АБСТРАКЦИОНИСТ Я пришел в парк Кольберта и сразу увидел на скамейке дядю Мишу. Двое его соседей о чем-то горячо спорили, а мой одессит явно скучал. Увидев меня, он встал и отвел к пустой скамейке. Кивнул на спорщиков: -Тратят драгоценное время! -О чем они? -Политика! – В голосе его было чуть ли не возмущение. – О ней можно говорить всю жизнь – а что-то изменится? Им что-то прибавится? Или кому-то еще? Пусть о политике говорят те, кому за это платят! Дядя Миша чуть помолчал. -Хотите, я расскажу историю, что вам прибавится? -О чем вы спрашиваете, дядя Миша! -Вы еще не слышали про Гену Шихова? Нет? Это был мой сосед. Я его знал с детства. С тех пор, как он надел очки. Он примерно ваших лет. Ну так вот – он был первый в городе абстракционист. Так его звали в горкоме партии, в том отделе, который отвечал за воспитание подрастающего поколения. Сам себя он видел драматургом. Что такое абстракционист в то время? К Гене тогда ходили все начинающие поэты, художники, сценаристы, прозаики. Они приносили свои работы и показывали Шихову. Гена читал стихи или он смотрел на картину и вот он поднимал на поэта ледяные очки и говорил: -Ну и что? - Это значило, что в работе нет ничего нового, оригинального, а искусство, он говорил потом, оно как физика: в нем можно только открывать. Его «Ну и что?» плюс ледяные очки знала вся Одесса, а я видел эти сценки в его квартире, потому был его сосед и заходил к его маме посоветоваться насчет здоровья. Или он говорил: -А что?.. Это... - Тут Гена снимал очки и протирал глаза. Шихов был тогда самый большой культурный авторитет в Одессе. Его вызывали в горком и спрашивали: -На что вы толкаете молодежь? На какие-такие открытия? На тлетворный западный абстракционизьм? – Тогда в партийных кругах было модно произносить это слово с мягким знаком – как Хрущев. Гена Щихов (вдобавок к очкам и едкой натуре) картавил. Он отвечал: -Какой абстъакционизм? Ъебята ищут! Одни находят, дъугие нет. Я им помогаю опъеделиться. -Вы бы лучше помогали нам, - говорили в горкоме, хотя мы уже определились. А их и так найдут. Шихов рабатал в парке, в отделе культуры каким-то методистом. Его зарплаты хватало на две порции гречневой каши. Но у Гены была героическая мама. Она была старая комсомолка, в годы войны она держала в Бердянске антифашистское подполье и была потом награждена орденом и каждый год медалями. Клара Александровна работала в аптеке, имела что-то к зарплате как подпольный ветеран и воспитывала без мужа троих сыновей. Вот вам еще пример ее героизма. Они жили в коммунальной квартире на Пушкинской, на втором этаже. В коммуналку вели мраморные ступени. Они были сильно побиты, эти ступени – еще, может быть, с 18-го года, когда из квартиры выносили куда-то рояль и другую тяжелую мебель или втаскивали пулемет. Или просто стукали по мрамору прикладом винтовки, чтобы оставить по себе память. Шиховы занимали большую комнату с окнами на Пушкинскую, с миллионом книг Гены и большим балконом, в котором провалился пол. В ней жили то Гена с мамой, то они и семья младшего сына Валеры из четырех человек (тогда комнату разгородили стеной), то старший сын ссорился с женой и переходил к ним на целый месяц, то на них сваливался какой-то родственник из Бердянска... А сколько было гостей летом! Они приезжали ради моря и фруктов, и Клара Александровна, старая комсомолка, всех принимала. -Миша, - встречала она меня на улице, - вы не возьмете к себе молодую пару москвичей на несколько ночей? У меня на сегодня шестнадцать человек, а кровати всего две и три раскладушки. Лицо у нее было всегда измученное, как будто немецкая оккупация еще не кончилась, но вот героического было уже совсем мало. Я сказал, что в коммуналку вели мраморные ступени. Там до революции жил какой-то богатый немец – в четырех комнатах, с прихожей, как зал, и еще была комната для прислуги. Немец оставил по себе, кроме квартиры, еще память: в трех комнатах подряд у него на стенах были большие барельефы на тему жизни как она есть. Я видел их все. На первом молодой человек в камзоле и треуголке объясняется в любви юной девушке в капоре. Ну, Карл и Гретхен под столетними липами... На втором он откуда-то пришел, а она, уже в домашнем чепце, сидя возле колыбельки, протягивает ему для поцелуя маленького сына... На третьем барельефе они же, но уже старые – он все в той же треуголке – сидят у могилы на кладбище, а рядом с ними только большая собака, у которой голова высовывалась в комнату, но ее отломил, верно, все тот же винтовочный приклад. Или срубили саблей, как буржуазный пережиток. Революция разделила эту грустную историю на три семьи. В одной - радовались молодой любви. В другой – что супруги уже имеют сына. Третьим – это как раз были Шиховы – достались старость, кладбище и собака без головы. Но это, конечно, не все. В прихожей (которая как зал) новоселы сразу же построили фанерную кухню, покрасили в темно-зеленый цвет, поставили пять столиков, к каждому провели свою лампочку, принесли примусы и керогазы. Столиков – пять, шкафчиков – пять, примусов – пять, веников - тоже пять, водопроводный кран – один. Тут варят борщ, тут – уху, здесь – жарят котлеты, здесь – пекут синие... Если бы тот немец вошел в эту кухню, он бы сразу умер. Он бы просто задохнулся. И ватерклозет, понятно, был один, но в нем висело пять лампочек. Что вам сказать? За такие фанерные кухни в Гражданскую, говорят, положили 8 миллионов человек... Дядя Миша какое-то время сидит молча, но брови и морщины на его лбу совершают какой-то танец и плечом он пожимает – это он что-то еще домысливает, договаривает... -Что вам сказать? – снова подает он голос. – Тот немец бы, наверно, умер. А люди жили! Что им оставалось? У Гены начался вопрос с девочками, - продолжает старик. - Он решался тогда – решался? – на улице, у парадного подъезда, когда молодые люди стоят рядом и всю ночь разговаривают о писателе Толстом или о поэте Лермонтове. В доме это делать нельзя, потому что там спит мама, которой утром на работу. А как жениться? Карл Маркс об этом не успел подумать, он был занят «Капиталом» и «Манифестом». Ждать, когда у основоположников дойдут наконец руки до супружеской постели? Что говорить – даже Райкин выступал на эту тему. Кто смеялся, а кто и качал головой... Гена таки женился, и молодые жили то у ее матери – им там уступали комнату, то на Пушкинской – Клара Александровна уходила на ночь к подруге. Теща узнала где-то, как именовала Гену правящая партия, и звала его в разговорах с дочерью не иначе, как «этот твой абстракционист». «Надо быть сумасшедшим, говорила она так, чтобы и он слышал, в наше время заниматься культурой? Какая культура?! У Сени в сапожной мастерской одно место, но он каждое лето ездит в Сочи!» Короче, Гена очень скоро не оставался в том доме даже на ночь. А Ната, его жена, из-за чего-то поссорилась с Кларой Александровной и сказала, что ноги ее не будет на всей Пушкинской. Где им теперь встречаться? – они разошлись. У Наты родился сын, первый и последний, он остался у матери. Гена имел «День отца», как он его называл, раз в неделю. И вот: вопрос, который не успел разрешить Маркс из-за «Манифеста» и за который бился Райкин, висел у Гены Шихова над кроватью, как крест в комнате богомольного католика. И он с этим вопросом прожил еще лет 30-40. Связи он имел только с теми молодыми женщинами, у которых «есть хата». Такие, конечно, в Одессе были, но они не все красивые, - и не всем из них, между прочим, подходил наш маленького роста, картавый, но умный Шихов. Вечная проблема... Хорошо, что все они собирались в кофейне гостиницы «Красная» и там мужчина, ходя от столика к столику, мог наконец завести полезный разговор. К этому времени случилось то, чего все ждали и не могли дождаться и даже не верили, что дождутся: коммунисты кончились! Они и так сильно задержались. В последнее время их знали только через анекдоты. И новой власти - представьте себе - оказался нужен наш Шихов! Ей вдруг понадобился абстракционист. Для связи с молодежью. Кто еще поймет молодежь, наверно, думали они, как не абстракционист, и кого еще будет слушать молодежь, как не абстракциониста! И на этот раз власть не ошиблась. Через какое-то время прежде гонимый Шихов уже ведал всякими шоу, устраивал концерты, приглашал знаменитостей. Он завел собственное дело! Нынешняя власть вставала, когда он входил к ней в кабинет. -Геннадий Михайлович, - спрашивала власть, - а как мы проведем в Одессе этот праздник? Геннадий Михайлович садился и рассказывал, а начальство только кивало. Вы не поверите, но у Гены есть фотография, где он снят с патриархом Алексием! Они жмут друг другу руки. «Кто это рядом с Шиховым?» - спрашивали в Одессе. Всего я знать не могу, мне и не нужно знать все. Но главное мне известно: через некоторое время мой сосед стал зажиточным человеком. Не богатым, как Ротшильд, Гейтс или король Брунея, но все-таки. И что он сделал в первую очередь? Вы не догадаетесь! Для этого надо быть немного абстракционистом. Наш Гена стал освобождаться от соседей. Он давал им недостающие деньги – у всех что-то было на отдельную квартиру - и они ее покупали. Вот выселился один... второй... третий... Они летели к собственным квартирам, как на крыльях. Как называется этот процесс у политиков? -Контрреволюцией, - сказал я. -Может быть, и так, - согласился дядя Миша и пожал сухонькими плечами, - пусть будет так... -Я пришел к Гене, - продолжал он, - когда парадная дверь с пятью звонками была открыта. Он стоял в прихожей, на самой ее середине, один, и почему-то оглядывал потолок. -В чем дело, сосед? – спросил я. – Что вам тут не нравится? -Вы знаете, дядя Миша, в каком году здесь в последний раз делали ъемонт? -Ну... -В 1918 году! -Что вы вдруг вспомнили о ремонте, Гена? -Дядя Миша, я только что стал хозяином этой кваътиъы! Полчаса назад выехал последний жилец. Идемте, я вам кое-что покажу. Мы ходили из комнаты в комнату, открывали высокие белые двери, которые были забиты большими гвоздями еще в 18-м, и Гена показывал мне барельефы. Теперь вся эта грустная немецкая история снова была в одной книге. Она имела начало, но она имела и конец. -Геночка, - сказал я, когда мы посмотрели последний барельеф, где кладбище – а через открытые двери были видны и второй, и первый, - Гена, это такое невиданное событие, что я не знаю, что вам делать – смеяться или плакать. -Плакать, дядя Миша, - ответил мне Гена, - плакать, ъыдать! Потому что я имею эту кваътиъу, когда мне стукнуло 60, а не 25! Сколько къасивых баб пъошло мимо нее, даже не обеънувшись! Сколько пьес здесь не написано! Сколько детей не ъождено!.. Очки у Гены, я вам говорил, могли быть ледяными, когда он читал чьи-то плохие стихи или смотрел на плохую картину. И вот они покрылись туманом, как в ноябре, Гена их снял и так долго протирал, что я отвернулся и стал смотреть в окно... Я думал, что история на этом закончится, но дядя Миша произнес неожиданное на этот раз: -Что вам сказать! Что вам сказать! Если бы здесь можно было поставить точку, получился бы какой ни есть хэппи энд – ведь лет 15-20 Гене еще светило. Можно сесть и написать пьесу, от которой весь мир ахнет. Можно еще раз жениться или какое-то время побыть холостяком, что тоже полезно. Детей, правда, заводить уже поздновато... В историю жизни нашего бывшего абстракциониста вмешалось Время. Иное Время крутит людьми как захочет. Оно не тик-так, тик-так, а, скорее, погремушка в руках у малыша, в которой горошинки беспорядочно летают из угла в угол, не ведая, в каком очутятся через минуту. А еще, может быть, это Время походило, по иронии судьбы, на... абстрактный холст, глядя на который полагается делать понимающее и даже снисходительное лицо и ежеминутно кивать, про себя же чертыхаться, скрывая мысль, что художник писал этот холст в припадке безуми или похмелья. Только-только Гена Шихов стал владельцем дореволюционных апартаментов, как весь старый дом (в нем десятки квартир) купила у города для своих надобностей некая быстро расцветшая – за ночь, как пышный южноамериканский цветок гибискуса - фирма. Шихову, потерянно бродящему по семи комнатам, предложили за них большие деньги. Что делать? За эти деньги можно купить квартиру в совсем уж центре города, где когда-то жили самые богатые одесситы. Квартиру с большими-большими окнами, выходящими на Ришельевскую. Или другую, на Дерибасовской... Наш маленький владелец больших апартаментов скоро присмотрел новое жилье. Он водил к нему всех своих знакомых и показывал пальцем на окна. Знакомые цокали языком. Фирма выплатила ему деньги; произошло это на Пушкинской улице, где на стенах квартиры были немецкие барельефы. Пришли молодые уверенные люди из фирмы (костюмы от Кардена, обувь от Баланини), вынули из папок с золотыми уголками кипу бумаг... Бумаги были торжественно подписаны «обеими договаривающимися сторонами». Потом Гене отгрузили увесистые пачки зеленых. Представители фирмы (и нового Времени) договорились о сроке освобождения площади и ушли, оставив в комнате ароматы дорогих мужских одеколонов. На улице, под балконом мягко хлопнула дверца машины. Тик-так, тик-так... Жизнь продолжалась. Но уже на каком-то новом этапе. Этот этап проглядывался пока что смутно. Вечером «на огонек» заглянул приятель – из тех немногих, что остались с далекого прошлого. Он был близок общими мытарствами по ухабам советских дорог, один из ухабов – проблема жилья для молодого человека, другое – поступление в ВУЗ, близок был общими «бабами, даже дальним родством, одними и теми же кинофильмами, анекдотами... Приятель был уже совладельцем известного в городе банка, и, понятно, Шихов поделился с ним новостью, кивнув на угол, где были спрятаны деньги, и проблемами своего завтрашнего дня. -Ты, сумасшедший, Генка! – для начала объявил гость. – Держишь такие лавэшки дома? Думаешь, те ребята хранят покупку твоей хаты в тайне? О ней знает уже половина Одессы! Ты можешь до утра не дожить, завтра твой окровавленный труп будут полоскать из шланга в морге. Отнеси их в банк и лишь тогда ложись спать. Нет, правда, он двинулся мозгами? – обернулся приятель к жене Гены. Та кивнула, но неизвестно чему. -А что, может, ты и прав... – забеспокоился Шихов. Короче. Три этих человека берут машину и едут в банк. Увесистая сумка с пачками долларов на коленях у Гены. Рука проверяет и проверяет, закрыт ли замочек. В банке отделение с ячейками заперто так, что нужно вызывать трех работников банка, у которых три разных ключа. -Оставишь лавэ у меня в кабинете, - сказал приятель, - в моем сейфе. А утром мы с тобой поместим их в ячейку. Еще короче. Утром денег в сейфе – по-киношному эффектный эпизод, если бы не был правдой! – денег в сейфе не оказалось. Приятель разводил и разводил руками. Разводил и разводил... -Что я могу сделать?! – восклицал он. - Режь меня, убивай – нету их! Нет!... – Он прямо-таки призывал Шихова присоединиться к категоричности и безысходности своего «Нет!». Он прямо-таки умолял не искать ему объяснений. Ибо исчезновение такой суммы - 75 тысяч долларов - заложено в ней самой: деньги должны были исчезнуть, испариться - они и есть мистическая причина пропажи. Душа покинула Гену, отлетела куда-то, к кому-то, тело же было приведено женой домой, накормлено и напоено чаем, уложено на диван. Его, тело, поднял телефонный звонок. Энергичный и бесконечно доброжелательный голос представителя фирмы предложил Шихову в недельный срок – вы уж нас извините, но бизнес есть бизнес! – освободить квартиру, фирме нужно произвести там капитальный ремонт и использовать помещение... У каждого времени свои герои, они действуют согласно его недолговечным, но очень жестким законам. Есть, конечно, и другие герои, которые к законам, диктуемым Временем, относятся свысока и верят, что все равно вернутся те, вечные... Эти герои живут трудно, Время чаще всего избавляется от них тем или другим способом: иногда просто убирает со своего пути, задвигая в чулан безвременья, если же герой упрямится, убивает его. Наш Гена Шихов принадлежал двум временам. В первое другу можно было верить, во второе – нельзя. Время не убило его, оно его, имевшего кое-какую слабину, попросту списало со своих счетов, вычеркнуло из списков...
|
|