Этот бодрый спасительный и человеколюбивый призыв, если мне не изменяет память, был провозглашён гашековским бравым солдатом Швейком, решившим, что ему нет никакого смысла лезть «вперёд вперёд» - наверняка, под неприятельские пули. Этот же лозунг пришёл и мне в голову, когда я уяснил для себя, чтО же я хочу сказать некоторым (читай – многим) своим уважаемым коллегам, когда они выступают в роли рецензентов. Для начала предлагаю движение назад начать с того, что обернувшись, заглянуть в любую из известных нам аж с прошлого века энциклопедий или любой толковый словарь на букву «Р». В каждом из них в меньшем или большем объёме можно найти единое по сути определение понятия «РЕЦЕНЗИЯ». Вот, например, формулировка из БСЭ. РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — рассмотрение), отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики литературной и газетно-журнальной публицистики. В Р. на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. Р., охватывающая ряд произведений, объединенных по какому-либо признаку, перерастает в обозрение или обзор. И ещё один небольшой экскурс в классику художественной литературы – напоминание об одной из бессмертных героинь И.Ильфа и Е.Петрова, чьё имя давно стало нарицательным – Людоедке-Эллочке. Цитирую: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо"* составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка: 1. Хамите. 2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.) 3. Знаменито. 4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: "мрачный Петя пришел", "мрачная погода", "мрачный случай", "мрачный кот" и т. д.) 5. Мрак. 6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: "жуткая встреча".) 7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.) 8. Не учите меня жить. 9. Как ребенка. ("Я его бью, как ребенка" -- при игре в карты. "Я его срезала, как ребенка" -- как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.) 10. Кр-р-расота! 11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.) 12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.) 13. Поедем в таксо. (Знакомым мужеского пола.) 14. У вас вся спина белая (шутка). 15. Подумаешь! 16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.) 17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.) Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов». Даже при самом поверхностном, но трезвом рассмотрении ясно, что требования к Рецензии несопоставимы с возможностями скудного словаря Эллочки Щукиной. Однако, вот ПАРАДОКС – сопоставимы, ещё как сопоставимы! Оказывается, можно выдавать «рецензии», заимствуя у Эллочки лишь небольшую часть её, как видите, ну, о-о-о-о-чень короткого и своеобразного лексикона. Моё знакомство с большинством публикуемых на Портале рецензий, позволяет даже выделить конкретно те слова и выражения (с их ближайшими синонимами) Людоедки-Эллочки, которыми начинаются и на этом же заканчиваются многие из т.наз. рецензий. Вот их номера в списке : 3, 5, 6, 10, 15, 16, 17. И ВСЁ! Добавлю из собственного опыта, что ещё несколько выражений Эллочки довольно широко (в узком смысле этого слова) применяются в сугубо спорных и скандальных ситуациях – это : 1, 2, 4, 8, 14. Справедливости ради, отмечу и достижения наших рецензентов в «вопросах языкознания». Их (достижений) – целых два! Первое – использование в качестве рецензии... ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ, второе – более членораздельное, по принципу ПОНРАВИЛОСЬ – НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. Тут невольно возникает уместный вопрос: « А кто ты есть таков, Василий свет Петров, что автор должен ориентироваться на твой неизвестный и ничем не подтверждённый вкус? А??» Как говаривал один знакомый мудрец, «Из каждой ситуации можно найти два выхода, пока вас не съедят – тогда останется один». Я пока что вижу эти два выхода в следующем – либо авторы начнут писать рецензии в духе рекомендаций БСЭ, либо администрации Портала нужно заменить слово «Рецензия» в соответствующих рамочках на что-то вроде «Ну, и как тебе, Парниша?», и пусть себе прыгает от радости или отплёвывается, не дискредитируя литературной терминологии. Цель настоящих заметок будет достигнута, если прочитавший их задумается над тем, что он сам выдал в последние дни вместо рецензий, а литературная молодёжь, к тому же – кто приобщится, а кто углубится в творчество И.Ильфа и Е.Петрова (Катаева), ибо человек, не знакомый с их творчеством, никогда не станет поистине культурным человеком. С уважением, Э.К.
|
|