Вольский спешил в художественную галерею, куда периодически он заглядывал, чтобы развеяться, обогатиться новыми зрительскими впечатлениями. И это давало ему отдых, помогало обрести совершенно неожиданные находки – сюжеты для его рассказов. Он обошел все залы и собирался уже уходить, но вдруг заметил, в дальнем углу на стене, небольшую картину незнакомого ему художника. Возвратившись, он подошел ближе и прочитал ее название – «Да святится имя твое», Алексей Литвинов. Вряд ли он сам смог бы объяснить себе самому, что так поразило его в этой странной картине. С необычайной ясностью, как бы выплывая из рамы, стоял перед ним зеленый холм, с силуэтами покосившихся крестов заброшенного кладбища, возвышающейся над безбрежной степью, и в вышине над горизонтом, виднеется золотая полоса неба в закатный час. Вольский ощутил неосознанное волнение. И на мгновение ему показалось, что он не только увидел, но даже расслышал глубоко внутри себя, что-то свое – неизъяснимое. Здесь на картине, казалось, только ветер, убегающий вдаль, мерно колышет степные травы, но не о смерти, а о жизни робко шепчутся с ветром травы. Не в обитель бесстрастных теней зовет этот вкрадчивый шепот, скорее в неоглядную степную даль, которой не видно конца. Куда же манила и звала его эта тихая предвечерняя степь? Что таилось за вековечной тишиной? Он внутренне ощутил, по крайней мере ему так показалось, что в тишине этой сокрыты радости, скорби, надежды, и ведется вечный спор между жизнью и смерть, памятью и забвением. И там в вышине, как образ любви, все еще светит и светит золотое закатное небо. С усилием он оторвал взгляд от картины, и унес с собой уверенность, что встреча эта для него не пройдет даром. Он вышел на улицу. Вечерняя мгла окутала город. В безветренном воздухе от насыщенной влагой земли терпко пахло палой осенней листвой. Рассеянный тусклый свет опаловых фонарей тонул в тумане, создавая вокруг атмосферу какой-то призрачной нереальности. Было начало седьмого, у него до отправления поезда оставалось почти полтора часа. К его отъезду вещи давно были собраны, вот только надо зайти и купить съестного в дорогу: размышлял Сергей Вольский, направляясь в ближайший магазин. И вот на встречу ему по мокрому тротуару, стуча каблучками, идет женщина. Поравнявшись с ним она оступилась. Сергей едва успел придержать ее за локоть. И вздрогнул от неожиданности, посмотрев на нее. - Лидия… -2- Какое – то мгновение они всматривались, узнавая друг друга. Тонкие черты лица у Лидии были прежние, только взгляд из – под вздрагивающих ресниц, был не кроткий, как раньше, а глубокий, проникновенный. У Вольского, что-то в душе дрогнуло, болью отозвалось из невозвратного далека. Они не виделись уже несколько лет. - Пожалуйста, в следующий раз будьте осторожны , - сказал Сергей, чтобы сгладить неловкость, и улыбнулся. - Постараюсь, - тихо ответила она. Затем извинилась, что не смогла сама поблагодарить его за книгу, присланную ей накануне, призналась, что на творческой встрече она была, но не одна… и не смогла подойти к нему. Книгу прочитала с большим интересом. Сергею хотелось проводить ее, но она отказалась, сказала, что сырая погода, она устала, ей не здоровится, и остановила проезжающее мимо такси. Уезжая, помахав ему рукой, улыбнулась. А Вольский все еще стоял и на какое-то время, даже забыв, где он, куда ему нужно, идти, и о том, что его через час поезд унесет на юг. В вагоне стоило ему закрыть глаза, как он вспоминал Лидию и их первое знакомство, и мысленно улыбнулся. Потом взглянул в окно, мокрое от дождевых капель, и вот уже замелькали удаляющиеся тускло мерцающие огни небольшой станции. И этот дождь и неумолкающий стук вагонных колес все располагало Сергея к воспоминаниям и раздумьям. Сейчас перед собой он видел с такой ясностью – солнечный июльский день, белый чеховский дом в Ялте, аллею сада и Лидию, сидящую на любимой скамье писателя. Тогда он подошел к ней и спросил. - Извините, я не помешаю вам, если посижу, здесь, на скамье? - Пожалуйста, вы мне не помешаете, - взглянув на него, ответила она. На коленях у неё лежала книга, но она ее не читала, сидела и о чем- то думала. Он посмотрел на название книги «А.П.Чехов. Письма» и вспомнил, как сам читал письма Чехова, ему очень не хотелось расставаться с писателем и его мыслями, он читал их не спеша, несколько страниц в день, дозировано, чтобы продлить общение с этим прекрасным и мудрым человеком. Где-то, рядом, послышались голоса и показалась на тенистой аллее группа людей, идущая на экскурсию в дом- музей Антона Павловича Чехова. Она медленно поднялась со скамьи и подошла к дому, присоединившись к экскурсионной группе. Что побудило его пойти вслед за ней, ему сложно это объяснить. Что-то всколыхнулось в нем и отозвалось нежностью в душе. Когда осматривали рабочий кабинет Чехова, она продолжительное время стояла у его письменного стола, затем перевела взгляд на картину Исаака Левитана. Сергей преодолевая смущение подошел к ней, они встретились взглядами, волнуясь он обратился со словами. -3- - Я все время смотрел на вас и мне показалось, что выражение «Рукопожатие на расстоянии» очень подходит к вам. - Почему вы так решили? – удивленно ответила она. - Думаю, что личность Чехова близка вам по духу. И вот подтверждение моим словам. Он указал на книгу писем Чехова, которую она держала в руке. Прищурившись, она бросила на него пристальный взгляд. - А вы, случайно не Штирлиц? – с ноткой лукавства спросила она. И они дружно рассмеялись. Почему-то, она ему запомнилась именно такой: молодой, смеющейся, сероглазой с рассыпанным по плечам шелком белокурых волос. Вспомнился и последний ялтинский вечер, проведенный вместе перед ее отъездом в Москву. Он не забыл, как тогда, она задумчиво смотрела в морскую даль, с грустью сказала: «Вслушайтесь, в этот вечный шум моря… Море шумит сейчас для нас так же, как, очевидно, шумело оно и для Чехова, и так же будет шуметь и после нас с вами, но уже для других…» - Откуда такая печаль? Вы только посмотрите вокруг. Какая ночь, какая лунность! Безбрежность моря серебрит луна… - Да вы, поэт! – Воскликнула она смеясь. На следующий день он уезжал в Симферополь вместе с Лидией и ее сестрой, чтобы проводить их к поезду. Когда проводник попросил всех провожающих выйти из вагона, он ей сказал: «Я надеюсь, что жизнь подарит нам еще встречу. Говорят, что гора с горой не сходятся, а человек с человеком сходятся». «Очевидно так бывает, - раздумывал Сергей Вольский, - я жил в ожидании счастья, верил, что когда-нибудь найду родственную мне душу – женщину чистую, искреннею и нежную…. И неожиданно встретил Лидию, полюбил ее, казалось, вот оно – счастье…. Но не суждено было счастье разделить вдвоем…. У нее есть семья. Я не имею права говорить ей о своей любви, и никогда она не узнает о моем чувстве к ней». И эта его печаль, не знающая исхода, жгла болью неутолимого счастья. Он ясно осознавал, что бывают в судьбе такие встречи о которых помнишь всю жизнь. Он долго сидел, наедине со своими мыслями, глядя в одну точку, зажав между пальцами незажженную сигарету. Скорый поезд стремительно уносил его все дальше и дальше, рассекая пелену ночного дождя. Осень в Крыму встретила его ясными, тихими днями. Сюда, в Коктебель, он приехал на три недели с намерением дописать повесть, вдали от шума городской суеты, чтобы ничего не отвлекало его от работы, и немного отдохнуть. -4- Сергей снял небольшую чистую и светлую комнату в доме, который находился недалеко от моря. Здесь все располагало к творчеству: и горький, едва уловимый запах полыни, долетающий с предгорий, и белокрылый росчерк чаек над коктебельским заливом, и высокое небо со свитком молочно-серых облаков, нависающих над Кара-Дагом. Он любил эти спокойные размеренные дни работы, когда утром в распахнутое окно влетает ветер и видна, серебрящаяся на солнце, синяя гладь моря. Так в эту крымскую осень, постепенно и незримо вторгался замысел новеллы., но значение и смысл которой Вольский понял не сразу. Картина «Да святится имя твое» снова напомнила о себе, всплывая в памяти, и сейчас ее появление сопровождалось одной и той же сюжетной линией, не оставляющей его воображение. И мысль этой картины обрела иной смысл в новелле у Вольского, не литвиновское звучание: кроткой и умиротворяющей печали об умерших, не тихой песни о «вечном покое», но наперекор этой скорби, взывала к радостному восприятию памяти любимых нами людей, которые в жизни нас одарили своим теплом, добротой, любовью, радостью и светом. «Разве смерти, ее жестокой власти тьмы, - размышлял он, - дано погасить пламя человеческого сердца, унять музыку его души, отнять свет зари и блеск далеких звезд в ночном небе? Нет, никогда! Они возвращаются и приходят к нам: теплыми весенними дождями, рассветами, поющим ветром в поле, плывущими облаками в небе, вечерними закатами, шумом морского прибоя и нежным запахом соцветий сирени…» Мысль о новелле полностью поглотила его, отодвигая на второй план написание повести. Так быстро и незаметно промчались эти дни, которые заполнены были работой, одинокими пешими прогулками к могиле поэта Волошина, раздумья у моря, где дышалось той свежестью, которая присуща только черноморской воде. «К сожалению, все хорошее быстро проходит, - подумал Сергей, - и опять надо возвращаться домой к обычным делам и заботам». Возвратившись в Москву, о сразу же втянулся в привычный ритм жизни – телефонных звонков, всяческих дел, заседаний и встреч. Однажды Вольский выходил из редакции газеты, где он работал, увидел на улице женщину, очень похожую на сестру Лидии. Какое-то мгновение он еще сомневался: она ли это? Сергей окликнул ее по имени, женщина оглянулась, он ускорив шаги, подошел к ней. - Как давно мы с вами не виделись, Любовь Дмитриевна? - Да, действительно, давно, - вздохнув, грустно ответила она. - Как вы, поживаете, как Лидия? – поинтересовался Вольский. - Извините, мне трудно об этом говорить… - она отвела взгляд в сторону и совсем тихо произнесла, - Лидочки нет больше с нами… месяц назад она умерла. -5- - Как? Почему?! – одним только взглядом спросил он. - У нее с детства было больное сердце. И простившись, Любовь Дмитриевна ушла. На мгновение у Сергея спазм сжал горло. Все расплылось в тумане: тротуар и лица прохожих. Но он совладал с собой. «Так вот оно что!.. – подумал он, как бы самому себе отвечая на вопрос, на который долго не находил ответа. И вдруг явственно услышал чистый и нежный, навсегда ушедший голос: «Ведь я жива! Я никогда не умру!». О. Валенская 17.03.14г. – 24.03.14г.
|
|