Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Ирина Сюткина "Васька" ПоэзияОтветить
   Васька
   Постучалась повестка в дом.
   Видно, время пришло такое.
   Провожали нас всем двором —
   Не один солдат, целых двое!
   
   С Васькой — другом со школьных лет,
   Ждал нас чай из армейской кружки.
   Мама робко крестила вслед,
   Мы смеялись: «Как на войнушку».
   
   Не успели приехать в часть —
   И вечернее построенье.
   Командир сказал: «Вот опять
   Желторотиков пополненье".
   
   Мы служили своей стране.
   По суровым мужским законам,
   Ждали нас на чужой войне,
   Желторотиков несмышленых.
   
   А потом — самый первый бой.
   Лучше б Васька в тот день там не был.
   Он меня заслонил собой,
   На прощанье окинув небо.
   
   Столько зим прошло, столько лет,
   Только память забыть не может.
   И живу, оставляя след,
   За себя и за Ваську — тоже.
   
   У меня подрастает сын.
   Васька. Щеки горят румянцем.
   Станет больше еще одним
   Желторотиком-новобра­нцем.­
Александр Граков (Лекса)[10.08.2017 09:45:35]
   Галина Пиастро
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на стихотворение « Васька». Автор: Ирина Сюткина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=363156&pid=0
   
   Какой же это груз на душе: жить, помня, что твой лучший друг погиб на войне, спасая тебя, заслонив собой. Вы оба ушли служить из одного двора, двора вашего детства, но возвратился ты один.
   
   Вот уже годы прошли, а ты всё время ощущаешь боль потери, ты несёшь в себе вину, хотя, возможно, и нет её на тебе. Но ты всё вспоминаешь, как это случилось, почему не ты принял на себя (пулю, осколок снаряда, нож, брошенный из вражеского окопа …). Почему же именно он, твой друг, так быстро отреагировал, а не ты… Может быть потому, что был он всегда и везде первым, просто очень ловким… И всё время теперь ты повторяешь его имя, так, как в детстве его называл, когда все были Сашками, Витальками, Гришками…
   
   Прошли годы… Вот и сын у тебя подрастает, назвал ты его, конечно же, тем именем, самым дорогим именем друга… Что ж – и ему предстоит пройти военную службу, наверное, тоже по призыву.
   
   Стихотворение «Васька» об этом, примерно, конечно. Вариация на одну из «вечных тем»: дружба, война, верность памяти павших.
   
   Много ли подобных стихотворений мне встречалось – память подбрасывает похожие фразы «Друг заслонил меня собой», «Он собою меня заслонил», «Друг меня заслоняет собой» и др. И, конечно же, всплывает «Он не вернулся из боя» В. Высоцкого, и «Что был один из них ранен в бою,
   
   Что жизнь ему спас другой» Л. Утёсова», да что там – А.В. Суворов ещё призывал: «Сам погибай, а товарища выручай».
   
   Ну, так что же: мало ли в поэзии перепеваемых сюжетов. У классиков тоже встречались произведения на одну и ту же тему, например: «Бородино» М.Ю. Лермонтова и «Бородинская годовщина» А.С. Пушкина.
   
   Так в чём же особенности, оригинальность именно этого произведения о дружбе, о преданности, о войне, о памяти…
   
   Я уверена, что у каждого литературного произведения найдётся свой круг читателей и почитателей.
   
   Вполне возможно, что некий читатель увидит в «Ваське» много новизны по тематике и его художественных достоинств.
   
   Что же могу сказать я. Что привлекло моё внимание… Вот, например, термин: «желторотики». Здесь это определение упомянуто трижды, потому можно думать, что автор делает некий упор на то, что речь идёт о новобранцах, о салагах, их судьбах.
   
   Мне вспоминается к/ф «В бой идут одни старики», это о Великой Отечественной (о «нашей» войне). Там новоиспечённых, малоопытных выпускников лётных училищ старались не бросать в бой сходу. Но здесь почему-то так:
   
   «Ждали нас на чужой войне,
   
   Желторотиков несмышленых».
   
   Кстати, призывников сначала направляют в так называемые «учебки», где происходит их начальная военная подготовка, а только потом новобранцы попадают в свои части.
   
   Может быть, автор хочет выделить именно такую проблему, когда неопытных салажат почему-то кидают сразу в бой, что считается близким к военному преступлению.
   
   Нет. Автор не акцентирует своё и наше внимание на этом. Автор бежит дальше. Более того, вот что ЛГ с гордостью заявляет:
   
   «У меня подрастает сын.
   
   Васька. Щеки горят румянцем.
   
   Станет больше еще одним
   
   Желторотиком-новобра­нцем».­
   
   Как я поняла, это о том, что и новая поросль станет потом в строй, чтобы служить своей стране. Не хотел же автор нам зловеще предсказать судьбу очередного желторотика Васьки как… пушечного мяса.
   
   Но ведь в стихотворении между тем, что «чужая война» ждала этих желторотиков и гибелью Васьки нет ничего. Потому и впечатление вполне возможное: погиб-то он от неопытности, от неподготовленности, ведь не понятно, почему и на что не отреагировал сам спасённый ЛГ.
   
   И на чьё место – простите за грубость вопроса – готовит ЛГ своего сына?
   
   Каким именно «желторотиком» вырастет мальчишка?
   
   Нет, не мораль я ищу в этом сжатом до пределов стихотворном романе (вон какой временной охват в нём!), но некого подспудного смысла, большего, чем просто назвать сына именем погибшего друга.
   
   Да и о дружбе как-то ничего нет. Ну, не требую я глубинных личностных характеристик героев, но всё-таки…
   
   А так – это просто схема, где размечены некоторые важные моменты жизни героев.
   
   Наверное, возможно, вероятно)), что я уже не могу остановиться в своих придирках, но вот и это мне не показалось удачным, более того, заставило хмыкнуть, даже прыснуть в кулачок, что называется:
   
   «И живу, оставляя след,
   
   За себя и за Ваську — тоже».
   
   Какой след? Где след? След в истории? Но это уж совсем нескромно, ничем здесь не подтверждено. Это читатель должен сам придумать? Ужо он нарисует в своей голове, вообразит, изобразит)) след этот.
   
   Стихотворение написано хорошо, в смысле ритмов и рифм. Тут претензий нет. Читается легко.
   
   И последнее. Писать на темы войны, гибели людей вообще, друзей, товарищей нужно, мне кажется, особенно бережно, вживаясь, по возможности, конечно, в описываемое, стараясь быть достаточно точным в частностях. Тогда и стихи будут изливать боль, отчаяние, побуждать к состраданию…
   
   Именно эти советы я сама себе всегда даю, и они часто меня удерживают от написания стихов к Дням победы, подобным памятным датам, либо так – всуе…
   
   И ещё раз, дорогой мой автор, я уверена, что у каждого литературного произведения найдётся свой круг читателей и почитателей.
   
    Галина Пиастро ,
   
   /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Александр Граков (Лекса)[10.08.2017 10:31:02]
   Читатель от сохи
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на стихотворение « Васька». Автор: Ирина Сюткина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=363156&pid=0
   
   Здравствуйте, уважаемые коллеги!
   
   Стихотворение Ирины Сюткиной «Васька» посвящено воспоминаниям ЛГ о том, как их со школьным другом призвали в армию, их армейской судьбе, о трагедии военных действий, когда друг прикрыл товарища в бою и погиб сам, о том, что когда-то и сын ЛГ отдаст свой священный долг Родине – пополнит ряды новобранцев-желторот­иков.­ Размещено стихотворение в рубрике «Гражданская лирика». Однако давайте разберёмся, что перед нами: гражданская ли это лирика, лирика ли это вообще или рассказ в стихах.
   
   Несомненно, темой стихотворения является патриотизм и гражданский долг. Но весь текст – это простое перечисление происходивших и происходящих событий. Я не увидела ни рассуждений, ни переживаний, ни собственного взгляда, повествующего по озвученной теме. История знает великое множество подобных сюжетов, поэтому автору нужно было написать текст так, чтобы он чем-то отличался от многажды уже прозвучавшего. А этого, к сожалению, не случилось. Понятно, что стихотворения гражданской направленности не должны быть «затропованы», но коли это лирика, то дайте читателю хоть один художественный образ. Опишите нам ту войну (видимо, Афганистан, раз речь идёт о «чужой войне»), опишите так, чтобы озноб по коже! А нам вместо этого обычные будни: приехали в часть, построение, констатация факта приезда новобранцев:
   
   Не успели приехать в часть —
   
   И вечернее построенье.
   
   Командир сказал: «Вот опять
   
   Желторотиков пополненье"
.
   
   И что, это интересно? Это чем-то отличается от обычного порядка в армии? Поэтому считаю, что данная строфа в плане стихотворчества совершенно ни о чём, извините. Ещё и с убийственной рифмой «построенье – пополненье».
   
   Мы служили своей стране.
   
   По суровым мужским законам,
   
   Ждали нас на чужой войне,
   
   Желторотиков несмышленых
.
   
   А какой стране ещё могли служить призванные новобранцы, если не своей? Кто там ждал новобранцев? Да, отправлять их туда отправляли. Но не их ждали командиры, а опытных солдат. Разве что враги ждали, зная их неподготовленность к военным действиям. И пунктуация довольно странная. Поправьте.
   
   Но вернёмся к первым строфам.
   
   Постучалась повестка в дом.
   
   Видно, время пришло такое.
   
   Провожали нас всем двором —
   
   Не один солдат, целых двое!

   
   Повестка стучит одна, а провожают «целых (!) двоих», да ещё и Варумовским «всем двором» (заодно и рифму из того же «Городка» взяли: «дом – двором»). Теперь об употреблении «целых». Понятно, что это не о добром здравии. Но ведь и не об огромном количестве. Тогда зачем оно здесь употреблено? Это была такая редкость, что из одного двора сразу двоих ребят в армию призвали? Да, ну! (Станиславский).
   
   С Васькой — другом со школьных лет,
   
   Ждал нас чай из армейской кружки.
   
   Мама робко крестила вслед,
   
   Мы смеялись: «Как на войнушку»
.
   
   Не думаю, что 18-ти летние парни сказали бы «на войнушку». На войну – да, но не на войнушку. Так мелкие говорят, когда в неё играют.
   
   Столько зим прошло, столько лет,
   
   Только память забыть не может.
   
   И живу, оставляя след,
   
   За себя и за Ваську — тоже
.
   
   Сомневаюсь, что память может что-то забыть. Она бывает либо хорошая, либо плохая. Но забывает-таки человек, а не память.
   
   Обратите внимание ещё на уточнение «оставляя след» в следующей фразе. Живу за себя и за Ваську. Всё, эти слова уже самодостаточны. Вы же уточняете: оставляя след. Читатель задаётся вопросом: какой след? Если автор обращает внимание читателя на это уточнение, он должен развить мысль. Иначе, зачем уточнение? Для рифмы? Согласитесь, странно жить и не оставлять следы.
   
   И финал:
   
   У меня подрастает сын.
   
   Васька. Щеки горят румянцем.
   
   Станет больше еще одним
   
   Желторотиком-новобра­нцем­
.
   
   Помните про «целых двое»? Вот здесь примерно такое же просторечие. «Станет больше на одного» – так будет грамотно и литературно.
   
   Резюмирую:
   
   Тема патриотизма, тема отдачи воинского долга Родине, тема воспитания подрастающего поколения на положительных примерах отваги, мужской дружбы – это замечательно. Но исполнение оставляет желать лучшего как в композиционно-вырази­тельном­ плане, так и в техническом.
   
    Читатель от сохи ,
   
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Ирина Сюткина[10.08.2017 10:50:37]
   Большое спасибо критикам за проделанную работу. Замечания услышала, буду думать.
   Когда нет детализации - недосказанность, есть детализация - многие это записывают в недочёт, вот что мне интересно )).
   В любом случае - есть над чем работать.
   
   P.S. думаю, рецензента-инкогнито­ удалось опознать :)
Ирина Сюткина[10.08.2017 11:13:47]
   Александру Гракову
   
   Тоже хочу Вашу пародию к себе в копилку ))).
   Понимаю, что в этот раз тема не очень подходящая, постараюсь что-нибудь другое подобрать.
Александр Граков (Лекса)[10.08.2017 18:11:55]
   За вашу дополнительную заявку - любой каприз, мадам.)))
Ирина Сюткина[10.08.2017 20:52:35]
   Договорились ))).
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта