Обзоры и итоги конкурсов Автор: | Евгения Валиева | | Тема: | Заметки на полях. Краткий обзор детских номинаций конкурса "Самый яркий праздник года - 2017". | Ответить |
| Наши первые стихи из детства, те, которые остались в памяти – какие они? Что в них было такого, почему удалось задеть что-то в нашей душе? Например, в моих ранних поэтических воспоминаниях жив тот самый бычок, который вздыхает. Честно, помню это щемящее чувство – переживала за бычка. Потом «Младший брат» - для меня это было как игра в дочки-матери: смаковала каждое четверостишие, не могла «наиграться». Еще помнится «чудо-дерево» с чулками и башмаками на ветках. Вот восторг-то! До сих пор его и испытываю. А еще очень нравилось длинное стихотворение про веселую девочку «Ахахи» из любимого детского сборника. Без конца просила маму перечитывать и была счастлива, что оно такое длинное. Увы, не запомнился автор (может, кто знает). Но очень остро помнятся чувства – та моя невероятная дошколячья радость от поэтического произведения! У детей много способов познавать красоту и сложность нашего мира. Поэзия – один из этих способов, и далеко не худший. Вот и в конкурсной детской поэзии в первую очередь хотелось отыскать то, что способно стать откровением для детской души, заставить ее испытать важное: удивление, сопереживание, радость, восторг... Ведь поэзия многое может. В том числе – привить ребенку потребность в ощущении красоты, эстетики родного языка; развить способность к тонкому восприятию поэтических строк. Написать для детей так, чтобы они и испытали сильные чувства, и чему-то научились – это, безусловно, высокое мастерство. Тут и ответственность за каждое слово, и мудрость, опыт. И умение автора сохранить в душе детское восприятие. Все-таки, чтобы разговаривать с душой ребенка, надо понимать этот язык... ...Именно поэтому, с учетом всего вышесказанного, на первое место из 32 поступивших работ у всех судей с большим отрывом от остальных вышло стихотворение «Мне пригрезилось» Сергея Ворошилова. Из работ, которые мне понравились, запомнились, несмотря на какие-то замечания и общие невысокие оценки, могу назвать «Торопыжку», «Куранты бьют», «Не угодили», «Мой друг Снеговичок», «Новогодний поезд» – все-таки ярко, интересно. Одним из лучших считаю «Спасителя принцесс» Натальи Колмогоровой – по-настоящему детское, умное и веселое стихотворение. Без преувеличения можно сказать, что «Как шагает Новый год» Галины Пиастро – очень ценное, познавательное для младших школьников произведение, к тому же прекрасно исполненное. Наши оценки складывались из множества критериев: и художественный замысел, и его оригинальность, поэтическое воплощение, и технические особенности (рифмы, ритмика, фонетика), и эмоциональное воздействие, и общая грамотность. Учитывалось, конечно, и раскрытие заданной темы. В этот раз мы решили не показывать нашу подробную внутреннюю кухню с оценками – на то она и внутренняя. А основные судейские комментарии вы уже читали под работами. Всем хочется пожелать поэтического вдохновения и большого счастья в наступившем году! К пожеланиям присоединяются судьи номинации Зинаида Кокорина и Юрий Юркий. А дальше – судейские заметки на полях из номинации «Проза для детей». Дорогие друзья! Конкурс закончился, подведены итоги. Пришло время анализа удач и ошибок. Казалось бы, что сложного в том, чтобы написать незамысловатый короткий рассказик или сказочку. А вот ведь сложно! Если, конечно, хочешь написать хорошо. Взрослые, если и помнят себя детьми, то всё равно не могут в полной мере чувствовать себя ребенком, думать, как ребенок, воспринимать мир по-детски. А без этого написанное для детей не доходит до их души. И всё-таки есть авторы, которые обладают редким даром (или умением) настолько хорошо понимать детей, чтобы в своих произведениях вставать с ними на один уровень, разговаривать на одном языке. Это не значит, что c малышами нужно сюсюкать, с более старшими использовать