Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Клио ____…а мы, никак Истории не внемля… ____…мы вьём на платья памятникам гарус… _______________________Александр Граков (Лекса) Что было, случилось – истории вверено. События в прошлом… Число их несметно. Но Клио нельзя быть рассеянно-ветреной: Должна хранить память, ветвистое дерево, И жизни бессмертных, и изредка – смертных. А мы часто бродим по прошлому, рыская, Чтоб пользу извлечь из великих деяний. Примеров там россыпь – алмазные прииски. Порой же встречаемся только с огрызками – Затёрто достойное вбросами дряни. Песок ли часы рассыпа́ли со временем: Хорошему – стопор, – завалены шлюзы. Аванс за войну: вот от Нобеля премия. Тюрьма типа люкс для убийц типа Брейвика. Могла ли за всем уследить этим муза… Покровы из лжи набросали на истины. Застряли в тисках прорывные идеи. Железная логика тонет в софистике. Как много настрижено фиговых листиков, Чтоб ими прикрыть преступленья злодеев. Свой бег на часах ныне стрелки ускорили. Арес норовит их движенье заклинить. Толкуют ряд фактов две разные стороны, Одна – всех зовёт к переписке истории. Сумеет ли впредь охранить память Клио… |
| 1. соответствие эпиграфу – слабое. Нет ни одного примера, что ЛГ не внемлет Истории, наоборот – бродим по прошлому в поисках пользы от великих деяний. С платьями из гаруса из текста информации нет. 2. сюжет стихотворения – пожелание музе истории не быть рассеянно-ветренной (это как) опасение за память музы истории. Если в наличии россыпь примеров великих деяний, то почему они затерты огрызками – вбросами дряни. Почему песком времени завалены шлюзы для хорошего. С какой целью муза истории должна уследить за войнами и убийцами. Сумбурность текста не позволяет понять, зачем здесь Клио. Муза истории должна хранить подлинность событий и смертные не могут ей помешать. С какой целью Арес заклинил стрелки часов, а не ход времени. Неудачное выражение – переписка истории 9переписка – обмен информацией), переписывание – изменение . Охранить или сохранить? В целом идея написать об искажении истории, возможно, неплоха, но исполнение требует более вдумчивого отношения к тексту. 3. рифмы и ритмика выдержаны не везде (хранить память, ускорили-стороны), За всем уследить этим муза? Чем этим уследить? 4. эмоциональное впечатление – после прочтения хочется побольше фиговых листиков для Клио. судья Вячеслав Дворников |
| Ответ автора судье Вячеславу Дворникову: Спасибо за это замечание: «С какой целью муза истории должна уследить за войнами и убийцами». Явно не так! Строка Могла ли за всем уследить этим муза… В дальнейшем будет заменена на Довольна ли этими данными муза… |
| Клио, мне помнится, была призвана внушать людям любовь к прошлому и истории. И люди (мы) рады бы этому поддаться, но в жизни обычно больше плохого, чем хорошего, и великие деяния меркнут на фоне обилия вещей мерзких и мелочных – «затёрто достойное вбросами дряни». Согласна: мир сошёл с ума, раз в нём имеет место озвученное в третьем пятистишии, но при чём здесь Клио. Её дело, как говорится, записывать факты. Всё остальное – дело рук человеческих. Можно соглашаться и не соглашаться с утверждением «покровы из лжи набросали на истину». Каждая из двух сторон отстаивает свою правду, а истина, как известно, где-то посередине. Но с остальным абсолютно согласна. И Клио можно посочувствовать. Масштабное, вызывающее на размышление стихотворение. Но его довольно громоздкую конструкцию сложно воспринимать, честно говоря. Ритм вязкий, тяжёлый. Связь с эпиграфом сомнительная. Об уроках истории – ни слова, подтверждения витья на платья памятникам гарус не нашла. Переписка – термин, обозначающий обмен информацией, а не изменение фактов. Почему в последнем пятистишии речь идёт только об одной из сторон. Возможно, есть смысл сделать стихотворение более лаконичным. Судья Людмила Царюк |
| Богиня Клио – покровительница истории. Тема отношения к истории, особенно в наше непростое время, актуальна. О том, что хранит история, как хранит, об этом несколько первых строф. Замысел стихотворения, очевидно, раскрывается в конце: Толкуют ряд фактов две разные стороны, Одна – всех зовёт к переписке истории. Сумеет ли впредь охранить память Клио… Здесь, я так понял, посыл к часто сейчас обсуждаемому: как трактуется «разными сторонами» история второй половины 20 века, Второй мировой войны. Одна сторона, мы её называем той стороной, стремится переписать эту часть истории. Если я правильно понял, то «Истории не внемля» это о той стороне. Тогда есть совпадение, хотя и частичное. Грубая ошибка: автор не знает разницу слов: «переписка», которое употребил, и переписывание. Стилистический огрех. Вторая часть эпиграфа: «мы вьём на платья памятникам гарус». По-моему, я не встречал эту фразу в других эпиграфах. Похоже, что это метафора: или величальные одежды на героев, и на события прошлого, или развенчивающие. Нашлось следующее: «Покровы из лжи набросали на истины» «Как много настрижено фиговых листиков, Чтоб ими прикрыть преступленья злодеев». Приму как соответствие. Рассуждения в тексте о роли Клио привели к тому, что её призывают не просто всё подряд укладывать в память, но и оценивать сохраняемое. Это вряд ли удастся. «Затёрто достойное вбросами дряни». Это опять о переписывании? Сложные, но заметные образы, в которых косвенно упомянуто о темнокожем президенте, получившем Премию мира, о норвежском убийце детей. Другие судьи уже выразили недоумение: «Могла ли за всем уследить этим муза…»? Видел и ответ автора с обещанием переделать строку. Но в анналы Истории конкурса этот ляпсус уже попал. Было ещё «А мы часто бродим по прошлому, рыская» Рыская? Никак не вяжется здесь это деепричастие. Пятистрочную строфу отмечу. Вот рифмы везде неточные – это не порадовало. Непростое стихотворение. Судья Николай Бурмистров |
| Для меня в этом стихотворении слишком много обобщений и прописных истин - мы бродим, мы встречаемся… истины накрыли покровы лжи и т.д. Если бы вдвое сократить и отшлифовать… Судья Инга Сташевска |
|
|