Жили-были демоны (в греческой мифологии), или гении (в римской). И было у каждого из них неуёмное желание помериться силами, а если удастся, то и показать, что именно он – главный. И собрались они в чистом небе. И разбились на четыре команды: Неоднозначные, Негативные, Нейтральные и Положительные. Пока Неоднозначные, Негативные и Положительные присматривались друг к другу, предвосхищая предстоящее сражение, – в центр внимания вышли Нейтральные. Первым почувствовал момент и незамедлительно выступил Демон Рождения. Он лаконично и мудро заметил, что нерождённому – не жить. Спорящих с абсолютной истиной почти не оказалось. Правда, Демон Мысли сказал, что грань между ещё не рождённым и уже рождённым не только тонка, но и размыта. Но никто из остальных демонов не знал нечёткой логики и просто не понял умника. Демон Жизни произнёс, что он важнее Демона Рождения хотя бы потому, что процесс рождения обычно куда скоротечнее, чем жизнь в целом. Демон Смерти радостно воспользовался идеей предшественника, чтобы задвинуть и его в тень. Ведь жизнь отдельного существа является не только конечной, но и становится и далее остаётся очень короткой сравнительно со временем после ухода в мир иной, если оно достаточно велико. Демон Судьбы тоже не попытался блеснуть оригинальностью: судьба включает в себя и рождение, и жизнь, и смерть. Демон Мысли сделал ход конём: без мысли и рождение, и жизнь, и смерть, и судьба – ни к чему. А кто открыто возразит интеллекту? Однако здесь терпение Негативных просто лопнуло со страшной силой, и они выступили, не дожидаясь доводов остальных Нейтральных, многие из которых тоже жаждали внушительно заявить о себе. Демон Трусости, Страха, Беспокойства и Тревоги неуверенно сослался на своё врЕменное господство над очень многими и постоянное над подверженными депрессии. Демон Беды проорал, что он в состоянии наслать на человека такую трагедию, что ему не то что жить не захочется, но и доведётся пожалеть о том, что он вообще родился. Однако Демон Судьбы решительно возразил: всё это и многое другое – и в его силах. Демон Беды, естественно, не нашёл контраргументов. А другие даже не стали шевелить мозгами, ведь они были корыстно заинтересованы в устранении очередного конкурента чужими руками, к тому же уже проигравшими. Демон Горя изрёк, что для жизни её восприятие куда важнее её реалий, и поэтому он важнее Демона Беды. Но Демон Судьбы стоял уже наизготовку и просто повторил свой прежний довод. Остальные даже внимания на это не обратили. Демон Неверия и Недоверия справедливо заметил, что излишняя доверчивость даже опасна для жизни. Но Демон Судьбы снова стоял на своём. Демон Чёрной и Белой Зависти сослался на свою неограниченную власть над почти всеми. Но Демон Судьбы сообщил, что ему известны – пусть и немногочисленные – люди, совершенно лишённые всякой зависти. А возражений предыдущего о том, что «эти исключения только подтверждают правило», никто не расслышал. Демон Гордыни уверенно сказал о своём господстве над многими. Но Демон Чёрной и Белой Зависти тут же оборвал предшественника повтором своего первого тезиса. Демон Суеты широко развёл руки в стороны, чтобы показать степень охвата им общественной жизни. «Дальше в лес – больше дров»: тусовки, презентации, «раскручивания»... Но Демон Судьбы задумчиво произнёс: «Из пустого – в порожнее». Демон Лжи с ехидной улыбкой процедил, что способен и на судьбоносную ложь, а потому ему и Демон Судьбы нипочём. Но теперь уже вмешался Демон Мысли, спокойно заметил, что любая ложь – частный случай мысли, и сохранил первенство. Демон Вредных Привычек начал старательно перечислять курение, пьянство, наркоманию, зависимость от азартных игр, сплетни, склочничество, пустую болтовню... Но его нудной речи даже не дослушали. Демон Преступлений заявил о всеобщем страхе, который он внушает. Но Демон Мысли спокойно заметил: если сильное государство достаточно хорошо «закрутит гайки», то всеобщий страх перейдёт к пока ещё не устранённым преступникам на задворках жизни. Демон Негативной Энергии сказал, что её козыри – власть и подпитка от других (энергетический вампиризм). Однако Демон Мысли сразу же сослался на очевидное нарушение категорического императива Канта. Демон Богатства заявил, что за большие деньги можно всё купить, даже многих других людей, которые во имя обогащения готовы пойти на всё, даже на самые страшные преступления. Но Демон Судьбы скромно заметил, что хоть озолоти, но от своей судьбы не убежит никто. Демон Зла сказал, что он объединяет и обобщает силы всех Негативных. Но Демон Мысли «за словом в карман не полез»: «И их слабости тоже». Однако теперь уже и Неоднозначным захотелось выйти на арену. Демон Ощущения и Восприятия сказал, что если мысль не дошла до субъекта, то грош ей цена, и перехватил лидерство. Демон Забывания и Памяти заметил, что забытая мысль, которая воспринята, но которую никак не удаётся вспомнить, вполне может считаться никогда не существовавшей, и вышел вперёд. Демон Чувств провозгласил, что без них невозможны ни память, ни забывание, и уверенно оттеснил предшественника. Демон Ненависти сказал о том, насколько глубоко и сильно захватывает это чувство и к каким результатам приводит. Но Демон Мысли уверенно заявил о разрушающем действии ненависти и на самогО субъекта, и на объекты. Однако и Позитивные не захотели оставаться в стороне. Но они отвергли ярко выраженный индивидуализм остальных и дружной командой выступили в качестве защитников своих высоких идеалов. Демон Здоровья сказал, что если его нет, то всё остальное уже просто не нужно. Демон Благополучия скромно заметил: если негде жить, нечего пить и есть, надеть и обуть, то человек может озвереть. Демон Богатства заявил о своей несравненно большей масштабности. Но Демон Благополучия сказал о том, что у человека всего одна глотка и он сам никак не может использовать лишнее богатство. Оно лишь ведёт к ненужным заботам, беспокойствам и риску для жизни. Демон Понимания прошептал, что если люди перестанут понимать друг друга, то они просто не смогут жить вместе, и человеческий род оборвётся. Демон Доверия сказал, что если люди не сумеют доверять друг другу, то на понимание рассчитывать не приходится. Демон Сопереживания и Сострадания добавил, что если люди не будут сочувствовать друг другу, то они потеряют человеческий облик. Демон Помощи заметил, что если люди перестанут помогать друг другу, то они мало что смогут сделать в одиночку. Демон Смелости, Решительности и Энергичности провозгласил: если люди не будут способны совершать поступки, то жизнь превратится в растительное существование. Демон Гордости сказал, что в духе Шопенгауэра у неё есть возможность расти от низшей (без всяких собственных заслуг, например гордости за принадлежность к нации, социальной группе и т. д.) до высшей (за личные достижения). Особенно внимательно слушал это Демон Гордыни, но разумно промолчал. Демон Души, положа руку на Сердце, таинственно прошептал, что нет ничего выше и проникновеннее, но был всеми услышан и понят. Возражений не последовало. Демон Благоговейного Трепета привлёк всеобщее внимание несказАнной грацией и бесшумной поступью. И неуловимо затаённое дыхание всех подчеркнуло всю прелесть очевидного чуда. Демон Духовности и Покаяния очищающей молитвой склонил всеобщее внимание к религиозности. Атеистам же можно верить в «прекрасное и высшее». Демон Веры во всё лучшее дал решительную отповедь Демону Неверия и Недоверия, и тот лишился слов. Демон Надежды и Мечты сказал, что без них жизнь лишена смысла, и поэтически окрасил ими бытие и сознание. Демон Любви прочитал, спел и сыграл несколько посвящённых ей прекрасных творений и зажёг её пламенем все дУши и cердцА, способные откликнуться на её страстный зов. Демон Правды заметил, что она в отличие от истины своя у каждой социальной группы с общими интересами и даже у отдельной личности и выражает коренные, главные интересы. Демон Истины тут же встрепенулся и провозгласил её вечность, абсолютность и универсальность. Демон Ума сказал о своей вечной нацеленности на открытие истин и изобретение новых объектов и моделей. Демон Таланта заметил, что без него невозможны никакие высшие проявления и достижения тела и духа и жизнь становится усреднённо-серой. Демон Мудрости и Интуиции удивил всех тезисом об их несовпадении с умом. Никто другой не поверил сразу. Многие на редкость дружно заявили: «Кто умный, тот и мудрый и многое чувствует интуитивно, и наоборот» – и попросили привести конкретные контрпримеры. Демон Мудрости ограничился двумя: 1) в простом народе иногда встречаются люди без особого образования, которые, на первый взгляд, кажутся невеждами, ибо неспособны не только к творению новых знаний и даже усвоению многих известных, но и к простому участию в «умных» беседах на абстрактные темы. Тем не менее, они чисто интуитивно видят насквозь всё конкретное, главное для их собственной жизни, строят её на редкость мудро и как личности полезнее и надёжнее многих «умников»; 2) умная женщина одна, мудрая – замужем. Демон Красоты лаконично процитировал Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Демон Смеха, Радости, Счастья и Блаженства воскликнул: «Пусть они войдут в каждый дом! А зачем без них всё остальное?» Демон Исполнения Желаний сказал, что оно важнее самОй вещи, которую захотелось иметь, и без этого счастье невозможно. Демон «Творчества и Чудотворства» спел им гимн и уверенно произнёс: «Как счастливы и способные на это, и те, кого они зажинают!» Демон Добра и Света заметил, что они обусловливают и объединяют всё главное, что несут Положительные. Демон Зла напомнил всем возражение против него самогО со стороны Демона Мысли. Но тот сказал, что у Положительных нет недостатков и на этих демонов действительно можно положиться. Положительные демоны дружно взялись за руки и образовали внутренний круг. Остальные порознь встали вокруг них и начали приставать к Положительным с требованием назвать главного из них для расправы сначала с ним, а потом и со всеми остальными поодиночке. Но Положительные решительно ответили, что они – дружная благодетельная команда: «Добро должно быть с кулаками». И отступили трусливо все неположительные демоны в заслуженную тень. И стали все люди на свете «счастливо жить-поживать и Добра» и Света «наживать». «Вот и сказке конец, а делу» Добра – «венец».
|
|