Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Ведущий конкурса «Лекса навсегда с нами»  
Тема: Ассоль. Авт. Наталья Сафронова /конкурсное/Ответить
    Ассоль
   
   ____…нет в современной карте Зурбагана, давненько размагнитилась буссоль, но зренье гробя в дымке океана, всё так же принца жаждет пра-Ассоль, да совесть - полновесная монета, разменяна на рыльца пятачков, а все мы ухитряемся на это смотреть сквозь стёкла розовых очков…
   ____________________­____________Александ­р­ Граков (Лекса)

   
   – Любовь Михайловна, зачем вам это надо? – спрашивали сослуживцы, когда Любушка собирала пожертвования на похороны погибшему под Луганском бойцу интербригады, их земляку.
   – Ради любви, – объяснила женщина.
   – Да ведь он, наверное, не задаром воевал, платили ему, – хмыкнула Ирина.
   – Он поехал на Донбасс по зову сердца, – не согласилась Любовь Михайловна. – Ему было всего двадцать семь лет, чуть больше, чем вам, Ирочка. Мог бы жить и жить. Кто же пойдет на смерть ради денег?
   
    Ирочка работала здесь недавно, девушке по секрету рассказали, что Любовь Михайловна женила своего мужа на его любовнице. Муж не собирался разводиться, его всё устраивало. Любовь Михайловна после того, как к ней пришла соперница и поведала о страданиях влюбленных, сама подала на развод. Муж просился обратно, но она не пустила. И переехала к матери, оставив мужу с любовницей квартиру. Сотрудницы обсуждали и осуждали такое опрометчивое решение Любушки. Женщина казалась им странной, а все непохожее настораживает. Любушкой они называли её между собой и за глаза, конечно. И было в этом имени что-то от юродивой, и очень её характеризовало.
   
    Рабочий стол Любови Михайловны стоял у окна. Ирочка заметила, что в последнее время Любушка в обеденный перерыв пишет что-то в общей тетради. Иногда замирает, словно бы в поисках вдохновения засматриваясь на берёзки за окном, потом снова склоняется над тетрадью. Стихи, что ли, сочиняет? Ирочка тоже писала стихи о любви. У неё были некоторые сложности в отношениях с молодым человеком, которые она переплавляла в стихотворные строки. При встрече Ирочка читала стихи возлюбленному, чтобы тот понимал, как он ей дорог и как глубоко она умеет чувствовать. О чем таком могла
   сочинять Любовь Михайловна, Ирочке было непонятно. Из возраста любви женщина уже вышла, таких не любят. Между тем Любушка писала и писала, а потом убирала тетрадь в верхний ящик стола и закрывала на ключ. Когда рабочий день закончился и все
   отправились домой, Ирочка заглянула во второй ящик стола Любови Михайловны. Ну конечно, ключик лежал там. Наивной Любушке даже в голову не пришло спрятать его в сумку, например. Ирочка взяла тетрадь, не размышляя, что такое хорошо и что такое плохо. Ей было очень любопытно узнать Любушкин секрет.
   
   Дома Ирочка устроилась поудобнее в кресле и открыла тетрадь.
   
    «Здравствуй, Андрей.
   Кажется, я сто лет не называла тебя по имени. Очень соскучилась, мне даже показалось, что я замерзаю. Уже шесть лет прошло с тех пор, как мы расстались. Ты звонил первое время, переживал, как я. А я просила тебя оставить меня в покое. Я не помню, что говорила тебе. Кажется, кричала на тебя, так мне было больно. Ты перестал меня беспокоить. И я осталась наедине с собой. Подругам докучать не хотелось. Да и подруг, если честно, не осталось. У них семьи, дети, зачем я им? Мама, конечно, есть. Но с ней обсуждать тебя и твою новую жену я не могла. Мне с мамой всегда было сложно, ты же
   знаешь. И я молчала. Мысли ходили по кругу. Думала, сгорю от них. Или сломаюсь, как кукла. Мне и хотелось стать бесчувственной, как кукла. Дома плакать нельзя. На работе – нельзя. Порой ловила себя на том, что вытираю слёзы в маршрутке.
   
    А в этот мой день рождения ты вдруг позвонил, сказал – накатило. Накатили воспоминания, я так поняла. Я удивилась, что нашла в себе силы разговаривать с тобой. Больше того – мне хотелось, чтобы этот разговор длился вечно. Ты рассказывал о своем ребенке. О вашем общем ребенке. Мне было больно, но все-таки хотелось слушать.
   Потом ты спросил, всё ли у меня хорошо. А я сказала, что не всё, конечно, у меня хорошо. А ты вдруг запнулся и спросил: «Но ты хотя бы здорова?» И поспешил закончить разговор. Я догадалась, что ты не готов к сопереживанию, не хочешь брать на себя мои проблемы. Но все-таки случилось волшебство. Я немного оттаяла. И мне мучительно захотелось разговаривать с тобой каждый день. Увидеть тебя – нельзя. Позвонить тебе – нельзя. И я решила писать тебе. Эти письма ты никогда не прочитаешь, конечно, я их тебе просто не отправлю. Но буду писать. И ждать следующего своего дня рождения.
   Может быть, ты снова позвонишь?
   
    Здравствуй, дорогой мой.
   Вот как решилась тебя назвать. Ты знаешь, я ведь пишу тебе на работе. Дома не могу. Там мама, сам понимаешь. Вчера закончила письмо тебе и погладила потихоньку пальцем твое имя. И сейчас тоже погладила. Это тихое сумасшествие какое-то. Вот так вдруг взять и разрешить себе снова чувствовать. Снова любить. Не так это просто, Андрюша. Сладко писать твое имя. Сейчас вот возьму и напишу целую строчку: Андрюша Андрюша Андрюша Андрюша Андрюшенька… Шесть лет было нельзя, а теперь можно. Как знать,
   может быть, любовь живет вечно. И я никогда тебя не разлюблю. Если бы мы тогда разрешили себе ребёнка… Ты знаешь, я собирала деньги на похороны мальчику, который погиб в Луганске. Наш сын мог быть его ровесником. У него дома остались жена и две доченьки. Я представила себе эту бедную юную женщину, которой не на что похоронить мужа. И так мне стало всех жалко. Всех детей, которые так безрассудно погибают за родину, оставляя осиротевшие семьи. Ирочка, моя юная сотрудница сказала, что он воевал за деньги. Представляешь, Андрюша? Разве я отпустила бы тебя умирать за деньги? Я отпустила тебя, чтобы ты жил и растил своего мальчика.
   
   Ты знаешь, Андрюша, я ведь ни разу не проходила мимо дома, в котором ты живешь. Не хотела видеть. И сейчас не хочу. Но хочу, чтобы осталась между нами эта тоненькая ниточка, не порвалась. Вроде бы нас ничего не связывает, но всё-таки – связывает. Тогда я
   тебя гнала, а сейчас прошу: останься, Андрюша.
   
    Здравствуй, мой дорогой Андрей.
   Ты заметил, что я не ставлю даты в своих письмах. Я могла бы всё это писать тебе все шесть лет разлуки. Каждый мой день похож на предыдущий и на последующий. Мама смотрит по телевизору сериалы. Я читаю книги. Помнишь, какие письма Катя писала Вадиму в «Хождениях по мукам»? Она радовалась и удивлялась, что рассказывает всякую мелочь про себя, и ему это интересно и дорого. Я знаю, мой дорогой, что тебе не нужны подробности моей жизни. Тебе важно знать, что я есть и у меня всё хорошо. А что у меня плохо – ты знать не хочешь. Но даже эта хрупкая ниточка – дорога́. И тоненькая, и коротенькая. А всё-таки я мечтаю, что она нас свяжет.
   
    Здравствуй, Андрюша.
   Я каждый день пишу тебе – здравствуй, чтобы ты был здоров и всё у тебя ладилось. А я, ты знаешь, мне так было без тебя плохо, я болела. Мне всё казалось, если бы ты хоть капельку был рядом, стало бы легче. Так тяжело вставать по утрам, и я думаю, что вот –
   болит тело, а ведь на самом деле, это болит душа. Но я не жалуюсь, ты не бойся. Ты позвонил – и уже полегче.
   А вчера я случайно встретила твою жену. Она шла по другой стороне улицы с мальчиком и меня не заметила. Мне показалось, что сын похож на тебя. А жена хорошо выглядит. Не то, что я. Но ведь она и моложе меня на много лет. В общем, ты со всех сторон в выигрыше, мой дорогой. Молодая красавица жена и ребенок. Всё хорошо, даже
   замечательно. Вот так и держись.
   
    Здравствуй, мой дорогой Андрюша.
   Я ходила на выставку кукол. Вчера было воскресенье, и вот – я отправилась в загул. Ты ведь не знаешь, что у нас в сентябре всегда проходит выставка авторской куклы. Я пыталась тебе когда-то рассказать об этом, но тебе это было неинтересно. А теперь мне
   хочется с тобой делиться – всем. Ну почти всем. Ты даже не представляешь, кого я там увидела. Себя. Честное слово. Возрастная тетушка, немножко удивлённая, наивная. А я ведь такая и есть, могу представить себя со стороны. Полагаю, что своему прекрасному
   окружению кажусь такой вот странной особой, немного не от мира сего. Так вот эта тетушка стоит себе на цыпочках и всматривается в даль морскую. Ждёт свои алые паруса.
    Да-да, куклу зовут Ассоль. Дорогой мой, если ты по мне всё-таки соскучился, сходи в музей, полюбуйся на это чудо. Помнишь, ты привёз из экспедиции бивень мамонта? Ассоль из этой же серии древних ископаемых, раритет. Таких больше нет, наверное. Помнишь, как я пыталась организовать поэтические вечера у нас дома? А гости больше увлекались вином и закуской. А я читала Цветаеву:
   
   Как живется вам с простою
   Женщиною? Без божеств?
   Государыню с престола
   Свергши (с оного сошед)…
   
    Теперь тебе не нужно слушать ничьи стихи. Но на Ассоль посмотреть стоит, поверь мне.
   Знаешь, я даже заплакала от счастья, когда её увидела. Так радостно, что я не одна на свете. И я подумала почему-то, что мои алые паруса – это не только ты. Но и я сама, только чище, выше, лучше, чем я прежняя. Мне нужно учиться разговаривать с мамой.
   Нельзя так зацикливаться на своём одиночестве. Можно даже смотреть вместе кино и обсуждать. Те фильмы, которые нравятся маме. И так ли уж я одинока, в самом деле? У меня есть мама и даже немножко ты, Андрюша.
    Я пишу тебе такие глупые, даже экзальтированные письма, дорогой мой. Разве можно писать такие письма? Но если не собираешься их отправлять, то можно, наверное. И ещё вот что придумала. Завтра зайду на твой сайт, посмотрю, в какие края ты уезжал в экспедиции этим летом».
   
    Утром Ирина пришла на работу немного раньше других. Она положила чужую тетрадь туда, откуда взяла. Ирочке было немного стыдно за свой поступок, она размышляла, как загладить вину перед Любушкой. Почему-то ей пришло в голову сходить в художественный музей на выставку авторской куклы. Посмотрит на Ассоль – может быть, та ей что-нибудь подскажет.
Алла Райц[23.07.2021 18:01:42]
   Конкурсное произведение "Ассоль" – новелла на тему любви и верности, злосчастного треугольника и умением быть счастливым от того, что есть. Так и вспомнились строки Матвеевой Н.
   «Когда же и след от гвоздя исчез
   Под кистью старого маляра,
   Мне было довольно того, что след
   Гвоздя был виден вчера...»
   
   Жертвенная любовь сильной женщины, которую все принимают за «лохушку», даже имя произносят по-особенному, уничижительно «Любушка»…
   
   Стилистически выдержан и финал новеллы – достаточно неожиданный, накрепко связывающий название, содержание, финал.
   
   Выбранному эпиграфу соответствует.
   Написано достаточно доверительно, чтобы читатель мог проникнуться чувствами героини и сопереживать.
   Строки Цветаевой мне показались избыточными, они – о другой женщине, другом характере)). Но можно и так трактовать.
   
   Судья Алла Райц
Вадим Сазонов[24.07.2021 12:57:11]
   Произведение написано в эпистолярном жанре, который в последнее время, на мой взгляд, не очень популярен, но мне нравится. Такой удобный способ поговорить от лица героя, рассказать его (ее) взгляд на самого себя.
   Что касается конкретно представленного текста:
   1. Не понятно, зачем приплетать сюда историю молодого человека, который решил бросить молодую жену с ребенком без средств к существованию, подавшись в солдаты Фортуны. Видимо, этим наплевательским отношением молодого человека к семье планировалось подчеркнуть «благородство» главной героини, которая пожертвовала своим комфортом ради благополучия бывшего мужа и его новой семьи.
   2. На мой вкус, письма несколько затянуты, слишком много в них слов, но отношу это мое мнение к тому, что написано женщиной, которой не с кем поговорить. Наверное, в таких ситуациях они так и выражают свои мысли и чувства.
   3. Несколько удивило сравнение Ассоль с бивнем мамонта. Все же они не из одной «серии». Бивень – это останки вымершего вида животных, ассолей же и теперь хватает, девочек, сидящих и ждущих прекрасного принца.
   4. Удивила фраза: «Но и я сама, только чище, выше, лучше, чем я прежняя». Объяснения этого утверждения я в тексте не увидел. Героиня считает, что, оставив мужу квартиру, дав ему развод – она поступила плохо, низко, не достаточно «чисто»?
   5. По поводу эпиграфа. Если забыть про описанный музейный экспонат, то что связывает его с текстом? По-моему, героиня не носит розовых очков, не вижу у нее проблем с совестью, остается только предположить, что она все еще ждет принца, но и об этом ничего не сказано. Она продолжает сожалеть о потерянном, она продолжает любить бывшего мужа. Какой уж тут принц?
   С уважением
   судья Вадим Сазонов.
Игорь Колесников[26.07.2021 06:57:20]
   Текст грамотный, приятный, написан на высоком писательском уровне. Не сказал бы, что совсем чисто, но помарки незначительные. Например, несовпадение видов глаголов во взаимосвязанных действиях в самом начале, когда сослуживцы "спрашивали", а герония "объяснила".
   Однако стиль несколько однообразен и суховат, скорее, более подходящий для публицистики. Обращает на себя внимание и то, что всё написано одним языком - слова автора, реплики героев, письма героини.
   Рассказ про хорошего человека, которого окружающие считают несколько не от мира сего. В принципе, это нормально. В наше время быть хорошим человеком странно.
   По-настоящему внутренний мир героини раскрывается, конечно, в её письмах. Однако эта часть несколько затянута. В художественном произведении не обязательно цитировать всё, как не нужно описывать каждый момент жизни героя, достаточно остановиться на ключевых моментах. Здесь практически весь рассказ состоит из писем героини, которые дублируют друг друга и слишком навязчиво преподносят её положительные качества.
   В итоге получается обратный эффект - эффект навязчивой рекламы.
   Кроме того, письма дублируют и то, что говорится о героине вначале. Это уже получается для совсем тупых - сначала героиня описывается автором, потом то же самое повторяется словами героини в письмах, а в завершении снова дублируется мыслями Ирочки. Кстати, последняя проявила себя эмоционально незрелой личностью. Ожидался больший эффект от контакта через письма с чистой душой, но Ирочка отреагировала довольно равнодушно. Что ж, может, это более жизненно, но несколько слабовато для сюжета.
   В итоге сюжет получился очень прямолинейным, как и мораль. Было бы интереснее, если бы героиня в письмах оказалась не такой, как представляется окружающим. Интересно было бы взглянуть на неё с разных точек зрения, под разными углами. А получилось - как ни смотри, как ни верти, картинка одинаковая.
   И очень уж негармонично смотрится навязчивое обеление героини, неприкрытая канонизация, которая сочится из каждой строки. Читателю практически не дают сделать вывод самостоятельно.
   Однако несомненно хорошо, что это рассказ о хорошем человеке. Добрый рассказ, светлый и радовательный. И эмоции появляются - становится немного грустно и обидно. И написано хорошо, пусть и несколько казённо.
   
   Судья Игорь Колесников
Евгения Валиева[27.07.2021 11:31:08]
   Очень проникновенная, искренняя и глубокая история, замечательно исполненная. Героиня особенная, со своим набором душевных качеств, однозначно вызывающих сопереживание и побуждающих задуматься о том, что есть хорошо и плохо.
   Письма! В них можно сказать многое, а уж если не собираешься отправлять – тем более: всё обнажено, всё как на ладони. Хорошо помню, каким сильным было впечатление, когда читала «Бедные люди», каким это было для меня открытием в ранней юности – оказывается, можно написать целый роман в письмах и всё прекрасно ими выразить! Вспомнилось, потому что эта неповторимая атмосфера сентиментализма есть и здесь, и она не показалась ни банальной, ни приторной, ни навязчивой, она с чувством меры. О, если бы писала я, то подозреваю, что всё это получилось бы куда длиннее.)) Наверное, надо просто погрузиться в эту атмосферу, слиться с ней…
   
   В этом месте не сдержала улыбку: «У неё были некоторые сложности в отношениях с молодым человеком... Ирочка читала стихи возлюбленному, чтобы тот понимал, как он ей дорог и как глубоко она умеет чувствовать». Комично вышло.
   
    «Так радостно, что я не одна на свете». На этой фразе испытала и радость, и горечь. Вот они, две Ассоли, кукла-раритет и женщина-пария; как и Ассоль Грина, они всегда будут наедине с миром и наедине с собой, обреченные на неприятие большинства. «Ассоль из этой же серии древних ископаемых, раритет. Таких больше нет, наверное». Да, это сравнение – суть, соль. Таких, которые пытаются устроить поэтические вечера и читать Цветаеву тем, кому плевать на стихи – таких, действительно, можно отнести к редкостным ископаемым. Ну, а главное – жертвенность, готовность устроить счастье любимого в ущерб своему – о многом говорит. Важной мне видится и незначительная на первый взгляд деталь: «Если бы мы тогда разрешили себе ребёнка…» Возможно, речь про аборт, а никогда такие вещи не проходят бесследно, и имеет значение, как в дальнейшем женщина это искупает… и вот героиня, оказавшись перед лицом сложной ситуации, ни секунды не была озабочена личными амбициями... Но это уже мои читательские интерпретации меня понесли. А если они несут – автору спасибо, значит, есть предмет для размышлений.
   Героиня духовно заметно выше окружающих её людей, и она готова расти дальше, вновь меняться (например, «учиться разговаривать с мамой»), стать лучше себя прежней – а ведь это (полагаю) один из важнейших смыслов нашей жизни, и путь к «себе лучшему» – самый трудный и самый важный. Поэтому одной из главных в этом многослойном рассказе вижу фразу «мои алые паруса – это не только ты. Но и я сама, только чище, выше, лучше, чем я прежняя». Великолепная мысль.
   Вот и любопытная (и слегка комичная) Ирочка, возможно, стала чуть лучше, соприкоснувшись с внутренним миром героини.
   
   Спасибо за такое светлое произведение!
   Судья Евгения Валиева
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта