Здесь мы займемся вопросами языковой и речевой грамотности и художественных средств (метафорой, образом, символом). Прочитайте внимательно ниже приведенные строфы и отрывки из стихотворений и попробуйте определить, есть ли в них что-то неправильное, неверное, спорное или сомнительное, и если есть, то что? А) «Ведь со временем больше вопросов, И на каждый ответ не сыскать. Устаешь, как когда-то Матросов, Амбразуру собой закрывать…» «Касаясь бёдер и ладоней, Целую пальцы и уста; И тихим отзовётся стоном На эти ласки - этот стан.» Б) Прочитайте стихотворение «Легат» очень мною уважаемого автора Виталия Балашова (привожу полностью, если вы с ним незнакомы) и посмотрите под стихотворением те строчки, которые меня интересуют с точки зрения нашего семинара. «Под перекличку часовых Туман взбирается на стены И в мягких красках восковых Встаёт рассвет за Борисфеном И открывает дивный вид На край, ещё непокорённый, Куда продвинуть предстоит Стальное тело легиона… …Следить с высокого седла, Седые брови строго хмуря, Полёт имперского орла И промельк сигнумов центурий, Следить манипул стройный ряд, Идущих в ногу, без огрехов, И брызги солнца, что горят На посеребренных доспехах, – И среди тысяч ни одна Душа раздумывать не станет, Что не добыча, не война Есть тайный движитель ристаний; Никто не ведает, что он Не волей царскою и божьей Погнал имперский легион В тяжёлый путь по бездорожью, Что он давно сошёл с ума, И не триумфы и не лавры Его манят, - а миф, туман, Единороги и кентавры, Дриады, игры нимф в лесах И флейты Пана переливы, И на лазурных небесах Сильфидов танец прихотливый… Он ждёт, букциною ночной Разбужен в лагере, спросонок Услышать возглас боевой В степи летящих амазонок… А за лесов зелёной кроной Ему мерещатся вдали Хребет Рифейского дракона И все сокровища Земли… …Ломая чёткий строй колонн В гиперборейских буреломах, В тумане тает легион, Безумным пастырем ведомый…» Меня интересует ваш анализ следующих строф из этого стихотворения в плане словоупотребления: «Следить манипул стройный ряд, Идущих в ногу, без огрехов, И брызги солнца, что горят На посеребренных доспехах…» «Никто не ведает, что он Не волей царскою и божьей Погнал имперский легион В тяжёлый путь по бездорожью...» «Дриады, игры нимф в лесах И флейты Пана переливы, И на лазурных небесах Сильфидов танец прихотливый…» В) Есть такая поэтесса - Наталья Крада, которая написала вот такое стихотворение. Я понимаю, что не всем будет интересна тема, направленность и стилистика его, но ведь критики и читатели сталкиваются с разными стихами и, думается мне, должны уметь разбираться даже в тех вещах, которые не вызывают отклика в душе. Задание такое – кто больше найдет спорного и сомнительного с точки зрения точности смысла написанных строк. Только ответ нужно обосновать. Итак: «Заклинание крови» Он стоял неподвижно и пел роковое заклятье, На лице его маска тревоги и боли мрачнела, Впереди гладь озерная зеркалом тусклым блестела, Заключенная в леса безмолвные стены-объятья. Ни один лепесток не шумел, не трещали коренья, Крики птиц тетивой сорвались, словно горестный стон. С уст его опадали слова, как железный закон, И катились слезами к воде в колдовском наваждении. Его голос то громче, то тише был, словно в бреду, Он взывал к силе той, что таилась за гранью вселенной, Из чащобы сбегалися волки на зов вожделенный, Обнажая клыки, и глазами сверля темноту. Вот уж стая свинцовую чашу воды обступила, Заклубились тенистые тучи над бором глухим. Муть белесая вздрогнула, корчась под ветром лихим, А голодные звери с тоской бесконечною взвыли. Ветви ветер сгибал, будоража разорванный мрак, И трепал мага плащ и волос сине-черные струи, Знал он: истины бич для него в этот час неминуем, Заклинанья шепча над ордою огромных собак. Вот окрасилось озеро черным с багровым отливом, В нем явилось виденье: пещера, где сумрак царит, Там на ложе янтарном прекрасная дева лежит, Ее кудри златые спадают на камни лениво. Нет, она не мертва, но души затихающий звон, Сквозь пространство и время несется, моля о спасении, От безвольного сна о чудесном ее исцелении, Что хранит рядом с ней серебристый трехглавый дракон. Маг смотрел сквозь миры, а в очах его молнии рдели, На колени он падал, чело свое низко склоняя, И последние силы свечей среди тьмы догорали И на сердце надежды промокшие факелы тлели. Но взмахнул он дрожащей, но твердой и властной рукою И вода стала кровью – пурпурно-багровым нектаром, Полуночным волкам грешной жертвой и дьявольским даром, Что лакали они, заходясь торжествующим воем. Насыщаясь, в летучих мышей обращались те звери, И во тьме исчезали, покрывшись густыми тенями, Он же в чаще лесной распахнул ворота меж мирами И отправился в путь к той заветной и мрачной пещере… Может быть, слишком поздно и дева вовек не проснется, И в глазах ее синих застынут холодные звезды, Он кровавой слезою оплачет божественный образ И в страну небытья вместе с ней бледной дымкой вольется.
|
|