Пришла пора подводить черту под нашим экспериментальным виртуальным Мастер-классом. Осень выдалась у меня нелегкая. Работа не оставляет свободного времени для частых появлений в Сети. Да и число активных учеников (в связи с разными обстоятельствами) постепенно сократилось практически до нуля. Что же мы имеем на выходе? Нельзя сказать, что все было удачно. Организационные промахи смазывали многие положительные моменты. Но, надеюсь, вам все же было тут не совсем скучно. Косвенно это подтверждает счетчик посещений – он зарегистрировал тысячи безымянных посетителей. Значит нас читали, за нашими успехами-неудачами следили. Осталось самое главное – определить по итоговым вашим стихам эффективность наших занятий. И я прекрасно понимаю, что именно этого вы давно от меня ждете. Но тут-то и вышла закавыка, заставившая меня на время взять паузу. Я думал, как выйти из этого щекотливого положения. Дело в том, что ваши экзаменационные работы не показались мне блестящими (чего очень хотелось бы). Конечно, можно было бы разобрать их в щадящем режиме. Но это было бы нечестно. И прежде всего по отношению к вам. Иллюзии успеха – еще хуже неудачи. Тем более, что откровенных неудач тоже не было. Вы честно попробовали применить те приемы, которые мы обсуждали. И что-то у вас получилось, что-то нет… Нормальный процесс, где бахвалиться особо нечем. Можно было бы с высоты положения Мастера разбирать ваши тексты по косточкам, выискивая недостатки (коих хватает). Но я сам не люблю «высокомерных» разборов своих текстов и никогда не позволяю себе относиться так к текстам других. Наверное, это сказывается личный жизненный опыт. Как-то меня (тогда еще начинающего и наивного) по косточкам разобрал один писатель. Его приговор был суров – мои стихи не показались ему чем-то интересным и имеющим отношение к поэзии. Писатель был провинциальный (я сейчас даже не помню его фамилии), но для меня его выводы были неоспоримы – ведь он был ЧЛЕНОМ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ. И я бесповоротно бросил это занятие, и лет десять вообще не писал стихов. Уж не знаю, пошла ли мне на пользу эта длительная пауза. Когда нарыв все же прорвало и я снова стал писать (уже получше), я иногда думаю, а если бы я трудился на поэтической ниве все пропущенные годы, возможно я был бы на 10 лет опытнее и искуснее? Или нет? Сегодня я сам уже член союза. И не одного. Но никогда не позволяю себе «громить» кого-то, только потому, что мне не очень понравились стихи. Погромщиков с апломбом и без меня хватает. Я скорее готов что-то подсказать (из того, что сам знаю). Этим, собственно, мы и занимались в течение работы Мастер-класса. Мне жаль, что он заканчивается. Мне есть еще чем поделиться. И потому вдогонку все же дам еще несколько немудреных советов. Вот Есенин называл себя «божьей дудкой». Очень точное определение. Все поэты отчасти эти самые дудки и есть. Если вам в автобусе попался странный человек, взгляд которого погружен в себя, а губы что-то беззвучно шепчут, то с большой долей вероятности можно утверждать, что это поэт. И в этот момент ему слышатся слова, которые возникают как бы из ниоткуда, укладываясь в строки. Если не записать, то они моментально забываются как мимолетные ночные сны. Но начинаешь записывать – «голос из ниоткуда» пропадает. И остается только восстанавливать, реставрировать недослышанное, используя поэтическое мастерство и опыт. Стихи рожденные, надиктованные вдохновением сразу видны. Они легки, искристы. Стихи написанные в творческих муках, как правило, более неказисты. И только опытные мастера умеют так довести текст до ума, что разница практически не ощутима. Поэтому. 1. Надо тренировать ухо, «слух», помогающий услышать «продиктованные» строки. 2. Надо тренировать руку, перо, технику, позволяющую восполнять «недослышанное». Все это «несложно». Для этого просто надо ежедневно писать, ежечасно повторять про себя свои и чужие стихи, ежесекундно думать о поэзии. 3. Расширяйте свой активный словарный запас. Каждое новое слово позволяет создавать новые ассоциативные цепочки. Иногда стихи рождаются только потому, что поэт вспомнил (или узнал) «вкусное» слово. Родилась рифма-пара, и пошло, поехало… 4. Не пишите о том, чего не видели или не ощутили сами. Многие поэты (особенно молодые) так и норовят научить весь мир как надо жить. И начинают сыпать банальностями, которые им самим кажутся откровениями. Но эти откровения (за отсутствием жизненного опыта) почерпнуты из литературы. И это видно за версту. Пишите о том, что волнует лично вас, о том, что сами пережили. И это уже будет интересно. Но помните, что написанное становится литературой только тогда, когда в ней содержится некое обобщение, позволяющее апроксимировать ваш личный опыт на других людей. 5. «Внутри» стих должен быть больше, чем «снаружи». В этом заключается самый главный фокус. В этом вся мистика поэзии. Если в трехлитровую банку можно налить только три литра пива и ни каплей больше, то в небольшом стихе можно уместить целые вселенные, рассказывая при этом всего лишь об улыбке. То есть, в стихе желателен подтекст, второй план, а то и третий, и четвертый. 6. Чаще используйте образы, и реже сравнения. Образы выигрышнее. Приведу пример. Можно описывать сравнениями. Закат - как бархат. Или дождинка – словно слезинка. А можно так: Лишь по небу тихо сползла погодя / На бархат заката слезинка дождя. 7. Не идите на поводу у рифмы. Пишите то, что вы хотите, а не то, что выходит. Если, конечно, это не тот случай, когда текст приходит «свыше». Пожалуй, тут стоит остановиться. Можно было бы продолжать, но цифра семь обладает некоей магией законченности. Пусть так и будет. Извините, за некоторую раздрызганность мысли. Писал в кратких промежутках между работой. Надеюсь, что хоть кому-то может пригодиться мной сказанное. Если у вас еще будут вопросы – не стесняйтесь, спрашивайте. Мастер-класс не закрывается. А распускается на каникулы. Мы подумаем как его можно будет преобразовать в нечто постоянно действующее и интересное для всех. До встреч! С уважением и благодарностью за общение, Игорь Царев.
|
|