Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Ирина Бжиская "Собирает Лето чемоданы" ПоэзияОтветить
   Собирает лето чемоданы...
   ............"Помедли­,осень,­ не спеши..."
   ..............Л.Тать­яничева­
   
   Собирает Лето чемоданы
   и грустит по вечерам в тиши -
   жаль, не износило сарафаны...
   «Ты помедли,Осень, не спеши
   предлагать иных цветов одежды,
   звать дожди, ветра и холода» -
   просит Лето.
   Теплится надежда,
   что теплом порадует всех.
   Да,
   всем подарит на излёте срока
   ясные и тёплые деньки -
   небо голубое с поволокой
   из туманов нежных,
   маяки
   звёзд на чёрном шёлке небосклона,
   ниспошлёт земную благодать...
   Вот и к Осени оно - с поклоном,
   чтобы постаралась подождать...
Александр Граков (Лекса)[08.08.2017 22:18:51]
   Алла Райц
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на стихотворение « Собирает лето чемоданы…». Автор: Ирина Бжиская (Провинциалка) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=358049&pid=0
   
   Лирическое стихотворение в жанре послания ЛГ – Лета – к Осени, с трогательным обращением и просьбой помедлить и не спешить «предлагать иных цветов одежды…»
   
   Эпиграфом к стихам взяты строки из стихотворения Людмилы Татьяничевой «помедли, осень, не спеши…»
   
   Помедли, осень, не спеши /Разматывать свои дожди, Свои туманы расстилать / На зыбкую речную гладь…. (Л.К.Татьяничева)
   
   Строка из стихов Татьяничевой органично обыгрывается в произведении Ирины – непосредственно в просьбе Лета:
   
   «Ты помедли, Осень, не спеши
   
   предлагать иных цветов одежды,
   
   звать дожди, ветра и холода» -
   
   просит Лето.
   
   Из замечаний здесь хотелось бы предложить автору другое оформление прямой речи, также пропущена запятая после прямой речи. Казалось бы, несущественное упущение, но критика (т.е. в данном случае – меня) кавычки ввергли в смятение: я долго и нудно искала цитату, на которую, как мне показалось, ссылается автор.
   
   А при таком оформлении:
   
   – Ты помедли, Осень, не спеши
   
   предлагать иных цветов одежды,
   
   Звать дожди, ветра и холода, –
   
   просит Лето.(…) – разночтений не будет.
   
   Но вернемся к критическому анализу представленных стихов.
   
   Тема стихотворения – олицетворённая пейзажная лирика с элементами медитативной, которая, в свою очередь, заключается в осознании своего предназначения ЛГ и в желании это своё предназначение полностью исполнить: подарить «на излёте срока» дни, наполненные теплом и радостью. Так, на мой взгляд, понимает свою задачу лир.героиня Лето.
   
   Тема стихотворения вполне соотносится и с названием, и с эпиграфом, поэтому построение сюжета выглядит гармоничным и согласованным.
   
   Композиционно стихотворение выстроено на контрастном противопоставлении чудес лета и осени, что не может оставить
   
   равнодушным любого читателя, а доверительное обращение ЛГ к Осени также привносит ноту задушевности в стихи.
   
   Основной лейтмотив – сборы ЛГ, её нежелание уходить, «просьба с поклоном» к всесильной Осени об отсрочке своего ухода.
   
   В данном контексте лирический герой (в представленном стихотворении – героиня) самораскрывается через обещания еще порадовать мир теплом и красками лета и своими нарядами (ведь у неё осталось еще четыре вечерних платья не надёванными:) – почти Простоквашино!)
   
   Симпатично – и это, видимо, серьёзная причина, чтобы остаться!
   
   Автора стихов мы ощущаем не как стороннего наблюдателя, а как сопереживающего своей героине: «Теплится надежда, что теплом порадует всех. Да,…»
   
   Есть и минус – слегка толпятся однокоренные слова – «теплится»…, «теплом»…, как вариант изменений предлагаю: вспыхнула надежда, что теплом… или что-то иное на усмотрение автора.
   
   Размер стихов: стихи по 10 и 9 слогов, с дроблением в некоторых строках:
   
   1. Собирает Лето чемоданы……………….. 10
   
   2. и грустит по вечерам в тиши -…………. 9
   
   3. жаль, не износило сарафаны............­ 10
   
   4. «Ты помедли, Осень, не спеши………. 9
   
   5. предлагать иных цветов одежды,….. 10
   
   6. звать дожди, ветра и холода» -………. 9
   
   7. просит Лето. ………………………………………. 4
   
   8. Теплится надежда,…………………………….­ 6
   
   9. что теплом порадует всех………………. 8
   
   10. Да,……………………………………………­…………….­ 1
   
   11. всем подарит на излёте срока…………. 10
   
   12. ясные и тёплые деньки -…………………… 9
   
   13. небо голубое с поволокой………………… 10
   
   14. из туманов нежных,…………………………… 6
   
   15. Маяки………………………………………­……………­ 3
   
   16. звёзд на чёрном шёлке небосклона, .10
   
   17. ниспошлёт земную благодать...........­ 9
   
   18. Вот и к Осени оно - с поклоном,……… 10
   
   19. чтобы постаралась подождать.......... 9
   
   На мой взгляд, это мешает восприятию, в частности, разбивка девятого, четырнадцатого, да и седьмого, пожалуй, стиха. Мой совет этого не делать. Конечно, оригинальность записи выглядит выигрышней, может быть, но в данном случае, на мой взгляд, это лишнее. Хорей здесь не мешает, не придает легковесности философской тематике, а наоборот, настраивает на доверительный, понятный разговор с читателем.
   
   Рифмы в стихотворении достаточно точные, мужские и женские, рифмовка перекрестная (АВАВ).
   
   Из тропов: олицетворение, о котором я уже писала, («Лето собирает чемоданы…»), также есть эпитеты «небо с поволокой», сравнения – «маяки звёзд», «шёлк небосклона».
   
   Здесь хотелось бы немного посетовать на некоторую заштампованность фразы «на черном шелке небосклона» – кто её только не эксплуатирует (можно верить мне на слово, не буду приводить примеры из интернета). Конечно, лицензии на использование сравнений нет, но всё же задушевные стихи, которые предложила для критического обзора Ирина, требуют и более задушевных образов, как мне кажется.
   
   Из синтаксических особенностей отмечаю: интересную инверсию, параллелизм, умолчание, что, конечно же, обогащает язык стихотворения.
   
   Кульминационная часть, на мой взгляд, дана автором в конце стихов, когда Лето с поклоном обращается к Осени с просьбой подождать
   
   «Вот и к Осени оно - с поклоном,
   
   чтобы постаралась подождать...»
   
   Ну что же, Осень – сама есть символ ожидания, она привыкла ждать, потому, думается, просьбу ЛГ она исполнит.
   
   Но для большей убедительности я предложила бы усилить концовку, то есть расписать, почему всё же Осень должна уступить свои золотые денёчки отъезжающей красавице. Здесь бы хорошо, если знойная «мечта поэта» разложит, к примеру, пасьянс перед Осенью, посулит ей подарки или платье своё подарит, либо шаль, да хоть цветочков букетик, а может быть, пригласит на какой-нибудь бал в честь Осени, для которого нужна подготовка недели две…(так и до бабьего лета дотянем:)).
   
   Либо можно бы усилить замечательную строку «ниспошлет земную благодать», ведь конец лета – это август, тут скорее не маяки звёзд, а летящие искры божьего костра, а мы – люди – обычно загадываем желания. Тут уже и автор присоединится к ЛГ, мол, еще не загадано главное желание, чтобы божья благодать была для всех на планете…, поэтому и просим Осень подождать, дать время для последнего чуда….
   
   Это просто мои размышления и пожелания автору, а решать, конечно, Ирине, но убедительности концовке хорошо бы добавить.
   
   А мы (читатели и критики) погреемся в прощальных лучах летнего солнца, насладимся теплом и порадуемся ярким предосенним цветам (если Осень позволит, конечно), с удовольствием читая стихи Ирины Бжиской.
   
    Алла Райц ,
   
   /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
ИРИНА БЖИСКАЯ(Провинциалка)[17.08.2017 10:37:09]
   Наконец-то добралась до "разбора" моего стиха. Очень внимательно прочитала . Алла, спасибо большое!!! Так понятно и конкретно всё разложили "по полочкам". Попробую отредактировать концовку стиха.Надо будет ещё подобрать стихотворение и "подсунуть" Платону:)))))))
Алла Райц[24.08.2017 16:30:25]
   Будем ждать, и здесь и вообще...Творческих успехов, Ирина! ))
Александр Граков (Лекса)[08.08.2017 22:19:56]
    К.А.Тарсис-Недогреба­йло­
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на стихотворение « Собирает лето чемоданы…». Автор: Ирина Бжиская (Провинциалка) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=358049&pid=0
   
   Здравствуйте, Ирина.
   
   Знаете, оказывается, собираясь прочесть новое стихотворение, я всякий раз предвкушаю открытие. Простодушно настраиваюсь на поэтический кайф и жду катарсиса, не меньше. При этом я отлично понимаю, что ждать открытий много и часто – не дождешься. Но хочется ведь, иначе – зачем вообще читать стихи?
   
   Чего конкретно хочется? Несмотря на многослойную теоретическую базу стихосложения, мне представляется, что эти ожидания можно уложить в несколько фраз. Вам, Ирина, это все, конечно, тоже известно. Но я все равно сформулирую, в общих чертах. А Вы, в свою очередь, сами попробуйте приложить эти критерии к стихотворению. И у нас выйдет общая попытка разобраться.
   
    Хочется, чтобы каждая новая строка несла в себе красоту – тонкую, неожиданную, завораживающую. Хочется, чтобы слово за словом лилась чудесная музыка, ласкала слух и нигде не подставляла подножки. Хочется смысловой гармонии, такой, чтобы радостно закивать и воскликнуть: «Да, да, именно!» Хочется, чтобы энергетика звуков и смыслов заставила сердце замереть, а мурашек – забегать...
   
   Вот, лелея примерно такие идеалы, открываю и Ваше стихотворение.
   
   Первая строка интригует. Ее легкость, мелодичность и использованный троп-олицетворение настраивают на вероятность встречи с чем-то интересным. Предвкушение все еще вполне живо.
   
   Но со второй строкой на меня обрушивается всей своей тысячекратной проштампованностью и неотвратимой банальностью «грусть по вечерам в тиши». Пригибаюсь, втягиваю в плечи все, что втягивается. Почему, почему в тиши-то? Чем эта тишь тут оправдана? По-моему, ничем, кроме привычного, стандартного соседства слов, не требующих от автора никаких творческих усилий.
   
   И хорошо, что успеваю пригнуться: следом за «грустью в тиши» мне на голову тяжелым паровозом выкатываются «в тиши – не спеши» и «одежды – надежда».
   
   Вдруг подумалось: уже должен быть какой-то запретный для поэтов на определенном этапе рифменный реестр: одежды – надежды, стихи – грехи,
   
   осень – просинь, что там еще... не был – небо – хлеба, души – тиши – не спеши... Ах, да, еще кровь-любовь с розами-морозами. ))
   
   Ирина, а Вам этот стандартный новичковый набор не набил болезненную оскомину?
   
   Еще немного внимания к несчастной строке «и грустит по вечерам в тиши». Для меня здесь – жуткая ритмическая неловкость из-за смещенного ударения, которую руки чешутся подровнять. Подбирать слова – дело сугубо авторское, поэтому речь только о ритмике в вариантах ниже, чисто для наглядности:
   
   Собирает Лето чемоданы
   
   И грустит (отчаянно? потерянно? немножечко? за сборами? усталое? ..) в тиши.
   
   Только тишь эта все время – хоть так, хоть эдак – ни при чем, как неаккуратная заплатка неподходящего цвета. Ну, да Бог с ней, с тишью.
   
   Про собирание чемоданов и еще не изношенные сарафаны – вполне себе интересно, образно. Не до степени упомянутого «да, да, именно», но принимается. И все же не оставляет ощущение, что про сарафаны эти где-то уже было. Вторичность некая присутствует, пардон за расхожую фразу.
   
   Но снова о рифмах, теперь «чемоданы-сарафаны».­ Грамматическая, впечатление еще на ступеньку вниз. Криминала здесь, конечно, нет. Разбалованы мы рифмовыми изысками. А по большому счету – рифма же, и далеко не всегда плохи такие рифмы. И конечно, есть в поэзии вещи поважнее. Однако же и техническое мастерство лишним не бывает.
   
   И опять подумалось: когда оборки у платья со всех сторон симметричны до миллиметра и в один цвет, то вроде как все правильно, но смотреть – кисло. А вот если хоть одну оборочку – иначе, да с выдумкой, то уже глазу радостней. Главное, чтобы со вкусом. Так и с рифмами, наверно. В известной степени.
   
   Движемся дальше. Вверх или вниз?
   
   «...просит Лето.
   
   Теплится надежда,
   
   что теплом порадует всех.
   
   Да,
   
   ...»
   
   Вот тут – сразу несколько откровенных проколов. Давайте смотреть.
   
    Во-первых, образовалось неприятное смысловое распутье. Кто порадует? Надежда? Лето, Осень, еще кто-то? Вчитываться надо, морщиться. С одной стороны, синтаксическое строение предложения «Теплится надежда, что теплом порадует всех» предполагает однозначную трактовку: надежда, которая теплится, порадует теплом. Но это же абсурд, кошмар совсем. Через несколько строк выясняется: перед нами было сложное предложение. Но в его составе одно из простых предложений – инвалид без головы:
   
   подлежащему не нашлось места, случился эллипсис. Ошибка из типичных. И не надо мне рассказывать, что предыдущая фраза закончилась «Летом», мол, итак понятно. Здесь – непонятно и коряво.
   
    Во-вторых. «Теплится – теплом – теплые». Намеренное употребление однокоренных, игра слов? Или все-таки недосмотр? Просится второй вариант, поскольку особой семантической прелести в таком акцентировании здесь не ощущается. Скорее, наоборот.
   
   Можно было, кстати, «теплом» заменить на «оно» и таким образом избежать обеих упомянутых корявостей. Достаточно перечислено ожидаемых радостей и без «теплом». Тем более что одна из них – «теплые деньки»!
   
    Третье безобразие – безударная позиция важного местоимения «всех». Так не стоит поступать с важными словами. Они от этого становятся вредными, как плохо воспитанные дети, оставшиеся без присмотра: портят ритмику, затрудняют декламацию. Лишают строку музыкальности, напрочь. Не находите?
   
    Четвертое – это «Да», заносчиво отделившееся от своей строки и неуклюже пришпиленное к смыслу следующей. Ну, снова же заплатка, явная. А зачем? А для рифмы. Ай-ай-ай.
   
   Дальше все относительно неплохо.
   
   За исключением еще одного анжамбемана – не люблю я их, когда они недостаточно виртуозны. Как по мне – здесь выделение «маяков» в отдельную строку никак не спасает ситуацию.
   
   Зато, наконец-то, более-менее поэтично. Черный шелк небосклона, на котором звезд маяки – не сказать, чтоб изумило новизной, но что-то есть. Лето к Осени с поклоном – почему бы нет? Хорошо! Вообще, последний катрен – удача этого произведения, ступенька вверх, слегка приблизившая его к художественному исполнению.
   
   Почему, кстати, в названии лето с маленькой буквы, а в тексте – с заглавной? Думаю, лучше соблюдать последовательность в представлении ЛГ.
   
   Все вышесказанное касалось больше технической стороны. Но она, конечно же, во многом составила и общую поэтическую картинку.
   
   А подводя итог, скажу так: стихов на тему уходящего лета – полчища. Нарисовать тут нечто, чего еще никто не нарисовал – архисложно. (Хотя возможно, разумеется). Но если в стихотворении есть хоть немного искренности и поэтичности – оно уже не самое плохое. Здесь искренность, сильно примороженная штампами и общеизвестными пожеланиями в первой части, слегка оттаивает к финалу, обнаруживая еще и долю романтичности. И даже, признаюсь, таки проскользнул момент, когда захотелось остановиться, замереть: на строке «ниспошлёт земную благодать».
   
   И все-таки. Оправдались ли ожидания, о которых рассказано в начале? Мог случиться катарсис?
   
   А давайте, Ирина, Вы теперь сама и ответите. Главное, себе. )
   
   С наилучшими пожеланиями,
   
    К.А.Тарсис-Недогреба­йло­ ,
   
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
ИРИНА БЖИСКАЯ(Провинциалка)[17.08.2017 10:54:09]
   Ай-ай-ай, катарсис не случился, Боже ж мой, я так его ждала, а он не случился(((((((( Инкогнито, дорогой или дорогая, прежде всего БОЛЬШОЕ СПАСИБО за Вашу работу. Славно так положили на лопатки моё детище, разумеется есть о чём поразмыслить.
   Задаю себе вопрос, а если "причесать" стихотворение согласно рекомендациям, что с ним будет?Что оно приобретёт, а что потеряет?
   Попробую. Потом представлю на суд читателя оба варианта:)))))))))
Александр Граков (Лекса)[08.08.2017 22:21:42]
    Александр Граков
   
   ПАРОДИЯ
   
   на стихотворение « Собирает лето чемоданы…». Автор: Ирина Бжиская (Провинциалка) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=358049&pid=0
   
   Отпуск комбайнера
   
   Вам поплачусь, господа и дамы,
   
   Потому как комом в горле грусть:
   
   Лето собирает чемоданы,
   
   Только я никак не соберусь.
   
   Здесь так мило: пальмы у лимана,
   
   В море волн баюкающий блюз…
   
   За полвека рабского дурмана
   
   Мне путевку выдал профсоюз.
   
   В номерах носки не ставят в угол,
   
   Каждый стол в столовой, как престол,
   
   Здесь впервые – не ходи и в Google –
   
   Я узрел вживую «шведский стол».
   
   На пляжу – модели, не доярки,
   
   Дядьки – в предвкушении страстей…
   
   Ни тебе комбайна, ни солярки,
   
   Ни нехватки в стане запчастей.
   
   Две недели – небом синеоким,
   
   И зеленоглазою волной.
   
   Отплясались… как-то однобоко,
   
   Унося в тоску и кайф, и зной.
   
   И тотчас же в Лето, как в издёвку,
   
   Осень вдруг закралась…
   
   Не спеши!
   
   Обещал колхоз продлить путёвку,
   
   Мне – за урожайные шиши.
   
    Александр Граков ,
   
   /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
   
    Примечание
   
   Естественно, пародия дружески-шутливая, у пародиста и в мыслях не витало чем-то обидеть Автора)))
ИРИНА БЖИСКАЯ(Провинциалка)[17.08.2017 11:17:06]
   Встрепенулись господа и дамы,
   как утешить парня, как помочь?!!
   Грустно он глядит из-под панамы -
   расставанье пережить невмочь:)
   Холодом осенним потянуло...
   сине море стало холодней...
   Тесно так тоска к душе прильнула...
   Не хватило парню тёплых дней,
   чтоб на пляже вдоволь поваляться,
   на моделей ярких поглазеть...
   Сборами домой пора заняться
   Заждалась героя агросеть:)))))
Александр Граков (Лекса)[08.08.2017 22:24:57]
   Танцуют ВСЕ!!!
   То есть, желающим подискутировать на поэтическую тему под данным стихотворением - вход свободный.)))
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта