Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Илья ТюринНоминация: Философская и религиозная лирика

МАЙСКИЕ СТИХИ (цикл)

      МАЙСКИЙ ЧЕРНЫЙ - КАК МОЛОТЫЙ СОРТ…
   (Стихи, написанные в мае)
   
   
   1 МАЯ. ЛУБОК
   Звуки марша, соскользнувшего на чарльстон.
   Красный день календаря. Среда. Погода.
   Тем сильнее ощущаешь государство,
   Чем ничтожней о тебе его забота.
   Дети. Голуби. Отцы семейств. Их жены.
   Тенью дома - на асфальте дремлет стая.
   Населенье, глядя невооруженным,
   Большей частию лишь там, куда пускают.
   А пускают - лишь туда, где населенье:
   К парадоксам вообще пространство склонно,
   Ибо столь необъяснимо от рожденья,
   Как валун, впитавший бдительность Горгоны.
   
   
   ПИСЬМО
   Оставьте все. Оставьте все, что есть:
   За нами, в нас, над нами, перед нами.
   Оставьте все: как музыку, как месть
   Жестокого стекла оконной раме.
   Оставьте все. Оставьте прежде свет -
   Во всех его телах: в свечах, и возле
   Свечей, и возле тех, которых нет,
   Но - надо полагать, что будут после.
   Оставьте все. Оставьте день - для глаз,
   Его конец - для губ, сказавших «Amen».
   Оставьте ночь: она запомнит вас,
   Забыв себя, заполненную вами.
   И все останется. И лишь часы,
   Спеша вперед, зашепчут: Альфа, Бета...
   ...Омега. Все. Оставьте росчерк - и
   Оставьте Свет. Но не гасите света.
   
   
   
   К СТИХУ
   Ты не можешь покинуть меня, о, моя незаметная часть,
   Потому что и я не смогу отпустить на дорогу
   Твое странное тело, не нужное ей, и подчас
   Незнакомое мне, и еще неизвестное Богу.
   Ибо лишь для того, чтобы стать таковым. - рождено.
   И не сетуй, что жизнь удалась недостаточно бурной:
   Некто жаждет во сне досмотреть окончание снов...
   В результате чего - пробуждается в чреве Сатурна.
   Что и есть окончание. Лучше прийти к нему, стих,
   Через черную лестницу, дабы избегнуть хотя бы
   Поклонения слуг, как волхвов - но настолько святых,
   Что на юрких телах незаметна расцветка Каабы.
   
   
   
   ДОЖДЬ В МОСКВЕ
   Немногие увидят свой конец
   Таким, каким я вижу этот ливень,
   Где медленно из облачных овец
   Вдруг молния высвобождает бивень.
   
   На улицах спокойно. Полных вод
   Хватило для того, чтоб все колеса,
   Все фары, каждый каменный завод,
   Все небеса - удвоились без спроса.
   
   И время ненаказанным бежит,
   Но розга не впустую просвистела.
   Во всем, к чему он сам принадлежит,
   Глаз не находит собственного тела.
   
   А значит, все на месте, все с тобой.
   Жизнь и разлука с ней неразличимы,
   Но первая отходит от второй
   На полшага: мы делаемся зримы
   
   Самим себе и миру самому.
   Таков последний миг, но не расплаты.
   Мы вытесняем, погрузясь во тьму,
   Свет в последождевую кутерьму -
   На плиты стен и кровельные латы.
   
   
   
   ПОТОМСТВУ
   Как стар я ни кажусь себе один -
   На людях старость пустят за уродство.
   За то, что с телом с ними я един -
   Двойным расплачиваюсь инородством.
   
   Лишь в худших мыслях и в легчайших снах
   Я отделял себя от их народа.
   Но прежде, чем минута на часах
   Пройдет, наш круг дополнится природой.
   
   Я двигаюсь. Движение мое
   По комнате, судьбе - не сила тренья,
   А злое производное ее -
   От вашей новой массы отделенье.
   
   И треньем масс, а не земли и стоп,
   Закон впускает чудные поправки.
   Не верю времени: в нем глаз находит то,
   Что нужно для спасения от давки -
   
   Слепую протяженность. Я не дам
   Пришедшему за мною руководства:
   Нет будущего. Не решить годам,
   Чье превосходство или первородство.
   
   Но только от вины остерегу
   За споры о своем предназначенье:
   В вас воля, от которой я бегу,
   Мне внятная через чужое зренье.
   
   Для вас я бессознательно примкну
   К противовесу - к вашей вечной муке.
   Но только заодно мою вину
   Хочу признать, тем развязав ей руки.
   
   Сквозь нас вы видите, что мир не нов,
   А плавает, как скорлупа, в прошедшем:
   Меня считают выходцем миров,
   Но ни один не называл Вошедшим.
   
   
   
   * * *
   Слышишь? Ночью так хочется пить.
   Значит, кончено с новой зимою.
   Нам дано и в молчании жить,
   Как не могут ни реки, ни море.
   
   Майский черный - как молотый сорт -
   Черный час налегает на веки,
   Но сознанье поставит рекорд -
   И проступит окошко в прорехе.
   
   Далеко ли теперь до него?
   Тишина расстоянью не мера.
   И в обеих для нас ничего
   Не оставлено: воля и вера.
   
   Ночью слово само по себе.
   Мы находим в беззвучии место -
   Это вера диктует судьбе
   Непонятное силою жеста;
   
   Это воля - ты знаешь ли сам? -
   Божья матерь, материя, милость
   Так же тихо сопутствует нам,
   Как Эдипу в молчанье открылась.
   
   
   
   * * *
   Случайный том, как разбирают печку,
   Моя рука достала из других,
   И медного заглавия насечку
   Лучом не тронул будущий мой стих.
   Чугунные не встрепенулись кони,
   И перед богом не раздалась мгла.
   Но пыль запомнила толчок ладони,
   И в мозг минутной тяжестью легла.
   Я все забыл. Но, отразившись в речи,
   Тот мелкий жест определил другой.
   Мы лепим из секунд стихи и печи,
   Чтоб было им, где шарить кочергой.
   
   
   
   * * *
   Прикрыв от тяжести лицо,
   Я передал его ладоням -
   И только голое яйцо
   Сидит на теле постороннем.
   
   Но видеть продолжал зрачок,
   Но слышать требовали уши, -
   И только наблюдать я мог,
   Как мир младенцем рвется в душу.
   
   По прихоти его стеклись
   Такие силы отовсюду,
   Что недостойную причуду
   Я принял за слепую высь.
   
   И миг оформился в слова,
   И ринулся в ее пустоты.
   И давит честную зевоту
   Нетронутая голова.
   
   
   
   РУБЛЕВ
   Мне чудится счастье, не данное мне,
   Когда посторонним пятном на стене
   Я вижу богиню и сына ее
   И тело теряю свое.
   
   Мне кажутся знаки их временных бед
   Навечно влитыми в мой собственный свет,
   Как будто узла этих лиц тождество
   Дало мне мое Рождество.
   
   Здесь два расстоянья меж них сочтены.
   Одно - сокращенное взглядом жены,
   Второе - Ему в складках мглы золотой
   Открылось доступной чертой.
   
   И воздух сгустился. И трещины дал
   Трагических судеб единый овал,
   И мимо две жизни прошли, и года -
   Как им и хотелось тогда.
   
   И слезы встают за пропавшей спиной,
   Минутой терпенья скопляясь за мной.
   И в недрах земли, где минуты не жаль,
   Со звоном сломалась деталь.
   
   
   
   * * *
   Живущему, как прежде, на Земле,
   Отравленному, как ни разу прежде, -
   Мне кажется, что вещи на столе
   Все те же, и изъяна нет в одежде.
   В кармане звякнет (если протянуть
   К нему в живот неласковую руку):
   Так было утром. И полдневный путь
   В окне купе не обновил округу,
   И свежестью спасают не слова.
   Привычка к ним нас убедит в обратном:
   Стежки у хирургического шва,
   Они ценны в повторе многократном.
   
   
   
   * * *
   Как будто правда создает стихи!
   Вот правда: два стола и стул меж ними,
   Да время перед девятью ночными
   Часами сна - лежи и стереги
   Родные тени стула, двух столов,
   И собственные полминуты блажи:
   И ничего от этого (ни даже
   Бездушия) в квадрате новых слов.
   
   
   
   * * *
   В мгновенной и чуткой отваге -
   Вот словно по зову блесны -
   Я ощупью лезу к бумаге
   И не узнаю белизны.
   
   К сплетению равных волокон
   Пытаясь добавить свой след, -
   Вот я отшатнулся от окон,
   Когда зажигается свет.
   
   Вот копится пыль на деталях
   Ребенком разобранной тьмы,
   И мерно качает усталых
   Движенье гранитной кормы.
   
   И буквы выходят из пальцев,
   (Я сделал, и лег на живот)
   Как будто бы племя страдальцев
   Во мне неизменно живет.
   
   Что звезды, их ласковый лепет
   Лишь ночью на слух различим -
   Ручной и заемный мой трепет,
   Как смерть, не имеет причин.
   
   Бумага - их смертное поле.
   Спускаясь в последний приют,
   Их зрение рыщет на воле,
   Не зная, что встретит их тут:
   
   Вот ночь, как зовущие блесны,
   Вот мы остаемся одни,
   Вот пыль, вот и окна (как просто!),
   Вот свет - вылетают они.
   
   
   
   * * *
   Прежде, чем его сны заклюют,
   Горемыка снял с тела печаль
   И повесил на плечики тут,
   Чтобы я ее к телу прижал.
   
   Нас не боль забирает в тиски,
   А примерки портновская нить,
   Но сукно стопроцентной тоски
   Щегольство не дает нам сменить.
   
   Где ты, Божие веретено?
   Что угодно мы станем беречь -
   Только бед дорогое сукно
   Не истлеет на тысяче плеч.
   
   Потому что дано за него
   Слишком многое первой рукой
   И незрячее наше родство
   В том, что платим мы долг круговой.
   
   Я стою на крыльце темноты,
   И от ясности время дрожит.
   Я не знаю, что думаешь ты,
   Наш портной, наш примерщик и жид.
   
   Это ты подобрал мне мой путь.
   Благодарность не так велика,
   Но от платья свой клок отщипнуть
   Не поднимется эта рука.
   
   И до рубища не оботру
   Благородных обид рукава
   Ни в тиши, ни на гнущем ветру -
   Пусть их тяжести сносят слова.
   
   Знаю, что принужден испытать
   Все до дна отдающий поклон,
   Но хочу, приодевшись, узнать,
   Чем еще я с плеча подарен.
   
   
   * * *
   Я только что мой тихий кабинет
   Два реза пересек и сел на стуле -
   Но тех шагов уже на свете нет,
   И шторы теми легкими вздохнули.
   Как радость тех бесплодных двух минут
   Свободной паузой отделена от этой,
   Перерожденной в летопись и труд,
   Ее наследницей переодетой!
   Глазница та же. Вид жилища в ней
   Не просиял и вдруг не стал темней.
   Но в том, что ничего не изменилось,
   Я вижу только аккуратность дней -
   От нас оберегаемый музей,
   Тесемки чувств и послаблений милость.
   Исчезновенье на моих руках.
   Здесь целый мир нескладною газетой
   Клевал шаги и чистился в словах,
   В двух половинках сущий и никак
   Не различаемый меж той и этой.
   
   
   24 МАЯ 1940
   Год, как я вижу недолжное, лишнее;
   Праздную чуждое мне.
   Будто сегодня все мертвые ближние
   Пляшут в настольном огне.
   Или сознание делает сотую
   Злую версту за чертой -
   Будто я вижу твой берег за Охтою,
   И абажур золотой.
   Что там на стенах? Какие за стенами
   Звуки доступны тебе?
   Кто ты, покуда немыми сиренами
   В грубой влеком скорлупе?
   Кто тебе дал по канону сочельника
   Нимб твоих рыжих волос -
   Смутную радость жужжащего пчельника
   Будущих слов? или слез?
   Чей ты Иосиф? Где братья соседские,
   Где же волы у яслей?
   Эти вопросы последние детские
   В жизни, покуда мы с ней.
   Это для нас любопытство, ребячество -
   Но и для Бога простой
   Способ повыведать: что обозначится
   В Нем этой малой чертой.
   Ибо Он знает: пока не отпрянули
   Мы к рубежу своему -
   В мыслях и голосе, поздно ли, рано ли -
   Мы обратимся к Нему.
   Это уже Рождество и Успение.
   Выберешь сам наугад.
   Слышишь за стенкой непрочное пение
   Граждан своих, Ленинград?
   Души случайные, тени печальные
   Слабо выводят сквозь сон.
   Город портов, пять утра, и причальные
   Блоки затеяли звон.
   И исчезает святая окраина
   Вдаль над провисшим бельем.
   Выпьем за Родину, выпьем за Сталина,
   Выпьем и снова нальем.
   
   
   ЧЕРНАЯ ЛЕСТНИЦА
   Конец весны в предместие больниц.
   Людей как не было, две-три машины,
   И голоса таких незримых птиц,
   Что словно купы бесом одержимы.
   
   Нельзя запоминать вас наизусть,
   Кварталы детства. Дом для пешехода
   Уже постольку означает грусть,
   Поскольку в нем тот знает оба входа:
   
   Парадный первый, видный исподволь,
   Как будто жизнь его внутриутробна -
   Но вещь сама перерастает в боль,
   Когда второй предвидеть мы способны.
   
   Исчерпывая кладку стен собой,
   И завершая дверцею жилище -
   Он боком входит в память, как слепой,
   Который трость потерянную ищет.
   
   Май 1997

Дата публикации:06.05.2005 16:56