Алина Мастеркова РЕЦЕНЗИЯ на стихотворение
« Гимн жизни». Автор: Елена Науменко http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=376862 Мысли мглою небо кроют 1. Гимны обычно содержат обращения, даже воззвания к объекту, хвалебные описания, перечисление реальных или условных подвигов и чудес объекта.
В представленном на рассмотрение стихотворении нет ни описания хоть каких-либо деяний заявленного в названии объекта гимна – Жизни – ни хотя бы её значимости. Можно возразить, что это же очевидно, это общеизвестно, это не должно подвергаться сомнению. Да, это так, но тогда какова же цель этого гимна, посвящённого именно Жизни?
Более того, в самом начале идёт обращение к некому «ты», то есть к человеку, похоже, к лирическому напарнику, потому что как рефрен повторяется наречие «вместе». Возможно, что вообще идёт речь обо всех людях – вполне реальна и такая трактовка.
У Булата Окуджавы есть строчки в «Союзе друзей» – тоже о «вместе»:
«Возьмёмся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке».
В этом стихотворении:
«Вместе быть нам и быть - Жизнью!» и «Превратим нашу жизнь в песню».
То есть если не «вместе», то полноценной Жизни нет и быть не может. А вот единение позволит начать «превращение» существования в нечто более яркое, романтичное.
Обращаю внимание, что возвышенное «Жизнь!» с заглавной буквы это только после этого превращения (первая цитата), а пока, до того, это просто «жизнь» (вторая цитата).
При этом почему-то и в названии это слово со строчной буквы: «Гимн жизни».
Так что речь идёт только о будущем, но чем эта «Жизнь!» так привлекательна не очень понятно: ведь и песни бывают разные. Короче говоря, голые лозунги без раскрытия их содержания.
2. Текст гимна обычно богат образами, метафорами, сравнениями, эпитетами, даже гиперболами.
Первая строка «Ты нарушь тишину – словом» пока о вполне реальном.
Вторая «Параллельность порви – мыслью» явная гипербола. Это, вероятно, о параллельности жизненных путей. Выражение само по себе вполне допустимо, но вот для осуществления сближения, единения как-то очень уж виртуально. Так и хочется сказать, мол, мыслить, мечтать не вредно, только вот реализовать это сложнее…
Третья и четвёртая строки
«Дождь приносит нам радугу – снова
Вместе быть нам и быть - Жизнью!»
Это метафорично: радуга, яркость, многоцветность… Но что значит «снова»? То есть было уже это – была эта самая вожделенная «Жизнь!»? Которая была нарушена тем, что герои, говоря почти словами Окуджавы… пропадали поодиночке? Но это опять же о гимне понятию «вместе».
Две первые строчки из второго четверостишия:
«Буря, мгла, ураган - вместе
Разорвем эту цепь ненастий».
Да, буря это очень серьёзная непогода. Но при буре и дождь бывает, о котором выше было сказано с большой надеждой на «радугу». Ураган – это, бесспорно, плохо, это уже катаклизм. Это метафоры, конечно, мол, «вместе» всё нипочём.
Но связку «Буря, мгла» не очень хорошо, как я полагаю, использовать, потому что сразу вспоминается пушкинское: «Буря мглою небо кроет…»
Ну, а дальше никак не объясняемые лозунги.
3. Вывод по рецензии.
Стихотворение эмоционально насыщенно, но содержание не раскрыто, название не считаю подходящим к тексту, который состоит в основном из воззваний к объединению.
Полагаю, что над этим произведением в лирическом жанре гимна следует серьёзно поработать.
Алина Мастеркова, /Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/