Буфет. Истории за нашим столом | Креативная разминка - практикум для прозаиков и не только. Писательский процесс является невероятно важным для развития мышления и креативности. Чтобы научиться излагать свои мысли письменно, необходимо упражняться. Это поможет избавиться от самоосуждений, внутренних фильтров и барьеров. Умение оперировать словами для пишущего человека не менее важно, чем образное мышление. Все же в тексте слово – главное выразительное средство. Да, и единственное, по сути дела. Для усовершенствования писательских навыков существует масса различных упражнений – это и написание миниатюр, эссе, коротких новелл на заданную тему, это и игры со словами, это и написание писем… Проект «Буфет» . Истории за нашим столом» приглашает авторов портала поучаствовать в практикуме «Креативная разминка». Пишем миниатюру объёмом не более ста слов. Выберите одно из предложенных заданий 1. ПИСЬМО В ПРОШЛОЕ . Сами решите, на сколько лет назад нужно будет вернуться в прошлое. Это может быть детство, юность, молодость, зрелый возраст. Вы можете дать себе совет, пожалеть, объяснить, простить или порадоваться. Или просто показать себе, чего достигли на данный момент. 2. НАПИШИТЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, ИЗМЕНИВШЕМ ВАШУ ЖИЗНЬ Такие люди должны быть. Причем это может быть даже человек, которого вы видели несколько секунд в своей жизни: например, незнакомец, проявивший в какой-то определенный момент качество, которое вы всегда хотели развить. Пример. Юлия Талалаева. Адрес: Пискарёвское кладбище Дорогой дядя Егор… Мне как-то неудобно к тебе так обращаться. Твоей племяннице уже за 60, а ты навек остался двадцатилетним. А на фронт ушёл в 19. Уже мои дети старше тебя. В моей памяти ты живёшь с самого детства, с того момента, когда я узнала от мамы, что папин брат Егор (точнее, Егорий, теперь мы это знаем) пропал без вести. Вбегаю однажды с улицы в бабушкин дом и вижу: она сидит на полу, тихо плачет (в первый раз видела бабушку в слезах) и держит в руках розовые листочки. Это всё, что осталось от сына. Ни вещей, ни фотографий… Позже узнала, что фотографии ты все порвал, решил: вернусь с войны – тогда сфотографируюсь. О тебе, дорогой наш Егорий Фёдорович, я рассказывала не только своим детям, внуку, но и своим ученикам. Перед Днём Победы приносила на урок эти письма, читала отрывки и плакала… Как мне дороги эти розовые листочки! Передалась бабушкина боль за тебя. Как отчётливо я чувствовала твою обиду, тревогу – ни одного письма из дома. Товарищи получали, а ты… ни одного. Всё равно писал с болью, заботой, сыты ли, здоровы, есть ли письма от старшего брата Ивана, пишет ли из Белоруссии сестра Нюра, сколько и какими продуктами получили на 1 трудодень, получили ли за тебя, не разворовали ли колхозное имущество. Удивляюсь твоей зрелости, мудрости, патриотизму. Ты верил в победу… но и знал или чувствовал, что не вернёшься. Об этом ты пишешь в одном из писем. Тебя, пропавшего без вести, искали твои братья, искала я. А нашёл мой сын Серёжа, твой внучатый племянник. Милый мой юный дядя, конечно, больно, что твоя судьба сложилась так горько, что не было у тебя семьи, может, и девушки любимой не было, не успел… Но знай: ты живёшь в сердцах твоих родных, моих детей и внуков, а они передадут, надеюсь, эту память дальше… Мне хочется, чтобы на Пискарёвском кладбище появилась табличка с твоим именем. Всё, что будет связано с тобой, узнают не только мои дети и родные, но и очень многие. А в День Победы ты будешь участвовать в параде Победителей, идти с Бессмертным полком. Мы тебя помним… |
| Я поймал себя на мысли, что моя жизнь в девяностых годах была абсолютно неверная и вредная для дальнейшей судьбы. Я был слишком честным человеком, который верил людям и руководству предприятия. Даже когда машиностроительный завод стали распродавать по частям непонятные мне люди из нового поколения в руководстве, верил, что так нужно, чтобы вернуть потерянную рентабельность и былую славу коллектива. Поэтому изо всех сил умолял своих подчиненных не оглядываться и умолял не срывать график поставки деталей на главный конвейер. Но это не привело к успеху. Завод обанкротился. Участки и цеха продали по смешным ценам каким-то банкам, кооперативам и частным лицам. Пятнадцатитысячный коллектив остался без работы и доходов. Как и я сам, впрочем. Каждый кинулся искать себе новое занятие, чтобы кормить семью. И только потом понял, что некоторые люди из моего руководства просто обанкротили завод и присвоили себе его площади. Теперь по прошествии многих лет я понял, что совершил ошибку в те мутные года. Мне нужно было бороться за целостность предприятия, не давать его уничтожать. Нужно было не убеждать окружающих людей в верном финансовом курсе, а перестраивать работу в новых условиях и вызовах. |
| Алексей, к сожалению, мы совершаем в жизни ошибки, о которых потом жалеем.Но время ушло и ничего не изменить, надо себя простить. |
| Тема 2 Одна женщина из нашего офиса в одночасье потеряла кресло в уютном кабинете, возможность карьерного роста... Это могло произойти с каждым, но многие с деланным равнодушием важно заключали: "Сама виновата". У меня от волнения потели ладони, когда я шла в её новый кабинет. Нет, кабинет с кондиционером и кофемашиной у неё был раньше, теперь - помещение для четырёх человек с расцарапанной мебелью советских времен и принтером, работающим громче стиральной машины. Но она улыбалась, прекрасно выглядела, шутила, её глаза сияли. Она позволила себе быть счастливой, освободившись от груза прежней ответственности. И я поняла: что не убьёт, то сделает сильнее - хороший девиз. |
| Анастасия, действительно, хороший девиз, только не всем дано следовать ему. |
| Тема 1 НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО Прошли детство и школьные годы, Неизвестность ждала впереди. Вместе с ветром приняли свободу – Беззаботные дни позади. Вдалеке от родного порога, Взрослой жизни приняв удила, Извивалась, как змейка, дорога, Иногда у обрыва вела. Не хватало родительской ласки, Написала подробно в письме, Оставалось оно без огласки: Пожелтевшая память, в столе. Не отправила. Что помешало Рассказать о дочерней любви? "Я скучаю, люблю вас, – писала, Дорогие слова заросли... - Поступила, учусь (так мечтала), Но тоскую и тянет домой. Говорят, тяжело по началу, И натянуты нервы струной." Недосказанность – тяжкое бремя (А теперь они в мире ином), Для всего свое нужное время, Не держите слова на потом. |
| Спасибо за проникновенное стихотворение,Валентина. Так в жизни и бывает - не успеваешь сказать самое главное. Потом жалеешь, но поздно. Почему так происходит? Почему боимся раскрыть свою душу? Чувство вины остается на всю жизнь. Мой рассказ "много лет назад" на эту же тему. Желаю Вам успехов! |
| Проповедь Это было последнее воскресенье перед Великим постом. После Литургии на проповеди отец Павел сказал такую фразу: «Нам легко проявить внимание к одинокой бабушке-соседке. И это правильно. Но почему мы легко можем обидеть тех, кто рядом с нами? Тех, кто больше всех нас любит. Давайте с этой минуты изменим наше отношение к близким, будем более терпимы к их слабостям и будем заботься о них. Бог в помощь». Каждый раз когда у меня растёт обида на близких, я вспоминаю слова отца Павла и смотрю на ситуацию по- другому. Ведь главное в жизни – это любовь и внимание, особенно к тем, кто нам дорог. |
| Ольга, так происходит, возможно, потому что мы подсознательно желаем, чтобы тот, чужой, был нам признателен и это греет наше самолюбие - вот какая я хорошая. А близкие люди, именно потому что близкие, воспринимают заботу о них как что-то естественное. Забота о близких с обеих сторон бескорыстна. |
| Письмо в прошлое... На курсах коучинга дали задание отыскать в себе маленькую девочку и поговорить с ней. Наталка! Я рада за тебя. Правда. Ты молодец! Вот в пятилетнем возрасте ты хотела быть учителем. Теперь я передаю свой опыт своим ученикам - юным художникам, которым вручаю дипломы и грамоты за победы на международных выставках детского творчества в разных странах. Ты в детстве любила рисовать, да? Мама вспоминала, как еще в четырехлетнем возрасте зашла в комнату и не нашла тебя в детской кроватке. Родители искали тебя по всей квартире, очень волновались. Что оказалось? Ты спокойно спала под столом, накрытым длинной скатертью. В кулачке был зажат карандаш. А рядом на полу лежал твой рисунок. Там были изображены зонты и серый дождь. Видно тебе очень захотелось это изобразить, хотя была ночь и твой рисунок освещала только заглядывающая в окно любопытная луна... Ты рассказала своей маме, что помнишь даже, как выглядела ваша квартира, когда тебе было два года. Фотографий того периода не было. Память цепко ухватывала какие-то события, о которых тебе хотелось написать. В трех летнем возрасте ты самостоятельно научилась читать, предварительно спрашивая маму, что это за буквы. Мама вошла в комнату, где ты вслух читала газетную статью, не по складам. Наталка! Теперь в своих рассказах я пишу о воспоминаниях, которые удивили тебя, это были твои открытия мира. В пятилетнем возрасте ты думала, что пол жизни прошло. Ты написала стих, который сохранила твоя мама: "Неужели все это кончается? Бег трамваев... движенье звезд... Неужели уже качается Жизни нашей нестойкий мост? Помню, как ты могла часами сидеть на малюсеньком стуле, ярко раскрашенном хохломской росписью, сочиняя истории в рифму... Жаль, что их никто не записал... |
| ВОСПОМИНАНИЕ В пятнадцать лет я уговорила маму разрешить мне работать в театре. Там освободилось место гримера, а я очень любила рисовать. Меня взяли на работу и я перевелась в вечернюю школу. Однажды, на гастролях театра, меня спросили, какую профессию я бы хотела выбрать, чтобы заниматься этим всю жизнь с удовольствием. Я хотела ответить, что мечтаю стать актрисой. Но, подумав, сказала, что всю жизнь хотела бы рисовать. Теперь я благодарна, что мне задали этот вопрос. Я закончила художественный институт и институт повышения квалификации, стала художником, а в свободное время - с увлечением играю в народном театре. Мечты сбываются, только надо в них верить! |
| ПИСЬМО В ДЕТСТВО Спасибо тебе, малышка, что ты поверила в себя и не растратила способности рисовать и сочинять. Что мешало мне в детстве - это обиды. Теперь пишут, что многие наши проблемы и проблемки от детских обид. На лекциях объясняют, что надо простить наказывающую тебя в детстве за проступки бабушку, простить подружку, которая изменила вашей дружбе. Простить тех, кто не понимал твою мятущуюся душу. Ты выстояла! Вот я, взрослая, чуть не сломалась, когда после того, как прочла одну из своих первых пьес на семинаре молодых драматургов, столкнулась с плагиатом. Один из авторов, чуть ли не полностью украл мою пьесу. У меня был Плаксуля, которого заставляли наплакать целый бассейн слез, потому, что слезы были настоящие. А у того "вора" появился Слезарик. Пьеса была полностью списана с моего сюжета. Я после этого не сочиняла пьес и стихов четыре года. И хотя меня приглашали на литературные семинары, говоря, что выгнали того парня, ведь он еще у кого-то украл сюжеты пьес, я отказалась. Потом напечатали мою пьесу в книге, а я сделала к ней иллюстрации. Ты, Наталка, в детстве играла в театре, где, как режиссер пыталась со своими подругами делать концертные программы и спектакли, показывать их больным людям в больнице. Это называлось "Зона пионерского действия". Теперь, несмотря на пожилой возраст, я играю на сцене народного театра, а иногда ставлю спектакли, по своим пьесам, как режиссер, исполняя твою заветную мечту. Вот. Нашла время во время карантина и написала письмо в детство. |
| Однажды двадцать лет спустя – зигзаг времени Не поверил своим глазам! Она – несостоявшаяся моя любовь. Обрадовались. Вспоминая те счастливые времена, не заметили, как дошли до ее дома… Мизансцена – кухня, накрытый стол. Сцена встречи. Она все так же хороша, словно и не прошло столько лет. Притянула к себе. Расплескавшаяся женская плоть вернула забытые ощущения. Полы ее халата неспешно поползли в стороны, как занавес в театре. Что ж, реквизиты на месте, свет притушен, включился в роль – вжался губами, лицом в податливую полноту груди. А вот и зритель! Вошедший провел равнодушным взглядом по забывшей о стыде парочке, больше заинтересовался накрытым столом. Поставив кастрюлю с водой и засыпанным в нее рисом на огонь, вышел. Запахнула халат, бросила в сердцах: – Принесла нелегкая! Не беспокойся, мы давно уже не муж и жена – не помеха он нам. – Тогда почему он здесь? – А куда его девать? Да и не жилец он – после инсульта. Отошел к окну. Внизу бурлила жизнь, зажглись фонари, сновали машины, люди. Здесь она остановилась. Нет, потекла вспять – все тот же любовный треугольник с той лишь разницей, что тогда я был лишний. Подошла ко мне, стала целовать настойчиво, с надрывом, оторвалась: – Я в ванную комнату, ты – после меня. Не закрывайся, загляну к тебе. Подсел к столу, плеснул в бокал коньяк, выпил залпом, запивая нелепость происходящего. Скрип двери заставил меня повернуть голову. Уже не муж приковылял к плите, скользнув жадным взглядом по бутербродам с икрой, осетрине, фруктам, бутылке с коньяком. Переложил кашу из кастрюли в тарелку, сел в уголке у плиты, и, присыпав клейкое варево солью, стал есть… Кульминация спектакля. Два соперника сидят на кухне. Один “отрывается” за столом. Насытившись, опрокинет на постель жену своего соперника и станет ее любить. Другой (уже не соперник) – что ему? Утешится кашей на воде. Постоял в раздумье. Набросил на плечи плащ и вышел вон, стараясь не хлопнуть выходной дверью… |
| Ничего нельзя вернуть. Все меняется. Мне Ваша миниатюра, Иван, очень понравилась. |
| ТЕМА 1 Детство прошло, пролетело, Как быстрая легкая птица. И вот уже жизни нашей Открыта другая страница. Другие у нас интересы, Другие проблемы, заботы, А в наше счастливое детство Порою вернуться охота. Промчаться на лыжах с Людмилой Со Светкой сходить в поход И спеть под гитару Визбора На старый Новый год! Впервые увидеть море, Впервые встретить рассвет, И на двоих поделить «Счастливый» трамвайный билет. Но в прошлое нам не вернуться Уже ни за что, никогда! Останутся в памяти только Детские года. |
| ПАПА, МАМА, ГОНДОЛЬЕР И ПЕСНЯ Шли дорогой, по солнечным кляксам, Мама пела, отец подпевал: "Эй, поедем, красотка , кататься, Как давно я тебя не видал!" Мама в платье линялого ситца, Все пытается песню допеть. И такие красивые лица, Что хотелось смотреть и смотреть. Я босая, в пыли придорожной, Лист с березы в ладони упал, И как бережно, как осторожно, Папа мамины плечи обнял... Площадь Марка Святого, палаццо, Гондольер и кедровый причал. " Эй, поедем красотка кататься", Гондольер громко мне прокричал. Мне, по-русски, мою с мамой песню, Заучил, вряд ли знает еще. Только стало в груди моей тесно, Только стало глазам горячо... Я сама уже взрослая , мама, Эту песню забыла, почти, Стала жизнь абсолютно другая, Без гармошки, без щей, без печи. Не поём больше русские песни, Даже если друзья за столом. А без песен, и тесно, и пресно, Посидим, поедим, да попьем... Я уеду в деревню весною, Там на старый погост загляну, У могилки с фанерной звездою Постою, пореву и спою! Красит вечер край неба багрянцем, Я рыданье платком заглушу. " Эй, поедем, красотка, кататься"- Папа, мама, подпойте, прошу! |
|
|