Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Галина Пиастро 
Тема:Галина Димитрова "Как птица Феникс". ПрозаОтветить
   Как птица Феникс
   
   Колёса поезда выстукивали свою обычную дорожную песню. Алексей Иванович Горич смотрел в окно и вспоминал, как ехал в этот же город впервые шестьдесят лет назад. Он специально взял купе в вагоне СВ – никто с разговорами не пристанет, да и он ночными стонами никому не помешает. И можно будет оживить воспоминания, сейчас ему это было особенно необходимо.
   
   Тогда он окончил Первый Ленинградский мединститут на отлично, и его как перспективного хирурга направили на форум молодых врачей в Германию. Было очень интересно увидеть заграничный город, пообщаться со специалистами из других стран. Сколько ему тогда было? Двадцать четыре, кажется. Молодой, подающий надежды хирург, у которого вся жизнь впереди. Разве он мог предположить, что через год эта страна, в которую он ехал с такой радостью, развяжет мировую войну, а ещё через несколько лет чудовищем пройдётся по его родной земле.
   
   Но тогда в эйфории он ничего не замечал. Или не хотел замечать. Город его потряс. Он просто раньше подобного никогда не видел - островерхие соборы, дома красного кирпича, черепичные крыши, башенки, булыжные мостовые, много зелени, цветущие каштаны, живописные мостики через реку. Смешные, бегающие через весь город трамвайчики. Особенно впечатляла громада Королевского замка, возвышавшегося над городом.
   
   А ещё там была Эльза. Своими золотыми волосами и ярко голубыми глазами она напоминала принцессу из сказки, но никак не хирурга. «Истинная арийка», - говорила она, то ли шутя, то ли серьёзно. Горич не понимал немецкий, и они общались на английском, который знали на уровне вузовской программы. Эльза показывала ему красоты города, водила по паркам, совсем не похожим на ленинградские, запомнилась прогулка к морю в пряничный Раушен. В последний вечер Эльза пригласила к себе на чай на Французскую улицу. Они не касались политики. Он рассказывал ей о Ленинграде, приглашал приехать. Она говорила о Гофмане. Дом, в котором писатель когда-то жил, находился по соседству. Возможно, девушка ждала чего-то большего, но он не осмелился, лишь поцеловал на прощание.
   
   Горич прилёг. Устал, сказывался возраст. Заныла старая рана. Интересно, как же всё взаимосвязано в жизни, ведь не было бы той, первой поездки, вряд ли он ехал бы в этот город в третий раз. С одной стороны, повод был более чем замечательным, с другой – болезненный укол памяти. Он вновь погрузился в воспоминания. Жизнь пролетела. Немного, видимо, осталось до свидания с вечностью. И вот в конце пути судьба преподнесла ему удивительный сюрприз.
   
   А Эльзу он частенько вспоминал. Она была из другой жизни, казавшейся нереальной, как сказочная принцесса. Но время шло. Алексей много работал, изучал азы госпитальной хирургии. Встретил девчонку, которая стала ему хорошей женой. Родилась дочурка. Сказка осталась где-то в прошлом. Война, что уже бушевала в мире, как будто их не касалась. Не верилось, что фашисты придут и к ним. Он вспоминал немецких врачей, с которыми познакомился в тридцать восьмом, хорошие же парни, хирурги, предназначение которых – спасать, а не убивать.
   
   Горич всю войну прошёл военврачом в санитарном поезде. Работал на износ, пытался спасти как можно больше раненых. Однажды поезд попал под обстрел. Алексей был тяжело ранен, думал, не выкарабкается. Но ничего, откачали, на ноги поставили. Однако война достала и его - мать, жену и дочку не миновала участь сотен тысяч ленинградцев.
   
   Когда в сорок восьмом набирали врачей для работы в новой российской области, Горич сам вызвался поехать в эту длительную командировку. Родных в Ленинграде не осталось, а первое, тогда едва обозначившееся чувство к Эльзе вспомнилось. И сказочный город вспомнился. «Так вам, проклятым, и надо. Хотели у нас всё отнять, а сами поплатились», - зло думал Алексей. Он представлял, что все эти островерхие соборы, черепичные крыши, дома красного кирпича, башенки, булыжные мостовые, зелёные парки – это всё принадлежит теперь нашим, а значит, и ему.
   
   Горич вышел из поезда на какой-то станции и остолбенел. Города не было! Он не мог поверить своим глазам. Груды кирпичей, которые разгребали пленные немцы, совсем не напоминали о «жемчужине Европы», так впечатлившей его десять лет назад.
   Алексей попросил довезти его до здания вокзала, как оказалось, и его война не пощадила, и отпустил встречавшую его служебную машину, погрузив туда вещи. Решил пройти пешком по знакомым местам.
   И чем дальше шёл в сторону к бывшей больнице милосердия, тем тяжелее становилось на душе. Горич хорошо помнил узкие улочки с плотной застройкой, по которым бегали шустрые трамвайчики. Теперь же это была груда развалин, средь которых гнилыми зубами торчали редкие уцелевшие дома. Страшно: был очень красивый город – и нет его.
   
