Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..." | Жизнь продолжается ________________________И снова небо падает на землю… ____________________Падает небо. Александр Граков (Лекса) Летний вечер. Изнуряющая дневная жара спала. Тишина… Иногда, правда, слышны возгласы и взрывы смеха молодёжи в соседнем парке. Наверное, травят анекдоты. А ты ложишься в постель… Окна распахнуты, свежий воздух наполняет комнату. Накрывшись тоненьким покрывалом, ты чувствуешь комфорт и почти блаженство. Такое же чувство, пожалуй, испытываешь в детстве. Да…детство! Вспомнилось вдруг, как в такие же жаркие дни отец брал на покос. Надо было заготовить на зиму сено для кормилицы всей семьи – коровы Милки. Тогда и отпуск старались брать на время сенокоса. Даже не представляли, что можно поехать в отпуск отдыхать к морю. И там ничего не делать – просто лежать на горячем песочке, загорать, плавать в ласковой морской водичке и качаться на волнах. Косил отец. «Вжик!» – и охапка срезанной косой травы ложилась в длинный аккуратный ряд. «Вжик, вжик…» Отец спешит. Пока на траве роса, пока не припекает солнце, легче косится. А твоя работа – сгребать подсохшую траву в валки, делать копны, стоять возле стожара и принимать навильники сена, которые подаёт отец. Но больше всего на сенокосе нравилось ночевать. Заберёшься на копну, зароешься в неё поглубже и смотришь в небо, которое уже усеяно яркими мигающими звёздами. Лежишь и вдыхаешь насыщенный аромат сухого свежего сена. Этот запах, кажется, проникает в тебя, насыщает неповторимым чувством радости. А небо словно падает на землю, окутывая тебя своим звёздным одеялом. Глаза закрываются и приходят счастливые и ароматные сны. Просыпаешься, когда тебя ласкают первые солнечные лучи, и слышишь знакомое «вжик, вжик, вжик…» – отец уже давно встал и косит росистую траву. Да, прекрасны денёчки детства! Хотя грех жаловаться: юность тоже незабываемо замечательна. Окрестности рабочего посёлка сменились уютными улочками старого района большого города, где ходили трамваи, можно было посидеть на скамеечке в тени заросшего парка или забежать в подвальное кафе и насладиться чашечкой кофе с пирожным или мороженым. Новые друзья, лекции, курсовые, зачёты, экзамены, осенью поездки на картошку, летом экспедиции – всё внове, всё увлекательно. После окончания университета работа, семья, дети… Трудные девяностые, когда задерживали зарплату и не всегда были деньги даже на еду… Выжили… Работа, работа… Иногда так устанешь, что, едва добравшись до постели, сразу проваливаешься в сон, из которого тебя вырывает лишь звонок будильника. Тогда было не до красот природы – надо кормить детей, надо работать… «Всё течёт, всё изменяется». Теперь вот не надо никуда спешить – ты на пенсии. И можно вновь пройтись босиком по росистой траве или по нагретой солнцем тропе. Дети выросли, у них свои семьи. Подрастают внуки. Жизнь продолжается. Ты с интересом изучаешь её – новую, в чём-то совсем другую жизнь. Внуки с малолетства умеют обращаться с различными гаджетами, трудной для твоего понимания техникой. Много информации. Ты по привычке смотришь по телевизору новости. Теперь они часто неутешительные: в Крыму и Приморье наводнения, в Якутии пожары, где-то сходят сели, где-то проснулись вулканы, где-то взрывы, где-то аварии… А ещё этот коронавирус, уносящий во всём мире множество человеческих жизней, пандемия, вакцинация. И кажется порой, что и люди уже другие: озверели, осатанели. То ругань, то драки, то и до убийства доходит… Но ты видишь, чувствуешь и хорошее: тебя удивляет нежное дуновение ветерка, успокаивает музыка дождя, ты любуешься заревом заката, слушаешь шёпот листвы и скрип снега под лыжами… Ты чувствуешь потребность сказать и написать об этом. И оказывается, что в душе ты поэт. И вот уже строчки стихотворения заполняют лист бумаги, помогая тебе выговориться, поделиться чувствами… Для тебя «снова небо падает на землю» и укрывает тебя звёздным одеялом… И ты счастлив! Ты понимаешь: теперь это твоё призвание. |
| 1. На мой взгляд, эпиграфу не соответствует. Все же если что-то падает с большой высоты (например, небо) это не ассоциируется с укрытием одеялом, это все же что-то губительное, разрушительное, это некая катастрофа. 2. Зарисовка понравилась – счастливые воспоминания из детства и юности, потом провал в быт, проблемы, спешку, гонку…, и опять всплытие в спокойствие пенсии, возвращение к наслаждению наблюдением за окружающим миром природы. Но, в отличии от детства, мешает насладиться в полной мере плохие новости по телевизору и люди, которые стали хуже. Все же детское наслаждение более сильное, чем пенсионное. С уважением судья Вадим Сазонов. |
| Представленное на конкурс произведение «Жизнь продолжается» – эссеистика по форме и содержанию, исторический экскурс, который, как представляется, может быть интересен для читателей. Эпиграфом взята строка из стихотворения Александра Гракова «и снова небо падает на землю». Ну что же, небо на землю может падать по-разному, меня, как читателя, устроило видение автора – когда небо, падая, укрывает звездным одеялом. Хотя, у Лексы использован несколько другой контекст- драматический, поэззо-трагический. Тем не менее, заявленная эпиграфом строка, использована полноценно, играет заглавную роль в повествовании, изящно завершая дневниковое эссе. Сюжет выстроен достаточно стройно, без надрывов, плавным путешествием во времени. Грамотно, лаконично и стильно написан текст. Хотя, как и в некоторых других конкурсных работах, есть избыточные местоимения (но