Пару лет назад я опубликовала эту статью на другом сайте. Сейчас она оказалась более актуальна, и я решила разместить ее здесь без исправлений, хотя некоторые моменты морально устарели. Но моя позиция видна. Так что, друзья, присоединяйтесь к обсуждению проблемы Точка зрения Что ещё у нас песней зовётся? Мне давно хотелось поговорить на тему «Литература и молодёжь». И вот, спасибо «Нашему Журналу», такая возможность представилась. Тема эта, разумеется, не нова. Зато очень болезненна. И поскольку она чрезвычайно обширна, я остановлюсь лишь на некоторых аспектах и ограничусь школьным возрастом. Всем известно, современные дети читают катастрофически мало и с литературными произведениями знакомятся, в основном, по экранизациям и дисковым версиям, а поэзию познают через хит-парады. Что они видят, слышат, читают? Ну, понятное дело, — все серии спайдерманов, властелинов, Гарри Поттеров и иже с ними. Не могу сказать, что всё это плохо, но дети, особенно младшие, подменяют в своём сознании реальность на все эти вымышленные, полные накала страстей, сюжеты. Некоторые дети просто убеждены в реальности этих персонажей. Разве после таких произведений заставишь их читать что-либо более пресное и менее эффектное, но зато полезное? Да и нет сейчас практически современных детских увлекательных книг. Ведь если взять книги, на которых росли все предыдущие поколения, то окажется, что целый пласт великолепной литературы, формирующей мировоззрение и нравственные идеалы, морально устарел, и для наших детей, не знающих ни про октябрят-пионеров, ни про революцию, комсомол и т.п., оказался неприемлем. Не будут они читать то, что им непонятно, например, почему нельзя было ходить в церковь и носить крестик, почему умирали за революцию и Ленина, когда сейчас его ругают и т.п. А технический прогресс? Он создает немало проблем для понимания детьми старых книг, особенно проблем, связанных с мотивацией поступков, например, зачем было полгода ехать куда-то, когда можно позвонить по мобильнику? Вызывает сомнения также идейно-нравственная и художественная значимость упомянутых модных произведений, во всяком случае, эти произведения не способствуют развитию чувства родного языка. Я, конечно, не специалист по детской литературе, но назовите мне какую-нибудь интересную книгу о нашей жизни для детей от 8 до 15 лет, которая была бы известна, у всех на слуху и которую дети читали бы взахлёб. То-то! Теперь про песни, которые являются весьма важным компонентом эстетического воспитания. Да и мощным пропагандистом идей тоже. Что поют школьники? — Да то же, что и молодёжь старше. Есть немало неплохих песен и исполнителей. Но среди всех этих новомодных хитов полно и безнравственных, которые привязываются за счёт мелодии. И вот смотришь — 8-10 летние дети поют песни, вовсе им не подобающие. Они не понимают сути, не понимают слов, но увлеченные ритмом, необычным исполнением и модой, поют то, что слышат. А что им петь? Где песни, которые бы захватывали их так же, как, скажем, любимые детьми Глюкоза или Корни? Раньше дети пели песни романтические, о спорте, о дружбе, о смелости, военные, бардовские и т.д. А сейчас много песен даже не любовной — откровенно сексуальной направленности. И если 9-летние с пылом поют «Залетела девочка, залетела милая…» (кстати, гр. «Звери» очень популярна у детей), то что уж дальше ждать? Я не ханжа, но тут как-то вечером была шокирована: группа подростков слушала песню, если сказать иными словами и мягко, о том, как мальчик, родители которого ушли на работу, пригласил девочку и они имели друг друга «изо всех сил». И всё это пелось открытым текстом с ненормативной лексикой, причем явно не самодельная запись. Ну что это, скажите? Конечно, приличные песни есть и, слава богу, школьные учителя где-то их откапывают. Я слышала на отчетном школьном концерте. А где вообще можно услышать детские песни? Раз в неделю, в программе Николаева? Вот то-то! Ни в МузТВ, ни вообще в шоу-бизнесе нет места для детей. Не случайно дети одними из лучших считают передачи о «фабриках» и «Золотой марафон». Им нужна песня. Но надо дать им нормальную песню, чтобы там было немного взрослости, интересные темы, зажигательные ритмы. Ну и исполнители соответствующие. Если бы объявить конкурс на детские песни, наверняка наши авторы нашли бы подходящие темы. Сейчас проводится подобный конкурс памяти Сергея Парамонова. Но там масса неудобств — нужно платить немалые деньги за каждую выставляемую на конкурс песню, да еще через сберкассу. Одно это перебивает всё желание. Глядя фильмы о насилии, слушая низкопробную эстраду, у наших детей уже выработались определённые личностные стереотипы, а нравственность обусловлена нынешними товарными отношениями. Мордобитие на базе восточных единоборств, секс, пьянство и наркотики — вот что становится культом у наших детей. Безусловно, есть исключения. Но если есть дети, для которых достаточно небольшого толчка, чтобы двинуть либо в подвал, либо к духовности, то давайте постараемся дать им положительный импульс. У нас достаточно много, несмотря ни на что, пишущей молодёжи. Есть откровенно талантливые — за них голова не болит. Но некоторые — боже! — как и про что они пишут! Трудно ругать их за это. При нынешней системе образования, когда галопом по европам, невозможно прочувствовать язык. О литературе я вообще молчу. Взяла тут книгу для чтения 1-2 классов, так там встречается полно авторов (и не по одному разу), о которых мы с вами вообще не слышали. И включены они совсем не потому, что талантливы, известны, велики — нет. Просто в их произведениях встречаются слова, помогающие усвоить грамматику. Может, это и надо, но зато многих, действительно великих, там не найдёшь… Учитывая всё вышесказанное, мне пришла мысль, что хорошо бы как-то приблизить современную литературу к детям. Ну, скажем, периодически рассылать по школам подборки стихов юных авторов и взрослых авторов на «детскую» тему, для вывешивания на всеобщее обозрение. Тогда собравшиеся в перемену от нечего делать в курилке могли бы почитать и узнать, что их сверстники не только пьют, курят, жмутся по подвалам, но и думают, творят, становятся известными. Некоторые могут спросить: «А как это осуществить?» — Варианты возможны. При теперешней всеобщей компьютеризации это не так уж сложно: разослать по школам информационное письмо и раз в месяц — по электронной почте — подборки стихов, желательно с фото и адресом для контакта. Это хорошо и для авторов — будет стимул писать больше и совершенствовать свои произведения. А кто будет это делать? Да, тут, конечно, надо бы человечка привлекать, а для создания подборки организовать общедоступный почтовый ящик, куда бы все, кто наткнулся в сети на что-то стоящее, мог скинуть найденное или написанное специально. Кстати, и сами школы могли бы распечатывать с этого ящика. Конечно, это хлопотно, но ведь под лежачий камень … Можно пойти и другим путем. У каждого из авторов есть поблизости от дома 1-3 школы. Можно раз в месяц посылать по почте или заносить лично десять страничек стихов. Возможно, у Вас есть более приемлемые проекты — давайте обсудим. Главное в жизни — это думать о будущем.
|
|