   Он шёл, пиная кирпичи, злость просто душила его: «Сами виноваты. Сами. Нечего было к нам лезть». Однако город было жалко. Всего-то десять лет прошло. Сколько раз они с Эльзой гуляли по улочкам, как будто из гофмановской сказки, что вели к замку. Горич прошёл мимо полуразрушенной биржи, увидел Кафедральный собор на острове Кнайпхоф, который без своей островерхой крыши казался каким-то непонятным обрубком. Но самое мрачное впечатление производили одинокие башни Королевского замка в окружении битого кирпича. Он ещё помнил Французскую улицу десятилетней давности, теперь же она чернела выгоревшими домами. Досталось и дому Гофмана: у него обрушилась передняя стена. А здания, где на прощание Эльза угощала его чаем, не было и в помине.
   «Интересно, где сейчас Эльза? Неужели была с нацистами истинная арийка?» - мысль неприятно кольнула Алексея. В это верить не хотелось. Хотя всё может быть. Не так давно Горич узнал, что Хельмут, с которым тогда пили пиво и смеялись, пожимали руки и чуть ли не клялись в вечной дружбе, этот самый Хельмут ставил опыты над русскими военнопленными в концлагере Майданек. Как такое может быть? Алексей не понимал.
   
   Пленные немцы выглядели жалкой пародией на тех бравых солдат, которые пытались покорить мир. Они разбирали кирпичи, грузили их на тачки, отвозили к самосвалам, бросая на прохожих печальные взгляды. Горич аж плюнул в их сторону. Интересно, теперь-то хоть они понимают, что натворили. Алексей вспомнил своих родных, умерших от голода в блокадном Ленинграде, и ему захотелось придушить этих сдувшихся солдат вермахта. Еле сдержался.
   
   К бывшей больнице милосердия Горич добрёл совершенно измотанным впечатлениями. Главврач его ждал. В кабинете находился ещё один человек, который почему-то Горичу сразу не понравился.
   - Здравствуйте, Алексей Иванович! Рады, рады вашему прибытию. Не хватает нам хирургов. А тут, знаете, ещё полно снарядов осталось. Взрываются, однако. Особенно дети страдают. Любопытные такие, всё бы им в войнушку играть, так и лезут на рожон. Пешком от вокзала шли?
   - Да. Хотел посмотреть на город. А города-то и нет.
   - Да, постаралась английская авиация. Ничего, дайте время. Отстроим, - главврач похлопал Горича по плечу. – Завтра и приступайте к работе. Сейчас зав терапией Роза Наумовна вас отвезёт по месту жительства и введёт в курс дела. А утром машина будет. В том районе наши врачи живут, на служебной привозим. Или вот Роза Наумовна подхватит. Тут недалеко. Можно и пешком. Дежурства через два дня. Придётся поработать, и в выходной приходится оперировать.
   - Не привыкать, - усмехнулся Горич. – В войну вообще никаких выходных не было. Иногда и не понимал, где день, где ночь.
   
   В кабинет вошла полная женщина неопределённого возраста, совсем седая. Но что-то в ней было домашнее, материнское, что ли…. Широко улыбнулась:
   - Приветствую нового коллегу. Повезло хирургии, а вот терапевты что-то не едут. Откуда и как звать? Извините, что вот так сразу.
   - Алексей Горич. Я из Ленинграда.
   - Лёшей звать буду, не возражаешь? И на «ты», да? – Алексей кивнул. - Мне поручено взять над тобой, Лёшенька, шефство. Сейчас поедем размещаться, - тараторила Роза Наумовна, открывая дверь. Они вышли из кабинета главврача. – Твоя хозяйка фрау Фогель, у неё квартира просторная. Половину она занимает, во второй половине ты жить будешь.
   - Вы хотите сказать, что я буду жить рядом с немецкой фрау? – возмутился Горич.
   - Ну, дорогой, придётся. Она будет у тебя убирать, готовить может, а ты ей плати немного, чтобы свела концы с концами.
   - Угу, небось муж её на восточном фронте воевал, может, он санитарные поезда обстреливал, может, он кольцо блокады сжимал, когда мои там от голода умирали, а я буду её обеды жрать?
   - Спокойно, Лёшенька. И воевал, так ему приказано было. Погиб под Сталинградом. А сынок её, подросток, уже после войны на мине подорвался. Дочку куда-то отвезла в посёлок после того, как соседскую девчонку солдаты изнасиловали, а та повесилась. Им тоже несладко от этой войны, - Роза Наумовна тяжело вздохнула.
   – Мыкаются они. А скоро, говорят, их вообще вывезут отсюда. Представляешь, с насиженных мест, где жизнь прошла, без возврата. В неизвестность, не у всех же родственники в Германии.
   - А мне их не жалко. Они что, не понимали, что творят. С их молчаливого согласия чума эта по всему миру прошлась.
   - Хм, тридцать седьмой тоже с молчаливого согласия, - поймав возмущённый взгляд Горича, добавила. – Молчу, молчу.
   - Роза Наумовна, а что за неприятный тип был в кабинете? Глазки какие-то маленькие злые, так и буравят. А сам молчал, - задал Горич вопрос про смутившего его незнакомца.
   - А, этот… Летягин…Ты с ним поосторожнее, лишнего ничего не скажи. Особист это, приставлен к нашей больнице, - как-то нехотя ответила Роза Наумовна.
   
   Она села за руль потрёпанной «эмки» с красным крестом на двери. Дом оказался совсем недалеко от больницы.
   
   И потекла жизнь в новых условиях. С хозяйкой квартиры Горич предпочитал лишний раз не сталкиваться, на её территорию не заходил. Она тоже, завидев постояльца, быстро убегала на свою половину, всегда плотно закрыв дверь. Ел в основном в больничной столовой. Иногда вечерком заходил по соседству к Розе Наумовне на чай и «на беседу», как выражалась пожилая женщина.
    Из этих посиделок Горич многое узнал о её судьбе. Брата репрессировали в тридцать седьмом, с тех пор о нём ничего не слышала, даже не знала, жив или расстрелян без суда и следствия. Дочь попала в немецкий концлагерь, видимо, там и сгинула. Муж геройски погиб на фронте.
   - Почему, ну почему мы лечим этих немцев, которые нас не щадили? – возмущался Горич.
   - Лёшенька, а как же клятва Гиппократа? – резонно замечала Роза Наумовна.
   - А они? Эти врачи-убийцы, которые издевались над пленными? Они же уничтожали ваш народ, а вы их защищаете.
   - То были фашисты, клятвопреступники. А эти мирные жители. Люди они. Мы же не должны уподобляться фашистам, верно? Наше с тобой дело лечить людей. И не важно, какой они национальности. Уже вовсю идёт депортация, скоро их всех вывезут в Восточную Германию.
   А вообще наши люди гуманны к ним. Замечал, подкармливают детишек? Хотя и сами недоедают.
   Как-то вечером, придя с дежурства, Горич увидел в прихожей небольшой чемодан и узелок, понял, что хозяйка квартиры приготовилась к отъезду. Он вздохнул с облегчением.
   
   А ранним утром Алексей наблюдал, как подошли подводы, в которых немцев должны были доставить к эшелону. Фрау Фогель сидела на кухне и не двигалась. В дом зашли солдаты:
   - Шевелись давай, подвода ждёт, - солдат грубо схватил женщину за руку, но она молча уцепилась за стол, тогда на помощь подошёл второй солдат, и они вместе насильно вывели упиравшуюся женщину, запихали её на подводу.
   Горич вынес чемодан и узелок, погрузил, но фрау Фогель пыталась спрыгнуть, что-то отчаянно крича. Алексей прислушался, однако, не совсем понял слова: «Доктор, доктор, здесь рана! Доктор! Хилф!» Горич приблизился, женщина сложила руки на груди и всё время не то, что кричала, - молила. И пока подвода не отъехала, он слышал это гортанное «доктор, доктор, рана, хилф». Прошлой ночью он слышал, как женщина надрывно кашляла, возможно, поэтому боялась ехать в дальнюю дорогу. От этой мысли Горичу стало неуютно, врач всё-таки, с таким кашлем может до места и не добраться.
   
   Вечером Алексей вернулся поздно, уставший – была сложная операция. Уснул сразу. Но посреди ночи проснулся. Сначала даже не понял, что его разбудило. Пошёл на кухню попить воды и вдруг отчётливо услышал надрывный кашель. «Сбежала что ли эта фрау?» - растерялся он. Кашель не кончался. Колебался Горич недолго, решил, что надо бы помочь, а потом сдать женщину властям.
   
   Каково же было его удивление, когда он увидел на кровати Эльзу. «Откуда она здесь?» - не понял Горич. Потом сообразил, не она – девушка молодая, совсем девочка ещё. Длинные светлые волосы спутались, на лбу выступила испарина, грудь вздымалась от кашля, совсем худенькая. Алексей не мог понять, что за девушка, волосы которой даже при неярком свете отливали золотом.
   Он быстро оделся и побежал к Розе Наумовне.
   - Что за пожар, Лёша?
   - Пойдёмте ко мне, сами всё увидите. Только лекарства возьмите и стетоскоп.
   - Ну что ж, это пневмония в тяжёлой форме, - раздумчиво произнесла Роза Наумовна, осмотрев больную. – Понятно, мать её кричала не то, что тебе слышалось. Она пыталась сказать про больную дочь. По-немецки «тохтер» – это дочь, а не доктор, «кранк» – больна, а не рана. Надо же, пряталась столько времени, бедная девочка. Значит, мать её никуда не вывозила, как сказала соседям.
   - И что делать будем? Надо властям доложить.
   - С ума сошёл, Лёша! Лечить будем. Если её сейчас отправят, не выживет. А ведь совсем девочка. Пусть окрепнет сначала. Я ей пенициллин поколю. Кормить будешь бульонами, в больнице возьму. И пить ей надо. Сейчас жар собью. Иди, чай приготовь тёплый. Спирт есть? Надо растереть.
   Долго ещё Роза Наумовна возилась с больной, потом пришла на кухню.
   - Как там? – поинтересовался Горич.
   - Температуру сбила. Очнулась девонька. Зовут её Гретхен. Чайку дала. Завтра у меня выходной, посижу с ней. А ты постарайся бульончику принести, да так, чтобы никто ни о чём не догадался.
   
   Молодой организм сопротивлялся болезни. Девушка быстро шла на поправку. Роза Наумовна заботилась о ней, как о родной дочери, учила русскому. Гретхен оказалась способной ученицей, и вскоре Алексей мог с ней общаться довольно свободно. Он оттягивал время. Почему-то не хотелось докладывать о ней властям. Правда, греховные мысли старался гнать прочь.
   А как-то Гретхен сама пришла к нему. И Алексей не устоял. Каждый день он с нетерпением ждал ночи, когда девушка окажется в его объятиях. И не хотел думать об этом наваждении. Ему всё в ней нравилось. Когда гладил золотистые волосы, целовал полные губы, было наплевать, что эта девушка – немка.
   
   Однажды поздно вечером Роза Наумовна буквально ворвалась к ним в дом.
   - Лёша, беда… Кто-то вычислил и донёс. Завтра тебя вызывает главврач. Летягин узнает, тогда арест неминуем. Действовать надо срочно.
   - Что делать? – оторопел Горич.
   - Я сейчас увезу её в Литву. У меня там друзья, помогут, документы выправят. А ты уезжай в Ленинград. Напиши, куда тебе сообщить. Главный у нас нормальный мужик, он поймёт. Я потом тебе адрес пришлю, где девочку искать, когда всё уляжется, - Роза Наумовна говорила и тем временем собирала вещи Гретхен. Она заметно нервничала.
    – Что стоишь, помогай собрать. Прощайся, неизвестно, когда теперь свидитесь.
   Гретхен ничего толком не понимала и только тихо плакала. Прощались они впопыхах, ещё до конца не осознав происходящее, надеясь, что разлука будет недолгой – война-то закончилась, всё образуется.
   - Милая, не плачь. Пока так нужно. Роза Наумовна знает, что делает. Гроза пройдёт, и я найду тебя, приедешь ко мне в Ленинград, - он торопливо говорил и верил, что так оно и будет.
   
   И только когда «эмка» умчалась в ночь, Горич почувствовал тоску. И тревогу. И сомнения. А вдруг бы всё обошлось?
   Утром главврач протянул Алексею документы и билет на поезд:
   - Жаль, конечно, что так получилось. Мне нужны хорошие врачи. Пока Летягин дела не завёл, уезжай. Иначе плохо будет.
   Они обменялись рукопожатием, и в этот же день Горич уехал в Ленинград.
   
   Целый месяц Алексей не находил себе места, каждый день в надежде заглядывал в почтовый ящик. Письма с адресом не было. Наконец он решился заказать телефонный разговор с терапевтическим отделением больницы, попросил позвать Розу Наумовну. Ответ его огорошил:
   - А вы не знаете? Роза Наумовна умерла почти месяц назад. Обширный инфаркт.
   Он ещё долго держал в руках телефонную трубку, из которой раздавались короткие гудки.
   
   ***
   Горичу не спалось. В третий раз он ехал в этот город.
   Как будто наяву услышал короткие гудки, которые говорили о том, что всё потеряно. Он не знал, как найти Гретхен. Литва большая, а Роза Наумовна даже город не назвала. Ехать обратно не решился. Да, смалодушничал он тогда. И даже не попытался искать девушку, как не пытался устроить личную жизнь, наказывая себя за малодушие. Был весь в работе. Одно оправдание – спас многих пациентов. Но мучило, ох как мучило – уйдёт в мир иной, и не останется от него ничего. И даже на могилку прийти будет некому.
   
   Поезд подъезжал к месту назначения. Алексей Иванович прильнул к окну. Полвека прошло. И город возродился. Как птица Феникс. Конечно, это был совсем другой город.
   Горич медленно шёл всё тем же путём от вокзала в сторону гостиницы. Больше не было груд кирпичей и развалин, но и узких улочек, где дома как бы прилеплены друг к другу, тоже не было. Не осталось и живописных мостиков, ведущих на Кнайпхоф. Вместо них простирался широкий путепровод. Зато биржа приобрела почти прежний вид. Особенно порадовал восстановленный Кафедральный собор. На месте замка возвышалась современная высотка - печально. Он заселился в гостиницу и стал ждать.
   Как же мог он не искать Гретхен? Алексей Иванович придумывал себе оправдания, но не находил. И мучился всю жизнь.
   
   А недавно ему позвонили с телевидения. На экраны вышла передача «Жди меня». И оказалось, его искали. Он и не предполагал, что Гретхен тогда родила ребёнка, его ребёнка. И вот дочь нашла его. Сколько же времени потеряно! И прекрасной златовласки уже не было на свете. Зато теперь уходить в мир иной не страшно – у него есть дочь, внучка и правнуки. И он тоже возродился, как птица Феникс, как этот город.
   
   Когда раздался стук и послышались детские голоса, Горичу показалось, что сердце выпрыгнет из груди – так сильно оно билось. Он распахнул дверь и душу навстречу людям, которых ещё не знал, но уже любил.
Галина Пиастро[05.03.2019 00:39:15]
   Иоганн Вейс
   
    РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Как птица Феникс». Автор: Галина Дмитриева
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=375677&pid=0
   
    Когда местная Галка предложила мне схватить за пышный хвост пришлого Галчонка и хорошенько, но, зная мою тяжелую руку, без фанатизма, потрепать его (Галчонка), то я глубоко задумался сначала. Хоть пришлая и выглядит обычной птахой, но хочет быть «Как птица Феникс». Я это сообразил сразу, потому что она, как и я, не питалась живыми существами, пила только росу правды. Я же в отличие от неё мечтал поймать Жар-птицу, чтобы завладеть замечательным золотым пером, как и подобает настоящему славянину.
   
    Но Феникс или, как говорят немцы – der goldene Vogel – тоже не плох. Он воплощает окружающую красоту, его тонкость и женскую кроткость. Но не годится, чтобы стать заглавием Галкиной работы.
    Феникс строил гнездо и сгорал добровольно в нём дотла, чтобы вновь возродиться из пепла. Вечный синтез жара, света и солнца.
   
    В произведении описывается жизнь талантливого советского врача, его любовь к немке. Они главные герои работы, а не старинный город, который разрушила вероломно английская авиация в войну. Его (город), очевидно, рисовала наша певчая птичка, подразумевая, как птицу Феникс. Хотя упоминался главный герой, что он тоже словно возродился из пепла. Но он не уничтожал себя, прекрасно жил и до войны, и после.
   
    Кроме того, название работы древним мифологическим именем для современной прозы смотрится, как Инь и Ян, и не приведёт к гармонии.
    Итак, идём дальше, ищем, за что можно потрепать автора-птицу без угрызения совести.
   
   Тема произведения довольна популярная и известная, написана чистенько литературным языком без признаков особенного стиля. Что совсем не обязательно, чтобы привлечь внимание читателя. Мне, например, было интересно читать и сопереживать с героями рассказа. Молодец, птичка, но это был ещё не повод выдрать мне пёрышко из её привлекательного хвоста. Смотрим дальше.
   
   Сюжет довольно динамичный и непредсказуемый. Забегая вперёд, скажу, мне не понравилось, что в рассказе ни разу не упоминается ни нынешний Кёнигсберг, ни Светлогорск, где происходили довоенные встречи главного героя с коллегами по медицине. Всё завуалировано для чего-то. Жаль! Место действия знать полезно любому.
   
    Но это всё мои мелкие придирки, потому что произведение довольно добротное, и трудно писать что-либо, кроме похвал, а они лишь расслабляют авторов, приучают к некоторой звёздности. Писательский труд не прощает зазнайства, заставляет учиться до конца дней, чтобы обойти других или не дозволить обогнать коллегам по перьям (не из хвоста, конечно).
   
   Экспозиция Галкиного рассказа выглядит без завязки. Больше похожа на мемуарную женскую прозу. Довольно подробно повествуется история мужчины с юношеских пылких годов до почтенных рассудительных лет. Вот он любуется иностранным католическим городом, по-юношески влюбляется в Эльзу и гуляет по достопримечательност­ям­ с красивой девушкой, что было очень опасно в те годы. За связь с иностранкой грозила уголовная статья.
   
    Война нарушила всё, раскидала людей, немало погибло, и не только от рук врагов. Многих расстреляли свои же власти за лишнее слово, подозрение или подлого анонимного доноса.
    Главный герой пострадал, но выжил, чтобы продолжить жить во имя справедливости.
   
    У меня осталось после чтения ощущение, что кроме всех героев в этом рассказе, незримо присутствовало еще одно лицо. Это была Судьба. Она, по-видимому, заменила главному герою потерянную Эльзу, соединив его с Гретхен. Затем заставила снова вернуться во всё тот же город, чтобы подарить ему дочь. Несмотря на непростую жизнь героя, все закончилось довольно благополучно и добро. Все переживания героев, их волнения, стремления помочь спасти звучали по-женски глубоко, искренне и сердечно.
    Удачная работа!
    С чем автора поздравляю и желаю дальнейших удач.
   
   А что с Галкиным пером? – спросите вы. Я не стал портить непорочный хвост птицы. Пускай поёт среди золотых яблок, радует зрелость и возвращает молодость старикам. Меня заинтересовал её клювик, из него по преданию скатывается жемчуг иногда, дождусь и подхвачу пару на удачу.
   
   С уважением,
    Иоганн Вейс,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Галина Димитрова[06.03.2019 23:14:53]
   Рецензия как песня, хоть и про птичек. Спасибо!
   ГГ сжигал себя изнутри, не мог простить, что не искал Гретхен. Узнав о дочери и внуках, воскрес духовно.
   А вот это очень непростой вопрос:
   "Забегая вперёд, скажу, мне не понравилось, что в рассказе ни разу не упоминается ни нынешний Кёнигсберг, ни Светлогорск, где происходили довоенные встречи главного героя с коллегами по медицине. Всё завуалировано для чего-то. Жаль! Место действия знать полезно любому". Сложно у нас сейчас. С одной стороны вроде разрешили копаться в истории, тиражируется изображение замка, открываются экспозиции в фортах. С другой стороны звучит: "Не упоминайте лишний раз немецкие названия, а то обвинят в германизации". Рассказ этот я хочу отправить на региональный конкурс, поэтому решила не дразнить гусей. Рассказ я сокращала до 12 тыс. знаков без пробелов. Думаю после конкурса вернуться к первоначальному, не сокращенному варианту.
   А жемчужинки? Не знаю, из наших клювиков все больше янтарики выпадают. Попробуем поймать...
Галина Пиастро[05.03.2019 00:46:21]
   Макс-Резус Фактор
   
    РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Как птица Феникс». Автор: Галина Дмитриева
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=375677&pid=0
   
   А) Сюжет
   Жанр определён автором так: «Просто о жизни».
   Но по моему понятию сюжетно это мелодрама.
   
   Первый возраст Алексея Горича
   «Молодой, подающий надежды хирург» Алексей Горич стажируется в предвоенной Германии, а Кёнигсберге. Встреча с золотоволосой голубоглазой Эльзой. Взаимное (?) чувство. «Возможно, девушка ждала чего-то большего, но он не осмелился, лишь поцеловал на прощание».
   
   Второй возраст Алексея Горича
   Через три года после победы в ВОВ он «в длительной командировке» в том же городе, но уже сменившем название на нынешнее. Встреча с похожей на Эльзу девушкой Гретхен, у которой тоже «золотистые волосы» (он, врач, вылечивает больную, спасает). «А как-то Гретхен сама пришла к нему. И Алексей не устоял».
   Чтобы избежать её, немки, депортации – Гретхен тайно переправляют в Литву. Там её след теряется.
   
   Третий возраст Алексея Горича
   Алексей Иванович Горич, уже в солидном возрасте, снова в этом городе. Ностальгия. Но оказывается, что его разыскивает их с Гретхен дочь. А там и внуки-правнуки. Радость. Happy end.
   
   Б) Текстовое описание
   Кому-то, я уверен, оно покажется вполне общепринятым, даже хорошим.
   Но я кое-где с трудом пробирался через штампованные выражения, фразы, которых здесь немало.
   Комплектующие для сборки типового изделия.
   Это некоторые:
   • оживить воспоминания
   • Молодой, подающий надежды
   • у которого вся жизнь впереди
   • Заныла старая рана
   • вновь погрузился в воспоминания
   • Жизнь пролетела
   • Работал на износ
   • Молодой организм сопротивлялся болезни
   • не находил себе места
   • устроить личную жизнь
   • прильнул к окну
   • показалось, что сердце выпрыгнет из груди.
   
