Я комкаю письмо, Я погружаюсь в жуть. Ужель нет выхода В моем пути заветном? Но все, что думаю, Я после расскажу. Я расскажу В письме ответном… С.А. Есенин. "Письмо от матери" (1924) Порою кажется, что авторы, размещающие свои произведения для формирования очередного выпуска альманаха "Венок Есенину", отчасти пытаются написать то самое ответное письмо. Письмо из двадцать первого века. Письмо если не невидимому, но каким-то краем существа ощущаемому призраку рязанского поэта начала прошлого века, то, совершенно точно, миру нынешнему, нам нынешним. Листки этого письма, испещренные стандартизованным шрифтом начала нового тысячелетия (отчего, возможно, они и теряют некоторую символическую прелесть рукописи-оригинала), полны скорби и веры, восхищения и протеста, поэтического смирения и не менее поэтического пафоса. Листки этого письма, быть может, не все дойдут до адресата, увидят свет уже опубликованными. Однако, сам факт того, что слово было произнесено (напечатано, прочитано…) о чем-то говорит. Например, об отношении к Поэту. Родине. Отечеству. Близким и далеким. Самому себе, наконец. А уж о каком отношении… Тут Ваша очередь говорить, дорогие авторы! Важнейшим для Есенина как поэта, разговаривающего со своим читателем, - потрясающее умение взволновать, разбудить, иногда даже выпотрошить до глубины души. Приемы, которыми он добивается такого эффекта не произведения конструкторского искусства, но плоды преломления подлинных чувств и мыслей в стеклах своего Я. Как ему удавалось менять интонации одинаковых строк в начале и финале произведений, как он мог останавливать одни эмоции другими и направлять их вместе туда, куда желал? Что за секрет открыл ему его поэтический ангел? "…Он, улыбнулся, нахмурил брови И тихо палец поднес к губам: "Не говори ей! Я – наготове! И я в обиду ее не дам! Пускай не знает. Пускай не верит! Пусть ошибается и грешит... Все очень сложно... Но ключ от двери - Уже в кармане ее души!" (Антонио КАПУЧИНИ, "Ломать - не строить...") Юношеский романтизм Есенина неотделим от потаенной (и не очень) грусти его произведений. Конфликт с миром, с его странными и нередко выступающими как глупые законами - частый гость в лирике Творца. Вспомним хотя бы "Хороша была Танюша…" 1911-го, "Черная, потом пропахшая выть…" 1914-го года и немало других, написанных в пору, составившую по злому умыслу судьбы две трети его жизни. "…Извини, в придуманном тобой «Мире взрослых» нет места мамонтам, - сказал он, и печально добавил, - конечно же, живым мамонтам… И если тебе станет грустно… или весело, приходи в мой мир, но оставь в своем его ловушки… Глядя ему вслед, Олеся с грустью задумалась над тем, какой из всех миров самый настоящий…" (Дмитрий Сахранов, "Олеся - охотница на мамонтов (сказка)") Жизнь Сергея Есенина - колоссальное приобретение человечества. Смерть - ожидаемая - да не в такие сроки! - утрата. Эмоции, переполняющие душу от одного только представления о том, что если бы он не ушел столь рано… Но, какой в них прок?! Они просто есть. И будут откликаться в каждой секунде хотя бы одной судьбы мира современного. Современного автора. "…Короткая жизнь… жизнь в полете… жизнь бессознательно преданная мудрым законам мироздания… Если бы люди могли жить не теряя связи с Первозданным Духом, наполненные осознанием этой связи, радоваться открытой чистой душой, наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях и испытывать благодарность всему сущему, небу, своему ближнему, всего лишь за обретение формы, за возможность жить… Но люди - не капли… Капли не имеют возможности думать, чувствовать, принимать сердцем и душой, а потом мучаться, страдать, осознавая трагичность и бессмысленность своего существования, терзать самих себя, находя удовольствие в таких терзаниях, поглощаясь и живя ими, уже не видя света, не ощущая тончайших связей, в плену липкой паутины иллюзий…" (Дмитрий Сахранов, "Дождь") "…Я дань вам воздаю, и видит бог, судьбы подарком все воспринимаю И буду отдавать, пока еще люблю, страдаю, ненавижу, понимаю. Пока еще способна на мечту, ну, а душа хранит воспоминанья, Воспринимает боль и красоту, и в ней живут стремленья и желанья…" (Лара Федорова (Чайка), "Я ОТКУПАЮСЬ") "…За проезд паромщик брал мои года. Пусть их нынче мало - я не прогадал…" (Гена Листопад, "Откровение") "…И ушел ты висеть над долами, Над бескрайней ширью полей, Что остались такими голыми Без твоих золотых кудрей…" (kuruhuru, "Ты ушел") В одной из телепередач совсем недавно я услышал о появлении одной забавной поздравительной открытки: "Я вижу твою жизнь черной…" и внутри "…черная икра, Черное море…" Вероятно, несерьезно использовать такие ремарки для возобновления монолога о рязанском поэте с выведением моим пером (точнее, клавишами) контуров пригрезившегося четвертого выпуска альманаха "Венок Есенину", но все-таки… Темная сторона, "черная жуть" в творчестве Поэта не в одиночку снимают уголок в сердце Сергея Есенина. С ними соседствует и беспредельная любовь к прекрасному и дорогому для Автора: малой родине, природе, очеловечиваемым животным, всему, что способно "быть", быть на радость, быть примером, быть упреком… "Из влажного пахучего тепла, Свалив валежник под ледовой шапкой, Она на свет погодков повела Походкой неуклюжею и шаткой…" (Лара Федорова (Чайка), "Медведица") "…Поцелуи с соком вперемешку Ароматных ягод переспелых. На пирующих глядит с усмешкой Серебристый месяц в перьях белых…" (Лара Федорова (Чайка), "Земляничный вечер") "…А звезды, серебристые искринки, Подмигивают мне издалека…" (Леонид Лещинский, "Струится вечер") "…Ровно через сутки я сидела у окна, сжимая маленькое теплое и такое драгоценное тельце. Мария, с Днем Рождения!!! В окошко заглядывали любопытные снежинки... Снег ровным слоем ложился на проплаканную землю. Долгожданная белизна слепила глаза... Мария, с Днем Рождения!!!" (Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН, "Моя Зима (Из цикла "Сезонные зарисовки")") Я искренне рад, что письмо Есенину, вплетаемое в "Венок" авторами портала, не окончено. Я искренне верю, продолжение будет стоить того, чтобы стать частичкой этого венка, "Венка Есенину". Как здорово, что это лишь первая часть обзора лишь для четвертого выпуска альманаха! Готов даже простить словосочетание "в ладонях" (вернее было бы "на ладонях") kuruhuru, допущенное в произведении данного автора под названием "Лиричное" (в надежде, что сие будет исправлено): "…Этот мир к нам сначала приходит веселой игрой, Только скоро совсем он ударит - чтоб понял, Зачерпну этот мир - самый строгий и самый смешной, Я хочу, чтобы мир уместился в ладонях." И, наконец, позволю себе посоветовать Вам, дорогие Читатели, без моих комментариев и примечаний ознакомиться со следующей прозаической тройкой: 1. "ДЕВОЧКИ ПОЭТОВ ЛЮБЯТ..." Михаила Лезинского (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=32518) 2. "ОБЛАКА ОБЕЩАЛИ ДОЖДЬ..." все того же Михаила Лезинского (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=32519) 3. "Девушка Александр Блок" markoni (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=32607) Это того стоит. Не могу не ПОЗДРАВИТЬ С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ! УДАЧИ И СЧАСТЬЯ! СИЛ И ВДОХНОВЕНИЯ! УЛЫБОК И СБЫВАЮЩИХСЯ ЖЕЛАНИЙ!!! Ну, а пока… Пока! Как всегда Ваш, Д.К. 25.12.2004
|
|