Посвящение А.В.У*** В старозаветные года, Когда вода была мокрее, Тучнее на лугах стада И сладкозвучнее хореи – Во время танца в круге пар, В гостиной, спальне, даже храме Мог отмочить любой гусар По комплименту каждой даме. Велеречивый комплимент, Наследие эпохи прошлой! Он мог бы показаться пошлым, Занудным, заунывным, тошным В наш век истошно-суматошный, Спешащий, мчащий, заполошный.... Да, я запнулся здесь нарочно, Чтоб дать почувствовать момент, Когда, как будто кинолента, Шутливо пущенная вспять, Искусством древним комплимента Тебя я стану забавлять. Повелевает мне канон Вначале плавно и неспешно Живописать со всех сторон Твою пленительную внешность; Затем – достоинства ума И нрав чувствительного сердца. Притом желательно весьма Приправить все щепоткой перца, Назвав, помимо черт святых, Две-три черты твоих греховных, Которые – в глазах иных – И красят, да небезусловно; Но, черта помянув едва, Вернуться к созданному богом И завершить свои слова Тем ненавязчивым итогом, Что счастлив всякий человек, Не говоря уж о поэте, Служить прекраснейшей из тех, Кто был рожден на белом свете. И в самом деле! Ты красива – Не той стандартной красотой, Которой крашеная дива Прохожих манит на постой Поротно и побатальонно По столь умеренной цене, Но – красотою потаенной, Живущей как бы в полусне. Для понимающего взгляда Она желаннее стократ – Как запоздалая награда, Как зазеркальный дивный сад... О, как лукаво ироничны Твои янтарные глаза, Как пальцы тонкие скрипичны, Как гордо брошена назад Заря волос твоих горящих Над линией прибоя плеч; Как заторможенность шипящих Изысканную красит речь... Да что там речь?! Язык наш грешный Дан, чтобы лучше мысль скрывать. Искусство то небезуспешно Могла бы ты преподавать. В беседе – мягче херувима. С тобой подрокжится любой, Ты каждым можешь быть любима.... Но есть ли кто – любим тобой? Да, что-то странное случилось. В державе датской – снова гниль. Где прежняя велеречивость, Где выспренный высокий стиль? Где вздохи, радужные краски, Словесности былой букет? Увы, ты выросли из сказки, Алиса девяностых лет. Везде в разгаре перестройка, The glasnost, в бога душу мать! Ты современна – и настолько, Что стиль я вынужден сломать, Чтоб из окна исповедальни Суметь увидеть город-сад И сущностно, а не формально Твою натуру описать. Ты – зеркало колодца тьмы, Не отражавшее бесстыдства, Когда остановились мы Напиться и навек проститься. Ты – выпадение словес На звуке музыки из храма. Ты, как Христос и Бог-Отец, Неразделимо неслиянна. Валун тяжел, а берег крут: Толкай наверх, и вся наука. Ты вечный мой сизифов труд, Моя танталовая мука: Хотя питье и пища есть, Плода не съесть, воды не выпить. Ты – радиоактивный лес У городка с названьем Припять. Не я посеял смертный дым Тем страшным днем позавчерашним, Но я виновен. Перед ним И перед тысячами павших На Колыме, под Воркутой В том предвоенном лихолетье... Да, я виновен пред тобой Виною всех безликих третьих, Кто год за годом, день за днем Радетельно и неуклонно Растил и множил серый фон, Сминая все, что выше фона: Желание писать стихи, Свободу жить во чье-то имя И право не считать своими Тома бровастой чепухи; Понятия добро и честь, Непредпочтение дебилов... Не говори с тоскою "было". Я знаю, верю: это есть. И в этом суть, И в этом свет, И в этом соль, И в этом сила, И мой последний комплимент, И первый ком в мою могилу.
|
|