Оригинал см здесь: http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=139318&pid=45 Genchikmakher Marina Антуанетта По вощеным дощечкам паркета Блики света и дробь каблуков. Как танцуется, Антуанетта, На изломе кровавых веков? Кринолины роскошны сверх меры. Элегантно-остры каблучки. У лощеных твоих кавалеров Маслянисто-покорны зрачки. Неужели в их жестах картинных Ты не чувствуешь кровью живой: Символ равенства- нож гильотины Занесен над твоей головой! Завтра смерть. А над смертью не властен Ни король, ни святой, ни Христос. Так танцуй же! Выдумывай страсти! Пей взахлеб и целуйся взасос! Что там нынче орут голодранцы? И свобода, и счастье- слова. Голова закружилась от танца. Неотрубленная голова! =============================== "Ах! Несколько строф – а целая повесть. В колесах Истории не важно, Королева ты, или прачка. А счастье так мимолетно для всех. Очень цельное стихо." Так написалось при первом прочтении стихотворения. Прошли пара месяцев, но впечатление не стало хуже. Стихотворение читается на одном дыхании. И рождает все новые и новые ассоциации. Однако, и новые, даже для меня неожиданные, вопросы и сомнения. Первые, более-менее простые. Мне кажется, "дощечки" заметно снижают изначальную приподнятость сцены. Стал думать. Пришло в голову что-то вроде: По вощеным УЗОРАМ паркета Блики света и дробь каблуЧков. По-моему лучше, легче и возвышенней. Однако, не пойдет! Упоминание каблуков в двух катренах подряд – явный перебор и выглядит просто как попытка вписаться в рифму. А была ли в последней четверти 18 века «дробь каблучков» вообще. Сомневаюсь я что-то. Основными танцами на дворцовых балах были менуэт, гавот, уже появился вальс. Дробью тут не очень пахнет, кажется. А может ну ее совсем. Дробь эту. Уходящий 18 век. Последняя истинно королевская династия Франции. Вершина и падение РОКОКО. Вот в чем изюминка! И это именно то, что идет дальше. Излом истории. Излом понятий о красоте, добре и зле. Не дай бог жить в такую эпоху! По вощеным узорам паркета Менуэтом скользит рококо. Как танцуется, Антуанетта, На изломе кровавых веков? Теперь и каблучки вроде к месту. Однако, могли ли они быть ОСТРЫ? Вряд-ли. Да, в это время дамская обувь имела довольно высокий каблук, но он не был, и не мог быть острым, поскольку должен был обеспечивать устойчивость владелице тяжелого платья. И другая незадача – ЗРАЧКИ маслянисто-покорные как-то не вписываются. Глаза – да, взгляды, взоры – да. Но зрачки. Нельзя так сказать, по-моему. Нельзя в угоду образности терять смысл и связь с реальностью. И очень мне не нравится «чувствуешь кровью живой». Как это практически может быть? И вот, что получилось: По вощеным узорам паркета Менуэтом скользит рококо. Как танцуется, Антуанетта, На изломе кровавых веков? Кринолины, парча и корсеты, Кавалеров надежды и страх, Как изысканно полуодеты Отраженья твои в зеркалах. Это завтра другие картины Отразятся в них цепью живой: Символ равенства- нож гильотины Занесен над твоей головой! Завтра смерть. И над нею не властен Ни король, ни святой, ни Христос. Так танцуй же! Выдумывай страсти! Пей взахлеб и целуйся взасос! Что там нынче орут голодранцы? И свобода, и счастье- слова. Голова закружилась от танца. Неотрубленная голова! <06/16/07>
|
|