Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" | Здравствуйте, друзья! Вот и закончились новогодние праздники, и, как ни жаль, приходится возвращаться к повседневной жизни. Я предлагаю поразмышлять и поговорить о теме, имеющей прямое отношение к природе творчества, - о взаимосвязи и взаимопроникновении реальности и вымысла, действительной жизни и полета фантазии. Здесь трудно теоретизировать, можно просто поделиться собственным опытом. Это в равной степени относится и к прозаикам, и к поэтам. Что является для вас отправной точкой для замысла того или иного произведения? Стараетесь ли вы в творчестве подражать реальной жизни или стараетесь лепить собственные миры? Отталкиваетесь ли от наблюдений за друзьями и знакомыми, создавая образы своих героев? Не возникало ли из-за этого каких-то обид и конфликтов? Как вы считаете, насколько вообще этично создавать узнаваемые портреты людей – а вдруг вам захочется поставить их в смешную или неудобную ситуацию? Часто ли вы используете в своих рассказах, повестях и т.д.. реальные ситуации, которые происходили с вами и вашими знакомыми? Вокруг чего обычно происходит «сгущение» сюжета – вокруг реальной коллизии или характеров героя, или, может, вообще захотелось описать какое-то свое ощущение, мысль, и для этого придумали сюжет? Бывало ли, что ваш вымысел вдруг воплощался в жизни? Если вы пишите лирику, то насколько тождественны ваше собственное я и лирический герой стихотворения? Словом, вопросов вокруг этой темы может быть множество. И к ним обращались многие большие художники слова, если не все, наверное. Давайте и мы внесем свою малую посильную лепту в осмысление данной проблематики. Мне кажется, такое свободное обсуждение могло бы принести пользу каждому – во всяком случае, я сужу по себе. Давайте немного раскроем свою творческую кухню и расскажем друг другу о самом сокровенном – как и из чего, подобно цветку, вырастает замысел художественного произведения. С этой темой связан и конкурс, который я бы хотела предложить вашему вниманию. Название ему дала строчка Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали из какого сора растут цветы, не ведая стыда…» |
| Валентина! История со стариком, о котором Вы написали, перекликается с историей, прикоснувшейся к нашей семье. Я об этом никогда и нигде не писала. Моя мама возвращалась с работы и увидала на скамейке у нашего подъезда, плачущую пожилую женщину. Оказалось, что Марию в тринадцать лет выдали замуж за старика. Она рожала ему детей, часто это были близнецы, но не все выживали в голодное время. Семья жила в маленькой деревушке. Больница была далеко от деревни. Муж этой женщины умер, и она сама воспитывала детей, тащила на себе из леса тяжелые дрова, чтобы топить печь, возилась на огороде, чтобы прокормить семью. Прошло много лет. У детей появились свои семьи, но они решили жить в городе, а мать осталась в украинской хатке в деревне. Дети решили, что мать должна продать хату и переехать в город. Мать продала дом и отдала деньги детям. Первое время жила у сына. Но тот стал бурчать, что неграмотная мать раздражает его жену. Мария охнула: "Ох! Я тебя своим молоком кормила, а ты меня выгнать на улицу хочешь?" На что сын ответил: "Идемте, мама, к дойной козе на базар, я вам отдам столько литров молока, сколько Вы на меня потратили". Мария залилась слезами, рассказывая это, а моя мама обняла ее: "Успокойтесь. Живите у нас. Я Вас буду кормить и никогда не обижу, еще и зарплату Вам заплачу. А вы за моими малышами-близнецами посмотрите. Согласны?" Тетя Маруся стала жить у нас. Оказалось, что у нее в этом городе еще есть две дочери, которые резко отказали ей в жилье. Многие годы, простив дочерей, тетя Мария помогала им деньгами, привозила продукты. Сына тетя Мария не простила и не общалась с ним. Она до последних дней осталась жить у нас. Мои родители ухаживали за ней. А она помогала маме готовить обед. Мама очень жалела ее, прощала ей многие вещи. Например, тетя Мария могла без спросу взять мою кофту и другие вещи и отнести в подарок своим внукам. Потом плакала, извинялась. Моя мама успокаивала ее и еще покупала для внуков тети Марии вещи и игрушки. Мама и нас учила проявлять уважение к старушке, живущей, как член нашей семьи, с нами до самой старости. Так чужой человек, с нелегкой судьбой, нашел приют в нашем доме. |
| Наталья, как Вы верно подметили, что родители в итоге все прощают своим детям! И этот штрих про кофточки - такой пронзительный! У Виктории Токаревой есть на эту тему повесть: про русских беженцев из Азербайджана. И тоже похожий конец: героиня, чтобы помочь близкому человеку, без спроса взяла деньги у женщины, приютившей ее. Казалось бы, дети невольно копируют поведение родителей, перенимают их ценности, а на поверку выходит всегда по-разному. Отчего - вот вопрос. |
| http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=124510&pid=0 Вот, как эта история трансформировалась в моем рассказе "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ". «Хотите слушать, – не перебивайте!», – резко оборвала её Фаина. «Меня дети уговорили дом в селе продать и к сыну в Израиль переехать. Я дом продала. Деньги между ними поровну разделила. К сыну переехала. Неделю у них пожила, а сын мне сообщает: «Мама! Не обижайся. Моя жена не хочет, чтобы ты с нами жила». Я сыну отвечаю, мол, кто тебе дороже: жена или мать родная, которая тебя молоком вскормила? А он, едко так мне отвечает: «Пойдём, дорогая мама, к соседской козе, я сколько молока тебе задолжал, столько отолью, но с женой меня не ссорь! Два литра молока хватит?!» Глаза Нюрки-Фаины наполнились влагой. Она смахнула слёзы подолом платья и мужественно продолжала: «Сказала, что никогда ему этого не прощу. Но нет большей брехухи, чем мать. Пожалела его. Простила. Перевёз он меня в этот город, снял здесь мне комнату, оформил пенсию, подарил тёплое верблюжье одеяло, тапочки меховые на зиму, даже мобильный телефон привёз, чтобы мы с ним часто разговаривать могли». Рая смотрела на морщинистое лицо Нюрки-Фаины и хотела как-то ободрить подругу. «Любит он вас. Это невестка – стерва бездушная его накрутила. Может оно и лучше подальше от детей жить, друг другу в тягость не быть? Я тоже раньше эгоистически к этому вопросу подходила, обижалась. А теперь понимаю, что у них своя жизнь, у нас должна быть своя… Вот одна наша знакомая из Израиля написала своей дочке, как она в свои семьдесят восемь лет занялась конным спортом, поёт в хоре, путешествует по разным странам, ходит на массаж к известному косметологу, морщины разглаживает. Мы всей деревней читали и удивлялись. А ведь она права. Надо и для себя хоть немножко пожить… Вы со мной согласны?» |
| Наталья! Да, наши рассказы переплетаются темой "Отцы и дети". К сожалению, в современном обществе достаточно таких чёрствых, неблагодарных деток... Но, "какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Матф. 7:2): эти "детки" то же, что дали родителям, получат как наказание за подлость и предательство от своих отпрысков. |
| А в рассказе острота сглажена - все-таки сын не совсем мать на произвол судьбы бросил. И потом, чтобы пожить для своего удовольствия, нужны деньги и хоть какое-то здоровье. Еще от государства многое зависит. В Финляндии, например, за уход за престарелыми родителями платят зарплату. |
| В реальной истории тете Марусе некуда было идти. Она, плача, ушла от сына куда глаза глядят и заблудилась в большом городе Харькове. Села на скамейку у многоэтажного дома, не зная, как дальше жить. Моя мама была очень добрым человеком, прошедшим блокаду Ленинграда. Она жалела и понимала людей. Помню, как в косметический кабинет, где работала мама, пришла женщина и в который раз сказала, что у нее украли кошелек. Мама опять обслужила ее бесплатно. Я была школьницей. Я шепнула маме на ухо, что не может быть, чтобы каждый день у одного и того же человека воровали кошельки. На что мама тихо ответила мне: "Может, у этой женщины просто нет денег, а она не может сказать об этом. Я сделаю ее красивой и в ее судьбе может что-то изменится к лучшему." |
| Наталья, когда читаешь истории о таких людях, как Ваша мама, становится на душе тепло. Действительно, не нам судить о том, что там на самом деле произошло с человеком - просто помоги ему, если можешь. Но об этом так редко напоминают сегодня... |
| Мне вспомнилась одна реальная история, которую я превратила в художественный рассказ, изменив имена героев и добавив немного вымышленных подробностей. Получилось 50:50. ДАМСКОЕ ТАНГО Третьи сутки небо затянуто тучами, неустанно моросит дождь и, как отражение ненастной погоды, на душе так же пасмурно и сиротливо... Был день как день: с утра Ирина отработала на фабрике, где убирала в офисе, потом, наспех приготовив дочке обед, отправилась на велосипеде в соседнюю деревню – там у неё ещё одна такая же «подработка» в частном доме. Домой вернулась уже вечером, усталая, голодная. Сняв промокшую обувь, Ирина прошла на кухню, поставила чайник. Заглянула в комнату дочери: - Танюша, идём чай пить. - Не хочется. Я уже поужинала, - буркнула дочь. - Доча, мы же с тобой целый день не виделись! Посиди со мной. Хоть поболтаем... - Ах, отстань, мама! – раздражённо крикнула девчонка, уткнувшись в компьютер. - Не видишь, я занята. Ты мне мешаешь... «Ну, что за характер! - с горечью думала Ирина, механически помешивая в чашке чая давно растаявший сахар. - Не поговорит. Не спросит, каково мне?..» Невесёлые мысли, как