сленг. Мастерство в том, чтобы на понятном детям языке рассказывать им о мире, в котором предстоит жить, о взаимоотношениях в нём, о плохом и хорошем. Причём, рассказывать просто, доступно и интересно. И обязательно научить чему-то, причём, чем младше адресная аудитория, тем понятнее и конкретнее должен быть урок, тем короче и проще предложения. Это азы написания произведений для детей, о которых знает каждый серьёзный детский автор. Сказать-то легко, а вот сделать… О сложности написания детской литературы свидетельствует количество произведений в нашей номинации - в «Прозу для детей» поступило 24 работы. Это чуть больше допустимого минимума, при котором номинация считается состоявшейся. Из 24 работ малышам были адресованы 9, дошкольникам и младшим школьникам - 10, школьникам среднего и старшего возраста – 5 произведений. Таким образом, нам пришлось оценивать и сравнивать сказки для трехлетнего ребёнка и рассказы для младших и старших школьников. Но «малышковая» литература по глубине содержания, красочности и выразительности языка часто проигрывает школьной. Намного легче было бы сравнивать рассказы внутри возрастных групп. Но тогда номинация конкурса не состоялась бы. Поэтому мы постарались абстрагироваться от возрастных групп и оценивать произведения сами по себе. А они были разные. Одни радовали классикой, другие оригинальными находками в сюжетных поворотах, неожиданными сравнениями, красочными описаниями. Были и просто наброски, с которыми авторам еще предстоит поработать. Наши комментарии вы уже видели. Каждый хороший рассказ уникален по-своему, а вот ошибки чаще всего поддаются обобщению. В нашей номинации можно выделить несколько типичных. Как ни странно, но некоторые рассказы больше адресовались взрослым. Например, как не надо поступать, если имеешь дело с детьми («Утренник»), или рассказывается взрослым о детях («Белый шар плывёт по небу...»). Не каждый рассказ, в котором имеется ребёнок в качестве одного из героев, может считаться детским. И совсем недопустимо заставлять ребёнка говорить словами взрослого человека («Новогодний сон»). Ещё одна проблема - автор не до конца продумал сюжет. В результате у читателя-малыша остаются вопросы после прочтения («Как Лёнечка Новый год встречал», «Снеговик и огородное Пугало», «Разный Новый год», «Как Дед Мороз на Байкале друзей выручал»). А мы ведь помним, что своим рассказом помогаем детям понять окружающий мир! Поэтому не должно быть ничего лишнего в произведениях для детей. Так, в чУдной зарисовочке «История для маленьких и больших» автор переусердствовал. История про озорницу Агату замечательна сама по себе, если её слегка почистить. Надо спросить себя: «А поймут ли меня дети?». Поймут ли дети, например, с какой радости Агату «пора учить английскому»? Затрудняет восприятие злоупотребление повторами, сложными предложениями, деепричастными и причастными оборотами («ВЗОШЛА НАД МИРОМ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА», «Письмо для Деда Мороза» и др.). Не логично использование взрослых речевых оборотов при описании мыслей и действий ребёнка («Подарок»). Два слова об участии в конкурсе отрывков. Мемуарный жанр (отрывок «ТУФЕЛЬКИ») в бытовом смысле бывает интересен родным и близким. Это неплохо и даже оригинально при написании родословной, чем сейчас многие увлекаются. Но использование отрывка в конкурсе рассказов сразу ставит его в невыгодное положение. Многое остается непонятным, т.к. пояснения где-то до или после взятого отрывка. Мы от души желаем детским авторам дальнейшего совершенствования в этом трудном жанре, вдохновения, озарения, наблюдательности и терпения! С уважением, судьи номинации «Проза для детей»: Татьяна Крючкова, Наталия Букан, Виктория Лукина . |
| Спасибо, очень познавательно! Жаль, что нет индивидуальных оценок. Обычно именно их все ждут с нетерпением. |
| Игорь, если вот прямо совсем интересно, напишите мне. |
| Думаю, интересно не только мне. |
|
|