилистической и языковой игры («Письмо в Россию», «Жизнь пунктиром», «К тёще на блины» и другие стихи), пародий на стихи «собратьев по поэтическому цеху» до острого, ножевого сарказма, бьющего точно в цель («Эмигрант», «Кимрская рапсодия», «“Ода” зависти» и другие). Сарказм часто носит политический оттенок, и в таких стихотворениях автор яростно бичует все, что, сверенное по его камертону совести, выходит за рамки Справедливости, Чести, Красоты… Здесь проявляются твердые взгляды автора, его внутренний стержень, закаленный суровыми испытаниями, и талант полемиста – и эмоционального, и доказательного, в правоту которого невозможно не поверить. Отдельная тема творчества Караша – это тема Родины в преломлении судьбы эмигранта. Обращает на себя внимание широкая география стихов, даже по месту их написания: Кимры, Нью-Йорк, Хьюстон, Вашингтон… и, конечно же, Баку, Нефтяные Камни… В стихах даже «американского периода» вы не найдете откровенной слезливой тоски по березкам и других примет того, что в русской литературе принято называть «ностальгией». Однако с теплом, а иногда и с горечью он вспоминает родной Баку («Мой город»), грустит о покинутой Родине с ее печальными реалиями: От «тюрьмы и сумы» улетаем, Вот последний российский кордон… Почему же мы слезы глотаем, Убедившись, что это не сон?.. («Шереметьево-2») Но Родина для него – все-таки в первую очередь не географическое понятие, а мир искренних человеческих чувств, мир исполненной идеалов и стремлений молодости, мир честной трудовой зрелости, – всего того, что формировало характер Караша и навсегда остается с ним, в его душе и в его памяти. «Саксаулы Кара-Кумов», «избушки с русскими печами» или «жара над Хьюстоном» – всего лишь рама, декорации для величественной пьесы под названием «Жизнь». …Ну вот, я вспомнил о далеком, А кто-то скажет – ностальгия… Нет, память все хранит без срока, Пока мы помним – мы живые… И нет о прошлом сожаленья, Лишь светлые воспоминанья… («Жара») Может быть, от сожалений поэта спасает его уверенность в правильном выборе? Или умение зорким взглядом, чутким сердцем поймать каждое счастливое мгновение и сложить его в копилку своих сокровищ, чтобы после перебирать их с сознанием того, что ничего не упущено, что он сделал все, что было написано на роду, и не делал того, чему противилась его совесть?.. Как бы то ни было, стихи Эдуарда Караша свидетельствуют о том, что он – счастливый, полностью реализовавший себя в работе, любви, друзьях, детях и внуках человек, и ему не нужно маскировать человеческую несостоятельность под слезы и стенания ностальгии. Он может, имеет право быть выше расхожего понимания о патриотизме, потому что не на словах, а на деле доказал преданность своей стране и принес ей реальную пользу, обретая в любимом деле еще и себя как личность. А Эдуард Караш устроен так, что если он МОЖЕТ – то он ЕСТЬ… И ему нечего стыдиться, есть чем ответить патриотам-«доброжелателям»… Так много слов… И все они умещаются в коротенькой «Формуле счастья»: Не ищи его в безоблачном небе: Улыбнулся миг – и в прошлое канул. Оглянулся – то ли был, то ли не был, Как в забытую любовь глянул… А рецепты с виду очень простые: Коль любовь твоя – не сказки, не бредни, Просыпайся по утрам, как впервые, Проживай свой каждый день, как последний… Не завидуй, а стремись к достиженью – Иногда сам путь достойнее цели. Друг в обиде – то твоё униженье, Будь надёжен в потехе и в деле… Всё сказать успей, желанья – осмыслить, Оглянись в пути – дорогу увидеть, Научись людей любить без корысти И умей своих врагов ненавидеть… Поэтому – слово самому Эдуарду Карашу, бесконечно уважаемому мной Писателю, Нефтянику и Человеку с нерастраченной молодостью души. Слово его поэзии, которая есть сама Жизнь – долгая, мудрая, искренняя и бесконечно прекрасная… Валентина Бондаренко, член Союза писателей России
|
|