Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: КлодНоминация: Очерки, эссе

Любите ли вы нечисть так же, как люблю её я?

      Достаточно вспомнить о том, как много существует доказательств того, что демонов, оборотней, русалок и прочей нечисти не существует, что это - не более, чем результат невежества и суеверия или плод чьего-то больного воображения, как на ум приходит вполне закономерный вопрос: а зачем, собственно, понадобилось так усиленно доказывать и без того очевидный факт? Ответ напрашивается сам собой: значит, факт не такой уж и очевидный. А посему предлагаю вам ненадолго заглянуть в этот - такой очевидный и лишь самую малость невероятный мир нечисти.
   
   Демоны
   
    Вопреки романтическим представлениям, демоны - сущности бестелесные, безвольные, безответные, с загадочным лермонтовским Демоном не имеющие ничего общего. Настоящие же демоны, согласно мнению современных оккультистов - элементалы, духи четырёх природных стихий (элементов): земли, воды, воздуха, огня. Использовать их в своих целях, в принципе, можно, если вы маг, но следует соблюдать осторожность: природа есть природа, она всегда сильнее человека, хоть он и воображает себя её венцом (терновым, надо полагать). Если же совершить краткий экскурс в религии разных времён и народов, то получится примерно следующее. В древней Греции любое божество делилось на две составляющие: theos и daimon, первое обозначало его суть, второе - деятельность; кроме того словом daimon назывались природные силы вообще и души умерших титанов, слившихся с этими природными силами - в частности; также судьба каждого конкретного человека и побудительная сила его поступков, нечто вроде ангела-хранителя и демона-искусителя в одном лице, иногда обозначалась этим словом.
    В иудаизме, исламе, индуизме и зороастризме демоны также, по большому счёту, являются деятельной составляющей божества, но божества исключительно тёмного, противостоящего светлому, созидательному началу, или рассматриваются как его прислужники, не имеющие собственной воли. В этих религиях существует сложная иерархия демонов, каждый из которых «отвечает» за какую-то определённую разрушительную функцию.
    В буддизме демонов всего три, причём, скорее не демонов даже, а демониц, дочерей Мары, главного буддийского искусителя, и олицетворяют они, если память мне не изменяет, нетерпение, желание и удовлетворение желания, а функцией их являлось отвлечение Будды от благого дела достижения нирваны (но Будда есть Будда, ничего у них не получилось и пришлось им переключаться на его последователей, в результате чего достижение простыми смертными нирваны дело чрезвычайно хлопотное).
    В христианстве наиболее распространены два, не особо противоречащих друг другу взгляда на то, что есть демоны. Согласно одному из них демоны - суть падшие ангелы, низвергнутые с небес в компании Дьявола и выполняющие при нём ту же роль, что ангелы выполняют при Боге, то есть являются посредниками между Дьяволом и людьми; в некоторых средневековых источниках называется даже конкретное их число, но память вашего покорного слуги не удерживает таких астрономических цифр. Согласно другой точке зрения демонов всего семь, и олицетворяют они семь смертных грехов (или семь ипостасей Дьявола, как кому больше нравится): Люцифер - гордыня, Асмодей - прелюбодеяние, Сатана - гнев, Вельзевул - чревоугодие, Маммона - алчность, Левиафан - зависть и Бельфегор - леность (должен заметить, что существует много версий, согласно которым «специализации» и имена демонов несколько разнятся, но суть от этого не меняется). Кроме всего этого христианство также не отрицает сформировавшегося в народе мнения о демонах, как о персонификации болезней и прочих напастей, наоборот, практика экзорцизма тому подтверждение.
    И немного о всеми любимых суккубах и инкубах, то есть демонах, вступающих в сексуальный контакт с людьми, чаще всего оставаясь бестелесными (эротические сновидения, которые, по утверждениям демонологов, могут иметь весьма неожиданные последствия) либо принимая вид животных (довольно редко) или конкретных людей, как правило, умерших, заимствуя после смерти их тела. Цель таких контактов - предоставление в распоряжение Дьявола христианской души (много ведьм и колдунов отправились на костёр из-за таких связей), или рождение детей, имеющих, скажем так, не совсем человеческую природу. («Демоны носятся по миру и собирают различные семена. С помощью их могут произойти различные существа», цитата из средневекового философа Альберта Великого, приведённая не где-нибудь, а в знаменитом «Молоте ведьм».) Вообще, по всей видимости, представления о суккубах и инкубах берут начало в язычестве, где контакты божеств и людей случались довольно часто, взять хотя бы любвеобильных греческих богов с Зевсом во главе, а также фавнов и нимф, которые вообще, по некоторым сведениям, только вышеназванными безобразиями и занимались. Что касается христианства, то вспомним рождение Иисуса Христа от Духа Святого и помолчим...
   
   
   Оборотни
   
    Полагаю, медицинские определения типа «расстройство психики, сопровождающееся галлюцинациями... и т.п.» едва ли удовлетворит любителей мистики, хотя отрицать способность человека к оборотничеству пытались во все времена. «Кто думает, что какая-нибудь иная сила, кроме Божией, способна обратить одно живое существо в другое высшего или низшего порядка, тот, несомненно, отпал от веры и хуже, чем язычник» (канон Episcopi, предположительно, IV, по другим источникам - VI или даже IX век). Тот же «Молот ведьм» также отрицает саму способность превращения человека в животное, однако, подобно современной медицине, свидетельствует о возможности галлюцинаций определённого рода («Не подлежит сомнению и то, что Дьявол может производить частичные обманы чувств с помощью соков и соответствующих духовный субстанций»), правда приведённые там рекомендации относительно того, как следует поступать с подвергшимися подобному дьявольскому наваждению, не совсем вписываются в каноны современной медицинской этики.
    Но это - официальная позиция светских и церковных властей, а простой народ не проведёшь, он сам кого угодно проведёт. В народе вера в оборотней всегда была не менее твёрдой, нежели в Святую Троицу, и одно другому никогда не мешало. Хотите стать оборотнем? Пойдите в полнолуние в лес (вариант - на перекрёсток четырёх дорог), срубите осину так, чтобы она упала макушкой в сторону, откуда падает лунный свет, и воткните нож в середину пня (в варианте с перекрёстком нож втыкается прямо в землю), трижды перекувырнитесь через нож так, чтобы на третий раз упасть головой, опять же, в сторону, откуда светит луна. Впрочем, без соответствующего заговора у вас вряд ли что-нибудь получится, но попробовать стоит. Однако должен честно вас предупредить: если некий злоумышленник в то время, как вы наслаждаетесь прелестями звериной жизни, вынет нож из пня или земли на перекрёстке, человеческий облик вам уже не вернуть...
    Приведённый мной способ - не единственный. Можно, также, использовать шкуру какого-либо животного, в нужный момент надевая её на себя, высушенные части его тела, прочие заговоренные предметы, как то: пояс, гребень, прут, коромысло, верёвка... (перечень наверняка не полон) в сочетании с определёнными заклинаниями и соответствующими случаю ритуальными действиями.
    Согласно народной традиции, оборотничество может быть добровольным (колдуны и ведьмы всегда являются оборотнями), а также наследственным или возникшем в результате проклятия (к примеру, существует много вариантов былички о том, как деревенский колдун, не приглашённый на свадьбу, мстит за неуважение, превратив участников свадебного поезда в волков, бросив на их пути гребень). Да и вообще мотив насильственного превращения человека в зверя в народных сказаниях встречается очень часто.
    Кстати, оборотнями именуются не только люди, принимающие облик животных, но и нечисть, принимающая облик людей, например, леший часто придаёт себе человеческий облик, чтобы удобнее было морочить заплутавших путников.
    Существует также устойчивое мнение, что люди, чей род занятий подразумевает тесную связь с природой и взаимодействие с её силами, владеют способностью к оборотничеству, не причиняя, впрочем, никому вреда, а использующие свой дар исключительно на пользу своего ремесла (пастухи, охотники, мельники, кузнецы).
    По всей видимости, вера в оборотней является отголоском древней веры в тотемных животных. В конце концов, действия шамана, посредством надевания шкуры животного-покровител­я­ и прочих ритуальных действий побуждающего духа этого животного вселиться на время в тело самого шамана, сильно перекликается со многим из вышеизложенного.
   
   
   Русалки
   
    Теперь о русалках. Кстати, если вам на ум пришла андерсеновская Русалочка - это зря, сия самоотверженная страдалица к русалкам никакого отношения не имеет и стала таковой лишь по прихоти переводчика, на самом деле она - сирена или фараонка (именно так назывались на Руси причудливые создания с наполовину человеческим, наполовину рыбьим телом, считавшиеся потомками бойцов упомянутого в одном из библейских мифов «фараонова войска», преследовавшего изгнанных из Египта евреев и потонувшего в море с попустительства Иеговы). Меня, например, всегда веселили иллюстрации к «Лукоморью», где «русалка на ветвях сидит» - такая вот, с хвостом вместо ног. Хотелось бы спросить у художников, как она туда, вообще, забралась, неужели приливом забросило?
    А вот настоящие русалки действительно обожают сидеть на ветвях деревьев, особенно старых ив, растущих по берегам лесных рек и озёр. В этих ивах они, кстати, чаще всего и обитают (вода и деревья в народной традиции - пути перехода из потустороннего мира в мир живых). Что же касается русалочьего хвоста, то его считали непременным атрибутом сих загадочных дев отнюдь не везде и не всегда. В любом случае, ног русалке он не заменял, а лишь указывал на её принадлежность к нечисти и не особо демонстрировался владелицей. В некоторых областях считается, что, помимо хвоста, русалки «не имеют спины», то есть спереди выглядят вполне по-человечески, а сзади напоминают иллюстрацию из анатомического атласа с хорошо просматривающимися внутренностями.
    Вообще же относительно внешнего вида русалок существуют разные версии, и если согласно одной они - привлекательные девицы, обнажённые, либо в белом (белое - символ как смерти, так и девственности) то по другой - безобразные старухи, либо в лохмотьях, либо без оных, а то и покрытые шерстью (помните эпизод из записок Тургенева, где дано описание странного существа, с радостным визгом атаковавшего его во время купания в лесном озере? Вполне человекоподобное, но без признаков одежды и речи, и для человека слишком уверенно чувствующее себя в воде, к тому же на редкость безобразное, в общем, весьма нетипичная «тургеневская девушка»).
    По поводу происхождения русалок все известные мне источники единодушны: девушки, умершие до брака; умершие во время русальной недели (неделя после Троицы); утопленницы. Отсюда, кстати, пошёл обычай умерших девиц - чтобы их душа обрела после смерти покой - обряжать в подвенечное платье, устраивая им символическую свадьбу, а иногда и не совсем символическую, действительно предваряя обряд похорон обрядом венчания с вызывавшимся мужчиной, после чего он считался вдовцом, а она - упокоившейся с миром и не покидающей, подобно другим русалкам, своей могилы.
    Непременная отличительная черта русалок - длинные распущенные волосы, которые они любят расчёсывать - трактуется как признак нечисти, которой, как известно, чужды как любые предметы одежды, замыкающиеся в круг: ленты, пояса, шнурки, кольца и т.п., так и причёски вообще (круг - символ обжитого, познанного пространства; волосы, убранные в причёску - признак ограничений, налагаемых культурой. Не зря при выполнении обрядов, предполагающих контакты с потусторонним миром, следует распускать волосы и снимать вышеперечисленные предметы туалета).
    Основные функции русалок в основном соответствуют версии об их происхождении: желая наверстать упущенное при жизни, подстерегают одиноких путников мужского пола (которые после такой встречи либо погибают, либо сходят с ума) и порой даже рожают от них; похищают детей (про умерших или потерявшихся во время русальной недели детей говорят, что их забрала русалка), либо же, наоборот, нянчат и кормят грудью младенцев, оставленных женщинами в поле без присмотра. Помимо этого русалки оберегают посевы льна или ржи во время цветения, считается, что в это время нельзя ходить в поле - русалки заморочат.
    Источник веры в русалок, скорее всего, отголосок раннеязыческого культа предков.
   
   Вот, собственно, и всё. Спасибо за внимание.

Дата публикации:19.12.2003 22:19