заноза, не давали Ирине уснуть, хотя за день она изрядно вымоталась, устала. За окном шелестел дождь, ветка черёмухи время от времени чиркала по стеклу, заставляя вздрагивать. То ли от досады на дочь, то ли от жалости к себе, женщине хотелось уткнуться в подушку и выреветься от души! Вспомнилось, как дочка в штыки приняла Анатолия, с которым Ирина познакомилась, учась на языковых курсах. Он овдовел ещё в России. В Германию приехал с двумя взрослыми сыновьями. У сыновей свои семьи, дети, а Анатолий живёт один. Как-то он пригласил Ирину в летнее кафе на чашку кофе. Он оказался приятным собеседником: чувствовалось, что много читает, интересуется книжными новинками. Они стали встречаться и, чем больше Ирина узнавала этого человека, тем больше он ей нравился. Она потянулась душой к симпатичному и ласковому мужчине. Заметно было, что и она ему тоже не безразлична. Но, когда дочь узнала, что у мамы появился друг, она устроила настоящий бунт: «Зачем тебе этот дядька? Что хорошего ты в нём нашла?! Пусть не ходит к нам!» Анатолий попытался, было, сам установить с ершистой девчонкой дружеский контакт: приносил ей конфеты, интересные книжки. Не тут-то было! Таня встречала «маминого жениха» откровенным презрением и нескрываемой ненавистью... Вспомнилось Ирине, что когда-то дочь довольно прохладно отнеслась к разводу родителей. Возможно, ей надоели их вечные ссоры, ещё когда они жили в Казахстане? Сейчас Татьянка видится с отцом часто и, похоже, неплохо с ним ладит, как и со всей отцовской роднёй. А с матерью общего языка не находит! Выстроила дочь невидимый барьер, через который трудно матери перебраться... Не знала Ирина, что в эту минуту Таня, сидя у себя в комнате, уткнувшись в компьютерный экран, рассуждала на тему: быть или не быть дяде Толику членом их семьи?! «Ну, зачем он маме нужен?! Мы ведь и вдвоём нормально живём, - думала девчонка. - И зачем только он к нам ходит, по телефону названивает?!» Действительно, в этот день за полчаса до прихода Ирины с работы, Анатолий им позвонил. Таня разговаривала с ним довольно резко: «Мамы дома нет! Не знаю, где она! И когда будет, тоже не знаю...» О его звонке девчонка из упрямства и досады на саму себя и на Анатолия, ничего не сказала матери. А в субботу за Таней, как обычно, заехал отец. В этот раз он взял дочь с собой на юбилей своей матери, Таниной бабушки. В машине он был не один: нарядная дама сопровождала отца в этой поездке на большое торжество. Только, какое отношение имеет эта рыжая тётка к их семейному празднику?! В пути Таня ревниво прислушивалась к щебетанию приятельницы отца. Из их разговора она поняла, что знают они друг друга давно... Понятно... Оказывается, ещё в бывшем Союзе они вместе работали инженерами на одном заводе, только в разных цехах. Мама тоже работала на том же заводе лаборанткой... ...Татьянка впервые была на взрослом празднике. Сидела она за столом между бабушкой и папой. Тётя Наташа, знакомая папы, видимо, из огромного желания «показаться» будущей свекрови, изо всех сил старалась ублажить Татьянку. Окружила девчонку теплом и заботой: то фрукты ей передаст, то ватрушку. Но... Она, конечно, не знала, с кем имеет дело! Девочка упорно отвергала ухаживания этой «рыжухи», как про себя окрестила Таня поднадоевшую ей назойливую тётку, и та, заметив холодную настороженность в пытливых глазах девочки-подростка, перестала подобострастно суетиться. Зазвучало танго, «рыжуха» церемонно пригласила отца на танец. Таня видела, как они, танцуя, улыбались друг другу, как перешёптывались. Когда отцова «барышня», возбуждённая и разрумявшаяся, вернулась к столу, Таня вдруг ехидно заметила: - Я думаю, что кавалеры должны приглашать дам, а не наоборот! Почему же вы сами папу пригласили? Это нескромно! - Но ведь это был особый танец, это же было «дамское танго»! - растерянно заулыбалась «рыжуха». - А на обычный танец, ты права, Танечка, дамам приглашать мужчин некрасиво. Не принято. И, вообще... Вот, что я тебе скажу, детка, женщине жить одной тоже как бы неприлично... ... Возвращалась Таня с праздника задумчивая, притихшая. Дома она подошла к матери, непривычно прижалась к ней. И вдруг удивила Ирину ещё больше. - Мам, - серьёзно сказала дочь, - я забыла тебе передать... Дядя Толик в пятницу звонил! Очень просил сказать тебе, чтобы ты ему срочно перезвонила. Знаешь, мама, а он, кажется, ничего... По-моему, любит тебя. Ты бы сказала ему, что я согласна, пусть к нам переезжает! А то нам, женщинам, жить одним, без мужчины в доме, как-то неприлично... |
| Валентина, спасибо за историю. Набралась все-таки девочка ума-разума в конце рассказа. У Вас, я заметила, финалы все-таки оптимистичные. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |