Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Александр Сороковик 
Тема:Итоговый обзор произведений конкурса "Мы помним всё..." в номинации "Проза"Ответить
   Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию обзор рассказов нашего конкурса.
   Мы пришли к решению оценивать конкурсные рассказы следующим образом:
    1. Замысел, содержание ……… 1-5
    2.Техника построения сюжета, композиция……1-5¬
    3. Образы, персонажи………………1-5
    4. Художеств. восприятие, эмоциональное впечатление………1-5
    5. Грамотность, стилистика…………….1-5
    Максимальная общая оценка - 25.
   Таким образом, максимальная оценка от каждого судьи – 25 баллов, а общая оценка рассказа – до 75 баллов. В обзоре отражены общие оценки – от каждого судьи и итоговая. Вы их можете увидеть в обзоре каждого рассказа.
   Сразу скажу, судить было очень трудно! Во-первых, сама тема. Великая Отечественная война – это святое, здесь нельзя фальшивить, Нужно очень тщательно развивать эту тему в рассказах, уровень которых должен ей, этой теме, соответствовать. В целом, уровень конкурсных работ был очень высоким! Достаточно сказать, что рассказ-победитель отделяет от рассказов, получивших грамоты всего 8 баллов! Да и с победителями всё было непросто. Три рассказа получили максимальные 75 баллов. Эти произведения просто безукоризненны, написаны мастерски, тема конкурса великолепно отражена. Это рассказы Олега Бунтарёва, Владимира Борисова и Марины Черномаз. Нам пришлось даже объявить среди судей дополнительное голосование, чтобы определить победителя! Да и остальные дипломанты порадовали высоким уровнем своих работ. Иногда только мелкие ошибки и шероховатости определяли не наивысший балл.
   Но было и достаточно много досадных ситуаций, когда с болью в сердце приходилось снижать оценки искренним, душевным, выстраданным воспоминаниям и рассказам, написанным в стиле очерка, либо просто изложения фактов, а также написанных с ошибками и ляпами. Да, тема здесь имеет очень большой вес, но всё же, у нас конкурс художественной прозы, и исполнение играет очень важную роль!
   Также, к сожалению, встречались некоторые нарушения – подача рассказов, не соответствующих теме конкурса, подаче вторых произведений и т. д. Таких нарушений было немного, но они затрудняли работу жюри.
   Ещё хочу выразить свою искреннюю благодарность организаторам конкурса, Председателю жюри, и, конечно же, своим коллегам, судьям номинации Ирине Бжиской и Евгении Кац за чёткую и слаженную работу. А также пожелать всем участникам дальнейших творческих успехов!
   С уважением,
   Ведущий номинации Александр Сороковик.
   
   Ну, а теперь, собственно, обзор.
   
    Детство, опалённое войной - 51 балл
    Автор: Михаил Бычков
   А.С. Итого: 16.
    Этот рассказ был на прошлом конкурсе «Мы помним всё», я о нём писал. Автор изменений не внёс, поэтому привожу свой прошлогодний отзыв.
    По стилю – это не рассказ и даже не очерк, просто воспоминания. Очень ценные, нужные, прекрасные воспоминания. Но над материалом надо работать. Много грамматических ошибок: Всё время числительные пишутся цифрами. Несогласованность времён в предложениях: «Мужчины плотно сжимали зубы, сдерживая рыдания. Другие, наоборот, неестественно веселы, пытаются петь». Потом: «С началом войны их развелось невидимо» - надо: «видимо-невидимо», «Весь искус в том, чтобы без помощи рук…» - искус – это искушение, а от слова «искусство» сокращения нет; и так далее.
   И.Б. Итого — 18
    Рассказ больше напоминает публицистическое произведение. Написан от первого лица. Речь идёт о нелёгкой жизни в тылу в военную годину и в послевоенные годы. Автору было пять с небольшим лет, когда началась война. Но тяготы этих лет запомнились на всю жизнь. Подробно описана жизнь автора в послевоенные годы, что несколько ослабило впечатление от той части рассказа, где описана жизнь в военные годы. Есть пунктуационные ошибки.
   
    Е.К. Итого – 17
    Детство - и война. И пятилетний ребёнок, который повзрослел за тяжелейшую пору войны, нет, не на четыре года... Вот лейтмотив воспоминаний автора. Что-то новое узнает читатель из этих воспоминаний? Пожалуй, нет. После стольких-то публикаций... Но есть в воспоминаниях М.Бычкова два эпизода, которые, безусловно (ИМХО!) могли бы стать самостоятельными работами. Вчитайтесь:
    "Зима. На окнах витиеватые, не естественной красы, рисунки инея. От горящей печки тепло и уютно. Открывается дверь, в комнату врывается облако морозного пара. Входит человек в солдатской шинелишке. На голове летняя пилотка с опущенными на уши створками. Руки в рукавах шинели. Задубелые от мороза ботинки, обмотки. Лицо в инее, под носом сосульки. Молча, садится на табуретку у входа. Дует в ладошки, отогревая дыханием пальцы. Мама молча встаёт, наливает миску горячей затирухи, даёт лепёшку хлеба. Солдат жадно ест. Отогрелся. Не проронив ни слова, засобирался. Поклонился и вышел. Куда? Что с ним сталось? Неизвестно." Ни слова лишнего - но картина запоминается сразу.
    И другой эпизод, страшный своей правдой и безнадежностью:
    " От папы вестей больше не было. Много позже пришло извещение из военкомата, папа пропал без вести. Уже после войны вернулся наш сосед... Он был с отцом в том самом бою. Их эшелон остановили среди леса. Вблизи раздавалась канонада. Безоружным солдатам приказали идти в бой, контратаковать показавшиеся танки, оружие добыть в бою. Надо было закрыть брешь во Фронте. Большинство погибло под огнём и гусеницами танков. А тот наш односельчанин с группой солдат долго выходил из окружения, прятались по лесам и болотам. Вышедших из окружения после долгих проверок отправили в лагерь."
    А вот дальше работа оказалась чрезмерно затянутой, да и воспоминания касаются в ней уже послевоенной поры. Здесь автор сверх всякой меры грешит назидательностью, которая сразу же снижает восприятие прочитанного. К тому же язык работы, и особенно её второй (условной) части, однообразен, порой скучен.
    Также необходимо заметить, что в литературных произведениях имена числительные воспроизводятся письменно.
   
   
   Родная земля – 62 балла
    Автор: Александр Линев
   
   А.С. Итого: 19
    Скорее очерк, чем рассказ. Написано с чувством, со знанием дела. Довольно грамотно, но есть несколько шероховатостей: несогласованность времён, опечатки. Не понял фразу: «повел лейтенанта-артиллери­¬ста¬­ на релку» что такое «релка»? Диалектное словечко или опечатка? В целом – хорошее впечатление, как очерк – отлично, но как рассказ, всё же недоработано. Тема раскрыта.
   
   И.Б. Итого — 21
    Рассказ соответствует теме и номинации конкурса. Описан один эпизод из тысяч других в страшное военное лихолетье. Хорошо представлен главный герой — лейтенант Климов, чувствующий всю ответственность за жизни бойцов вверенного ему батальона, показавший себя грамотным командиром, благодаря чему был выигран бой, остановивший наступающих фашистов.
   
    Е.К. Итого –22
    Хорошая проза. Именно язык, слог представленной на конкурс работы даёт возможность читателю с первых же строк погрузиться в описываемые автором события. Композиционно рассказ построен так, что кульминация приходится на конец работы, но и всё, предшествующее кульминации, также интересно читателю - перед нами без особой спешки, но чётко и уверенно раскрывается картина военных действий в условиях тяжёлой обороны.
    Но, пожалуй, стоит отметить, что на фоне описываемых событий, происходивших в отряде комбата Климова, автор почему-то не представил нам портрет самого героя. Мы знаем, что Климов, например, не терпел дешёвых разговоров о женщинах в своём присутствии, вернее, даже об этом знаем, но кто он, комбат Климов, его глаза, волосы, что-то ещё, что могло бы сделать его более близким читателю...
    Несколько пропущенных или лишних запятых.
    Не кичась - раздельно.
   
   
   
    ОТСТУПЛЕНИЕ – 54 балла
    Автор: Амалия флёрик- Мейф
   
   А.С. Итого: 20
    Также больше напоминает очерк, действия очень много, картина динамична и жива, но всё же немного поверхностна. Тема раскрыта, очень хорошо показана тяжесть первых дней войны, отступление, ранение, бомбёжка. Написано в целом грамотно, но несколько замечаний, самых явных, напишу:
    «Бомбардировщики появились внезапно. Бомбили долго и упорно. Снаряды выкорчевывали деревья» - самолёты бомбят бомбами, а не снарядами.
    «Перевязав кое-как развороченный бок,» - лучше «Кое-как перевязав развороченный бок», а то получается, что бок был кое-как разворочен.
    «Такую скорость я не ожил» - досадная опечатка, надо «ожидал»
   
    И.Б. Итого — 17
    Представлен отрывок из повести «Водоворот», в котором идёт речь о первых месяцах войны. Повествование - от первого лица. Очень понятны переживания главного героя при виде беженцев, разорённой войной земли, переживания о судьбе близких...Трогательн­¬а¬­ концовка этого отрывка, где главный герой читает письмо погибшего на его глазах молодого бойца.
    Теме соответствует, о сюжете судить сложно, это отрывок. Эмоциональное впечатление ровное.
   
    Е.К. Итого –17
    На мой взгляд, рассказ начался с эпизода об убитом пареньке, всё, что до этого, - проза, похожая на дневниковые записи. Автор предваряет свою работу пометкой "отрывок из романа", но читателю хотелось бы что-то большее узнать о герое отрывка, потому что в конечном итоге в памяти читателей останется именно убитый мальчишка, приписавшмй себе несколько лет, чтобы попасть на фронт... Может быть, стоило бы как раз этот эпизод усилить большей метафоричностью, в свою очередь чуть сократив начало отрывка
    Автор очень смело (устами своего героя) описывает атмосферу предвоенной поры: "Единственное радио – рупор на площади, транслирует бравурную музыку и уверяет граждан, что «броня крепка и танки наши быстры», границы непробиваемы, и все мы дружно верим в эти сказки." Это теперь мы знаем - что, да, сказки, но тогда?.. Безусловно, были люди, владевшие информацией не на уровне обычных обывателей, но, судя по той краткой характеристике героя, представленной автором, таким человек был явно не он.
   
   
   
   
    Крестьянская доля... – 57 баллов
    Автор: Валерий Рыбалкин
   
   А.С. Итого: 23
    В отличие от других произведений, в этом рассказе есть сюжетная линия, и хотя рассказ Алёны-Апы больше напоминает просто воспоминания, всё же, этот ход оправдан сюжетом. Тема раскрыта, грамотность автора на высоте, только замечу одну ошибку: «дали стрекача», а не «стрекоча». Очень хороший рассказ.
   
   И.Б. Итого — 19
    Безусловно в огромной череде произведений о Великой Отечественной войне находится место для прозы посвящённой жизни в глубоком тылу. Да и как может быть иначе, если без тяжелейшей работы в тылу трудно представить Великую Победу. Автор на примере жизни своей героини попытался рассказать читателю об этом. Рассказ состоит из одиннадцати частей. На мой взгляд первые две части , собственно подводящие к главному , длинноваты, можно было вступление сделать покороче. Хорошо, убедительно показан образ героини Алёны-Альфии. Полагаю, что рассказ соответствует номинации. Есть пунктуационные ошибки.
   
    Е.К. Итого – 18
    Тема Великой Отечественной войны в рассказе проходит своего рода пунктиром, отголоском, она как бы оттеняет основной сюжет работы - судьба женщины, хлебнувшей на своём веку немало...
    Шла война - тяжёлая, страшная, но в далёком чувашском поселке кипели свои страсти. Эпизод с припиской героине рассказа лишнего года в документах и все последствия этого председательского своеволия - тянет на целый рассказ! Но автор попытался в своей работе собрать несколько таких рассказов (например, о том, как героиня оказалась в татарском селе, где её жизнь после всех бед и ударов судьбы сложилась счастливо), отчего работа кажется излишне перенасыщенной самыми разными коллизиями, а вот тема войны прослеживается в рассказе лишь некоторыми напоминаниями автора об этом.
    Грамотность: замечаний нет, за исключением нескольких запятых, проставленных явно по невнимательности. А вот стилистика рассказа, при всей драматургии некоторых эпизодов, показалась суховатой, как будто вся работа - это пересказ какого-то большого произведения.
   
   
   
    ДОРОГОЙ МОЙ ДНЕВНИК! – 51 балл
    Автор: Алексей Карелин
   
    А.С. Итого: 17
    Нетривиальная композиция рассказа – вся жизнь в строчках дневника. Много событий помещается в небольшом объёме, с одной стороны, это хорошо – словам тесно, мыслям просторно. Но всё же не хватает художественности, Да и частое повторение обращения к дневнику глаз не радует. Из ошибок отмечу вот такую фразу:
    «… Дорогой мой дневник! Меня наградили медалью «За добросовестный труд»! Обыкновенной посудомойке! Жалко только, что некуда одеть. Сени уже три с половиной и он так похож на своего отца…»
    Здесь и несогласованность падежей – «Меня наградили» «Обыкновенной посудомойке!» и глагол «одеть» вместо «надеть», и «Сени уже три с половиной» вместо «Сене».
   
   И.Б. Итого — 16 баллов
    Долго подбиралась к характеристике этого произведения. Несколько напрягал рефрен «Дорогой мой дневник».Короткие сухие дневниковые записи повествуют о трудной жизни героини не только во время Великой Отечественной войны, но и в довоенное и послевоенное время. Произведение соответствует теме отчасти. Есть стилистические и грамматические ошибки.
   
    Е.К. Итого –15
    Если отбросить мантру - "Дорогой мой дневник" - ставшую, по мнению автора оригинальным прозаическим решением, то сюжет представленной работы мог бы уложиться всего в два слова: это жизнь. В каких-то странах она была веселей и легче, в каких-то - страшней и печальней. Но - жизнь.
    Особых литературных тонкостей я в работе не увидела - автор почему-то решил не украшать свои дневниковые записи излишней, по его мнению, метафоричностью.
   
   
   
    Сад Победы – 52 балла
    Автор: Кременская Элеонора Александровна
   
    А.С. Итого: 18
    Неплохая задумка, интересное решение. Преемственность поколений. Сюжет выстроен просто, ровно, теме соответствует – память о героях войны. Грамотность хорошая, но стилистика не очень. Напрягают постоянные повторы «Алла Андреевна», особенно в начале абзаца.
   
   И.Б. Итого — 18
    Рассказ отражает сегодняшние дни, но по мере чтения ощущается незримая нить связывающая происходящее с Великой Отечественной. Интересный сюжет, плавное повествование, рассказ читается легко. Поймала себя на мысли, что это произведение надо адресовать прежде всего школьникам. Пожалуй скопирую, распечатаю и передам классному руководителю моего внука-пятиклассника .Повествование соответствует номинации, теме — отчасти.
   
    Е.К. Итого –16
    Я думаю, смело можно было бы порекомендовать автору разместить свой рассказ в рубрике "проза для детей" - работа носит исключительно познавательно-воспит­¬ательный¬­ характер, но при этом необходимо было бы указать возраст предполагаемых читателей (от семи лет).
    Тема войны, а значит, и тема нашего конкурса раскрыта в рассказе опосредованно - диалоги Анны Андреевны и внучки Варвары не переносят нас в конкретные военные события, но они (диалоги) столь насыщены воспоминаниями о родных людях, навсегда оставшихся на полях сражений, что читателю совсем не сложно перенеститсь вместе с героями рассказа в те далёкие суровые времена.
    Если говорить о слоге работы, то он также мог бы быть неплохо воспринят детским читателем, взрослому же читателю излишняя назидательность и дидактика будет просто не интересны. На мой взгляд, автору несколько не хватает в работе лиричности, душевности.
    Стилистика: в рассказе четыре абзаца подряд начинаются словами: "Анна Андреевна...". Я не думаю, что это некая авторская оригинальность, скорее - стилистическая недоработка.
   
   
   
    Катя – 69 баллов
    Автор: Надежда Кутуева
   
    А.С. Итого: 20
    Теме полностью соответствует, написано на высоком уровне, грамотно и композиционно правильно. Хороший образ скульптора-ветерана.­¬­ По сюжету есть нестыковки. Почему такой важный план хранился в школе, да ещё среди кучи других, ненужных бумаг? Не верю я и в фашиста-любителя поспать на посту! Гитлеровцы были, конечно, негодяями, но не идиотами. И потом – исчезновение важных бумаг, графика движения поездов, немцы заметили бы сразу, и просто изменили бы график. Несмотря на эти нестыковки, рассказ оценил высоко.
   
    И.Б. Итого — 24
    «Работа написана здорово! Во-первых, очень хороша общая концепция рассказа, во-вторых, подкупает прекрасный стиль повествования, в-третьих, благодаря колоритному языку, уверенными мазками передана атмосфера мирного и военного времени, убедительны все персонажи без исключения.» Это написал в откликах Ферафонтов Анатолий. Пожалуй, лучше и не скажешь.
   
   
    Е.К. Итого – 25
    Работа подкупает своим неспешным повествованием - и о мирной жизни одного из героев работы, и о поистине героическом прошлом главной героини. Умелое соединение двух кульминационных моментов в рассказе говорит о навыке автора работать с прозаическими произведениями. В рассказе нет лишнего словесного блеска, дешёвой мишуры - только пережитое героем рассказа, сделавшим свою боль воплощением в камне.
   
   
   
    Память – 54 балла
    Автор: Израиль Рубинштейн
   
    А.С. Итого: 18
    Маленькая зарисовка с сильным содержанием. Свидетельства очевидцев того страшного времени. Теме соответствует, написано грамотно, построение соответствует замыслу. Это не художественный рассказ, скорее – очерк.
   
   И.Б. Итого — 19
    Ещё одна деталь, ещё один штрих в бесконечной повести о войне. Но без таких деталей не может сложиться общая картина происходящего тогда. Небольшая зарисовка, где всего несколько строк о полячке, спасшей от неминуемой гибели несколько десятков еврейских детей в Кракове. А память хранит её маленький подвиг все послевоенные годы...
   
    Е.К. Итого – 17
    Эта работа, совсем не большая по объёму, вместила в себя целые пласты исторических фактов о войне. Каждый из таких фактов не только мог, но и уже послужил темой для романов, фильмов, спектаклей. В авторском варианте - это своего рода дневниковые записи, отдельные воспоминания. Несомненно, эти воспоминания очень дороги автору, но если говорить об их литературной ценности, то, пожалуй, над ними стоило бы ещё поработать
   
   
    Санитарка – 75 баллов
    Автор: Олег Бунтарев
   
    А.С. Итого: 25
    Я помню этот рассказ, читал раньше. Очень цельное, красивое, трогательное произведение. Потрясающая история любви, преданности и верности. Никаких замечаний нет и быть не может. Высший балл.
   
   И.Б. Итого — 25
    Прочла на одном дыхании. Рассказ зацепил в самом хорошем смысле. Хороша идея. С уважением и любовью выписан образ молоденькой санитарки так и оставшейся одинокой на всю жизнь из-за верности своей первой любви. Оригинально построение рассказа. Во второй его части проникаешься сочувствием к постаревшей санитарке, в жизни которой только и есть верный кот да всепоглощающая память...
   
    Е.К. Итого – 25
    Трогательный рассказ с элементами мистики (говорящие коты) о войне, о памяти, о жизненных ценностях. Интересное композиционное построение рассказа, делающее нас невольными участниками тех далёких страшных событий. Безусловный плюс автору - образ девочки-санитарки, представшей перед читателем во второй части рассказа уже немощной старушкой. Девочку и старушку объединяет самое бесценное, что есть у них, - Память, они остались верны ей, как могут быть верны друг другу любящие люди.
    Рассказ подкупает не только трогательностью изложения, но и правдивостью верно подмеченных автором деталей времён войны и современных дней. Подспорьем ему в этом - хороший, лёгкий слог, и вместе с тем, с помощью использования автором широкой палитры метафоричности, передающий нам многие оттенки действительности, давней и настоящей.
    А коты - ну, что ж, они порой немногословны, но всегда помнят тех, кто любил их.
   
   
    День ангела – 75 баллов
    Автор: Владимир Борисов (Vladimir)
   
    А.С. Итого: 25
    Очень мощный, великолепно выстроенный, тяжёлый по воздействию рассказ. Всё к месту, грамотность, стилистика, композиция – на высоте. Жёсткий сюжет, сильное впечатление на читателя. Высшая оценка.
   
    И.Б. Итого — 25
    Сложные чувства вызвал этот грустный рассказ. Автор переносит читателя в блокадный Ленинград. И как талантливый художник, крупными мазками рисует всего один день из жизни главного героя одиннадцатилетнего Саввы. Безусловно тяжёлые условия жизни сказались на странном поведении ребёнка, потерявшего единственное родное существо — маму. Все нормальные человеческие чувства - страх, жалость по отношению к умершей матери, ощущение того, что остался один - ушли неизвестно на какой план и уступили место
    вначале протесту в виде бестолковой покупки голубя за материнское кольцо, которое могло бы какое-то время кормить мальчика, а потом недетской агрессии по отношению к птице...
   
    Е.К. Итого – 25
    Профессиональная работа. Не хотелось бы сорить штампами - но чувствуется рука мастера. Читатель ещё не вник в сюжет рассказа , но уже заинтригован той мизансценой, которой автор начинает свою работу. Лирико-мелодраматиче­¬ский¬­ слог рассказа очень чётко совпадает с тяжёлой темой произведения. Герои рассказа - Савва, его мама - настолько естественно вписаны в тот нечеловеческий период жизни страны, что кажется, так было всегда: немецкие глаголы, школа, голуби...
    На этот момент - одна из лучших работ.
   
   
    Гонения – 56 баллов
    Автор: Евгений Ткаченко
   
    А.С. Итого: 19
    Очень правильно сказала героиня этого произведения: «… это в воспоминаниях, пожалуй, не передать, для этого нужно писать целый роман….». Очень сильные воспоминания, всё показано просто вживую. Но сюжета, как такового, нет, это просто запись пересказа. Из этих воспоминаний можно и нужно бы сделать повесть, тем более, что сильно затянутое вступление больше для повести и подходит. Есть претензии к грамотности, в первой же фразе бросается в глаза отсутствие запятой после слова «молодой». Эмоциональное впечатление очень сильное.
   
   И.Б. Итого — 18
    Ещё одну страницу, посвящённую Великой Отечественной войне открывает перед нами автор. Он пишет о необходимости сохранения памяти о том страшном периоде в жизни народа и страны, опираясь на воспоминания очевидцев - « ...вместе с этой протекающей жизнью уходят в небытие какие-то события, порой настолько серьезные, что забывать их нельзя. Именно из них выросло сегодняшнее время. Поняв это, вдруг осознаешь важность и значимость этих убегающих событий и необходимость оставить потомкам правдивые свидетельства о них.» Родственники автора пережили оккупацию. О том, как они жили, что чувствовали, каким гонениям подвергались,этот рассказ.
   
    Е.К. Итого – 19
    Начало работы предваряет почти философское эссе о бренности нашей жизни - видимо, таким образом автор хотел бы подготовить читателя к не самому лёгкому чтению, но, мне кажется, что такая преамбула несколько затянута - ведь дальше идёт практически документальный рассказ о тяжелейшей поре в жизни одной из миллионов семей, попавших в водоворот войны, и рассуждения о добре и зле уже не требуют философского осмысления: герои этого документального рассказа всеми силами стараются выжить в тех ситуациях, в которых порой это было сделать невозможно.
    Именно документализм работы подчёркивает некоторую. сухость в изложении, отчего произведение, безусловно, теряет в восприятии.
   
   
   
    Береги себя – 52 балла
    Автор: Роксана Ланд
   
    А.С. Итого: 19
    Хорошая миниатюра, сюжет хоть и не новый, но всё же довольно хорошо выписанный. Эта миниатюра может стать основой неплохого рассказа.
   
   И.Б. Итого — 16
    Миниатюра, небольшой эскиз для возможного написания большой картины. Героиня этого повествования — военный хирург. Скупые фразы дают нам представление о её жизни: есть дочь, находящаяся в эвакуации, есть зять — военный моряк...Но жизнь преподносит печальный сюрприз — зять попадает в связи с ранением именно в тот госпиталь, где служит героиня миниатюры, и умирает после операции.
   
    Е.К. Итого – 17
    В принципе - почти готовый сценарный набросок для художественного фильма. Завидная тема, беспроигрышная: война, любовь, какие-то житейские неурядицы, кажущиеся мелочью на фоне военных событий... И кульминационный нок-аут: береги себя. Но что-то не стыкуется. Для сценарного наброска, наверное, неплохо, для рассказа (мини-рассказа) - не соблюдены параметры такого формата: второй абзац (всего пять строк) содержит в себе слишком накрученную и по событиям и по времени информацию. Не сразу удается вычленить главную мысль - кто куда уехал, почему, отчего... Потому и слог этой работы не запоминается, не расцвечен хоть небольшим количеством метафор.
   
   
   
   
    Корни (полный вариант) – 48 баллов
    Автор: Виталий Варигин
   
    А.С. Итого: 15
    Искренние воспоминания, не рассказ, и даже не очерк. Тяжёлое время описано хорошо, но всё же времена Великой отечественной являются просто частью воспоминаний о своей родне. Иногда тяжело разобраться в многочисленных родственниках. Грамотность неплоха, но стиль не впечатляет, много повторов, паронимов, как, например, в этом отрывке:
    «Вот так и жили: трудно, но сытно. А когда советская власть стала организовывать в селе колхоз, дед долго тянул и вступил в него одним из последних. Из хаты его с семьёй не выкинули. Корову оставили, а вот коней со двора увели и изрядно потрусили закрома, изъяли съестные припасы. А вот Мину, брата бабушки, выгнали с женой и детьми из хаты и загнали аж на Урал.»
    Слово «вот» здесь повторяется 3 раза.
   
   И.Б. Итого — 17
    Повествование о многочисленных родственниках, принимавших участие в жизни страны. В разные годы, в том числе и во время Великой Отечественной войны.
   
    Е.К. Итого – 16
    Теплый, задушевный рассказ автора о своих корнях - о дедах, дядьях, братьях, сёстрах, оставивших значимый след в судьбе и своих близких, и в судьбе своей страны. Это основная канва работы, а вот рассказа, к сожалению, не получилось, нет главного ядра повествования, хотя отдельные моменты в работе могли бы стать сюжетами для самостоятельных произведений (например, эпизод с отравленной водой). Тема войны несколько раз упоминается в работе, но она, по задумке автора, вписывается в мемуары просто как естественное освещение событий и не является основной.
   
   
   
   
    Птичка Божия – 71 балл
    Автор: Рогочая Людмила
   
    А.С. Итого: 22
    Отлично написанный короткий рассказ о ставшем никому ненужным после смерти любимой жены ветеране. Всё хорошо описано и достоверно, но всё же, мне показалось слишком невероятным такое тяжёлое решение старика.
   
   И.Б. Итого — 24
    Простой рассказ без «художественных излишеств», но ведь как берёт за душу... Спокойное повествование о ветеране ВОВ, вызывающее сочувствие, сопереживание, вдруг оканчивается неожиданным финалом...Неужели только такой выход видел уставший от жизни главный герой, потеряв любимую жену и оставшись один на один со своими грустными мыслями? И можно ли осуждать его за это... Печально..Рассказ лишний раз подчёркивает — родители в преклонном возрасте нуждаются во внимании, и прежде всего со стороны детей. Произведение соответствует номинации, теме — отчасти
   
    Е.К. Итого – 25
    Вот ведь как - всего в одном абзаце автор упоминает о войне, но этого достаточно, чтобы почувствовать всю боль и радость, улыбки и слёзы, пришедшиеся на долю и главного героя, Петра Ивановича, и его жены Нюры.
    Читатель не ждёт столь трагической кульминации - да, тяжело старику, да, деточки все при делах, но только Б-г может осудить этого человека, потому что его, оставшегося в живых, но изуродованного той проклятой войной, спасла она, его ненаглядная Нюра, своей любовью и верностью, и не нам его судить...
    Понравился и слог рассказа, именно такой здесь и нужен - чуть-чуть скупой на те самые чувства, которые возникают по прочтении работы.
   
   
   
    Изнаночная вязь вечности – 53 балла
    Автор: Чайкин Андрей
   
    А.С. Итого: 16
    Может, я просто не дорос до понимания столь вычурного слога, тем более, в рассказе о войне, но на меня он не произвёл впечатления. (Впрочем, это личное мнение, не влияющее на оценку). Сюжет довольно слаб, это скорее, хроника. Не понравилось некоторое ёрничество, а также сплошное описание отрицательных моментов военной истории. Словно и не было подвига, героизма и силы духа нашего народа.
   
   И.Б. Итого — 19
    Рассказ основан на воспоминаниях отца, в которых подробно представлена жизнь деда, которого автор никогда не видел. Перед нами предстаёт вначале молоденький красноармеец, затем солдат Красной армии, испытавший все тяготы первых лет войны, попавший в плен, освобождённый союзниками и вновь попавший в лагерь на родной земле, но выстоявший назло всем жизненным невзгодам. Чувствуется уважение автора к своему деду, трепетное отношение к своим корням. Произведение читается легко. Для чего собственно написан этот рассказ, автор пишет в самом конце «...а я предпочитаю жить вне снов, жить реальной жизнью и знать как можно больше о не менее реальной жизни своих предков…»
   
   Е.К. Итого –18
    Слог - вот первое, что запоминается после прочтения работы, незаурядный слог, говорящий об умении автора хорошо владеть всеми богатствами русского литературного языка (на этом фоне можно даже "не заметить" неверное стилистическое построение фразы в первом абзаце, изобилующем оборотом "тогда, когда"). Но если слог запоминается, то этого не скажешь о сюжете, которого как такового в работе нет, нет драматургического ядра, а есть пересказ событий, выпавших на долю одного из членов большого семейства автора.
   
   
   
    Эхо войны – 67 баллов
    Автор: Алексей Тверской
   
    А.С. Итого: 22
    Очень добротный, крепко скроенный рассказ. Интересное развитие темы найденного в огороде пистолета (у меня был похожий случай, мы нашли при копке ямы для гаража ржавый пистолет, правда, без останков хозяина, бывшие владельцы дачи, где это происходило, рассказали возможную историю этого оружия со времён войны, но там не было продолжения). Чуть-чуть не хватило эмоций, очень уж всё по-немецки аккуратно и добротно, впрочем, это иногда оправдано – ведь половина истории относится именно к этой стране!
   
   И.Б. Итого — 23
    Интересный рассказ. Повествование вначале переносит читателя в наши дна, где он знакомится с героями произведения — Михаилом и Куртом, а далее действие переносится в послевоенные годы, в тверскую деревню, где рос Михаил, где война напомнила о себе печальной находкой на огороде. Там были обнаружены останки советского и немецкого офицеров. Автор повествует о неоднозначном отношении селян к найденным останкам, о торжественном захоронении советского воина, о мудром решении матери Михаила по отношению к останкам немецкого военного, которые были преданы земле на окраине деревни. Благодаря сохранённому медальону немецкого офицера через много лет был найден его сын Курт... Идея исторической памяти, преемственности поколений. Простое, но глубокое изложение материала.
   
    Е.К. Итого –22
    Хороший, добротный рассказ. Всё в нём на месте: сюжет, не только интересный, но и захватывающий, верное композиционное построение, образы героев выписаны очень отчётливо. Но нет того, что называется эмоциональным впечатлением. На мой взгляд, слишком приглажена языковая составляющая, хочется хоть небольшого эмоционального взрыва, который бы, без сомнений, только украсил рассказ - богатство русского литературного языка это позволяет сделать!
    Обратить внимание на запятые.
   
   
    Без пафоса -– 59 баллов
    Автор: Ласло Зурла
   
    А.С. Итого: 23
    Именно так, без пафоса. Обычные мужики, Петька с Соломоном, со своей обычной жизнью, переломленной войной. Коротенькая миниатюра с глубоким содержанием. Минимум слов – максимум содержания. Замечательно!
   
    И.Б. Итого — 16
    Очень лаконичное произведение. Больше похоже на набросок, необходимо дополнить его недостающими деталями.
   
    Е.К. Итого –20
    Я думаю, что это тот самый вариант, когда заглавие работы предопределяет её содержание, потому что, прочитав этот маленький рассказ, читатель безусловно согласится с автором: горе, настоящее горе - оно всегда беспафосно. Можно только сожалеть, что автор решил лишь наметить, но не развить интересно подмеченную им тему. Главные герои - мы так и не познакомились с ними, в рассказе они не произнесли ни слова, а знаем о них так много...
    Замечания: на мой взгляд, последний абзац - лишний, никакой смысловой нагрузки он не несёт, более того - выпадает из общего ряда повествования.
   
   
    Жизненные ценности. История о патефоне –53 балла
    Автор: Ирина Лазур
   
    А.С. Итого: 18
    Какой отличный сюжет, можно сделать замечательный рассказ! А пока это просто заметка, пересказ события.
   
   И.Б. Итого — 18
    Начну с фразы автора : «Такие рассказы, казалось бы, простые и не героические, трогают душу. Потому что война - это не только поля сражений. Это и чувства любви, привязанности...» Нельзя с этим не согласиться. Миниатюра — незначительный штрих в истории семьи, пережившей войну, эвакуацию... Всего несколько простых фраз раскрывают характер главного героя коротенького повествования. И ещё - это о ПАМЯТИ. «Пока мы помним, наши родные живы.» - написала в заключение автор.
   
    Е.К. Итого –17
    Работа-воспоминание.­¬­ Личное - сквозь призму истории. Нагрузка на такие работы очень велика, потому что практически в каждой российской семье есть и свои "патефоны", и свои "гармошки", и многое, многое другое (например, в моей семье - планшет, только лишь планшет, оставшийся нам в память от погибшего в 44-м дяди-артиллериста), потому и ждёшь от таких работ несколько большей напряжённости, несколько иной расстановки акцентов. Так что же более важно для автора - сохраненный патефон, дедушка, так и не бросивший эту игрушку, или же сам автор, преодолевший болезнь под арию Кармен?..
    Стилистика: патефон и проигрыватель - это не одно и то же в техническом смысле слова.
    Запятые.
   
   
   
    Ты должен жить – 72 балла
    Автор: Гальперина Ирина Юрьевна
   
    А.С. Итого: 23
    Очень сильный рассказ, написанный добротным литературным языком, с прекрасно выписанными персонажами. Имеются маленькие нестыковки по сюжету.
    «Остановился у большой лужи, смыл с себя чужую кровь и пошел дальше, куда глаза глядят.» Кровь с одежды не смывается, тем более осенью (упомянуты красно-жёлтые листья), холодной водой из лужи. Возможно, что перед расстрелом немцы заставили людей раздеться, так часто бывало. Тогда где Веня нашёл одежду? Этот момент надо уточнить. Второй момент. Федька метил в начальство. «Вычислил» еврейского мальчика у родителей «конкурента». И немцам не доложил об этом? Или немцы вдруг три дня медлили с приездом («Еще через день с утра приехал Степка»). Да они бы через два часа примчались, не успел бы дед спасти мальчишку!
    Несмотря на эти нестыковки, рассказ впечатляет и заслуживает высокой оценки. Но я бы посоветовал автору немного его доработать.
   
   И.Б. Итого —25
    Ещё одно произведение в этом конкурсе , посвящённое спасению жизни еврейских детей. Небольшой рассказ переносит читателя на оккупированную немцами территорию, где оставшийся один на один со своей бедой мальчик Веня пытается выжить, и судьба даёт ему этот шанс. Семья зажиточных хуторян — Фрол Игнатьевич и его жена Лиза становятся для Вени спасителями. И безусловно им это зачтётся. Такие поступки помнятся, и рассказы о них передаются из поколения в поколение. Полагаю, что рассказ соответствует номинации и теме конкурса. Грамотный литературный язык, яркие образы главных героев.
   
   Е.К. Итого –25
    "...А за то, что его пригрели, може нам с матерью на том свете зачтется." Зачтётся. И не только на том свете. В Израиле люди, спасавшие евреев во время войны, в великом почёте. В Иерусалиме, рядом с музеем, рассказывающем и показывающем все ужасы Холокоста, есть аллея, в которой каждое дерево воплощает дань благодарности еврейского народа к своим спасателям, на каждом таком дереве - имя человека, преступившего страх. Да благословенны их имена.
    Конкретно по работе: прекрасно выписанные образы всех героев рассказа. Автор умело пользуется богатой палитрой литературных красок при написании всех мизансцен рассказа, порой держащих читателя в сильном напряжении.
    Браво автору!
   
   
   
   
    А Ваня-то идет пешком. – 62 балла
    Автор: Фурсин Олег Павлович
   
    А.С. Итого: 23
    Описания Капаоника, как и чудесной страны Сербии, великолепны, так и видишь эти туманы, ощущаешь запахи, присутствуешь на патриархальных застольях. Очень мудра притча про Ваню, который идёт пешком. Её не сразу понимаешь, но если поймёшь, то уже не забудешь. Единственным недостатком рассказа, пожалуй, является не совсем близкое следование теме, всё же, тема Сербии здесь более выпукла. И ещё – «От топота сапогов». Всё же – сапог.
   
   И.Б. Итого — 20
    Произведение читается легко. Впечатления автора о сербском Копаонике так ярко выписаны, что захотелось там побывать. О Великой Отечественной войне упомянуто очень скромно — главный герой Ваня, который идёт пешком, судя по всему в ней участвовал.
   
    Е.К. Итого –19
    Работа сразу же подкупает своим незаурядным слогом. Автор явно скромничает, когда говорит, что всё представленное им - не для путеводителя, может, оно и так, но автору удалось в нескольких абзацах нарисовать настолько привлекательную картину (в разных ракурсах) близкой нам Сербии, что хочется туда обязательно поехать, а лучшей рекламы для туристического бизнеса, наверное, и не надо.
    Есть в работе и несколько строчек по нашей теме. Главный герой этих строчек - Ваня, который пошёл пешком. Вот здесь, правда, не совсем понятно, почему вдруг разбежались кто куда и кто на чём воевавшие в тех краях армии (неужели и в самом деле морозца испугались и пушки побросали?..), а Ваня-то пошёл пешком... Вот, мол, какой богатырь, что ему мороз! Но тема нашего конкурса тем не менее затронута.
   
   
    Лето 1941 года – 70 баллов
    Автор: Коршунова Ольга
   
    А.С. Итого: 22
    Повествование о начале войны и эвакуации глазами маленькой девочки. Написано ровно, и внешне спокойно, но за всеми этими мелочами ощущаешь трагедию ребёнка, резко сменившего жизнь в неспешном довоенном ритме, на тяжёлое военное существование. Написано на хорошем уровне, но, как по мне, этот материал надо расширять до повести, либо доводить до конструкции рассказа, с кульминацией, развязкой, сюжетом. Ошибок я не заметил, теме полностью соответствует, оценка высокая.
   
   И.Б. Итого —23
    Казалось бы бесстрастное повествование о первых днях войны, о тревожной, полной неопределённости жизни в Ленинграде — родном городе главных героинь — в это нелёгкое время, о трудностях эвакуации, о том, с чем героиням пришлось столкнуться в этом длинном пути... Автор не даёт оценок происходящему, заставляя читателя задуматься и поразмышлять о прочитанном. Трогает эпизод о встрече на одной из станций с женщиной, попавшей под бомбёжку, потерявшей ребёнка и лишившейся рассудка... Рассказ соответствует и номинации и теме конкурса.
   
    Е.К. Итого –25
    Очень хорошая проза для детей среднего школьного возраста. Доступный и вместе с тем очень познавательный язык, классическое построение сюжета, в котором кульминационным моментом я бы назвала эпизод на станции (женщина с куклой). Никакой назидательности и псевдопатриотизма - только факты. Мне думается, именно такая проза нужна подрастающему поколению, проза, в которой документализм представлен в качестве рассказа.
    Никаких замечаний по грамотности и стилистике.
   
   
   
   
    Боевое крещение – 46 баллов
    Автор: Юрий Пастухов
   
   А.С. Итого: 12
    Очерк-воспоминание о войне и об отце автора. Теме соответствует, но исполнение очень слабое. Много ошибок, стилистика проста, это тривиальное изложение фактов. Над материалом нужно много работать.
   
   И.Б. Итого —17
    Очерк. Страница из жизни достойного человека, воспоминания, записанные с его слов. Номинации и теме конкурса соответствует. Страдает стилистика.
   
    Е.К. Итого –17
    Неприхотливый очерк об одном из миллионов бойцов, сражавшихся на полях той страшной войны и, по счастью, оставшимся в живых. Если говорить о литературной ценности работы, то она, увы, невелика, очерк больше тянет на развёрнутый ответ анкетного запроса. Автор немного оживил свой очерк двумя абзацами, в которых рассказывается о суровых военных буднях - именно эти абзацы придали работе некоторое отличие от формального отчёта, особенно это касается абзаца о смерти друга.
   
   
   
    ВОЙНА НЕ ТОЛЬКО РАЗЛУЧАЛА – 75 баллов
    Автор: Марина Черномаз(Kira Lyss)
   
   А.С. Итого: 25
    Рассказ написан безукоризненно. Тема войны очень органично сплетена с темой деток-инвалидов, рассказ Евдокии Васильевны не зависает в воздухе, а связан сюжетом. Всё точно, душевно, выверено. Оценка высшая.
   
   И.Б. Итого —25
    Замечательный рассказ. Теме конкурса соответствует. Написано просто и глубоко, грамотно, достоверно. Прочла на одном дыхании.
    Хорошо выписан образ героини Евдокии Васильевны. Вместе с ней работала в интернате для глухонемых детей, пережила первую бомбёжку, осталась, не бросила детей, когда многие сотрудники интерната их покинули , выбивала машину для эвакуации, горевала над погибшими в результате очередного налёта немецких самолётов и опекала семерых, оставшихся в живых детей...Грустный финал повествования. Такое впечатление, что потеряла близкого человека...
   
    Е.К. Итого –25
    Очень хорошая работа! Прочитала на одном дыхании, на нашем конкурсе уже несколько таких работ, которые читаешь с неподдельным интересом, и эта - одна из них. И безусловный плюс автору - за правильное композиционное построение своего рассказа. Как же хочется читателю, чтобы Миша остался жив! И автор плавно, переходя от одного эпизода из жизни своей героини к другому, как бы перемежает события тех далёких и тяжёлых лет с теплыми воспоминаниями о самых близких героине людях, и читатель, уже проникшийся состраданием и болью к одиноким сиротам, всё-таки понимает, эти дети не одни,
    у них есть защита!
    Понравился и слог работы, не претендующий на высокопарность, доходчивый и вместе с тем привлекающий к себе именно естественной простотой.
   
   
   
   
    Крошка хлеба – 70 баллов
   Автор: Валентина Тимонина
   
   А.Б. Итого – 22
   Тема блокады, сколько о ней не говори, всегда берёт за душу, заставляет переживать. Данное произведение не является рассказом в литературном смысле, это всё же очерк. Написано хорошо и душевно.
   
   И.Б. Итого — 23
    Рассказ о двух женщинах-ленинградка­¬х,¬­ переживших блокаду. Один только эпизод повествования, когда одна из них во время прогулки по городу «...наклонилась, что-то подняла с тротуара, поднесла к губам, поцеловала и положила на столик летнего кафе, мимо которого мы проходили. Я посмотрела, что она подняла. Это оказалось корочкой черного хлеба. Она была настолько мала, что я не обратила на нее никакого внимания, хотя знаю, что такое голод, пережила его в детстве...» - говорит о многом. Прочла с интересом. Произведение соответствует номинации и теме конкурса.
   
    Е.К. Итого – 25
    Я бы, пожалуй, назвала работу В.Тимониной очерком - очерком о двух ленинградках (не получается написать "петербурженках"), оставшихся верными и своему родному городу, и - что самое главное - оставшихся верными себе, своему сердцу, совести, чести. Автор так построил свою работу, что какая-то часть очерка рассказана и показана глазами главных героинь, а другая часть - авторское видение событий, свидетелем которых ей, нет, не довелось, но посчастливилось стать, - ведь встреча с двумя удивительными женщинами - это, несомненно, большая удача.
    Работу отличает грамотное композиционное построение и уверенный слог очеркиста.
   
   
   
   
    БЛОКАДНЫЕ СЛЁЗЫ – 74 балла
    Автор: Василий Миронов
   
    А.С. Итого:24
    Очень сильный рассказ с прекрасным сюжетом. Достоверные образы, эмоциональное впечатление очень мощное. Концовка просто великолепна! Тем более обидны грамматические и стилистические ошибки вроде: «если бы не дикая надобность в ней, как в специалисте высочайшего уровня в госпитале, разместившемся поблизости в здании старой школы.» (четыре предлога «в» подряд), «одевал их всегда» (надевал), «не смотря ни на что» (несмотря), «Наверное, потому, что это уже была не шутка, а если и шутка, то, уж, больно жестокой.» (жестокая).
   
   И.Б. Итого — 25
    Замечательное, пронзительное, правдивое, сильное по эмоциональному накалу произведение.
    Хорошо выписан образ главного героя Антона Спицина. По мере прочтения всё больше проникаешься уважением к этому мальчику, честному в своих поступках и верному другу. В финале же просто плакала... Достойное произведение и в плане сюжета, и стиля повествования, и художественного восприятия, и грамотности. Если бы можно было поставить более высоки балл, не сомневаясь, поставила бы.
   
    Е.К. Итого – 25
    Блестящая работа! Вот так надо писать для детей 12+, никакой дешёвой патетики и лживых нравоучений (всегда ли безгрешны те, кто берётся поучать других?..) - только жизнь во всех её страшних страданиях и маленьких радостях. Помните, как у классика:
    "Охта деревянная разбита,
    растащили Охту на дрова,
    только жизнь, она сильнее быта,
    быта нет, а жизнь ещё жива". (А.Межиров).
    Вынуждена признать: я тётка немолодая и излишне чувствительная - короче, проняло, прослезилась.
    По существу: интересное композиционное построение рассказа, когда основной кульминации (смерть Сани Журавлёва) предшествуют ещё минимум две, не столь значительные, но, безусловно, заставляющие задуматься: раздача котлет и "случайное" убийство Кота.
    Казалось бы, простой слог работы, но это не так: автор хорошо владеет многими возможностями современного русского литературного языка (правда, вот всё-таки что-то увидела: глагол "одеть-надеть", а также в первом абзаце чуть-чуть надо бы подредактировать стилистику, но это всё поправимо!).
   
   
   
    Как во время Великои Отечественнои едва не началась химическая воина (реальная история) – 53 балла.
    Автор: Людмила Морозова
   
    А.С. Итого:20
    Очень интересная история, если это и вправду быль. Сюжет впечатляет, но это не художественный рассказ, а изложение фактов. Напрягает отсутствие в тексте букв Ц и Й. Я знаю, что у Людмилы проблемы с компом, но почему же тогда в комментах буква Й благополучно присутствует?
   
   И.Б. Итого — 19
    Рассказ после публикации на сайте вызвал достаточно откликов, поскольку действительно интересный факт автор представила на суд читателей. Главный герой — советский разведчик — совершил подвиг: спас огромное количество людей от неминуемой гибели от химического оружия, но звания Героя Советского Союза так и не получил.
   
    Е.К. Итого – 14
    Работа настолько запутанная в представленных в ней исторических реалиях, что тот, по предположению автора, неподдельный страх, который должен был бы заставить читателя тихо выдохнуть - мол, слава богу, пронесло, к счастью, как-то медленно, по мере чтения, рассеялся. Как же должен был тов.Берия совсем не бояться тов.Сталина, чтобы ослушаться его приказа - а если бы в схроне и в самом деле было полно химии и она бы рванула в час "х"... Нет, не стыкуется. Ну, про генерала Сёмина - вообще непонятки: если неизвестно, зачем он устроил всю эту диверсию, то грош цена СМЕРШу.
    Язык многотиражки.
   
   
   
    За Родину... – 67 баллов
    Автор: Любовь Винс
   
    А.С. Итого:22
    Увы, к сожалению, так и бывает в жизни… Сильный рассказ, зацепило. Шероховатости по мелочи: «Бигудями» (Бигуди, слово не склоняется), «девяносто трехлетнего деда Василия» (нужно вместе – девяностотрехлетнего­¬,¬­ да и вообще, слишком уж громоздкое слово, лучше бы заменить)
   
   И.Б. Итого —22
    Простой рассказ о старом одиноком ветеране войны, о равнодушии соседей, о предприимчивости мошенников, лишивших старика жилья, о человечном отношении к нему со стороны бомжей, где ветеран нашёл свой последний приют...Понимаешь, что не должно такого быть, противоестественно это, но, увы, такое встречается в нашей жизни...
   
    Е.К. Итого –23
    Хороший рассказ. Сюжет, не скажу, что очень блещет новизной, но тем не менее смог автор так нарисовать своих героев (как положительных, так и отрицательных), что к одним сразу проникаешься искренним сочувствием и любовью, а к другим - откровенной брезгливостью. Тема войны, она практически в последней строчке рассказа, но эта строчка - самая главная.
    Из минусов: перебор с перечислением дедовских документов, да ещё и со специальными грифами - мы ведь не в собесе.
    Запятые - обратить внимание. Ненароком - пишется вместе.
   
   
   
    Без вести пропавшие – 67 баллов
    Автор: Ферафонтов Анатолий
   
   А.С. Итого:19
    Вначале повествование показалось затянутым и слишком уж переполненным информационно-назида­¬тельным¬­ текстом. Хотя образ Боровикова получился очень убедительным, живым, симпатичным. По тексту: «Поп во время визитов паренька находил возможность, чтобы поговорить с ним о жизни, о боге, о детской мечте…» (В данном контексте слово «поп» не звучит, оно имеет пренебрежительный оттенок. А Бог надо писать с большой буквы, особенно там, где об этом говорит священник), «Он был остр на язык» (остёр), «вытащил из кобуры стрелка наган» (насколько я знаю, револьверы системы «Наган» в Вермахте не использовались).
    Вторая часть написана совсем по-другому, это сильный психологический момент, когда враги вынужденно делят воду и еду и вместе ждут спасения. Самоповешенье немца выглядит логично и убедительно, а вот самоубийство Боровикова – не очень. И вроде понимаешь, что деваться было некуда, но ведь он был верующим человеком и отважным воином…
   
   И.Б. Итого —23
    Сколько ещё их - без вести пропавших — ждут, чтобы их могилы были найдены, имена преданы гласности. Интересное повествование. Когда читаешь такие произведения, не хочется думать о стилистике, технике построения сюжета, на первый план выходит эмоциональная составляющая...
   
    Е.К. Итого – 25
    Очень интересная работа. Вторая часть рассказа мне понравилась больше. Она динамичнее, в ней практически нет политико-просвещенче­¬ских¬­ рассуждений, рассчитанных, скорее всего, на людей, возможно, недостаточно знакомых с историей II мировой войны, и более того - на мой взгляд, такое "лирическое отступление" лишь утяжеляет рассказ. Во второй же (условной) части работы, полной драматизма, прекрасны представлены автором все человеческие характеристики, незавимио от происхождения homo sapiens. И, конечно же, главный посыл рассказа - не оставить забытыми (хотя бы попытаться начать это делать на государственном уровне) всех, погибших за родину. Это колоссальная цифра, пять миллионов, но они, сражавшиеся за родину, ждут, чтобы о них вспомнили не только их родные, для которых - они всегда живы.
   
   
   
    Люся – 61 балл
    Автор: Людмила Колесова
   
   А.С. Итого:24
    Очень интересное, нетривиальное произведение! Казалось бы, что необычного в том, что мужчина называет дочь именем погибшей возлюбленной? Но здесь всё подано на таких тонких прикосновениях, нюансах, чувствах! Эхо войны… Автору – спасибо!
    ПС. Не удержался, заглянул на страничку Людмилы. Стала понятна поэтичность текста и тонкость передачи чувств, ведь автор – поэт!
   
   И.Б. Итого —19
    Какое сильное по эмоциональному воздействию начало! Так зримо предстаёт описанная картина. Собственно — это короткое повествование о любви, пронесённой через всю жизнь героем повествования и принёсшей немало страданий семье, что становится понятным при дальнейшем чтении
   
    Е.К. Итого –18
    Неплохой рассказ, который автор почему-то сократил до небольшой заметки, уделив основное внимание расшифровке имени Люся, ставшего причиной многих бед в семье. Но именно та часть, в которой рассказано о гибели санитарки Люси, выполнена автором намного интереснее, динамичнее, красочнее. Этого ждёшь и от продолжения небольшого рассказа - но автор как будто сбавляет темп, взятый в первой части, и от этого вся работа сразу становится не столь интересной читателю.
   
   
   
    ЧЕЛОВЕК С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ – 50 баллов
    Автор: Иван Меженин
   
   А.С. Итого:16
    Биография героя, конечно, интересная, но художественного произведения нет. Описания подвигов и действий ГГ поданы сухо и казённо. Язык сумбурен и скуп. Грубая ошибка: «хотя автомат Калашникова достал» - какой, простите, автомат Калашникова во время ВОВ?
   
   И.Б. Итого —18
    Автор представил вниманию читателя биографию Ивана Марковича Чепрасова, ветерана войны, заслуженного человека с активной жизненной позицией, безусловно заслуживающего уважения. Неэмоциональный, детальный пересказ, есть стилистические грешки.
   
    Е.К. Итого –16
    Газетный очерк, снабженный большим количеством данных, которые, несомненно, будут интересны жителям родных мест ветерана Чепрасова. Сюжет как таковой в работе практически отсуствует, читателю представлена развёрнутая автобиография героя, записанная с его слов местными корреспондентами. Присутствует и тема войны - как одна из составляющих биографии Чепрасова.
    Казенный язык, ошибки.
   
   
   
    Я тебя дождусь. – 60 баллов
    Автор: Юрий Ишутин
   
   А.С. Итого:20
    Читать начал без особого интереса – выпускной бал накануне войны, юные влюблённые – столько раз уже описано! А вот описание первого и последнего боя ГГ, колоритный Хохол, мистическая встреча с возлюбленной – отлично выполнено! Особых замечаний нет.
   
   И.Б. Итого —21
    Первые часы войны. Первые потери...Две молодые жизни, только-только получившие путёвку в большую жизнь, прерваны на взлёте... и эта несправедливость печалью отдаётся в душе читающего. Мистическая составляющая в конце рассказа вовсе не мешает восприятию. И верится, что так и случилось - главные герои встретились на небесах...
   
    Е.К. Итого –19
    Немного скучноватое начало и по композиции, и по стилистике - и полная противоположность ему в основной части рассказа. Герои - Катя, Вовка, Хохол - запоминаются читателям, а мистическая концовка работы, совмещённая с трогательным прощанием с героями, делает рассказ более увлекательным.
   
   
   
   Сицилия. Отзвуки войны – 29 баллов
   Автор: Наташа Крофтс
   
   А.С. Итого: 17
   Хорошая зарисовка об участниках войны «с той стороны». Написана грамотно и интересно. Автор чётко обозначает своё отношение к этим «героям», однако, всё же, полного соответствия теме не вижу. Поэтому оценка будет ниже, чем заслуживает эта работа.
   
   И.Б. Итого — 12
    Короткая зарисовка. Художественно-публиц­¬истический¬­ стиль. Всего несколько строк об участии в войне одного из героев повествования, воевавшего на стороне гитлеровской Германии. но и этого хватило, чтобы понять кто и как воевал против нашей страны. Мы должны об этом знать и помнить, но теме конкурса рассказ не соответствует.
   
   
   
   ТАЙНА – 66 баллов
   Автор: Юрий Вячеславович Резник
   А.С. Итого:22
   Написано добротным, хорошим языком. Очень понравилось начало рассказа, описание деревенского быта. История об отце Егорки получилась немного скомканной, ожидалась более событийная концовка. Но всё равно, рассказ получился интересным. Мелкие замечания:
   осенила себя знамением (всё же нужно уточнить, что крестным знамением. А то ведь знамения разными бывают…)
   она к собравшимся вдруг курам (наверное, всё же – вокруг)
   
   И.Б. Итого —21
    Ещё один рассказ о жизни на оккупированной фашистами территории. Сейчас, в преддверии Дня Победы эта тема обсуждалась на наших TV-каналах. Прочла произведение с интересом. Немного длинноватым показалось описание утренних бабушкиных забот, прежде чем автор приблизил читателя к её рассказу о том, что позволяли себе немцы, как реагировал её сын, как она предотвратила неминуемую беду. Рассказ соответствует номинации, отчасти — теме.
   
    Е.К. Итого –23
    Неторопливое повествование, хороший слог, интересная фабула, правда, с некоторыми недоговорками - непонятно, а где сейчас отец Егорки, почему о нём бабушка говорит только в прошедшем времени. Если он погиб, то хотя бы несколько слов - где и как. Образы Егорки, бабушки и отца в возрасте мальчишки сразу запоминаются, равно как и мизансцены, в которых очень чётко представлены и образы врагов.
   
   
   
   
   В тылу - не на фронте (В сокращении) – 55 баллов
   Автор: Ирина (Ляля) Нисина
   
   А.С. Итого:18
   Воспоминания о тяжких военных годах, смертях близких, переездах. Тяжкие события, судьба этих людей вызывает сочувствие. Читается, особенно в начале, тяжеловато, много персонажей, чувствуется, что текст пришлось резать. Напрягают специфические термины, которые автор не объясняет. Ещё, возник такой вопрос: «учился в еврейском педтехникуме». Разве были специфические еврейские педтехникумы в СССР того времени? Это не замечание, мне просто интересно.
   
   И.Б. Итого —20
    Солидное по объёму, хоть и в сокращении, произведение, охватывающее период от начала войны до её победного конца, повествующее о жизни большой семьи в это время. Воспоминания девочки, пережившей тяготы эвакуации, потерю близких на фронте и в тылу, возвращение к мирной жизни...
   
    Е.К. Итого –17
    Ах, как дороги будут воспоминания автора для её родных и близких, для тех, кто уже читал эти воспоминания и для тех, кто только однажды начнёт перелистывать странички, одну за другой, рассказывающие о жизни их автора, полной тревог и надежд. Тема войны в этих воспоминаниях - яркая, запоминающаяся. Но это именно воспоминания, а не рассказ, в котором бы читатель смог сконцентрироваться на каком-то одном событии из жизни автора. Скорее всего автор и не имел своей целью делать из своих воспоминаний рассказ.
    В работе много специфических терминов, относящихся к традициям иудаизма, которые, на мой взгляд, следовало бы объяснять в сносках, например, бат-мицва (двенадцатилетие у девочек) или шива (недельный траур после похорон).
   
   
   КЛАВА ИЗ БАЛАКЛАВЫ – 58 баллов
   Автор: Лариса Зеленюк-Ромера
   
   А.С. Итого:18
   Воспоминания героической санитарки Клавы о военных днях, тяжком труде и подвигах. Это очерк, воспоминания, написано больше по-журналистски, по-газетному. Художественного рассказа не получилось. При этом, принимаешь близко к сердцу и сопереживаешь героической девушке.
   
   И.Б. Итого —23
    И вновь перед читателем бесхитростный рассказ о женщине-фронтовичке,­¬­ основанный на её воспоминаниях. Тяжёлое служение санитаркой на боевой батарее, затем в госпитале, неожиданная встреча с раненым отцом, страшные сутки под прицелом немецкого снайпера... как только всё это вынесла молодая хрупкая женщина?! Её рассказ перемежается с отрывками из репортажа для радио «Наши герои». И всё это помогает раскрыть образ героини, проникнуться уважением и благодарностью к ней. Произведение соответствует номинации и теме конкурса.
   
    Е.К. Итого –17
    Перед нами ещё один очерк, ещё одна страничка истории, ещё одно воспоминание. В этой работе собраны несколько эпизодов из жизни санитарки на войне: это и трогательная встреча Клавы с её отцом, попавшим в госпиталь после тяжёлого ранения, это и эпизод со снайпером. На мой взгляд, работа несколько отягощена газетными штампами, которые вполне уместны в очерковых материалах, но плохо смотрятся в работах, претендующих на рассказ.
Владимир Борисов (Vladimir)[26.05.2016 22:51:04]
   Спасибо жюри за ваш труд. С ув.Владимир.
Юрий Ишутин[27.05.2016 00:11:53]
   Спасибо жюри за кропотливую работу!
Олег Бунтарев[27.05.2016 11:33:31]
   Огромная благодарность жюри. Спасибо за высокие оценки и ваш не легкий труд.
Амалия флёрик- Мейф[27.05.2016 16:15:35]
   А.С.
   По тексту сделано замечание, что бомбардировщик бомбит бомбами. А что, бомбы не снаряды?
   А за опечатку в слове "ожидал" спасибо. Исправила в своем тексте.
Олег Бунтарев[27.05.2016 18:57:12]
   Бомбы сбрасывают, снарядами стреляют. Вот и вся разница.
Евгений Ткаченко[27.05.2016 20:14:09]
   Спасибо жюри за очень важные для меня уроки. С уважением, Евгений.
Ирина (Ляля) Нисина[30.05.2016 14:57:02]
   Уважаемая Евгения,
   Я родилась через много лет после окончания войны. Мой рассказ - это НЕ воспоминания очевидца, а проза, стилизованная под воспоминания.
   Это даже не запись воспоминаний бабцшек и дедушек, все придумано от первого до последнего слава
   Но, если Вам показалось, что это воспоминания, дорогие для родных и близких, значит рассказ удался!
Евгения Кац[31.05.2016 16:12:39]
   Уважаемая Ирина! Ваша работа - это действительно воспоминания, но, согласитесь, для конкурсного произведения они несколько (скажем так!) перенасыщены действующими лицами, что затрудняет восприятие прочитанного: читатель пытается сконцентрироваться на каком-то конкретном эпизоде в ваших воспоминаниях - и ему это вряд ли удаётся, потому что таких эпизодов слишком много.
   Попутно позвольте заметить: в конце сороковых годов проводилась развязанная Сталиным кампания по "борьбе с комополитизмом", но не дело о космополитах. (Будет желание - посмотрите мой рассказ "Космополит").
Ирина (Ляля) Нисина[31.05.2016 12:57:08]
   Уважаемый А.С.,
   Винницкий еврейский педтехникум готовил учителей начальных классов для еврейских школ (идиш) и для школ русского и украинского языков обучения) Насколько я помню, закрыли его в 1949 году по обвинению в нарушении интернационального принципа, то есть в связи с делом космополитов. Моя первая учительница была выпускницей этого техникума. К ней в класс стремились дети всей партийной элиты.
Александр Сороковик[31.05.2016 22:11:28]
   Спасибо за информацию, Ирина!
Коршунова Ольга[09.06.2016 19:31:04]
   Большое спасибо всем членам уважаемого жюри конкурса за внимание к моему творчеству, высокую оценку, данную моему рассказу "Лето 1941 года" и награждение меня Грамотой. Благодарю за возможность познакомиться с оценками и отзывами. Очень полезно прочесть мнение профессионалов. Александр Сороковик посоветовал сделать из этого рассказа расширенный вариант. Признаюсь честно, тут ситуация обратная: это отрывок из повести.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта