Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Встречи. Студия прозы
К темам проекта
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Встреча №41. Ольга Немежикова. "Идол в ромашковом поле"Ответить
   Уважаемые дамы и господа! Студия Прозы приглашает всех авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №41 с Ольгой Немежиковой!
    В Литературной мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки». В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения!
    «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гёте
   
    Состав Студии Прозы (в скобках указана текущая очередность рецензирования):
   
    1. Гринберг Мария (2)
    2. Маверик Джон (1) John Maverick
    3. Немежикова Ольга (3) - ведущий
   
   Подробная информация о нашей деятельности изложена в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании!
   
   Сегодня рецензируем рассказ Ольги Немежиковой "Идол в ромашковом поле"!
   
    http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=361126&pid=0
   
    Ольга Немежикова: рассказ свежий, хотя писался долго, несколько месяцев, тем не менее не отлежался, но то, что хотела выразить, на мой взгляд, вполне провела. Речь буду ещё править и в этом месте надеюсь на ваши указания, поскольку мне пока "горячо".
    Как читателем воспринимается идея рассказа? О чём он???
    Что кажется неясным, размытым, быть может, даже лишним?
    Достаточно ли сделаны образы в контексте содержания?
    Насколько органичен композиционный строй? Очень волнует, как воспринимаются всполохи реминисценции, тесное соседство разновременных пластов?
    Держится ли внимание? Если обрывается, то в каком месте? И, вообще, насколько интересно читать? Насколько интересны герои?
    Буду благодарна любым замечаниям.
   
   Приглашаем авторов портала с гостевыми рецензиями!
   Всегда рады вашему вниманию!
Ольга Немежикова[22.12.2016 08:53:29]
   Рецензия Марии Гринберг
   
   Трудно определить жанр этого произведения: больше всего похоже, пожалуй, на сложенный в беспорядке набор зарисовок, заготовок на будущее.
   Например, в начале блестяще выписанный портрет очень колоритного персонажа — велосипедиста, мельчайшие подробности, вплоть до мягкости кед и запаха дезодоранта, ну а к чему всё это, когда тут же мелькнул он и пропал? Разве что от его необычных ушей перекидывается мостик к дальнейшему — странной игре детей, тренировке в спасении от смерти?
   Действительно, если всерьёз начать готовиться к роли жертвы войны, пожалуй, заранее жить расхочется? И советская пропаганда в этом отношении описана весьма убедительно, я уже, помнится, где-то упоминала легендарную книжную серию «Пионеры-герои» — достойную быть на полке всякого уважающего себя садиста. Да ещё и в сочетании с НВП, ведомой такими физруками — что-то по аналогии вспомнился рассказ А. Грина «Отравленный остров». Впрочем, здесь до подобного ужаса всё-таки не дошло, преодолела негатив здоровая детская натура, да и совет пришёлся кстати: не забивай себе голову, будь счастливой!
   Опять очень убедительные, на грани шока, описания мрака и скрежета зубовного, советской стоматологии с тупым буром — и, однако, что же за мама, столь суровая к своему ребёнку, «сладкого в доме никогда не водилось»? Интересные портреты сверстников, описания необычных подарков — ножичка и зеркальца, судьба старой голубятни, рукодельница-тётя и первое длинное платье, вышивка-ромашки и вырезанный из дерева идол-оберег, окончательно прогнавший страх перед войной — не сама деревяшка, конечно, а создавший её мужчина-защитник… калейдоскоп, нагромождение красивых осколков…
   Поэтому трудно и ответить на вопросы автора: «Как читателем воспринимается идея рассказа? О чём он???» — а какова вообще здесь идея? Разве что: не надо бояться войны, когда есть такие защитники? Спорно, вообще-то, вон как война с ними расправляется?
   «Что кажется неясным, размытым, быть может, даже лишним?» — тоже, раз не совсем понятен замысел автора, трудно оценить.
   «Достаточно ли сделаны образы в контексте содержания?» — «сделаны»-то образы вполне «достаточно», этого медвежьелапого велосипедиста как наяву видишь, или, например, Стёпа с ушами — «анемонами», да ещё движущимися, просто цирк! Но вот что значит «в контексте содержания», опять-таки, смотри пункт 1…
   «Всполохи реминисценции», по-моему, вполне к месту, и разновременные пласты соседствуют вполне органично, внимание держится за счёт великолепных описаний — картинок, но вот по прочтении осталось недоумение: так что же и к чему мне рассказали?
Ольга Немежикова[22.12.2016 10:33:59]
   Спасибо, Мария!
   Да, въехавший неформал и был мостиком - со своими ушами, велосипедом, татуировками он был словно транзитом из детства.
   Рассказ о конце семидесятых, это было время истерии угрозы войны, во всяком случае у нас, в Сибири, вдоль ЖД. Везде, почти в каждом жилом доме организовывались бомбоубежища, к ним красились указатели, политинформации на рабочих местах угнетали взрослых, особенно тех, кто только "ходил на работу и читал газеты", не имел хобби, дружных семей, огородов, каких-то идей по жизни, чтобы отвлечься от страха перед возможной войной. В то время население всерьёз боялось, что будут девушек призывать в армию, как и парней. Я сама слышала об этом разговоры "в народе". И на психику ребёнка вся эта пропаганда "угрозы" оказывала самое угнетающее воздействие.
   Но детям свойственно искать выход, их возможности даже шире взрослых, поскольку дети легче увлекаются какими-то идеями. Предприимчивые родители Лёшки свалили подальше с Востока, поближе к Западу, у них были деньги на переезд, но выехать из страны в то время было практически невозможно, даже в отпуск выбраться за рубеж очень и очень сложно.
   То есть, я описала реальную ситуацию через детское восприятие именно того времени и места. Не думаю, что так же "промывали мозги" в западной части СССР, в той же Москве. Истерия лет через пять закончилась (поэтому тот же Джон её и не застал), бомбоубежища перепрофилировали, политинформации отменили, но навалился Афган. Наше поколение чётко попало под эти гусеницы и на рельсы... Тем более, из Сибири ребят в Афган отправляли очень и очень много.
   Страх описан с точки зрения именно девочки. У меня было два варианта рассказа, второй с повествованием от третьего лица, но от первого лица рассказ получился ярче, живее, эмоциональнее.
   Да, когда думали о войне, жить становилось безумно страшно, потому что нам, детям, война давалась через рассказы именно про пионеров-героев, и "Молодую Гвардию", то бишь про те же пытки. Помню классный час, где учительница зачитывала документальные воспоминания очевидцев об эксгумации трупов замученных молодых девушек и парней из шахт. Кровь стыла в жилах... Эти уроки, конечно, подавляли. К патриотизму они не имели никакого отношения. Потому что было ясно: население брошено на произвол будет, и само должно как-то выкручиваться. Война именно с этой стороны открывалась, увы.
   Девочка "спаслась", воистину, религиозным способом - поручив себя идолу... Но подготовку массированную провела тётя - в первую очередь она переодела девочку. Это очень важно - сменить одежду и почувствовать себя ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ. Одежда как оберег от чужого воздействия, от чужих идей. Плюс возраст, когда голова девочки должна естественным образом погружаться в романтические фантазии, а не в мысли как метко бросить гранату.
   Не все родители "лечили" зубы своим детям, как и себе, впрочем. Опять же, не у всех зубы и болели. Сладкое было дорого, зарплаты маленькие, если родители не работали на заводах, да оттуда же и снабжались.На зарплату 80 руб не сильно-то купишь сладкое (помню консервированные "Сливки" за 1 руб. 80 коп. - это была вкуснятина!!! Тортик маленький стоил порядка 2,5 руб, но позволить его "раз в неделю" для очень многих было "излишеством"), да ещё кооператив 100 руб в квартал - огромные по тем временам деньги. Семьи Стёпы и Лены небогатые, потому для них и зефир - драгоценность. Конфеты у них водились только в подарках новогодних. Это реалии. Семья Лёшки живёт на широкую ногу - каждый год на море, надолго.
   Идея (косвенная) ещё и в том, что из всякого морока всегда выбираться придётся самостоятельно. В меру своих магических усилий, поскольку ведь это надо себя перепрограммировать.­ Девочка именно это и сделала - она тянется к светлому. Тем более, от того, что ты будешь о войне думать (не во время ритуалов памяти), только себя отравишь. Всё время о ней должны думать только военные и политики - это их работа. А гражданское население ничего конструктивного сделать не может - у них просто нет инструмента, да это и дело не их.
Ольга Немежикова[22.12.2016 12:12:55]
   Мария! Ещё раз решила ответить на Ваш вопрос:
   
   "Поэтому трудно и ответить на вопросы автора: «Как читателем воспринимается идея рассказа? О чём он???» — а какова вообще здесь идея? Разве что: не надо бояться войны, когда есть такие защитники? Спорно, вообще-то, вон как война с ними расправляется?"
   
   Речь в рассказе о войне "возможной", которая МОГЛА БЫТЬ 40 лет назад. Если бы война случилась реально - это бы был совершенно ДРУГОЙ РАССКАЗ. Но в тех обстоятельствах девочка поступила единственно верным путём. Во всяком случае, думая о войне, ей стать именно счастливой женщиной было бы много сложнее, если не невозможно вообще. А Лаос всегда в огне. Всегда были, есть и будут горячие точки. Не население должно их гасить, уж точно - оно заложник страшной ситуации, ему остаётся лишь выживать и бежать, если возможно. А совершенно конкретные структуры должны наводить порядок.
Мария Гринберг[22.12.2016 13:11:15]
   Да, не достигло своих целей патриотическое воспитание.
   Хотя примеры-то приводились правильные — те, про кого написаны книги, думали отнюдь не о том, как «выживать и бежать»?
   
   «Одну минутку, Харон, — сказал я, превозмогая слабость. — Что же теперь будет? Что с нами сделают?»
   Этот мой единственный вопрос привел его в неописуемую ярость. Он остановился на пороге, повернулся вполоборота и, как-то болезненно дергая коленом, прошипел сквозь зубы следующие странные слова: «Хоть бы одна сволочь спросила, что она должна делать. Так нет же, каждая сволочь спрашивает только, что с ней будут делать. Успокойтесь, ваше будет царство небесное на Земле»
   (с) АБС, «Второе нашествие марсиан», 1968 г.
Ольга Немежикова[22.12.2016 16:05:19]
   Мария! Вопрос о действенности патриотического воспитания, конечно, интересный!
   Те же книги. Их герои идейны в реале, а не в воображаемом пространстве, они, мало того, прототипы, так ещё и участвуют в реальных событиях. Они шли на борьбу!
   Читатели уже выросли в другой обстановке - сдвиг исторический был и давно никакой борьбы, а чисто выживание «победителей» с копейки на копейку - об этом думают родители детей... Меньше всего их волнуют успехи индустриализации и так далее. Более того, мифический коммунизм никому непредставим в принципе.
   Читатели-дети, представляя себя на месте тех же пионеров-героев, думают не о ненависти в "врагам", а о более сильном чувстве - страхе пыток, которые живописались... Казалось бы, эти пытки должны бы вызвать ненависть к врагам! Они её и вызывают, но во вторую очередь! Потому что в первую очередь работает именно страх! Возможно, и пионеры-герои знали, что будут их мучить, попадись они в руки палачам. Но там ведь срабатывает такая штука "а я не попадусь"!!! А читатель, хоть тресни, уже попался! Тем более, ребёнок...
   
   Вот "гнилой запад" из "Красных башмачков" наверняка вызывал ненависть - так "кинуть" маленькую негритяночку!!! Тем более, так ПОНЯТНО и законно её желание иметь эти самые хорошенькие башмачки! Никаких пыток, зато высокомерное небрежение - это дело вызывает просто-таки взрывную ненависть! Авторам бы и про пионеров-героев пройти тем же путём - пусть их "опустят", но не сделают, что называется, больно - а вот достоинство унизят по полной. Толку было бы стократ больше, на мой взгляд, чем на шашку с голой пяткой. Потому что от того, кто делает тебе, безоружному, больно, ты сначала попробуешь сбежать (он же неадекватен для начала!), а уж потом будешь драться, ну, коль бежать-то некуда. Но тогда драться будешь насмерть. Но это если тебя предусмотрительно морально не сломят - тут тоже реакция-то непредставимая - по силе духа, который у каждого свой потенциал имеет.
   
   Впрочем, неизвестно, как бы сейчас их, тексты эти, я восприняла. Думаю, вполне адекватно. Ну, хочется верить. Во всяком случае, от "Проклятых и убитых" Астафьева не было у меня отторжения - верю! А юные герои, тот же Кибальчиш были для меня недосягаемы, потому что примерить их на себя мне не удавалось, хоть тресни, зато пугали они нешуточно своею истовостью недетской, какой-то загадочной чудовищно непонятной тайной... А мы, дети, почему-то должны были соответствовать этим персонажам. Поскольку ведь всё это не очерки, а художественные произведения, но довольно-таки жизнеподобные в части исторических рассказов.
   Дети очень любят страшилки. Но не про себя - про других детей, например. А в случае героев предполагалось вживаться в образ лично. Ты же клятву давал - октябрёнок! Пионер! Комсомолец - вообще стёкла кушать и по огню ходить, не менее...
   
   Так думаю. Вопрос "что надо делать" всегда останется открытым. Потому что решение уникально. Ты никогда не предугадаешь, что случится, а потому алгоритмы имеют смысл, разве, тренировочный, не более. А каков будет сам забег - никому не ведомо. Обычно в этом месте всё решает тело, интуитивно выбирая единственную тропку. И слышать себя - дело не последнее.
   
   Те, про кого написаны книги, думали как бороться. Всё верно. Но, чтобы бороться, нужна ИДЕЯ и структура-форма, которая её проводит. А дети, помня уроки пионеров-героев, что имеют? Нападают враги, захватывают территорию и начинают изводить население, которое предоставлено само себе. Как они, беспомощные, могут себя защитить? Уходить в партизаны городские? Дети??? У пионеров-героев ведь были идеологи-наставники!­ А у «нас» кто? У Лёшки, Стёпы, Ленки? В этом месте абсолютная нестыковка и хронический ужас. Структура «Звёздочек», «Отрядов» и «Дружин» какая-то панарошная, по принципу прописки - не идеи!!! И висела всегда кандалами на плечах за своей бестолковкой. Ты как-бы даёшь клятву, а она не пришей-не пристегай! И в этом месте провал патриотической работы.
   А вот когда патриотическая работа организовывалась именно по интересам, а не месту жительства-школы, она - да, она работала и работает до сих пор! Потому что чувство патриотизма внутри человека есть, ведь это - достоинство, принадлежность к какой-то высокой, всеобъединяющей идее... А так мы её поодиночке, что называется, в себе «держим». Но, так думаю. Патриотизм, он никуда не исчез. Он просто просыпается в определённых условиях САМ. Как и потребительство - оно не исчезнет никогда, только, в отличие от патриотизма, ему условия не требуются - «Всегда готов!» Это всё природа человеческая, была и будет, и в рассказе моём всему роздано.
   Пионеры-герои именно в борьбе обретали достоинство. И они, так полагаю, живо чувствовали именно в борьбе свою значимость - собственно, только в борьбе ведь и можно почувствовать её - В ПРОЦЕССЕ! А мои герои - Лёшка, Лена, Стёпа - «деморализованы» самой исторической реальностью, нет у них никаких наставников, идеи сумасшедшей, кроме «выжить» и избежать пыток, потому что стоят они перед гипотетической угрозой истребления, даже массового - ядерная бомба, противогазы... В общем, полный бред для детей. Но они - молодцы! Они действуют!!!
   Вот мои соображения по Вашему шару.
Ольга Немежикова[22.12.2016 08:55:14]
   Рецензия Джона Маверика
   
   
   Грустный рассказ о детстве, о друзьях по играм и о совсем не детском параноидальном страхе перед войной, которым была охвачена вся страна... Во всяком случае, так кажется, из текста. А как на самом деле? Из собственного детства я такого не помню, во всяком случае, не в подобном масштабе. Было чувство смутной угрозы, но чтобы дети всерьез беспокоились, как в случае чего спастись — прикинуться трупом или шевелить ушами...
   Рассказ построен из отдельных эпизодов, которые перемешиваются, налезают друг на друга, переплетаются, как разноцветные нити вышивки. Собственно, именно так работает человеческая память, сперва один случай вспоминается, потом более ранний, потом что-то и вовсе как будто постороннее - а все вместе образует хрупкую ткань жизни.
   Лично мне композиция показалась вполне органичной, во всяком случае, для небольшого объема. В романе или повести, наверное, читалось бы тяжело. Живые, яркие образы, у каждого персонажа свой неповторимый голос. И кульминация текста, когда Степа вырезает из дерева статуэтку воина, которая символизирует взросление. Мальчик, еще совсем недавно думавший только о собственном «спасении», превращается в мужчину-защитника.
   Пройдет несколько лет, и он, действительно, погибнет на войне — бессмысленной и никому не нужной, не как защитник отечества, а на чужой войне, среди «зловещих в своей пустынности гор».
   О чем этот рассказ? О мужчинах и женщинах, о страхах и о том, как люди учатся жить с ними, о вызовах и ударах судьбы. Это если не вдаваться в политику — а я не хочу, во всяком случае, не здесь...
Ольга Немежикова[22.12.2016 11:06:36]
   Спасибо, Джон!
   Да, Вы верно считали идею. Страх именно параноидальный, и реализуется непредсказуемо. Но, опять же, страх этот навязывался "в меру" - чтобы именно подавить психику, опять же, причина бедности населения не вызывает особых вопросов - лишь бы войны не было, об том у всех должна голова болеть, но, в то же время, не испугать до самоубийств, понятно. Во всяком случае, о самоубийствах на этой почве мне ничего не известно.
   В войну дети "играли", в том числе и таким способом, моделируя оккупацию, и лихорадочно думая, как же спастись. А не только бегая с автоматами, как рассказывается в книжках. Понятно, с автоматами бегали тоже! Но здесь-то жутик ещё тот - ведь ты абсолютно незащищённый! Хотя Стёпа меньше чем через десять лет попал в реальный жутик... Это судьба.
   Нет, в политику вдаваться не моё дело - это просто быль новейшей истории, описанная художественно, не очерком. Реальный страх детства. В детстве всё чувства первозданно-яркие, особенно для натуры впечатлительной.
   Но писала рассказ именно для того, чтобы "просветлить" чувство детского страха, увидеть свет там, где его не видят взрослые, во всяком случае, не все, и туда - к свету - идти. Потому что повседневные новости тоже угнетают не менее, если на них сосредотачиваться. Надо всё это отделять от своей психики. Мир неизлечим, но люди излечимы вполне. Спасение может быть только индивидуальным, в своей голове, в сердце - об этом рассказ.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта