Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Валентина БондаренкоНоминация: Литературно-критические статьи

«ВЕСЬ МИР В ЗЕРКАЛАХ И ЦВЕТНЫХ ГОБЕЛЕНАХ…»

      Путеводитель для читателя Марии Бродской
   
   
   
   У Марии Бродской есть свой стиль, свой голос… И дело даже не в том, что она – профессиональный музыкант, вокалистка, скрипачка и аранжировщик, автор более ста музыкальных произведений и сольного альбома «Мир За Порогом»… Она – еще и поэт. А поэзия тоже может иметь – должна иметь! – свой индивидуальный голос.
   
   Поэтический голос Марии Бродской – яркий, мягкий и звонкий одновременно, отличающийся пронзительной чистотой и подчеркнутой женственностью. Нельзя не отметить, что музыка, как и можно было бы предположить, оказывает большое влияние на стихи поэтессы. Это выражается прежде всего в ритмике ее стихов, которая разнообразна, порой неожиданна, вся пронизана джазовыми синкопами, обостряющими мелодическое восприятие стиха:
   
   Рыжеволосый всадник шлёт мне вести;
   День будто замер на краю света –
   Я улыбнусь, без ошибки узнав твой почерк –
   Золотой наконечник последней стрелы лета…

   («Тридцать первое августа»)
   
   Стихи Марии Бродской отражают и преображают классическую ритмику русского стихосложения, как воды тихого озера отражают звездный свет, который дробится и покачивается на мелкой ряби. В этой книге нет унылых ямбов и хореев – каждая строка удивляет, волнует, приковывает к себе читателя, околдовывая его и в то же время не давая притупляться его вниманию. Удивительная пластичность ритмического рисунка, поражая своей прихотливостью, в то же время оставляет впечатление предельной естественности, плавности течения поэтической речи, свободно льющейся из сердца – к сердцу, минуя, кажется, все промежуточные этапы.
   
   Особенно ярко это выражено в стихах «фольклорного цикла» («Красною нитью мечен рушник…», «Свечи белые, свечи красные…», «Не поспела, не сплела!..» и др.), на которых лежит отчетливый отпечаток народной поэзии с ее предельной искренностью, драматичностью, нежной музыкальностью и образами, раскрывающими «интимный космизм» русской души:
   
   Красною нитью мечен рушник,
   Дам тебе пить я вечный родник;
   Где звёздный купол вышит крестом,
   Будь моим братом или отцом.
   <…>
   Дальней звездою гляну в глаза,
   Терпкой слезою поит лоза;
   Белую скатерть стелют ветра;
   Я – твоя матерь или сестра…

   («Красною нитью мечен рушник…»)
   
   Образная система Марии Бродской – еще один момент, который не может не обратить на себя внимание читателя книги. Стихи ее наполнены яркими, сочными красками теплых, чуть приглушенных тонов, умело обозначенными световыми бликами:
   
   …А завтра – весь мир в зеркалах и цветных гобеленах...
   – Ловлю отраженья обрывки в зеркальном осколке,
   И солнечных зайчиков пара танцует на стенах...
   Ах, как запылилась пузатая банка на полке!

   («Монолог Золушки»)
   
   Цветопись, светопись наряду с музыкальностью – основные приметы поэтического мастерства Марии Бродской. Овладеть этими приемами сложно, но для поэта с музыкальным слухом и незамутненным поэтическим зрением – вполне естественно. Поражает другое: Мария не останавливается на этим выразительных средствах, а идет дальше, стремясь передать строкам своих стихов чувственные ощущения – объем и форму предметов, стук сердца и подспудную дрожь, дыхание и течение крови по жилам… Отчасти ей в этом помогает то же виртуозное владение ритмом, который вбирает в свои переливы и вибрации все чувства, владеющие поэтессой. Но и само слово, образ в ее руках становятся мощным обоюдоострым оружием, которое способно как с голографической достоверностью передавать явления и предметы реального мира, так и переводить на язык ощущений некие духовные субстанции (помните, у Тютчева: «О! бурь уснувших не буди – // Под ними хаос шевелится!..»):
   
   Катали за щекою
   Мы вишни слов… так сладко
   Рассасывать по букве,
   И в долгом поцелуе
   Передавать друг другу…

   («Случилось»)
   
   В моё оконце
   Заглядывает жизнь;
   И медленно течёт под кожей,
   По хрупким жилам,
   Так осторожно…

   («Усыпление»)
   
   …Разматываю путаный моток,
   И нервничаю, и цепляю ноготь,
   И тишина стучит, как молоток,
   И надо мной – блестящий лунный коготь,
   И я во сне стою уже по локоть…

   («Осенние мысли»)
   
   Эти поистине удивительные свойства поэзии Марии Бродской свидетельствуют не только о том, что она мастерски владеет ею же самой разработанными поэтическими приемами, но и говорят о тонком внутреннем мироощущении поэтессы, сокровищами которого она не боится поделиться с читателем. Поистине, отдавая с такай щедростью, она только становится богаче!.. Тематика ее стихов так же щедра и пластична: пейзажная лирика неожиданно смыкается с любовной («Тридцать первое августа») и проникается библейскими аллюзиями («Осенние мысли»), философия зрима и чувственна, сквозь фольклорные мотивы проглядывает лик современной героини («По волнам моей тональности…»)… Трудно провести границу между жанрами… да и нужно ли это делать? Стихи Марии Бродской воспринимаются, словно бокал, наполненным солнечным, густым и чуть пряным напитком, к которому хочется возвращаться бесконечно. И еще одна особенность: этот бокал никогда не пустеет; стихи Марии не могут быть «прочитаны» до конца, их можно открывать для себя вновь и вновь, снимая покровы смыслов – слой за слоем...
   
   Мы с вами лишь приоткрыли первый покров…
   
   Валентина Бондаренко,
   член Союза писателей России

Дата публикации:09.08.2005 15:59