Встречи. Студия прозы | Уважаемые дамы и господа! Студия Прозы приглашает всех авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №48 с Владиславом Курашом! В Литературной мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки». В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения! «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гёте Состав Студии Прозы (в скобках указана текущая очередность рецензирования): 1. Гринберг Мария (2) 2. Маверик Джон (1) John Maverick 3. Немежикова Ольга (3) - ведущий Подробная информация о нашей деятельности изложена в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании! Сегодня рецензируем полемический рассказ Владислава Кураша "Особо опасный": http://www.kontinent.org/vladislav-kurash-osobo-opasny/ Владислав Кураш: 1. Как воспринимается рассказ? 2. Понятна ли идея? 3. Как воспринимается деградирующий, аморальный герой произведения? 4. Имеет ли право на существование аморальная литература? 5. Если имеет, то несёт ли в себе культурную ценность и какую? Приглашаем авторов портала с гостевыми рецензиями! Всегда рады вашему вниманию! |
| Рецензия Марии Гринберг Похоже на фрагмент — несмотря на значительный объём, многое осталось за рамками повествования и неясно. Например, справедливы ли возводимые на героя обвинения? Сам он признаётся лишь в том, что вместе с любовницей ограбил её мужа, ну и что-то ужасное сделал со своей женой, «до конца дней ненавидеть будет» (не брезгуя, однако, брать у него деньги?) Рассказ от первого лица всегда настраивает на сочувствие к персонажу. И, честно говоря, мне совсем не показался «особо опасным» этот интеллигентный алкаш: с утра допил виски, потом купил бутылку джина, прикончил её за прогулку, перед театром купил ещё бутылку рома, и к концу рассказа в ней осталось на донышке — итого литр с лишним крепкого алкоголя. С трудом верится, что после этого, даже вооружённый, он окажет сопротивление полиции, да и вообще такое поведение вряд ли типично для давно уже («позади год мытарств») ведущего нелегальный образ жизни матёрого злодея? Кстати, после года злоключений у него нет никаких проблем с деньгами, да и не так уж он плохо себя чувствует (если и устал, так больше от пьянства). Интересное сочетание: «я понимал, насколько всё безнадёжно плохо», а в следующем абзаце «из театра вышел с хорошим настроением»? Ещё меньше мы узнаём о подельниках «groźny przestępca» — держателе малины Олеге и лялешнике Яцеке, и опять же, порождает скорее симпатию их восхитительная наивность: разговор о поддельных документах и нелегальном переходе границы — по мобильнику, из кафе, лишь под конец спохватился злоумышленник, «не звони больше». Вот, собственно, и вся фактическая составляющая рассказа — не густо. Некий колорит ему придают тщательно переведённые диалоги и любопытные подробности, хотя порой они кажутся излишними: к чему это упоминание о казаках, вышвырнувших на мостовую рояль Шопена? Или столь подробные цитаты из путеводителя для туристов по Варшаве: «все здания и сооружения на Иерусалимских Аллеях были взорваны фашистами и превращены в руины. И только лишь спустя десять лет, в пятидесятых годах прошлого века, конечно же, не без помощи Советского Союза, были отстроены заново и восстановлены с учётом исторических архитектурных особенностей…»? И, разумеется, обрыв на самом интересном огорчил: хоть бы обнадёжил автор — «Продолжение следует»? Ответить на предложенные автором вопросы для меня оказалось затруднительно: непонятной осталась идея, да и герой, как я уже отмечала выше, у меня скорее вызвал сочувствие: в рамках повествования никому вреда он не сделал, имеет хороших товарищей, нежно любит своих детей, эрудированный, разбирается в театре, да и сам литератор — разве можно называть его «деградирующим», «аморальным»? Литература такая, безусловно, имеет право на существование, но вот оправдана ли подобная форма с недомолвками, затрудняющими понимание? |
| Владислав - Марии Дорогая Мария! Добрый день! Благодарю Вас за рецензию и тёплые слова. В рассказе используется так называемый "принцип айсберга" - особый творческий приём, когда часть информации опускается и остаётся под водой, как часть айсберга, насыщая текст повествования дополнительным скрытым смыслом. Автор это делает специально, позволяя воображению читателя самому дорисовать то, чего не хватает. Не могу не согласиться с вами, что главный герой интеллигентен, хорошо образован и даже талантлив, и, вполне возможно, в "прошлой жизни" был "хорошим человеком". Но мне кажется, что человек который способен на преступление, который бросил семью и жену, разбил другую семью, завёл любовницу, + ко всему алкоголик, кроме отвращения и осуждения не может и не должен вызывать никаких других чувств. Но Автор, опять-таки, специально наделяет его положительными качествами и богатым духовным миром, чтобы подтолкнуть читателя к мысли, что он не до конца безнадёжен и что при желании ещё может вернуться к нормальной жизни. Олег, кстати, единственный из всех персонажей рассказа реальный живой человек. Харьковчанин. Действительно живёт в Варшаве, снимает комнату на Иерусалимских Аллеях. Только он не держатель малины, а обычный украинский заработчанин. Он знает ГГ, как хорошего парня и не подозревает, кем тот стал. Согласен с вами, что в тексте много шероховатостей и несоответствий, но, ведь, автор в отличии от своего героя честный человек и общается, в основном, с честными людьми, поэтому некоторых тонкостей криминального мира может и не знать. На вопрос, следует ли продолжение могу ответить лишь одно, если герой не остановится и не попытается измениться к лучшему, его рано или поздно ждёт плохой конец, не в этом, так в следующем рассказе. Бесполезный, опасный для общества человек. Жаль, что идея осталась вам непонятной. Значит автор не смог донести до читателя, правильно подать и расшифровать то, что вкладывал в рассказ. "разве можно называть его «деградирующим», «аморальным»?" Здесь с вами не соглашусь, преступника и алкоголика никак иначе назвать я не могу. "Литература такая, безусловно, имеет право на существование" И здесь с вами не соглашусь. Мне кажется, что литература, как и всё искусство в целом, как составляющая часть мировой культуры, должна воспевать и пропагандировать добродетели и сочувствовать только положительному, чтобы учить читателя хорошему и доброму и воспитывать в нём положительные качества. |
| Всё же, думаю, Вы слишком строги к своему герою. "...бросил семью и жену, разбил другую семью, завёл любовницу, + ко всему алкоголик" — это многих славных путь, Есенина, например? А более серьёзные его преступления, увы, остались "под водой", причём понятно, что это сделано намеренно: такая просто протокольная точность — по какой улице шёл герой, какое кафе посетил, сколько выпил, чем закусил — и умолчание о главном. У меня сложилось впечатление, что он и вовсе ни в чём не виноват, стал жертвой какой-то подставки, но, именно в силу своих высоких моральных качеств, сам винит себя, считает навек погибшим из-за случайной, может быть, ошибки? Потому я и спрашиваю себя и автора, насколько удачен оказался этот приём с айсбергом? И, разумеется, я в ироническом смысле называю Олега "держателем малины", понятно, что он просто ничего не знает — хотя не странно ли это, за год до него не дошло никаких слухов о том, что случилось с хорошим другом? |
| Владислав - Марии Гринберг! Мария! Вполне возможно, вы правы. Раз идея, заложенная автором между строк, осталась непонятой читателем, не исключено, приём "айсберга" не сработал и автору стоит призадуматься над технической составляющей произведения, может быть, что-то изменить в тексте, может быть, добавить несколько смысловых блоков в текст, которые помогут подвести читателя к тому, о чём идёт речь в рассказе. Нужно посидеть над рассказом, подумать. |
| Рецензия Джона Маверика Герой с криминальным прошлым гуляет по Варшаве, пьет виски, вспоминает дом и любимых женщин. Он мечтает вернуться на родину, но, как выясняется чуть позже, находится в розыске и не может пересечь границу без фальшивого паспорта. Такой паспорт ему обещает сделать друг, но планам не суждено сбыться — в конце рассказа героя арестовывает полиция. А может, и не арестовывает, если сумел отстреляться. Как воспринимается рассказ? Как большинство произведений Владислава Кураша, почти документальной прозой. Не в смысле реальности описанных событий, а в том, что ощущение правдоподобия практически стопроцентное. Это достигается множеством мелких деталей, географических названий, подробным описанием маршрута прогулки. У каждого здания, у каждого поворота есть свое имя. Герой не показался мне аморальным, а тем более — деградирующим. Скорее, человеком, когда-то совершившим ошибку и сожалеющим о ней. Ошибаются, к сожалению, все или почти все, но вот последствия таких ошибок бывают разными. И все-таки почему-то верится, что у этой истории будет хороший конец и герой вернется домой, к семье. Потому что по сути он никакой не «особо опасный преступник» и тоскует по другой жизни. Понятна ли идея? Трудно сказать. Идея здесь не явная. Мне лично видится главной именно мысль об ошибках, о том, как одно несчастливое стечение обстоятельств тянет за собой другое. Имеет ли право на существование аморальная литература? Если имеет, то несёт ли в себе культурную ценность и какую? Как уже написал выше, данный рассказ аморальным не считаю, как и его героя. А если в общем... тут наверное, важно, на какое слово делать упор — на «аморальная» или «литература». Если все-таки литература, настоящая, то аморальной она быть не может. Почему-то на ум приходит «Лолита», ну, да речь не о ней. |
| Владислав - Джону Маверику! Дорогой Джон! Привет! Рад, что тебе понравился мой рассказ. Высокая оценка такого мастера, как ты, дорогого стоит. Ты правильно подметил, написав, что рассказ воспринимается документальной прозой. Кто-то как-то назвал мой стиль "газетным" ещё кто-то "суконным", я же называю его " фотографическим" или же "стенографическим". На изображении фиксируется всё, что находилось в данный момент в кадре. Ещё этот приём называют «боковым взглядом» - умением увидеть тысячи мельчайших деталей, которые будто бы не имеют непосредственного отношения к событиям, но на самом деле играют огромную роль в тексте, воссоздавая колорит времени и места. "Герой не показался мне аморальным, а тем более — деградирующим. Скорее, человеком, когда-то совершившим ошибку и сожалеющим о ней. Ошибаются, к сожалению, все или почти все, но вот последствия таких ошибок бывают разными. И все-таки почему-то верится, что у этой истории будет хороший конец и герой вернется домой, к семье. Потому что по сути он никакой не «особо опасный преступник» и тоскует по другой жизни." Тут я с тобой не соглашусь. Какими бы ни были причины и предпосылки его "падения" и как бы он не раскаивался, он преступник и алкоголик и в данном рассказе он ничего не делает для того, чтобы измениться к лучшему. Выходит, он аморален. Раньше он был хорошим человеком, а теперь преступник и алкаш. Выходит, деградант. Да, он хочет вернуться домой, к семье. Но это, скорее всего, желание спрятаться, убежать в надёжное комфортное место от опасности. И тоскует он по другой жизни, вполне возможно, только лишь потому, что ему сейчас не комфортно и что рядом нет его любимой Марлены. А было бы всё иначе, не исключено, и не вспоминал бы о жене и детях. "Понятна ли идея? Трудно сказать. Идея здесь не явная. "Мне лично видится главной именно мысль об ошибках, о том, как одно несчастливое стечение обстоятельств тянет за собой другое." Насчёт обстоятельств - это очень близко, рядышком. Но тут не в ошибках дело, а в неизбежной закономерности, которая приводит к моральному падению и деградации, вынуждает, выталкивает, подводит к черте, заставляет человека, сопротивляясь, не ошибочно, а сознательно делать ошибочный выбор. Как я уже выше писал Марии (это моё личное мнение, может, я и не прав) "литература, как и всё искусство в целом, являясь составляющей частью мировой культуры, должна воспевать и пропагандировать только добродетели, высокие моральные и культурные ценности, сочувствовать только положительному, чтобы учить читателя хорошему и доброму и воспитывать в нём положительные качества" "Как уже написал выше, данный рассказ аморальным не считаю, как и его героя" Джон, огромное спасибо за положительную оценку. Какую литературу лично я считаю аморальной. Воспевающую, пропагандирующую безнравственный образ жизни, призывающую к безнравственному поведению. Соответственно герой, ведущий безнравственный образ жизни, явл. аморальным. Литература, сочувствующая подобным персонажам, по-моему, тоже явл. аморальной, ведь сочувствие - это своего рода попытка оправдать такого человека и соответственно такой образ жизни, поселить в голове читателя мысль, что всё-таки при исключительных обстоятельствах оправдывающих подобное поведение можно допустить и алкоголизм и наркоманию и гомосексуализм и другие извращения и насилие и убийство и любое другое преступление, главное найти для себя оправдание, дескать по-другому я поступить н мог, дескать так сложились обстоятельства, дескать сегодня я ещё последний разочек, а завтра уже всё, конец. Полностью с тобой согласен хорошая литература аморальной быть не может. |
| Рецензия Ольги Немежиковой Из первого же абзаца мы узнаём о прошлом, полном мытарств и злоключений, в третьем проинформированы о том, что Рюкзак с деньгами и пистолетом я положил под подушку. Денег было много, если кошелёк для них рюкзак, а наличие рядом пистолета неоднозначно указывает на их незаконное происхождение. Во сне герою снова приходит опиумный притон. Валерка в окровавленных бинтах. И Марлена с перекошенным от ужаса лицом. Я проснулся в холодном поту и до утра уже больше не уснул. О Марлене из текста мы узнаем достаточно информации, а Валерка так и останется деталью из воспалённой психики героя. Даже в дУше герой не расстаётся с бутылкой виски, что немудрено, ведь он мучим не только необустройством жизни, но и сознания. Ему то кажется, что из истории его похождений можно слепить крутой зрелищный увлекательный остросюжетный блокбастер, то терзают сомнения, что ничего крутого и увлекательного в (его) жизни нет. Но выход найден, неожиданно появилась первая мысль и он хрестоматийно записывает первую мысль, которой и открывается повестование. Далее мы с дотошностью и всеми признаками травелога следуем за героем. Мы узнаём, что герою нужны документы и возможность покинуть страну нелегально, но обстоятельства складываются так, что остаётся лишь ждать, прячась от полиции, ждать, уповая на милость людей, устраивающих подобные перемещения, и на судьбу. Но отсиживаться жизнь его так и не научила, он бродит по людным местам, в том числе по театрам и не опасается надолго задерживаться у столбов с объявлениями о розыске. Загадочная Марлен оказывала на нашего героя неизгладимо бодрящее впечатление. Только рядом с этой женщиной он и чувствовал себя на пике восторга существования, суперменом, но, по большому счёту, только и мог в этом состоянии, что «роскошествовать», понятно, недолго. Рядом с такими женщинами деньги тратят, а не зарабытывают, добывая любыми доступными способами. Рядом с ними деньги не пахнут, а мужчинам с суперменскими замашками окончательно сносит голову. Чисто по-человечески это понятно: слаб человек, и мало кто способен подняться над реальным положением вещей, не требуя чужого для услады себя, любимого здесь и сейчас. Типаж описан мастерски, узнаваемо, очень и очень правдоподобно, как и все остальные герои небольшого рассказа. Как и сам изображённый мир. В чём-чём, а в создании ощущения достоверности текстов Владислав Кураш преуспел, есть устойчивое ощущение того, что автор знает тему и умеет её раскрыть. Идею рассказа каждый читатель вчитает по-своему, в своей мере, но сам герой после траурного марша и просмотра великолепной пьесы, которую он в полной мере способен оценить, вполне проговаривает итог своего, по большому счёту, безвыходного положения. Я подумал о том, что мне уже сороковник и, что в свои сорок я ничего не имею, ни кола, ни двора, а то, что имел, всё растрынькал по-глупому, по-дурацки, бездумно. И ничего не добился, если не считать публикаций в литературных журналах. Зато умудрился натворить такого, что теперь самому страшно за свои поступки. А скольким людям я жизнь перековеркал и испортил. Алёна меня до конца дней моих ненавидеть будет и никогда уже не простит Марлена… Идея стара как мир, она в том, что свою жизнь мы создаём исключительно сами, а обстоятельства есть ни что иное, как наш в них выбор. Герой на самом деле особо опасен — с пистолетом не расстаётся. Тем не менее, по ходу повествование мы проникаемся к нему противоречивыми чувствами: он любит театр, историю, архитектуру, музыку, жену с дочкой, однако всё это любят разные люди, преступники не ислючение. Герой по-детски желает жить исключительно в своё удовольствие, его махровый инфантилизм просто зашкаливает, что, впрочем, и свойственно подобным натурам. Принять адекватно устройство мироздания и отыскать в нём себя, такого, который мог бы не прятаться, в том числе и от самого себя, ему не удалось. Не эти полицейские его застрелят, так другие. Владислав Кураш на малой форме показал историю человека, полного сил и талантов, но так и не нашедшего своего места под солнцем в мире потребления, показал супермена-романтика, не вписавшегося в жёсткие условности социума. Такие люди всегда были и будут, как и пенитенциарная система. Этот мир никого не ждёт, каждый должен доказывать право на своё существование и добыть право уважать, прежде всего, самого себя. К чести нашего героя надо отметить — способность к анализу ему не чужда. Любая литература имеет право быть, кроме специально оговорённой законодательными запретами на конкретной территории. Другое дело, что не вся литература предназначена для детей, но вся литература предназначена для полемики вокруг неё, поскольку лишь в споре рождается истина. Конечно, герой аморален, и таких героев вокруг бесчисленно, разве что находятся они в разной степени падения. Рассказ лишь констатирует финиш жизненного пути мужчины с уголовными наклонностями в расцвете сил. Однако в структуре его личности присутствуют и другие наклонности, но победило то, что победило. Времена не выбирают, и всем нам хотелось бы справедливости и так далее. Но есть лишь то, что есть. И есть ещё мы сами. Рассказы о таких героях тоже открывают глаза на окружающее. Говорить надо обо всём, о чём плачет душа. Не просто так автор выбирает и тему, и проблему. Если выбирает, значит, должен читателя убедить, показать своими глазами мир своих героев. Это рассказ-предупреждение для взрослых. А выводы взрослый читатель должен делать сам, в том числе и решить, читать или не читать произведения писателя. |
|
|