Встречи. Студия поэзии | Уважаемые дамы и господа! Студия Поэзии Литературной мастерской «Облик» приглашает авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №55 с Ольгой Немежиковой! В мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки»! В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения! «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гете Состав Студии Поэзии (в скобках указана текущая очередность рецензирования): 1. Блинов Андрей 2. Карапетян Наринэ (2) 3. Кастрель Дмитрий (1) 4. Лунева Наталия (3) 5. Немежикова Ольга (4) - ведущий 6. Сташевска Инга Подробную информацию о нашей деятельности вы можете получить в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании! Предлагаем вашему вниманию для рецензирования пять небольших стихотворений Ольги Немежиковой: По нитке собирая на рубашку По нитке собирая на рубашку, По лепестку — на клумбу у окна, По веточке — на лес у старой башни, По камушку — на странный сад ума, Пишу картину бережно на вдохе, На выдохе ныряю в абсолют. Казалось бы, такие в строчках крохи, А птички собирают и поют! Вдруг из-под тучи Вдруг из-под тучи сокол ринет В надрывный плач... Печаль моя... Любовь в холерном карантине, Что две сестры у алтаря. Какая ляжет жертвой богу, Какой не будет белым свет? Ужели дышим понемногу, А может, тех, что были — нет? Так мать печалится о сыне, Отдав на откуп кораблю, Отец — о дочери... Доныне И наперёд — благодарю За то, что есть у крови прорубь, За то, что бесится огонь, За то, что конь, забыв про норов, Вдруг утыкается в ладонь... Ёжики уснули, бабочки, лягушки Ёжики уснули, бабочки, лягушки... Бурундук свернулся в норке у корней. Мишка лижет пятки, лёжа на подушке Сена с ароматом пчёл и орхидей. Хорошо природе — хорошо в природе! До весны зверюшки, верю, досопят... Ведь они — не мысли, ведь они не бродят По дурной погоде — спят себе да спят! Тише, радость, не качайся Тише, радость, не качайся, Осторожней: тут ступень! Нет, не видит нас начальство, Да не ночь сейчас, а день! Просто кто-то очень долго Пропадал в густом лесу... ...Там под ёлкой воют волки, Губы дуют на лису! Голубь на гибких ветках Голубь на гибких ветках Лакомится ранетками. Хлопают крылья сизые — Только бы не упал... Голубь на дереве кормится, Нет, у него не бескормица: Яблочки молодильные Словно вино в мороз. Вот и зима. Да ей-то что! Белой укрыла ретушью Чёрные листья рыхлые Яблонь и тополей... Едет автобус. Девочка Смотрит в окно задумчиво: Голубь на голых веточках... Папа вчера ушёл... Ольга Немежикова: В самом деле, что сейчас для меня моя поэзия, та самая, которая есть усилия версификации как преодоление формы и осветление смыслов, готовых себя выразить? Что же это такое? Стоило мне задать вопрос на предмет, что это за явление в моей жизни, как тут же прилетел ответ: я веду поэтический дневник! В нём, именно в нём отражается текущее состояние души, настроение здесь и сейчас, вдруг возникающее как словесная зарисовка. Иногда она возникает как задел дня грядущего, иногда как некое пёрышко из хвоста пролетевшей птицы - ушедшего дня или ночи. Хочу вам показать пять маленьких стихотворений из своего поэтического дневника, который проживает именно здесь, на ЧХА - он, не скрою, скорее отчёт о поэтически прожитом для меня самой, нежели подборка для читателей, хотя откуда-то мой протокол посещений разве что не пухнет, получается, оно здесь колышется на волнах не только для меня, хотя, конечно, это скорее черновики-проба пера и замысла, нежели готовые произведения для публикаций. Так что сегодня предлагаю на ваш суд именно такую пробу - оригинал поэтического дневника (кто-то в конце дня бумажных ангелов вырезает, кто-то делает рисунок, кто-то ведёт традиционный дневник, кормит рыбок, птичек...) и предлагаю порассуждать о как таковом явлении поэтического дневника: насколько эта форма работы с версификацией интересна, полезна и отдохновительна. Хотелось бы услышать буквально пару строк по каждому стихотворению: удалось ли передать настроение (пафос важен для меня неизменно), что понравилось и чем, а что показалось не интересным и почему? Стихотворение про голубя в этой подборке считаю наиболее удавшимся, а потому по нему предлагаю поговорить отдельно, по содержанию и форме. В нём хотелось бы понять, насколько считывается образ ЛГ, как он видится, где находится в момент размышления, схема рифмовки и прочее. Приглашаем всех авторов портала с гостевыми рецензиями, в том числе во время самой встречи! Всегда рады вашему вниманию! |
| Рецензия Наталии Лунёвой Неплохие стихотворения. В каждом чувствуется настроение. Дневник? Почему нет? Хотя, если бы было неизвестно, что это дневник, моё восприятие не изменилось бы. По нитке собирая на рубашку О творчестве. Больше всего, наверное, вот эти строки приглянулись: «Пишу картину бережно на вдохе, На выдохе ныряю в абсолют.» Вдруг из-под тучи Стихотворение понемногу обо всём: и о печали, и о любви в различных проявлениях, и о нежности. Слабо прослеживается логическая нить, но она присутствует: о любви-страдании, утверждение любви как высшего блага. Ёжики уснули, бабочки, лягушки Здесь, пожалуй, только последние две строки понравились. Остальное как-то скучновато. Песенка вспоминается: «Спят, спят мышата, спят ежата. Медвежата..» Тише, радость, не качайся А вот здесь наоборот первая строка замечательная, а дальше не очень интересно. Голубь на гибких ветках Пожалуй, самое яркое стихотворение из подборки. Здесь удалось нырнуть достаточно глубоко. Рифмы, на мой взгляд немного неряшливы, особенно рифма ботинка с полуботинком. Форма неплоха. Тоническое построение. Рифмовка: 2 строки рифмуются (р) 2 строки нет (н) 2 строки – р 2 строки – н 2 строки – р 2 строки – н 4 строки – р-н-р-н Образ девочки, от которой ушел вчера папа. Восприятие ею «голубя на голых веточках»… |
| Ольга, простите, что с опозданием присоединяюсь к обсуждению. Пара общих слов вначале. Мне думается, лирика вообще есть поэтический дневник автора, расстояние от него до ЛГ выросло только в последнее время, когда пишущие начали фантазировать "а что было бы если бы". Раньше писали о себе, да и сейчас тоже, и чем искреннее - тем больше берет за душу. Эта искренность вкупе с лаконичной емкой формой в Ваших стихах подкупает в первую очередь. Теперь понемногу о каждом из стихотворений. "По нитке собирая на рубашку". Хорошо составлено композиционно: синтаксические рефрены и смысловая зеркальная симметрия (сначала ЛГ собирает впечатления, чтобы преобразить действительность в своем творчестве, потом из ее строк "собирают" другие). Мне как раз, в отличие от Наталии, не понравилось "ныряю в абсолют" - и по смыслу, и по стилистической инородности. А начало очень хорошее. "Вдруг из-под тучи" - стилизация не то под русскую песню, не то под романс. Ощущение вторичности. Как-то надо было старую форму, образы столкнуть с новой реальностью, что ли. В ступор поставила "прорубь у крови" - фонетически эффектно, а по смыслу - бррр... Понравились только две последние строчки. И еще надо исправить описку в слове плач. "Ежики уснули" - мне кажется, это колыбельная. Очень ровный, убаюкивающий ритм, игрушки описаны вроде и коротко, но их видишь. "Сено с ароматом пчел и орхидей" поставило в тупик, по крайней мере в применении к российским просторам. "Пахнет корюшкой и арбузами свежескошенная трава" - да, подтвердит любой. С орхидеями куда как сложнее. А в целом - хорошо. "Тише, радость, не качайся" - из серии Ольгиных "лесных страшилок". Если для детей, то непонятно о чем, если для взрослых - то непонятно зачем. Последнее стихотворение - пронзительно-грустное. Образ птицы как вестницы от ушедших родных - насквозь фольклорен, но он явлен в привычных городских условиях, где только схваченные морозом красные яблочки наводят на мысль о райских кущах. Мне тоже кажется, что это самое сильное в подборке стихотворение. |
| Дорогие Наталия и Наринэ, тоже извиняюсь - припозднилась с ответами, но как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Отвечаю. Наверное, одновременно тут лучше получится. Да, в "собирающем" стихотворении меня тоже второй катрен напрягает - "абсолют" выскочил "тупо" ради рифмы и Наринэ окончательно убедила, что надо переписать, потому что идея неплоха, да и первый катрен хорош! Жалко не довести до ума то, что за себя говорит. "Вдруг из-под туч" - это плач, да, мягкий знак на расслаблении, видать, пробрался! Мне тут, по большому счёту, лишь по две окаймляющих строки нравятся, остальное - Наринэ права - это вторичка. Экспромты не всегда получаются оригинальными, но тут только закалка и тренировка помогут. Про "ёжиков" тоже согласна с Наталией, хотя про зелёную карету даже не думала, но думать, конечно, надо! Что касается орхидей, так у нас едва не каждый второй цветок - орхидеи! А нынче вообще год орхидеевый случился, что бывает очень редко - целые поля орхидей всё лето сменяли друг друга! Запах у орхидей немного ореховый, вот я и подложила мёда и орешков мишке под голову! Но это, конечно, вольность поэтическая, хотя мне это сено, действительно, понравилось. "Тише, радость" - это взрослое, о нежности там, где могла быть злость - может, с горя человек напился. Кстати, наряду с "Голубем" это стихотворение кажется мне весьма достойным. Но тут было бы интересно мнение мужчин. Тема терпимости к срывам, которые могут быть у каждого - пьяный, он ведь что малый. Понятно, что речь не о системной "качке" - алкоголизм подлежит искоренению или резервации, вне сомнений. В этом смысле смелый стишок достаточно. Про голубя. Очень интересно, что по моей задумке ЛГ видит и голубя, и девочку в автобусе, у которой "папа вчера ушёл". А сама ЛГ стоит на остановке и любуется балансирующим голубем на дереве, собирающем ранетки, который своим образом поддерживает у неё тревожное чувство, которое находит продолжение в мире, когда ЛГ видит в автобусе грустную девочку, тоже заметившую голубя. Схема рифмовки меня саму удивила, но стихотворение именно таким и родилось, немножко как бы схваченное морозом, а девочке вроде как теплее в автобусе, но внутри тоже холодно, и ЛГ понимает это её состояние. Это жизнь и надо пережить, как голубь выживает и подпитывается совсем несвойственной ему пищей, чтобы дотянуть до весны. |
| Добрый день! Я хотел бы просто мнение Дмитрия поддержать. В стихах Ольги стало меньше беспорядочного копания в себе и больше отстранения, объективного поэтического взгляда. Мне очень нравятся эти малые поэтические формы, эти законченные лаконичные миниатюрки, с обязательным финалом. За это мне и Рубцов в свое время очень нравился. "По нитке собирая на рубашку" - впечатлило в первую очередь. Но я снова сделаю отсылку к Дмитрию: по лепестку, или все-таки по семени? По веточке, или по саженцу? Первое будет неким иллюзорным созиданием, такая неживая, пусть и красивая, инсталляция. Второе больше, как мне кажется, более органично приближает к финалу. "Голубь на гибких ветках" - здесь для меня осталось непонятным, как ЛГ узнаёт мысли девочки. Это немного путает. |
| Друзья, а как вам рифма "кормится-бескормица"? Нормальная? |
| Спасибо, Дмитрий и Андрей! Вот и мужчины появились, говорят, понравилось! По большому счёту, эти лирические миниатюры - просто зарисовки-экспромты, рабочая версификация. Тут в каждом стихотворении есть, над чем работать, но, увы, пока серьёзно я работаю, пробивая до каждого слова, лишь над стихотворениями к "Острову сокровищ". И "работаю" свою прозу. Моя поэзия пока вольной птичкой порхает, которой я просто семечек подсыпаю. Действительно, не хватает на всё времени, но лучше так, чем совсем никак. Так что все замечания принимаю. И, вообще, это нормально - править и править свои тексты, потому что растёт уровень. Недавно прочла, что Цветаева правила стихи двадцатилетней давности, а ведь она и в той "давности" уже была мастером. Дмитрию отдельное спасибо, что отметил композицию - да, у меня всегда есть потребность привести к какому-то выводу текст, пускай и промежуточному, но чтобы в воздухе не повисал. Да, Андрей, стараюсь отстраняться, и от своих героев, и от самих событий - быть свидетелем, даже будучи на пределе искренней, а без предела оно вообще не имеет никакого смысла. Уже спокойней отстраняться получается, но это навык - он закрепится. Мысли девочки ЛГ не узнаёт - она их угадывает, это интерпретация ЛГ, конечно. В общем-то, вполне законная, как соответствие ощущения погоды состоянию. Так моросящий дождь может быть манной небесной, а солнышко - адовой дырой, слепящей глаза. Свою грусть ЛГ проецирует. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |