Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Александр КрасныйНоминация: Литературно-критические статьи

Загадка песен В.Высоцкого

      Эту статью я пишу не для того, чтобы "воспеть дифирамбы"
   Владимиру Семеновичу Высоцкому: их пропето немало и, на мой взгляд - совершенно заслужено. Мой слабый голос не может повлиять на его
   посмертную оценку.
   Не претендую и на то, чтобы сказать что-то новое о нем лично: я его
   всего пару раз видел из зала.
   Мною движет, скорее, любознательность человека, причастного к поэзии,
   в первую очередь - как внимательного читателя...попытка понять:
   как ему удалось завоевать любовь стольких сердец своими песнями?
   
   Наверное никто (кроме отъявленных эстетов) не станет отрицать
   заслуг Высоцкого... не только - певца, но, и - поэта,
   хотя при жизни он "не состоял" ни в каких "союзах"...
   Его песни были необычайно популярны при жизни, прошло больше 20 лет
   с его смерти, а песни - живут...
   
   Мало ли у нас людей пишущих стихи?- И тогда, и сейчас - очень немало...
   А бардов, поющих свои песни?- Чуть поменьше, но тоже наберется изрядно...
   А самодеятельных композиторов?- Пишут музыку и получше...
   А есть, кого поставить рядом?... Думаю, что вопрос - риторический...
   
   Тогда - "простой" вопрос: в чем "загадка песен Высоцкого"?
   
   В особом голосе?- Да мало ли у нас разных голосов?
   В простоте и искренности его песен?- Наверное ближе...
   хотя "простых" у нас - тоже навалом... искренних - поменьше...
   В "созвучности своему времени"?- Наверное, да... но, этот термин
   весьма неопределен и становится понятен только после того,
   как это время оканчивается.
   
   В чем искать корень? В стихах, музыке, исполнении?-
   
   "В начале было Слово."
   Полагаю, что это верно не только в исходном библейском смысле,
   но и в песнях. В качестве поддержки сошлюсь на уважаемого
   не заинтересованного эксперта - П.И.Чайковского: он считал, что
   писать музыку романсов, опер и т.п. можно только на основе текстов.
   Связь текста и музыки настолько сильная, что зачастую кажется,
   что заданному тексту идеально соответствует только единственная
   мелодия. Косвенное подтверждение этого в том, что на некоторые
   стихи писали музыку десятки композиторов, а до нас дошла
   единственная мелодия.
   
   Я решил поискать разгадку в его поэзии: отличается ли она чем-нибудь
   существенным "от всей прочей"?- Простейший ответ: конечно - да,
   у него свои, оригинальные тексты!
   А, чем они оригинальны?!- Смысловой анализ может завести нас
   очень далеко и мало что дать: тематика песен у него "самая разнообразная"...
   Есть одно, что их объединяет... и об этом прекрасно сказал С.Есенин:
   
   «Быть поэтом – это значит тоже,
   если правды жизни не нарушить,
   Рубцевать себя по нежной коже,
   кровью чувств ласкать чужие души.»
   
   Ясно, что это - о нем!
   
   Но, строки Есенина, конечно, нельзя понимать буквально...
   даже, если бы кто-то и "рубцевал себя по нежной коже",
   читатель может это почувствовать (или, напротив - убедиться в обратном)...
   только по тексту его стихов.
   
   Чем любой стих отличается, прежде всего, от прозы?-
   Известно - наличием "определенного ритмического рисунка".
   А, песенный стих?- Думаю, не сильно ошибусь:
   90% русских песен написаны двухсложными размерами (ямб и хорей);
   (большей частью - с чередованием мужских и женских рифм)
   9% - трехсложными размерами (наиболее популярно - чередование
   дактилических рифм с мужскими),
   0.9% - четырехсложными
   ....................­....................­..­
   
   Не знаю, как у других читателей... для меня самое первое и глубокое,
   подсознательное восприятие стиха основано на его ритме.
   Вспомнив наиболее яркие (на мой взгляд) песни Высоцкого,
   я убедился, что их место, как правило - там, где стоят многоточия...
   Хотя, конечно, у него есть и более простые по ритму песни.
   
   Прошу не ругать меня за, местами, доморощенную терминологию -
   возможно, маститые критики
   сделали бы описание "более научным", может быть, даже и сделали уже,
   и одному мне это не известно? :)
   Ниже приводятся только характерные слова некоторых песен
   (думаю - они не требуют полного цитирования) и схемы
   ударений "как пелось"... Разбивка по строкам сделана по рифмам,
   возможно она отличается от опубликованной (его сборника стихов
   у меня нет).
   
   
   --------------------­--------------------­--------------------­
   Не вернулся из боя
   
   001001001001
   0010010010
   001001001001
   0010010010
   - чередование 4-х и 3-х стопного анапеста
   ====================­===============­
   
   Идет охота на волков
   
   Куплет
   0010010010
   001001001
   0010010010
   001001001
   - анапест
   Припев
   0101000101010
   010100010101
   0101000101010
   000101010001
   - ямб с пропуском ударения после второго слога
   (в последней строке перестановка)
   --------------------­-----------­
   Порвали парус...
   
   Куплет
   100100001001
   100100001001
   100100001001
   100100001
   - оригинальный размер, рифмовка аавв, последняя строка - укороченная
   Припев
   1001010
   101010
   - "почти хорей"
   --------------------­----­
   В суете городов...
   
   Куплет
   001001001001
   0010010010010
   001001001001
   0010010010010
   
   Припев
   0010010010
   001001001
   0010010010
   001001001
   
   - Анапест: куплет - 4-стопный, припев - 3- стопный,
    со сменой порядка чередования мужских и женских рифм
    в куплете и припеве
   --------------------­-----------­--------------------­--­-
   Я коней напою...
   
   Куплет
   0010001000100010
   0010001000100010
   0010001000100010
   0010001000100010
   - Пэон-3, 4-х стопный, только женские рифмы
   
   Припев
   101001
   101001
   001001001
   001
   - "Почти анапест" 1- 2- и 3- стопный, рифмовка аааа
   --------------------­-----------­-----------------
   А на нейтральной полосе цветы...
   
   Куплет
   1000100100010
   100010010001
   1000100100010
   100010010001
   - оригинальный размер
   Припев
   0001000101
   00010001
   - "почти пэон-4"
   --------------------­----­------
   Она была в Париже...
   
   Куплет
   0100010101010
   010001010001
   0100010101010
   010001010001
   - ямб с отчетливыми пропусками ударений: после первого слога -
   во всех строчках, после третьего - в четных.
   ------------------
   
   Послушай Вань, не трогай шурина!
   
   0001000100
   00010001
   0001000100
   00010001
   - пэон-4
   Припев
   00010001
   00010001
   00010001
   0101
   - концовка - ямб
   --------------------­----­--
   
   Мы лезем к вершинам...
   010101001
   01010101 - ямб
   01001001001001
   01001001001
   01001001001
   01001001001001
   - амфибрахий, удлиненные 3 и 6 строка
   --------------------­-----------­------------
   Ни алых роз, ни траурных лент
   
   010101001
   01010001
   01000101001
   010010101
   01000101
   01000101001
   -рифмовка аабввб
   - выделяется энергичная 4 строка, "ломающая размер"
   --------------------­----­
   Отставить разговоры
   
   Куплет
   00010001
   000101010
   00010001
   01010101
   010101010
   - перемежающийся пэон-4 и 4-стопный ямб
   
   Припев
   0101010
   010101
   0101010
   010101
   010101
   - 3-стопный ямб
   --------------------­----­---
   Я не люблю...
   
   00010100010
   0001010001
   00010100010
   0001010001
   - для ямба - слишком упорядоченный пропуск ударений...
    для пэона-4 - отчетливая вставка посередине строки
   -------------------
   
   Ох и беда мне с этой Зинкою...
   
   0001000100
   0001000100
   0001000100
   0001000100
   - пэон-4, чисто дактилические рифмы
   ---------------
   
   
   Если вы в своей квартире...(Общеукре­пляющее...)­
   
   10101010 - 4-х стопный хорей
   10101010
   10001000100 - 3-х стопный пэон-1
   10001000 - 2-х стопный пэон-1
   10001000
   10001000100 3-х стопный пэон-1
   Схема рифмовки - аавссв
   --------------------­----­--
   
   Даже в церкви - все не так...
   
   0010001 - пэон-3
   100010 - пэон-1
   0010001 - пэон-3
   001010 - пэон-1
   Эх раз, еще раз...(Цыганочка)
   01101
   01010101
   01101
   01010101
   
   --------------------­-----------­---------------
   
   Кто здесь не бывал, кто не рисковал...
   
   0100101001
   01010101
   010010100101
   010101001
   010101001
   010100101001
   
   - оригинальный ритм, рифмовка ааавссв
    Чередование 2-, и 3-сложного ритма
   --------------------­----­---
   
   Охота на волков
   
   0010010010
   001001001
   0010010010
   001001001
   - анапест
   0001000100010
   000100010001
   0001000100010
   000100010001
   - пэон-4
   --------------------­--­
   
   Что можно увидеть из этих примеров?
   1. При использовании одного из классических размеров -
   чередование количества ударений в строках.
   2. Куплет и припев, как правило - в разных размерах, строчки припева
   обычно короче.
   3. Из классических размеров, любимый - пэон-4
   4. Чередование в одной строке ударения на второй и третий слог
   5. Наиболее оригинальные в ритмическом плане песни:
   "Порвали парус...", "Я коней напою...", "Кто здесь не бывал...",
   "Даже в церкви, все не так..."
   они же, - из моих самых любимых...
   
   "Каждый пишет, как он дышит"
   Можно написать стих в любом заданном, в том числе и
   оригинальном, размере... но, дыхание - у каждого свое.
   
   У Высоцкого даже "неправильный" размер звучит естественно:
   это - не проявление недостаточного уровня техники (что нередко
   у начинающих), это - превосходство содержания над формой.
   
   Какую мораль можно извлечь из этих рассуждений?-
   
   Научиться писать "как Высоцкий" - невозможно: для этого
   надо "быть Высоцким".
   Ритм стиха - это стук сердца автора. Если оно бьется
   вяло и монотонно, как настенные ходики, стих
   вряд ли кого-то взволнует до глубины души...
   
   Я уверен, что Высоцкий, не занимался ритмическим
   анализом своих песен - он выплескивал в них свои чувства.
   Слушая эти песни сегодня, мы ощущаем в них...
   страстно-неровный стук его взволнованного сердца.
   
   07.01.03

Дата публикации:15.01.2004 12:36