   Намного лучше смотрятся фрагменты, где описан город – до и после войны. Здесь живые слова, подробности. Возможно, что-то писалось на основе своих впечатлений от увиденного, что-то в хорошей переработке документальных фактов.
   «…островерхие соборы, дома красного кирпича, черепичные крыши, башенки, булыжные мостовые, много зелени, цветущие каштаны, живописные мостики через реку. Смешные, бегающие через весь город трамвайчики. Особенно впечатляла громада Королевского замка, возвышавшегося над городом».
   «Он ещё помнил Французскую улицу десятилетней давности, теперь же она чернела выгоревшими домами. Досталось и дому Гофмана: у него обрушилась передняя стена».
   
   Очень приятный слог.
   
   В) Главный герой.
    Наверное, инфантильность Алексея Горича была задумана автором.
   Живого человека, реального мужчину мне не удалось разглядеть сквозь описание-схему.
   Есть и такие выражения, которые я называю деревянными. Они правильные, но в живой речи так не скажут, сообщая факты своей жизни или что-то другое, их не произносят мысленно:
   
   «Тогда он окончил Первый Ленинградский мединститут на отлично, и его как перспективного хирурга направили на форум молодых врачей в Германию. Было очень интересно увидеть заграничный город, пообщаться со специалистами из других стран».
   
   «пытался спасти как можно больше раненых»
   
   «Так вам, проклятым, и надо. Хотели у нас всё отнять, а сами поплатились», - зло думал Алексей.
   
   «злость просто душила его: «Сами виноваты. Сами. Нечего было к нам лезть».
   
   . «Интересно, где сейчас Эльза? Неужели была с нацистами истинная арийка?» - мысль неприятно кольнула Алексея.
   
   «Интересно, теперь-то хоть они понимают, что натворили».
   
   «Горич аж плюнул в их (пленных немцев – М-Р. Ф.) сторону».
   
   «- Вы хотите сказать, что я буду жить рядом с немецкой фрау? – возмутился Горич».
   
   «Разве он мог предположить, что через год эта страна, в которую он ехал с такой радостью, развяжет мировую войну, а ещё через несколько лет чудовищем пройдётся по его родной земле.
   Но тогда в эйфории он ничего не замечал. Или не хотел замечать».
   
   Всё же он не Штирлиц. Даже Чемберлен и Даладье не замечали, не хотели ничего замечать, подписывая Мюнхенское соглашение (сговор). А марширующих наци видел тогда весь мир.
   
   Г) Второстепенные герои
   Выразительна, характерна только Роза Наумовна.
   Эльза, Гретхен – кроме типичных немецких имён и золотистых волос, о них, практически, ничего.
   Главврач … совсем немного… нормально.
   «…человек… который почему-то Горичу сразу не понравился….
   Летягин…Ты с ним поосторожнее, лишнего ничего не скажи. Особист это…». А… ну, тогда понятно.
   
   Д) Гири и гирьки на весах истории
   Д-1) Мелодрама то мелодрама, но происходит она на фоне войны: Второй мировой (нашей Великой Отечественной).
   Считается, что журналист должен приводить только факты, не давая оценок тому, что он сообщает читателям, зрителям, слушателям. Я считаю это спорным. Но это к слову.
   Писатель, излагая текст произведения, обязательно выразит один и тот же факт так, такими словами, которые отражают его отношение к описываемому, по крайней мере, как он хочет, чтобы это воспринял читатель.
   
   У меня сложилось впечатление, что автор захотел уравновесить чаши весов.
   То, что автор не призывает к мести, особенно, по отношению к гражданскому населению поверженного государства – это так. Это благородно. Так, несомненно, и должно быть по моему мнению.
   
   Д-2) Назову условно
   Левая чаша – Германия, деяния фашизма.
   Правая чаша – довоенные и послевоенные некоторые факты и события о советской стороне. Я постараюсь цитировать, чтобы нагляднее, было, так сказать.
   
   Итак.
   Левая чаша
   - (Германия) «развяжет мировую войну, а ещё через несколько лет чудовищем пройдётся по его родной земле».
   - «участь сотен тысяч ленинградцев». «Алексей вспомнил своих родных, умерших от голода в блокадном Ленинграде»
   - «Хельмут ставил опыты над русскими военнопленными в концлагере Майданек». (Обычно в связи с этими злодеяниями называют Биркенау, Аушвиц (Освенцим) и Дахау, но может быть, и Майданек).
   Есть ещё.
   
