Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Михаил ПутникНоминация: Литературно-критические статьи

Объективные критерии оценки произведения. Интегральная оценка

      Для начала – два слова о конструктивных дополнениях к механизму оценки Техники исполнения произведения. Первая часть – оценка формы и содержания произведения – особых вопросов не вызвала. Было бы странно, честно говоря, если бы было иначе: спорить с гением Альтова и хаять методику, получившую всемирное признание – это было бы круто. А вот по поводу оценки Техники исполнения – замечания есть.
   Обсуждение проходит одновременно на пяти сайтах. Кроме того – итоги подводим по вечерам, в узком кругу неравнодушных к проблематике индивидуумов. Вот об этих замечаниях – узкого круга – полученных «по горячим следам» вчерашней публикации, необходимо сказать несколько слов.
   
   Вызвали нарекания три момента:
   - «притянутость за уши» уровня «Объективность» для шкалы Категорий Прозы;
   - механизм использования последнего уровня шкалы Категорий – показателя объема («Малые формы», «Большие формы»);
   - некорректность формализации показателя «достоверность» в оценке Техники исполнения произведения.
   
   Изменения внесены следующие.
   
   1. Шкала Категорий.
   Значение термина «Утилитарность» применительно к шкале Категорий – это публицистика, критика, исследования и т.п. Ничего уничижительного. Смысл:
   - отсутствие формальных действующих лиц, «исполняющих» или «реализующих» авторский замысел;
   - наличие ссылок на иные текстовые фрагменты, взятые в качестве «примера» или «арбитра»;
   - познавательность изложенной информации.
   Вместо уровня «Объективность» введен уровень «Фактурность».
   Значение термина «Фактурность» применительно к шкале Категорий – это наличие тем и сюжетов, выходящих за рамки реальной повседневности более чем зримо (детектив, фантастика, триллер и т.п.).
   Кроме того добавлены еще два узла – как применительно к Стихо, так и к Прозе:
   - «форма представления», соответственно «Эпичность» или «Образность»;
   - «степень сопричастности» автора к теме (формальная), соответственно «Разум» или «Чувства».
   
   2. Механизм использования последнего уровня шкалы Категорий – показателя объема.
   Суть предложения – вывод уровня за рамки шкалы и использование не двух градаций, а четырех:
   - ММ – очень малый;
   - М – малый;
   - Б – большой;
   - ББ – очень большой.
   
   Примеры использования уточненной шкалы Категорий:
   - СННОЧ-М – верлибр;
   - ПНФЭР-ББ – фантастический роман;
   - СНРОЧ-ММ – хокку.
   
   3. Показатель «достоверность» шкалы оценки Техники исполнения.
   Имеет место быть параллелизм с показателем «убедительность» шкалы Альтова. Хотя – имелось ввиду совершенно иное, а именно : использование фактов, имен, цитат и т.п. в соответствии со взглядами (как минимум) одной из научных школ. То есть – не требуется 100%-го соблюдения исторических, культурных и научных приоритетов. Не допускается – лишь грубая необразованность и «взятая с потолка» отсебятина: если автор – и прозорлив и гениален, но абсолютно одинок в своем стремлении к Истине – что ж, пусть в нашем Отечестве не будет Пророка. Вот если у него (у Пророка) уже есть ученики, последователи, то – милости просим.
   Таким образом, для пущей убедительности, меняем показатель ««достоверность» на показатель «допустимость».
   
   Теперь – собственно Интегральная оценка.
   
   Интегральность оценок обеспечивается тем обстоятельством, что мы вводим отсутствующий в сетературе уровень первичной фильтрации произведений, соответствующий этапам корректуры, редакторской правки и Редакционного Совета.
   К оценке по шкале Альтова допускаются только произведения «весовой категории» А, соответствующие заявленной Категории – по теме и жанру.
   Тем самым мы убиваем не двух зайцев, а целый легион зайцев: «в плюсе» остаются не только авторы, но и рецензенты и председатели жюри, и т.д. и т.п.
   
   Механизм получения итоговой оценки для произведений, прошедших первичную фильтрацию, и ее (оценки) усвоения - следующий:
   - рецензенты выставляют баллы самостоятельно, руководствуясь собственными представлениями обо всем, что сочтут достойным собственного – уникального - мнения;
   - председатель жюри «механически» усредняет полученные оценки по каждому показателю и выполняет перемножение – получая итоговую оценку, содержащую (как правило) и дробную часть; выбор победителя – не вызовет споров;
   - кроме «чистой арифметики» тот же председатель собирает полученные от рецензентов обоснования (по каждому показателю) и отправляет автору;
   - автор, получивший результат рецензирования, вправе задать председателю жюри такой, к примеру, вопрос : «А не кажется ли Вам, милейший, что «вот такое-то» утверждение граничит с дремучей неграмотностью?»;
   - рецензенты, узрев итоговые оценки вправе задаться вопросом «а кто это такой умный у нас появился?» - и разобраться с дилетантом в своем узком кругу;
   - автор, получивший оценки разных коллективов жюри, вправе задуматься – о многом, а также – испросить мнения весьма широкой аудитории – о многих вопросах;
   - и т.д., и т.п.
   
   Я не прав?

Дата публикации:10.02.2007 13:23