об этом чуть позже). Что мне не хватило, как читателю, и на что хочу обратить внимание автора, если в дальнейшем автору придется еще не единожды писать эссе. Как дьявол кроется в деталях, так и обобщения (явления, события частной жизни, ставшие характерными для многих) открываются в фактуре. Что имею в виду: например, по тексту «А ещё этот коронавирус, уносящий во всём мире множество человеческих жизней…» Здесь можно смело написать «унесший в мире более 4 миллионов человеческих жизней и неизвестно, сколько еще будет загублено…» То есть, если есть возможность – дайте фактический материал и свое отношение к событию через призму фактов. Интересен рассказ о детстве. Главное воспоминание – звуки косы. Но современной молодежи, возможно, этот процесс будет непонятен, особенно если ограничиться звуком «вжик-вжик», ножичком ведь тоже можно «вжик-вжик»:). А вот как это все выглядело на самом деле – отец, как он был одет, как это - косил, почему по росе, как трава кланялась ему в ноги… Не каждый читатель, особенно юный, может правильно додумать или получить правильные ассоциации, которые хочет вызвать автор, дайте ему детали, тот нерв, который дернет за нужную струну, заставит поинтересоваться или посочувствовать, сопереживать. Не буду больше занудничать, очень надеюсь, что автор меня понял. Подробней по местоимениям, например в заключительном абзаце: « Ты чувствуешь потребность сказать и написать об этом. И оказывается, что в душе ты поэт. И вот уже строчки стихотворения заполняют лист бумаги, помогая тебе выговориться, поделиться чувствами… Для тебя «снова небо падает на землю» и укрывает тебя звёздным одеялом… И ты счастлив! Ты понимаешь: теперь это твоё». А можно без потери смысла написать и так: « Ты чувствуешь потребность сказать и написать об этом. И оказывается, что в душе ты поэт. И вот уже строчки стихотворения заполняют лист бумаги, помогая выговориться, поделиться чувствами… Для тебя «снова небо падает на землю» и укрывает звёздным одеялом… И ты счастлив, понимая: теперь это твоё.» По крайней мере, от четырех местоимений избавились без потери смысла и также хорошо бы подумать выше по тексту. Судья Алла Райц |
| Лирика с лёгким налётом философии, есть атмосфера, есть ощущение доверительной беседы и есть сопереживание рассказчику. Язык в целом не беден, речь грамотная. Эти составляющие – уже немало, чтобы сказать: вполне достойное эссе. Раскрытие эпиграфа вопросов не вызвало. Детское ощущение падающего звёздного неба знакомо, а у рассказчика оно сопряжено с моментами радости, и вот после долгого перерыва снова радость свободы «чувствовать хорошее» – и снова ощущение «падающего неба», и переполняют эмоции, и даже стихи писать хочется. Хороший образ. Есть недосмотры в тексте. Например, «насыщенный – насыщает» рядом; парочка банальных, обедняющих язык эпитетов (неповторимое чувство, яркие мигающие звёзды, пассаж про морской отдых), тавтология (коронавирус, уносящий во всём мире множество человеческих жизней, (=) пандемия); «охапка срезанной косой травы» - получилась косая трава. Возможно, «косой» тут вообще лишнее слово – уже ведь сказано, что косил. Но если хочется подчеркнуть, что именно косой, лучше бы поменять порядок слов. Судья Евгения Валиева |
| Неплохое эссе о жизни. Оно обо всём и одновременно ни о чём. Почему? Потому что автор не сказал мне ничего нового. Вот вроде пишет он о своём, о личном, но пишет так, как сотни раз написано ранее. Ну не смог я увидеть что-то индивидуальное в тексте, несмотря на его доверительную атмосферу. Но почему? Вопрос сложный... Попробую ответить. В тексте довольно много шаблонов. Яркие мигающие звёзды, зарево заката, нежное дуновение ветерка, музыка дождя - подобные клише уже стёрлись от миллионов повторений и вызывают обратный, антихудожественный эффект. Хочется написать красиво - пиши! Но пиши свою красоту, а не списывай у других. Сочинение гораздо ценнее изложения. То же относится и к сюжету. Точнее, сюжета здесь как такового нет, это же эссе, но есть некая последовательность событий. Так вот, она тоже двигается по набитой дорожке. Автор должен показать что-то своё, а я вижу стандартные клишированные картинки. Единственное, что порадовало - ощущение падающего звёздного неба. Это интересно и свежо, но обидно, что и оно не авторское. Это Лексы. Язык бедноват и несколько скукожен. Много повторов, лишних местоимений и неудачно сложенных фраз, в результате которых смысл ускользает или меняется. Например, появляется косая трава. Или сено сразу становится сухим. Простой пример: "В такой же жаркий день", - говорит автор и начинает описывать росистое утро. И причём тут жаркий день? В целом текст показался мне слабохудожественным и очень уж вторичным. Вторичным во всём - в деталях, событиях, ощущениях. Попробую пояснить свою мысль. Вот автор пишет, что отец брал его на покос. Информация дана, она понятна и проста. Но тут же автор желает зачем-то уточнить и добавляет фразу: " Надо было заготовить на зиму сено для кормилицы всей семьи – коровы Милки". Вроде бы фраза должна придать некую индивидуальность истории, но на самом деле эффект прямо противоположный - это махровое клише, которое не даёт ничего нового к предыдущей информации. Зато появляются вопросы: одна корова - кормилица всей семьи? Зачем одной корове столько сена, что весь отпуск приходится косить? Ну не надо уточнять - будет меньше шаблонов и вопросов. Текст станет понятнее и художественнее. И плотнее, концентрированнее. А так слишком уж много в нём воды. Судья Игорь Колесников |
|
|