Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Борис Колганов 
Тема:Индивидуальный обзор произведений 2 этапа ВКР-13 номинации "Фантастика..."Ответить
   Фантастика, фентези, мистика, детектив, приключения – неплохой выбор для сочинения. Во втором этапе ВКР-13 в номинации «Фантастика…» были представлены 32 работы. Нельзя сказать, что жанры рассказов, устанавливаемые программой портала, прямо соответствовали жанрам данной номинации. Но такое несоответствие при оценке произведений не учитывалось. В то же время, жюри внимательно отслеживало соответствие фактического содержания работ требованиям номинации. Особых разночтения при определении «форматности» текстов не наблюдалось, иногда разнились оценки содержания произведений. Но в целом, оценки получились взвешенными и, надеюсь, адекватными.
   В этом индивидуальном обзоре представлены мои личные впечатления, которые ни в коем случае не должны рассматриваться как особое мнение. Так, меня всегда интересовала тематика конкурсных произведений – что привлекает авторов, тенденции. Что оказалось.
   
   1. Один детектив. Просвирнов Александр: «Черт заводит снова колесо...»
   У нас теперь все следы преступлений ищут в Интернете. Это оправдано, ибо что только не запутается в нашей всемирной Паутине. И очень удобно, сидя перед компьютером, привлекать к поискам удивительно расторопное и эрудированное программное обеспечение с данными космической навигации и картографии – это ли не элемент фантастичности в расследовании криминала! Хорошо бы ещё, чтобы и фабула преступления выглядела фантастично.
   Но не беда, что фабула в «Колесе…» не так уж и замысловата. Я даже скажу, что временами читал рассказ с интересом. Однако, финал рассказа меня разочаровал. Мне показалось, что он скомкан и не очень-то подготовлен предыдущим текстом. В первую очередь это относится к Кузьмичу, представленному в финале едва ли не исполнителем теракта, в то время как «Уимполь» вообще не вышел в финал, хотя именно его небезосновательно подозревал самодеятельный детектив Фрол. И что странно, Фролу он не был знаком в начале расследования, а ближе к его концу Фрол и «Уимпль»-Гена оказались настолько знакомы, что «детектив» счёл необходимым прикрыть его, а сдать Кузьмича, который при первом с ним знакомстве был представлен читателю как человек, не более, чем легкомысленный. И уж, во всяком случае, мало причастный.
   
   2 Три приключения.
   
   2.1 Одно связано с потусторонними силами. Олег Бунтарев: «Церковь».
   «К добру или к худу»? Единственный вопрос-заклинание, что случайно знал Олег, ему помогло против домового. Однако для бойких трупов и ходячих мертвецов надо иметь в запасе другое. Да и оружие, соответствующее случаю. Раньше странствующие в навьи были прекрасно экипированы. А что мы видим здесь: совершенно безответственный подход к опасному предприятию. А ведь их же предупреждали не только люди, но и потусторонние силы: ты туда не ходи.
   А куда, собственно? В подземелье с галлюциногеном метаном или в подземный мир умрунов? Пусть метан опасен для жизни и Юрий (сам, кстати, наглотавшийся опасного газа) вовремя вывел Олега на чистый воздух, но рискну заметить, что метан не будет рвать связь времён, когда прошлое и будущее меняются местами. Тогда ничего и не было.
   Значит, дело было в царстве мёртвых. И что? Ничего особенного – попугали Олега, погоняли по лабиринтам подземелья и туннелям времени и передали под опеку Юрия. И опять не было ничего, разве что знание Олега о смерти друга. Знание, которое ничего не могло изменить.
   Смерть лучшего друга Олега в концовке рассказа заслуживает более обстоятельного и бережного описания. И уж конечно, без отвратительных подробностей.
   
   2.2 Второе приключение. Евгения Дериземля: «Солнцеворот, или однажды на Купала»
   Известная тема с кознями нечистой силы, и мороком.. Так и хочется назвать ночь Ивана Купалы ночью напрасных хлопот. Просто уже с трудом читаются такие вещи: всё заканчивается неудачей.
   Но только не в нашем случае. История проста, в ней – дыхание природы, поверья и обрядовость и не без колдовства. Нужно только прислушаться к этому и принять и − вперёд! Хорошо, что у рассказа счастливый конец. Всё-таки, скучновато без них.
   Только не могу не заметить очень уж скомканную концовку. Цветок папоротника исполнил желание Любавы, но совершенно не эффектно, верно из-за того, что желание это прокричала не казачка, не девушка, а «девка». А прекрасный юноша должен был бы сказать что-то вроде сказочного «Что с тобой, душа-девица?» и ни в коем случае не осведомляться сухо «Девица, что с вами?».
   
   2.3 Третье приключение с большой для меня натяжкой можно увидеть в рассказе «Мятотерапия» Василия Шарлаимова.
   Возможно из-за того, что рассказ приведён с сокращениями, в нём не оказалось ничего мистического и ужасного, ни детектива, ни занимательности приключений главного героя. И фантастического предположения, вокруг которого мог бы закрутиться сюжет, тоже нет. Единственное, что остаётся – это порадоваться за героя, достигшего своей цели посредством мятотерапии.
   
   3 Фантастика представлена пятью темами, условно распределившимися следующим образом.
    Конец мира 5
    Мироздание, Высшие существа 8, 12
    Миры ЛГ 6, 15, 20
    Путешествия во времени 7, 14, 18, 24
    Социум 9, 10, 11,13,19, 21, 27, 32
   Числа справа – номера произведений в номинации.
   
   3.1 Конец мира. ИгорьТолоконский: «Весы»
   Если мир сошёл с ума и несётся в тар-тарары, ему никакие кометы не страшны. Кто-то хочет спасти мир? Вот, влюблённые: «Не сейчас, дай нам насладиться, а там – хоть потоп»! То красота мир спасает, то – любовь… Да разве можно так спастись? Может, лучше нормальные головы всем прикрутить? И тогда энергия из неподъёмного камушка действительно пойдёт на благое дело. А куда, кстати, «Всемогущий» предполагал эту энергию направить?
   
   3.2 Мироздание, Высшие существа. Здесь два рассказа.
   
   3.2.1 Дмитрий Бронников: «Боги»
   Пытаюсь ухватить основную идею.
   Люди создали действующую модель мира, в каковую не только заложили все известные им циклы развития, но и вмонтировали создание на определённом этапе следующей действующей модели мира и т.д. При этом предполагалось, что создатели очередной модели в собственном развитии уходят от предшественников всё дальше и дальше, пока не станут всемогущими, т.е. богами. Но стать всемогущим, значит остановиться в развитии. Нет дальше никаких миров – начинай сначала. И создал Бог Землю...
   Вроде бы всё сходится на уровне умозрительности. На этом уровне можно рассуждать, сколько чертей могут одновременно плясать на острие иглы. Но для начала неплохо было бы накопать руды, выплавить сталь, выковать иглу. Вот тут-то и начнутся реальные вопросы.
   Прикидывал ли автор, сколько вещества понадобиться создателям, откуда его брать? Куда девать отработавшие миры? И вообще: не нарушаются ли здесь законы мироздания? Всё-таки, автор предлагает некую космогоническую концепцию.
   И последнее. Если продолжительность циклов создания приблизительно одинакова и всякий раз очередной создатель начинает с нуля, то уровень знаний, накопленных к очередному акту творения также в известной степени одинаков. Какой механизм передачи знаний может предложить автор? А без этого механизма создателям никогда не дотянуться до уровня Бога.
   
   3.2.2 Игорь Колесников: «Мой друг – инопланетянин»
   Тема рассказа такова, что при её изложении нельзя обойтись без «разглагольствований­».­ Читая в иных аналогичных произведениях теоретические изыски в профессиональном изложении, часто испытываешь неловкость и, как результат, недоверие к фантастическому предположению со всеми вытекающими последствиями. Но в данном случае подача материала через диалоги подростков и с привлечением эпистолярного жанра представляется удачной.
   Центральное место в рассказе занимает письмо Димки, в котором и излагается фантастическое предположение. Известная гипотеза о генной инженерии в возникновении человека положена в основу действия древнейшей космической цивилизации, создающей планеты и разумную жизнь. И она решает, насколько созданная разумная жизнь соответствует её представлениям. С другой стороны, представители расы создателей позиционируются как могучий аппарат познания. Но есть вопросы.
   Неужели за миллиард лет цивилизация создателей впервые наткнулась на эмоционалов-землян? Как всегда, можно очень просто сказать«они имеют возможность создавать целые планеты», но могут ли они это сделать, если«у них практически отсутствуют зрение, конечности»? А где аппарат познания? Атрофированы органы чувств, хотя по логике они должны бы развиться, расширить диапазон восприятия. Кажется, что и преодоление межзвёздных расстояний могло бы осуществляться через подпространство, читатели фантастики к этому привыкли.
   Два слова о мотивации «отца» Димки. Насколько я понял, в его функции не входила корректировка генного кода землян. Почему же тогда он «сотворил» младшенького? О старшем я не говорю: по-моему, здесь перебор.
   
   3.3 Миры литературных героев. Поясню: я имею в виду своеобразное погружение в миры героев, создаваемых другими авторами (зачастую вымышленными), не только литераторами, но и киношниками, художниками и другими представителями творческих профессий. Это не продолжение, не сериал по мотивам. Хотелось бы увидеть здесь тенденцию, но пока поосторожничаю и ограничусь лишь взглядом на три рассказа.
   
   3.3.1 Вадим Сазонов: «Миниатюра-шутка: Герои поневоле»
   Путешественники и полководцы, учёные и архитекторы, скульпторы и художники, поэты и писатели – знания об этих реальных людях пришли к нам из литературы. Но разве не из литературы пришли нам знания о персонажах вымышленных? И те, и другие стали частью нашей жизни. И если первые дают нам фактическую информацию о реальной человеческой цивилизации, то вторые больше связаны с её духовной составляющей, своеобразной виртуальной реальностью.
   Мне представляется весьма интересным окунуться в такой виртуал. Автор предлагает для этого собственную разработку, в которой достоверно показывает коллизии взаимодействия реальности писателя и мира его героев.
   
   3.3.2 В. Румянцев: «Дежавю»
   Этот рассказ – ещё одно проникновение в виртуальную реальность, в которой действует киногерой. Или видеогерой – неважно.
   Некто Сергей Миронов едет по дороге, примечает то одно, то другое. Нередко чувствует дежавю, и читатель настораживается и постепенно, по мере разворачивания событий, начинает понимать, что перед ним какой-то видеобоевик. И совершенно в том убеждается, когда ему, читателю демонстрируют поломку носителя – то ли диска, то ли кассеты. Всё-таки, кассеты, которую просматривал Андрей.
   Интересно взглянуть на событийный ряд, переместив точку зрения наблюдателя во внутренний мир видеогероя. И, по-моему, лучше всего этополучается через литературу.
   
   3.3.3 Наталья Новохатная: «Под настойчивой кистью»
   Вспоминаю «Портрет» Н. В. Гоголя. Портрет, не сводящий взгляда со зрителя. В этом нет никакой мистики: это известный всем художникам технический приём.
   Но полотно, ещё не ставшее портретом – «силки для новой птички» − слепо и может лишь чувствовать свет и тьму, Марка, слышать голоса и звуки музыки, ощущать прикосновение кисти и руки. Оно – средний род, ни мужчина, ни женщина. В начале рассказа так оно и есть. Но потом полотно начинает ощущать себя женщиной, между тем, ему никто ещё не дал знать (Марк, конечно, поскольку только у него могла быть внутренняя связь с полотном), что на нём будет написан женский портрет.
   Зато потом, когда всё определилось, и начались переживания рождающегося портрета, его наблюдения за взаимоотношениями модели − Норы и художника Марка, некое переплетение жизней всех троих. Жаль, что здесь практически не показано «переселение душ»: ощущения портрета, когда Марк вкладывал в него свою душу, когда раскрывал душу Норы и переносил её на полотно, и насколько привнесённая в портрет частичка души Норы гармонирует с ощущениями портрета. И, кстати, о стихотворении. Портрет его услышал, но почему читатель его не смог прочесть?
   Идея рассказа замечательна, но исполнение его требует дополнительной работы.
   
   3.4 Не ослабевает интерес авторов к путешествиям по времени. В номинации их оказалось четыре. В качестве технических средств предлагается в трёх случаях временной портал и в одном – машина времени. Применение портала в высшей степени оправдано, поскольку не требует описания принципа действия, чего не скажешь о машине времени. Однако в нашем случае и с машиной времени всё обошлось: автору достаточно было перевести взгляд читателя на привычную ему летающую тарелочку, и все вопросы в этой связи пропали.
   Чего не скажешь о целях путешествия. Их всего две: три работы над ошибками и одна ознакомительная поездка. Но по порядку.
   
   3.4.1 Рогочая Людмила: «Диалектическая связь»
   Рассказ интересный, увлекательный, написан хорошим языком. Заявлен как фантастический, но элементы фантастичности вызывают вопросы. По моим наблюдениям во многих рассказах про путешествия во времени присутствует одна несуразность: мир вокруг путешественника в результате его действий изменяется, а он сам – нет. Хотя, пребывая в прошлом, он по логике не должен знать о будущем, из которого пришёл, а находясь в будущем, не знать о том, что пришёл из прошлого. Например, Мария Анашкина, вернувшись в своё время, должна воспринимать Царьград и Придунайские губернии как само собой разумеющееся и даже не подозревать о том, что мир немного изменился из-за её действий в прошлом. А восприятие концовки рассказа стало бы правильным, если бы рассказ закончился на сводке погоды в Москве.
   И, если бы не ещё один вопрос: где была Мария Юрьевна, пока её место занимала Мария Анашкина?
   
   3.4.2 Евгений Казаков: «Эпоха корректировки»
   Рассказ объясняет явления «летающих тарелочек» в наше время перемещением корректировщиков истории из нашего будущего в наше же настоящее. Некоторые современные уфологи согласны с автором рассказа. Другие придерживаются других точек зрения, но не о них здесь речь.
   О чём же здесь речь, я не понял. Нет, я конечно понимаю, что иногда люди делают что-то не так, иногда от этого «не так» сильно и долго трясёт окружающую среду. Но постепенно разного рода грохот и волнение утихают и все спокойно живут дальше. И вдруг какая-то светлая голова из прекрасного далёка решает, что у них далеко не всё прекрасно и они начинают шлифовать, лакировать, полировать, докапываться до причин, организовывать командировки во временные интервалы прощлого – подправлять, подчищать, не допущать.
   И однажды обнаруживают у себя на рубеже веков непонятно передвигающиеся образования (НПО по-нашему), занимающиеся в их действительности своей таинственной деятельностью. И ни в одной светлой голове из нашего далёка не возникнет мысль: как же они достали своими ошибками своих же потомков!
   И так – по кругу.
   Я не понимаю, зачем нужна корректировка (читай – фальсификация) истории?
   
   3.4.3 Владимир Юкчубаев: «Портал»
   Рассказ делится на две части. Первая – приключенческая, живописная, интересная. С единственным вопросом к ней. С какой стати Виктор ушёл из лагеря, оставив товарища одного. Так делать нельзя.
   Вторая часть характеризуется также единственным вопросом: зачем она вообще написана? Могучий, таинственный портал обещает читателю небывалое приключение. Действительно, ребята попадают в будущее, но увы! Захватывающее путешествие сводится к лекции о том, как оно, это будущее устроено. Один в один с рассказами Александра Казанцева из прошлого века. Не скажу, что они были неинтересны. Напротив, они в те времена были востребованы, однако, теперь так писать не следует.
   
   3.4.4 Елена Резникова: «Выбор»
   Не могу не начать с цитаты: «Он понял, что тот старый валун был машиной времени, о которой он мечтал всю свою жизнь, и которую ему подарила Судьба.
   Там, у этого камня, Сергей сделал правильный выбор. Единственно правильный выбор».
   Решение Сергея пройти через парк не было связано со спасением отца: Сергей хотел попасть на тренировку.
   Камень не был машиной времени. Временной портал был открыт перед Сергеем ещё до того, как он добрался до камня. Решение, которое Сергей принял у камня, было конечно правильным, но в общем смысле, не применительно к собственному отцу. Нужно быть готовым к тому, что Природа всегда предоставляет человеку возможность совершить поступок. Даже когда по непонятным причинам открывает перед ним временной портал. Сергей действовал неосознанно, случайно, но своё предназначение выполнил.
   
   3.5 Наиболее представительной в разделе «Фантастика» оказалась тема Социума, как, впрочем, и ожидалось. Эту тему представляют восемь произведений.
   
   3.5.1 John Maverick: «О, человек»
   Ну и народ на этом диком западе! Чего только не придумает, чтобы, упаси Бог, ихнему человеку не вредно там было жить и не огорчительно. К примеру, не получается у женщины родить. Ну, полечись, мужика поменяй, к суррогатной матери обратись. Но это ведь, какая тягомотина! Им же давно вдолбили в головы, чтоб кот без хлопот. И теперь для несостоявшихся матерей там у них пластмассовых младенцев делать стали. Вот, дожили! И не беда, что бэби дитём не пахнет и флюидов любви не имеет – к ним привыкнут, приспособятся. Подменяется потихоньку человек, уже почти неприлично задаваться вопросом о смысле жизни. Бездуховность, пустота.
   Теперь, куда пальцем ни ткни, обязательно попадёшь в негатив. Что ж, ничего хорошего в нашей жизни не осталось и уже поздно говорить «врачу исцелися сам»?
   
   3.5.2 Галина Димитрова: «Чиновник»
   Утопия. Из серии «Если бы директором был я». Или из серии «Наш ответ гнилому западу на ихние санкции. Хотя, расписано всё правильно, но неправдоподобно. Хотелось бы поверить в такое, но невозможно: где-то за кадром чувствуется фантастическое предположение, что каким-то непостижимым образом нашлись в обществе силы в одночасье (50 лет – не срок) поставившие всё с головы на ноги. Быстрее примешь концепцию Ефремова о вековой эволюции человека коммунистического будущего, или концепцию братьев Стругацких о силовом принуждении общества к человеческой жизни.
   
   3.5.3 Черняк Олег Аронович: «Кира»
   Это рассказ о двух началах в человеке − рациональном и эмоциональном. Без которых человек не может быть гармоничными. При этом в Кире берёт верх эмоциональность, свойственная женской природе: «зорко только сердце».
   Необходимо отметить, что этот рассказ, если и фантастика, то в незначительной степени, благодаря упоминанию далёкого уголка вселенной, откуда слетают на Землю души для новорождённых. Это воспринимается как метафора, но не как фантастический элемент, что совершенно не мешает рассказу быть увлекательным и жизнеутверждающим.
   
   3.5.4 Тарасенко Мария Евгеньевна: «Ангелы»
   
   Хороший рассказ, в духе «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери. Не думать не мечтать, не сметь. Средневековое мракобесие уже свирепствует, в «просвещённом» 21 веке и нужно немалое мужество, чтобы противостоять натиску бездуховности. И хорошо, что находятся люди, вступающие в борьбу с этим натиском.
   
   3.5.5 Александр Сороковик: «Записки Исполнителя»
   
   «Промолчи – попадёшь в палачи», - говорил поэт, имея в виду граждан, наблюдающих в обществе, к примеру, появление антидемократических тенденций, но молчащих об этом. Они молча голосуют за аппарат подавления, но лично головы не рубят и палачами себя не считают. Палачами становились граждане, в общем-то, аполитичные, которые головы рубили за хавчик. Но и они тоже палачами себя не считали, они, видите ли, были исполнители актов (наказания).
   Рассказ – о таком исполнителе. Человек, выброшенный из жизни так называемым демократическим обществом, оставшийся без средств существования, не имеющий возможности содержать семью, готовый на любую работу, хоть убивать виноватых в его бедственном положении. Тут нашлись и виноватые, и те, кто их нашёл, а, стало быть, и работа.
   Поначалу робел дядечка, но быстро привык, полез по карьерной лестнице и в финале герой предстаёт перед читателем вполне освободившимся от совестливости, сомнений, неуверенности, от всех «интеллигентских позывов» тупым костоломом, которого даже жена начала побаиваться. И это – тоже человек! Исполнительство для него, между прочим, уже пройденный этап, и уже нацелился он на руководящие посты.
   Хорошо, что действие рассказа происходит в вымышленной стране и нам волноваться не о чем.
   
   3.5.6 Александр Прокудин: «Жизни»
   Действительно, по-разному можно прожить жизнь: её можно прожечь, пустившись во все тяжкие, или сделать открытие, или ничего не сделать, или уйти из жизни в святые места – вариантов множество, да жизнь, жаль, одна. А если не одна, предположим?
   Вот автор и предположил, и предложил своему герою дополнительные два подхода. Причём, не прибегая ни к таинственной реинкарнации, ни к различной фантастике, ну, может быть, в самой малости её привлёк: два раза вытаскивал героя своего из клинической смерти. Чтобы сначала отгулять своё: уж, коли в первой жизни никого не удалось удивить, так зато во второй всех поразить и вдобавок умереть со смеху. А потом, отсмеявшись, возвысится духом и потратить свою третью жизнь на отмаливание грехов.
   Конечно, во всём этом наблюдается, хоть и в малой степени, некий смысл. Но, в общем и целом, герой опять протоптался на месте и не создал ничего высокого и вечного. И я считаю, что Господь был по отношению к нему вполне справедлив, раздавив лентяя грузовиком. Отмучился человек.
   Отдельная благодарность автору за интересный слог и уместную иронию.
   
   3.5.7 Александр Паршин: «Избранные и обреченные»
   О чём рассказ? О беде планетарного масштаба, надвигающейся из Космоса и грозящей гибелью разумной жизни на Земле. Может только спрятаться, правда, на всех убежищ не хватит.
   Вот тут-то и возникает нравственная проблема «избранные и обреченные», И проблему, по мнению автора иначе, как резать по живому, разрешить нельзя.
   Вижу здесь ещё и вопросы технического характера. Не буду останавливаться на возможности за три года насверлить миллион шахт и оборудовать в них убежища по 2000 мест. Вопрос в другом. Насколько я понял, 2 миллиарда человек должны заполнить созданные убежища за 72 часа? Какими же чёрствыми должны стать исполнители этой работы, в частности, спецназ, смогут ли такие люди пожертвовать собой ради других?
   Рассказ написан хорошо, читается с интересом, я всё время ожидал какого-то простого решения проблемы: прикинуться дурачком, или глушилку соорудить. Но нет, автор решил иначе.
   
   3.5.8 Олег Францен (Fenix XXI): «Карантин»
   Сколько раз я начинал читку репортажа, никто не знает. Один раз дошёл до окончания, на какой раз – сказать не могу. И, находясь там, задавался вопросом: что это было. Понял, что раскладка тайпера не совпадала с привычкой репортёра, в результате буквы складывались в путаные словосочетания. Но лиха беда начало и после второго успешного путешествия на тот конечек я уже старательно вспоминал, как по-нашему звучит блудница. Вспомнил.
   Есть мнение, что мат – проблема вечная, следовательно, не решаемая. И говорить о ней во времена межзвёздных путешествий, по меньшей мере, странно. А размахивать программой чистки языка – смешно. Интересно, что автор это мнение довёл до читателя, используя иносказание. Ведь так никто не пишет.
   Как оценить это произведение, вот в чём вопрос! Десятку без права переписки (рассказа, конечно) – жалко: тема, согласитесь, не из злободневных. Двойку – жалко: всё-таки, видна здесь плодотворная работа в поиске новой формы, отличной от всех иных.
   Положение безвыходное.
   
   4 Довольно значительным оказался интерес авторов к мистике. Шесть произведений, представляющих этот жанр (находящихся в списке номинации под номерами 3, 16, 22, 23,26, 29), по количеству уступают лишь Социуму. Мистика в большинстве случаев используется авторами как изобразительный приём. Редко – как самоцель. Если в первом случае достигаются высокие результаты, то в последнем интерес к произведению существенно снижается.
   
   4.1 Елена Долгих: «Ужасный волк»
   Идея проникновения в сны выглядит неплохо, собаки с их чувствительностью к страху, испытываемому жертвой, добычей, видимо, приспособлены к этому.
   Но как-то вот, все концы в воду спрятаны, как распутать клубок хитросплетений? Например, откуда взялся клиент? Наличие клиента предполагает и существование фирмы, представляющей услугу по избавлению сна клиента от кошмара. Похоже, это фирма Тату с Ангелиной во главе. А клиенток Люпусу «поставлял» молодой парень с наколкой ужасного волка?
   Последняя фраза неплохо выглядела бы как эпиграф, а «дух Ордыбая, довольно посасывающий трубочку перед очагом небесной яранги, и радостно улыбающаяся Алешкина бабка» неплохо бы завершили рассказ.
   
   4.2 Валерия Кузьмина: «Детское отделение»
   Гадина какая эта Марта! Пользуется тем, что люди не могут отличить дурное от хорошего, ведьму не могут распознать, и пьёт она кровушку малых детушек, тянет соки из цветочков наших ненаглядных.
   К слову сказать, детки наши к природе ближе взрослых, не растеряли ещё инстинктов самосохранения. Каков Антошка молодец: знает ещё, хоть и по наитию, что от страха спасаться верней всего под одеялом. А после того, как он книжкой косточку трупную разметал по закоулочкам, я его вообще зауважал. Как это пятилетка догадался, что сила в знании, а знание в книжке – ума не приложу! И дверь за собой на замочек замкнул, умница. Жалко только, сплоховал напоследок: не сложил из своих пальчиков косой крест и не показал его ведьме страшной. Ведь она от этого сомлела бы, а её тёмные чары – рухнули.
   А охранника Кирилла должен поругать за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей. Отчего он не увидел неестественность ситуации с ребёночком и странное поведение Марты, отчего не обошёл её со стороны и не врезал ей в правый глаз левой рукой? Тогда утром обслуживающий персонал стал бы корить чертовку за синяк и она, конечно, провалилась бы со стыда сквозь землю. И всё стало бы хорошо.
   
   4.3 Зайцев Николай Петрович: Отрывок из романа "Тайна Утреннего Света"
   Отрывок захватывающий. Интересно, что презентация прошла успешно, несмотря на присутствие на ней устроителя мероприятия таинственного Леона. Впрочем, узнаваемого, благодаря аллюзиям, вызванным загадочными семью Норбоннским старцами и перечислением балов и прочих мест, где только ни бывал Леон, такой грациозный и светонесущий. Да и какие ещё аллюзии, когда в финале отрывка присутствует испуганная Аля, опрометчиво говорившая с незнакомцем.
   Что ж, интрига обозначена, остаётся только прочитать роман. Можно и в рукописи.
   
   4.4 Ян Кауфман: «КРЕСТ».
   Тема рассказа не однозначна. Да, здесь присутствует мистический элемент, когда встают покойники из затопленных могил, пытаясь укорить живых в лице Афони за то, что те не озаботились сохранением покоя своих усопших предков и допустили затопление их последнего пристанища. Всё-таки, православие предполагает более бережное отношение к телам ушедших.
   С большой степенью вероятности, при создании Можайского водохранилища никто из властвующих даже и не думал исполнять законы и кладбища не перенесли, не рекультивировали после них земли – это ж каких денег стоит, да ждать 20 лет после рекультивации!
   Но, с другой стороны, и Афоня, и отец Феофан не без греха. И если Афоня что-то понял и засовестился, то батюшка даже не подумал и продолжает, как ни в чём не бывало, попивать и грехи отпускать.
   P. S. В восьмидесятых годах прошлого столетия в Москве-реке ниже Можайского водохранилища были отмечены случаи тяжёлого, с потерей сознания отравления. Но, поскольку эти случаи были единичными и не фатальными, в официальные хроники они не попали.
   
   4.5 Ольга Немежикова: «Потому что больно...»
   Опустим ненужные подробности, не будем интересоваться, кто снарядил героиню рассказа в поход в макет родного города с лысой горой, над которым гроза начнётся ночью. Попробуем сосредоточиться на другом. Когда больно от предательства и хочется всё на свете отдать, чтобы освободиться от этой боли – успеть к преданному псу и хоть немного согреть его последние минуты, спалить прежнюю жизнь, сжечь страдания и, соединившись душами, умчаться на чёрном коне в неизвестность, туда, где тебя полюбят и простят.
   
   4.6 Сергей Петрович Лабутин: «Екатерина».
   Рассказ интересный и номинации «Мистика» соответствует − появление каждую зиму у сибирского села Екатерины, погибшей вместе с детьми в годы репрессий, не случайно: призраку надо разобраться с волками. Ведь не случайно вслед призраку всякий раз приходят волки. Хочу отметить параллель: когда Екатерина с детьми впервые появилась в селе, следом по её душу пришли гебисты.
   Поразительно сражение Екатерины и безоружного человека с волчьей стаей. Победа над злом закономерна.
   
   5 Среди «мистических» произведений отмечу рассказ Эда Гемадзе «Мистика».
   Мистика началась, когда рассказ ещё не начался: надеялся взять в поводыри мотивы рассказа Яна Кауфмана «Можайская рыбалка» - не получилось. Позже разобрался, что к чему и выбрасываю из данного отзыва ссылочку на героя «Креста», считая её неуместной. Так что бреду в бреду, замечая в произведении «белочку», жонглирование словами, намёки, двусмысленности и скабрезности.
   Но красной линией через весь рассказ проходит самогон. Хорошо проходит. И плодит, плодит видения, сны разума, которые, хвала Творцу, не рождают чудовищ. Но и мистики тоже не рождают.
   
   6 В списке остались три произведения, которые трудно пристроить к тому или иному жанру номинации.
   
   6.1 Ирина Лазур: «Картина Художника»
   Естественно, Художник размышляет о картине, красках, композиции, грунте. Он долго не решается предпринять хоть что-нибудь. Но, наконец, он чувствует свою кисть в руце Божьей и уверенно наносит на холст первый мазок масла.
   Всё так, попытка проникнуть в творческий процесс создания картины. В этом процессе можно найти много фантастического, но это не та фантастика, которая спрашивает: «что было бы, если…», это – не более, чем выражение восхищения мастерством Того, кто водит рукой Художника.
   Хотя, рискну прозаически заметить, что никто, кроме самого Художника его рукой не водит. И божественные краски он сам и подбирает. Ничего фантастического, только мастерство и вдохновение.
   
   6.2 ЛаслоЗурла: «Параллельная действительность»
   Хороший рассказик. Тихий и немножко поэтический. В нём нет ни мистики, ни фантастики, есть фантазия автора. Одни люди слышат и понимают друг друга и в их действительности есть полёт. Другим люди неинтересны, и в их действительности есть падение. Наверное, рассказ не в номинации, но разве он не заслуживает хорошей оценки?
   
   6.3 Иван Габов: «Лифт»
   Очень даже неплохой рассказ о реальной жизни: одни опускаются, как профессор Лепницкий, другие поднимаются по команде «вставай!», как электрик Сидоров, третьи застревают в районе своих первых этажей, как Любовь Андреевна. Однако, навороченный лифт Второго Дома Советов во всём этом принимает участия не больше чем другие лифты, менее крутые. Произведение создано автором в жанре рассказа. и мне остаётся только пожалеть, что указанный жанр не нашёл места в номинации.
   
   Уважаемые авторы, творческих удач вам!
Ольга Немежикова[14.12.2016 12:56:44]
   Спасибо!
Игорь Колесников[14.12.2016 14:30:36]
   Борис, спасибо за мини-рецензии!
   Думаю, всем будет очень интересно ознакомиться с мнением читателя на собственное произведение.
   По привычке, выработанной в "Английском Клубе", я должен ответить на вопросы рецензента.
   
    Неужели за миллиард лет цивилизация создателей впервые наткнулась на эмоционалов-землян? - Не думаю, что впервые. Но предыдущие разы не помогли им разобраться в сути вопроса. Земляне же не только привлекли своей эмоциональностью, но и напугали (ладно, вызвали опасение) агрессивностью.
   Как всегда, можно очень просто сказать«они имеют возможность создавать целые планеты», но могут ли они это сделать, если«у них практически отсутствуют зрение, конечности»? А где аппарат познания? Атрофированы органы чувств, хотя по логике они должны бы развиться, расширить диапазон восприятия. - это объясняется. Всю информацию они получали в виде мысленных образов, картинок, полученных от вспомогательных существ-механизмов. Те выполняли роль "рук", "глаз" и т.д. Люди, управляя механизмами, не прилагают значительных мускульных усилий для совершения работы. Здесь этот симбиоз развился настолько, что от хозяина требовалось лишь умение мыслить.
   Кажется, что и преодоление межзвёздных расстояний могло бы осуществляться через подпространство, читатели фантастики к этому привыкли. - так и есть. Именно поэтому "отец" не знал настоящего местоположения своей родины. Но этапы посадки и взлёта, по логике, должны происходит более примитивным способом.
   Почему же тогда он «сотворил» младшенького? - научный интерес и необходимость установить утерянную связь-контакт с представителем аборигенов.
   
   Я очень благодарен за вопросы. Они помогли мне увидеть те моменты, которые я недостаточно чётко объяснил.
Ян Кауфман[14.12.2016 16:12:33]
   Уважаемый Борис!
   Во-первых - спасибо за мнение.
   То, что тема рассказа не однозначна - это естественно. Читатель сам должен делать вывод.
   Да все участники описываемого действа (включая государство) грешны. И любой грех зачастую оправдывается благими помыслами. Во всяком случае, каждый герой рассказа, включая деревенских жителей, Афоню и того же Батюшку, найдут себе оправдание, что все грешки сделаны во благо. Да и безгрешных людей нет. Так не лучше ли грешить хотя бы во благо?
   Что касается Афони. Он единственный, кто понял и воочую увидел, что изначальное вранье (государства) привело к страданиям не только живым, но и усопшим.
   Тема сложная и не однозначная. Это верно.
   Спасибо!
   Ваше мнение подвигло меня на изменение названия рассказа "Крест, или грех во благо".
Елена Резникова[15.12.2016 23:39:00]
   Уважаемый Борис! Спасибо за "разбор полета" рассказа "Выбор". Учту Ваши замечания и внесу соответствующие исправления. С уважением Елена.
Рогочая Людмила[26.12.2016 06:50:17]
   Большое спасибо за замечания. Очень полезно начинающему фантасту. Это мой третий рассказ в этом жанре.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта