На следующий день, вернувшись домой после занятий, Юрий снова открыл заветную брошюру. В его воображении тут же появился гордый образ не сдающейся фрау Теи, который он составил себе по фотографиям брошюры. И это повторялось несколько последующих вечеров. Как многие умудрённые опытом путешественники, о которых она читала или слышала, фрау Тея готовилась к поездке в Индию основательно, так что её сборы заняли полгода. Продав свой легковой «Форд», она купила японский джип «Судзуки», который любовно назвала песенным именем «Сюзанна» и кратко - «Сюзи». Этот грациозный автомобиль должен был стать для фрау Теи, как она его мысленно окрестила, «костылем на четырех колёсах». Человек романтической души, фрау Тея захотела по пути в Индию познакомиться и с жизнью морского путешественника. Она стала разыскивать пароходство, которое доставило бы её вместе с джипом в Калькутту. И вот все формальности улажены. Со всем собранным снаряжением фрау Тея пригнала свой джип в Гамбург, прямо к трапу парохода. Это было уже очень давно. Но и сегодня фрау Тея хорошо помнит, как у поручней палубы отчалившего парохода она молча наблюдала за всё уменьшающимся и постепенно тонущим в сумерках Гамбургом. Внезапно её охватили страх и сомнения в собственной смелости. «Что же ты сделала? - мысленно спрашивала она себя. – В таком состоянии покинуть родную Германию и одной путешествовать по Индии и Непалу?». Но сомнения длились недолго. Ведь её ждал фантастический маршрут, о котором мечталось годами: Гамбург – Антверпен – Порт-Саид – Суэцкий канал – Красное море – Коломбо – Читтагонг – Хуглиривер - Калькутта. Хотя в пути на пароходе, который оказался престарелой посудиной, находчивому экипажу пришлось не меньше десяти раз ремонтировать и подстраивать громадные двигатели винтов, фрау Тея не печалилась. Она с жадностью прилежной ученицы читала обо всём, что должно было показаться на горизонте и на остановках маршрута, в книгах, которые предусмотрительно взяла с собой или находила в пароходной библиотеке. Для неё было даже хорошо, что это путешествие длилось восемь недель вместо четырёх. Бесконечная морская ширь, вода и волны, пена и брызги, небо и облака, ветер и парящие птицы, восходы и заходы солнца, луна и звёзды, которые по ночам блестели так, как будто их начищали каждый день, - всё это навевало фрау Тее философские мысли о жизни, какой бы она ни была, как о невероятно щедром и драгоценном даре природы. Впервые за много лет фрау Тея почувствовала себя счастливой. Её проблемы перестали казаться ей важными, как будто отошли на задний план. Она заметила, что снова может смеяться в кругу всеведущих и весёлых собеседников, какими, по её наблюдениям, оказались морские труженики и путешественники. Юрий хорошо понимал фрау Тею, так как в прошлом три года работал на китобойной флотилии и на длительных переходах в Антарктику, а после промысла в ней – в северную часть Тихого океана, где промысел продолжался, пережил всё то же, что и она. Наконец, пароход прибыл в Калькутту, и фрау Тея сразу же обратилась в немецкое консульство, где рассказала его сотрудникам, радушно встретившим её, о своём плане ехать на джипе по Индии и Непалу. Она получила от них интересные советы и обильную информационную помощь. Здесь же её пригласили в клуб «Толлигунге», в котором она познакомилась с доброжелательными людьми, с готовностью обсудившими и одобрившими её план. Этот клуб оказался для неё символом старой обеспеченной Англии колониальных времен. Однако за его стенами фрау Тея столкнулась в Калькутте с неописуемой бедностью. Она увидела голодающих, которые, не имели никакой крыши над головой и спали прямо на улицах. Было заметно, что эти люди истощены и едва двигаются. Стоило кому-нибудь из них заболеть, он не мог обратиться к врачу, поскольку ему нечем было заплатить за лечение. Будучи совершенно неимущими, эти люди не могли утолить постоянно терзавший их голод и умирали на улицах большого, безразличного к ним города. Тяжелее всего было для фрау Теи смотреть на полумёртвых от голода детей. В её сознании с невыразимой болью возникал безответный вопрос: как может мировое сообщество, затрачивающее огромные деньги на локальные войны и гонку вооружений, не выделить хотя бы небольшой их доли, чтобы спасти эти так страдающие маленькие безвинные чуда человечества как безвозвратно теряемую значительную часть его, возможно, лучшего будущего? «Мы говорим о помощи голодающим, а сколько продуктов пропадает по недосмотру в нашей стране ... нам трудно понять, что такое голод, ведь у нас всего в изобилии!», - думала она. Когда фрау Тея увидела, что происходит в Индии, у неё созрело желание помогать несчастным людям. Таким образом её поездка получила глубокий смысл уже в самом начале. Перед тем, как покинуть Калькутту, фрау Тея стала искать контакты с её жителями. Она проводила ночи, беседуя с бедняками в уютной палатке, которую смонтировала на «Сюзи». Так она услышала о заботах и нуждах индусов, обычаях и укладе жизни в этой стране. Всё это - те вещи, о которых она никогда не слышала раньше. О таком не прочтёшь в книгах, и, чтобы судить об этом, нужно обязательно увидеть всё своими глазами. * * * Теперь перед фрау Теей пролегал ещё более обширный маршрут: Калькутта - Дарйелинг - Катманду - Вильдлайфпарк - Покара - Барейли -Нью-Дели - Агра – снова Нью-Дели - Джамму - Шринагар - Лех - Ладак - Джайпур -Удайпур - Ахмадабад - Бомбей. Наконец-то, она знакомилась со сказочными красотами Индии, о которых читала так много. В Вильдлайфпарке она восхищалась девственным лесом, через который целый день ехала верхом на слоне. А в Непале и Ладаке её ожидал чарующий мир Гималаев. Теперь фрау Тея поняла, почему сокровенная мечта каждого альпиниста - увидеть этот дикий край гор и испытать свои силы в нём. Отсюда она вернулась в Нью-Дели и Агру, где увидела в лунном свете знаменитый символ Индии - храм любви Тадж-Махал. Её джип оказывался пригодным повсюду. По дороге к Вильдлайфпарку путешественница подъехала к реке, однако поблизости не оказалось никакого моста. Обстоятельства вынуждали её оставить джип со всеми вещами в деревне, но это было небезопасно, и фрау Тея решилась ехать на джипе прямо по реке. К счастью, та была неглубокой. Люди восхищались её «Сюзи», которая пересекала водную гладь, словно лодка. Однако поездка состояла не только из романтических приключений. Фрау Тея посещала детские дома, знакомилась с деятельностью организаций, которые были созданы, чтобы оказывать помощь людям. Там она узнала, что помогать неимущему населению лучше не деньгами, а работой - например, создавать для него новые рабочие места или обучать детей, что здесь было делать некому. Прощание с Бомбеем тяжело далось фрау Тее: нелегко было покидать Индию - страну, чьи беды стали ей такими близкими. Теперь у неё появилось заветное желание: основать общество помощи и вернуться сюда с продуктами, медикаментами и оборудованием для оснащения рабочих мест. Но вот заботливо опекающий фрау Тею немецкий экипаж красавца-лайнера «Контшип Азия» пароходства «Трансворид Шиппинг-Сервисиз» доставил её вместе с другими пассажирами в Гамбург. Правда, и в этом рейсе её не миновало испытание. Отчалив от пирса Бомбея и уйдя в Индийский океан, пароход попал в злой циклон. Юрий пережил много штормов и знал, что эти необузданные явления природы – суровая проверка и закалка силы духа людей. Он на всю жизнь запомнил, как Глеб Павлович, главный механик китобойной флотилии, принимая его на работу, сказал ему: «Море куёт характеры!». Однако всей своей судьбой и любовью к морю фрау Тея была подготовлена к таким испытаниям и пережила самый страшный в своей жизни шторм осознанно.
|
|