   Правая чаша
   - «соседскую девчонку солдаты изнасиловали, а та повесилась».
   «В дом зашли солдаты:
   - Шевелись давай, подвода ждёт, - солдат грубо схватил женщину… насильно вывели упиравшуюся женщину, запихали её на подводу».
   - «А вообще наши люди гуманны к ним. Замечал, подкармливают детишек? Хотя и сами недоедают».
   
   Но вот:
   - «…небось муж её на восточном фронте воевал, может, он санитарные поезда обстреливал, может, он кольцо блокады сжимал…
   - Спокойно, Лёшенька. И воевал, так ему приказано было. Погиб под Сталинградом».
   
   Это как? Не виноваты они: приказали им…??
   
   Вот ещё:
   «- «Мыкаются они (местное население – М-Р. Ф.). А скоро, говорят, их вообще вывезут отсюда. Представляешь, с насиженных мест, где жизнь прошла, без возврата. В неизвестность, не у всех же родственники в Германии.
   - А мне их не жалко. Они что, не понимали, что творят. С их молчаливого согласия чума эта по всему миру прошлась.
   - Хм, тридцать седьмой тоже с молчаливого согласия».
   
   Да, это всё так. Да, было много несправедливого, страшного и в нашей стране, и с нашей стороны.
   Но развязанная Германией война была чудовищным
   злодеянием. Факты о подтверждённых зверствах, массовых казнях, бомбёжках наших городов (да и не наших), Холокост… перечень преступлений можно продолжать и продолжать … Конечно, это общеизвестно.
   
   Потому ничего из перечисленного на «Правой чаше» (победителей в войне с поработителями) не может даже приблизительно уравновешивать злодейства из «Левой» (германского и другого фашизма) .
   
   А именно этим и занимаются сейчас многие примирители с Запада.
   И это страшно.
   Потому я так много цитировал, так резко отнёсся и к соответствующим моментам данного рассказа.
   
   Е) Немного о Королевском замке Кёнигсберга
   Очень и очень жаль, что нет больше этого величественного старинного сооружения…
   В рассказе упомянуто об основной причине:
   «Да, постаралась английская авиация».
   
   Немного дополню.
    «В ответ на немецкую бомбежку Москвы, Сталин приказал произвести бомбардировку Кёнигсберга, и 1 сентября она была успешно произведена». (с)
   Бомбили и в 1943-м.
   
    «В 1944 году Кёнигсберг интенсивно бомбился Британскими Королевскими военно-воздушными силами.
   Исторический центр города, не имевший ни одного военного объекта… был полностью уничтожен. От Кафедрального собора XIV века остались только стены. Королевский замок, старое и новое здания Кёнигсбергского университета, все кирхи старого города были превращены в руины. Погибло 4200 жителей, 200 тысяч остались без крова.
   Впервые были применены напалмовые бомбы»
.
   
   Похоже на печальную участь Дрездена.
   
   Ё) Хорошее название
    у рассказа Галины Дмитриевой: «Как птица Феникс».
   И чтобы больше никогда, никогда…
   
    Макс-Резус Фактор,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Галина Димитрова[06.03.2019 23:38:35]
   Спасибо за конструктив! Это важно. Над штампованными выражениями подумаю, хотя иногда лучше, чем уже сто раз сказано, не скажешь. Но вдруг что-то и найдется.
   Не знаю, от мелодрамы хотела уйти спокойным повествованием, без надрыва, чтобы не автор направлял читателя, а читатель сам сопереживал героям.
   Я пыталась показать не только три возраста героя, но и три ипостаси города. Тот, довоенный, видела лишь на открытках. Второй - в развалках, застала, хоть и через 20 лет после описываемых событий. В третьем живу сейчас. Еще в 70-ых годах прошлого столетия было полно развалок, как будто еще не решили, останется ли город у нас. Хорошо помню, как уничтожали замок, который вполне можно было восстановить, как восстановили в Польше Мальброк.
   Сюжет зародился давно и не на пустом месте. Я общалась с первыми переселенцами. Они много чего порассказали. ГГ - образ собирательный, конечно. Но мне было интересно узнать из рассказов, как ненависть к врагу (и женщин немецких насиловали, и девчонок) превращалась в сопереживание людям, на чью землю им пришлось приехать (не от хорошей жизни). И злились, и плевались, и в то же время подкармливали немецких детишек. И лечили немецкое население. И жалели, когда тех выгоняли с насиженных мест. Я специально не заостряла свое отношение к этим вопросам. ГГ и Роза - два антипода, и у читателя есть выбор, на чью сторону встать. В любой войне страдают люди, что с одной, что с другой стороны.
   И согласна: "И чтобы больше никогда, никогда…"
Галина Димитрова[05.03.2019 21:30:18]
   Огромное спасибо рецензентам! Какие замечательные рецензии! Надо осмыслить, и завтра вечером выскажу то, что осмыслила.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта