Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Встречи. Студия прозы
К темам проекта
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Встреча №24. Джон Маверик. "Сказка - ложь"Ответить
   Уважаемые дамы и господа! Студия Прозы приглашает всех авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №24 с Джоном Мавериком!
    В Литературной мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки». В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения!
    «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гете
   
    Состав Студии Прозы (в скобках указана текущая очередность рецензирования):
   
    1. Гринберг Мария (1)
    2. Маверик Джон (3) John Maverick
    3. Немежикова Ольга (2) - ведущий
   
    Подробная информация о нашей деятельности изложена в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании!
   
    Сегодня рецензируем таинственную философскую сказку Джона Маверика "Сказка - ложь"!
   
   http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=353057&pid=0
   
    Джон Маверик: Интересно ли читается рассказ? И насколько органично воспринимаются вставные новеллы? Не распадается ли повествование на смысловые куски? Насколько живым получился изображенный мир и персонажи? Какая тема воспринимается основной?
   
   Приглашаем авторов портала с гостевыми рецензиями!
   Всегда рады вашему вниманию!
Ольга Немежикова[14.04.2016 09:35:30]
   Рецензия Марии Гринберг
   
   И снова достаточно большое по объёму и сложное по структуре произведение.
   Место действия названо конкретно, «Гадес», хм… «в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых», итак, мы на том свете, том самом, который вызывает у любого из живых вечный страх и надежду, как-то там будет? И многие, начиная с древних, пытались предвидеть ответ в своих фантазиях, что же узнаем мы на сей раз?
   Вполне, пожалуй, традиционно здесь «нет ни жаровен, ни чертей». С первых слов рисуется достаточно, в общем-то, комфортная обстановка: пейзаж, правда, унылый, зато в маленькой кнайпе (Kneipe, по-немецки — пивная, зачем использовать варваризм?) тепло и чисто. Неприглядные детали, вонючий искусственный фикус и некрасивая барменша, ну да такого и на этом свете хватает.
   «Минутки», здешняя валюта, «невесомые искорки счастья», накопленные за жизнь — очень красивый образ! Но герою не повезло, попал он сюда без гроша, неужели не испытал в жизни ни минутки счастья? — ладно, видимо, как-то это объяснится дальше. А пока приходится зарабатывать продажей сказки — и в посюстороннем мире это дело вполне обычное. Нашёлся и покупатель, барменша, сказочно богатая, кстати, упомянута возможность за плату куда-то уплыть, из этой беспросветной серости в край, «где срываются покровы и торжествует ясность», то ли в ад, то ли в рай… не очень пока понятно, тоже отложим на потом.
   Итак, первая вставная история, о человеке с четырьмя тенями — разумеется, избрав такую тему, самому никуда не уйти из тени датского сказочника. Хотя поначалу всё вроде добрее, чем у Андерсена, такие симпатичные, одарённые разными талантами тени, даже пожалеешь, что у света всего четыре стороны, глядишь, юго-западная тень преуспела бы в науке, а норд-ост-тень-нордов­ая­ — сделала политическую карьеру?
   Но финал тот же: замещают тени человека, крадут у него жизнь, наконец, меняются они местами, человек становится тенью — может, потому, что и не был он никогда человеком?
   Продано, гонорар получен и пропит — всё как в нашем мире, и даже барменша показалась вдруг живой и милой... но смена обстановки, как всегда у Маверика, виртуозно найдена точная отвратительная деталь: «удушливый запах гниющих отбросов и мокрой шерсти». Коты, бесы, служители ада, но именно героя, однако, они не трогают, ещё одна загадка на потом… Туманный берег реки, переправа, испуганные новички, новая вставная новелла о разочарованном праведнике: «Где награда, я вас спрашиваю? Где же Бог?» И ответ: всё, оказывается, было зря, пропуском на радугу служит любовь собаки. Что-то, извините, вспомнился Гитлер со своей верной овчаркой Блонди — вот у него, поди, задержки не случилось, специально вперёд её послал, чтобы путь себе приготовить?
   Монолог героя: ничего он, оказывается, не помнит, не знает даже, как он выглядит, не понимает, как сюда попал, как умер, и жил ли вообще, и что с ним происходит день ото дня: «В гадесе у человека выбор не большой. Делай, что делаешь, и не спрашивай — почему», опять-таки, чертовски неприятно похож тот свет на этот — мордобой в пивнушке это впечатление ещё усиливает.
   Следующий продажный рассказ, о людях, гибнущих от правильно найденного слова, и спасении ложью. Урок понятный: никому не открывай заветного, и герой ему следует, уходя от ответа на вопрос Сони. Интересная, кстати, метаморфоза: глаза барменши теперь «блестят, как серебряные монетки на солнце». Те же, что раньше «как два ластика, стирали все, что у тебя внутри»? Вообще, с каждой встречей она хорошеет, уже забылась и неприятная «мохнатая родинка над верхней губой». Её воспоминание-минутка­,­ во второй раз — этот загадочный альбинос, очевидно, сыграет он здесь главную роль, но какую, пока не ясно, опять «странный получается разговор. Намеки, полунамеки, околичности и недомолвки…», чёрт возьми, читателю-то за какие грехи это блуждание впотьмах?
   Ладно, благословясь, вперёд, уже меньше половины осталось…
   Следующая новелла, о расколотом солнце, хм… страшен, однако, в обороне этот «маленький смелый народ», надо же такое придумать, разломать солнце на части, чтобы оно не досталось врагу (заодно лишив света всех обитателей Земли). Кстати, миллион кусочков, по одному на семью, не такой уж маленький был народ? Да к тому же обладать сверхъестественной мощью, разрушить звезду — и не отбиться от кочевников с пиками и саблями, пусть их и десять на одного? Ну ладно, сказка ведь это… Но какова тут мораль — даже при отражении внешней агрессии, видимо, не все средства хороши, не стоит совершать необратимых действий, снова собрать солнце потруднее, чем склеить чашку?
   И вот, наконец, раскрытие всех тайн, нашёл своё место и альбинос, и объяснена причина его ненависти к причёскам морковного цвета, рассказана последняя сказка, с плохим концом, как всегда в жизни — «в общем, все умерли». Снова Орфей пришёл за Эвридикой, только надо не повторить ошибки…
   …И всё?
   Честно говоря, несколько разочаровало: да стоило ли ради напоминания старого мифа так далеко идти?
   
   Что, собственно, осталось по прочтении?
   Мешанина, вариации на темы чужих сюжетов.
   Достаточно банальные откровения, вроде: «не требуй от мира больше, чем он может дать. И смотри под ноги».
   Призыв кормить и чесать за ушами кошек — спасибо, я и так это делаю, впрочем, не потому, что надеюсь на их помощь в мире ином.
   Может быть, конечно, прав много вравший герой: «будешь говорить правду — получишь лохматый и бесформенный кусок жизни, без сюжета и смысла».
   Но мне, например, в литературе ценен именно этот «лохматый кусок», всё прочее зачастую кажется просто излишним. Вот так, без аллегорий и потусторонних блужданий:
   «…я продолжал наполнять кормушки. Не только из жалости к хвостатым — где- то в глубине души я надеялся замолить таким образом наши с Соней грехи и вырвать жену из лап болезни. Напрасно…»,
   — это, на мой взгляд, потрясающе, просто до жути достоверно! Ну не может человек без надежды, если нет больше её, что-нибудь да выдумает, уверует — не в Бога, так в кошек…
   Ограничиться бы трогательной историей кошачьего приюта — мне кажется, подействовало бы куда сильнее?
John Maverick[14.04.2016 22:29:02]
   Мария, спасибо огромное за рецензию! Я вначале планировал написать сборник рассказов - маленьких историй, вроде "Сна разума". Но истории так тесно переплелись между собой, что получилась в результате одна цельная сказка. Это я о том, почему "мешанина". Здесь сплелись воедино несколько различных сюжетов. По идее, они должны нанизываться на некий общий стержень - а вот чувствуется он или нет, мне хотелось узнать.
   Мария, а вот где у меня "вариации на темы чужих сюжетов"? Сказка про Янника и его тени только... Конечно, Андерсен вспоминается, хотя про тени писал не только он. Это вообще довольно избитый образ, который я попытался наполнить своим содержанием. А что еще?
   
   "Следующий продажный рассказ, о людях, гибнущих от правильно найденного слова, и спасении ложью. Урок понятный: никому не открывай заветного"
   
   Тут вообще-то совсем другой смысл хотелось вложить. Что нельзя личность человека сводить к ярлыку, каким бы он ни казался точным - хотя бы он даже представлял из себя "главное слово", он все равно не тождественен человеку, более того - уничтожает его.
   
   "страшен, однако, в обороне этот «маленький смелый народ», надо же такое придумать, разломать солнце на части, чтобы оно не досталось врагу (заодно лишив света всех обитателей Земли)."
   
   Нет, не лишили. Это было их солнце.:) А "миллион" здесь употребляется в значении "много". Никто на самом деле не считал эти кусочки, просто раскололи и разобрали на части.
   
   "Честно говоря, несколько разочаровало: да стоило ли ради напоминания старого мифа так далеко идти?"
   
   Нет, конечно, не стоило. Достаточно было просто написать: "А не вспомнить ли нам, друзья, миф об Орфее и Эвридике"? А можно и вовсе ничего не писать - и так вспомнят, кому надо...
   
   Вот про Гитлера и его верную овчарку интересно... А что, может, и его собака перевела через радугу? Ведь на том свете другие понятия о добре и зле? А может, на том берегу его поджидал отнюдь не рай?
Мария Гринберг[15.04.2016 08:13:11]
   Да, кстати, с этого ведь рассказ и начинается: никто не знает, что на том берегу, но все туда стремятся. Тоже очень верно подмеченная человеческая черта, видимо, не исчезающая и со смертью – "хорошо там, где нас нет".
   Живёшь в относительном покое, уюте – нет, всей душой хочется его покинуть, уйти в неизвестное, а вдруг там-то и окажутся черти со сковородками?
   
   В притче о главном слове, извините, люди сами себя губят, доверяясь тому, кому не следовало – Вы же прямым текстом указываете, что этот гуру, сам себя окрестивший Счастливым, страдает комплексом неполноценности, следовательно, ненавидит людей, и своих учеников в том числе. И защитой от этого злобного маньяка становится ложь, куда уж яснее?
   
   Так, значит, в том мире у каждого народа было своё солнце? Хотя вот у завоевателей – не было... Стоило бы, пожалуй, как-то пояснить столь оригинальную космогонию?
   
   И, разумеется, если уж кто-то живым проник на тот свет и нашёл там свою любимую – излишне даже упоминать имя Орфея, очевидно, речь идёт о вариации на тему общеизвестного?
John Maverick[15.04.2016 20:51:53]
   Мария, понятно, что из "сказки о главном слове" можно вывести идею про ложь... Я хотел сказать, что не ради этого она писалась.
   
   У завоевателей не было солнца - потому они и завоеватели. А прелесть сказки как раз в том, что она ничего не должна объяснять. "Объясняющий" жанр - это фантастика, особенно НФ.
   
   Отсылка к мифологическим сюжетам - вполне нормальный литературный прием. Как по мне, так в нем даже есть особый шарм... Если, конечно, не просто пересказать, а наполнить своим содержанием. Ведь мифы - они всегда о главном, о том, что для большинства важно, а не о сиюминутном-своем.
Мария Гринберг[16.04.2016 08:30:29]
   Да, это очень часто бывает, что прочиталось совсем не то, ради чего писалось – и кто тут виноват, автор ли, читатель?
   Но вот, что сказка ничего не должна объяснять – с этим я, пожалуй, не соглашусь. Сказка именно предполагает, что действие происходит в некоем мире, отличном от нашего, и слушатель вводится в этот мир, для того и служит классический зачин, экспозиция, "в некотором царстве, некотором государстве..."?
   А для большинства важно – как раз "сиюминутное-своё"..­.­
John Maverick[16.04.2016 19:17:00]
   Мария, "сиюминутное-своё" - это то, что в принципе, не интересно другим. Кому оно интересно, будут в нем плавать, решать свои проблемы, а не пойдут читать какие-то рассказы.
   Экспозиция у меня в сказке есть, это самое "в некотором царстве"... Но этот классический зачин ничего не объясняет, он только ставит читателя перед фактом, что начинается сказка - значит, не нужно искать в ней правил.
   Для меня идеальный пример сказки - это сказочные поэмы Чуковского, в которых крокодил может проглотить солнце, луну надо приколачивать гвоздями к небу, дети сбегают в Африку, а крокодил ходит по улицам Питера и говорит по-турецки, глотает почем зря людей, но почему-то боится Вани Васильчикова с игрушечной саблей. Этим историям не нужна логика и бесполезно ожидать от них каких-то объяснений. Они прекрасны в своей абсурдности.
   А кто виноват, что не так прочиталось... Да никто не виноват. Ни автор, ни читатель. Это нормально, что каждый воспринимает по-своему, так, как ему близко.
Мария Гринберг[16.04.2016 20:02:01]
   Да, кстати, и Чуковскому немало доставалось от критиков вроде меня:
   «...Вот я выписал: «У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон». Это от 14 октября сего года. Что это, по-вашему! Когда вы видели, что слоны говорят по телефону? Или вот: «Когда же ты снова пришлешь к нашему ужину дюжину новых и сладких калош!» Что это, по-вашему? Дети должны верить, что можно питаться калошами? Вы представляете, что будет, если каждый пионер съест по калоше!»
   (с) Ю.Томин, «Борька, я и невидимка»
John Maverick[16.04.2016 23:14:40]
   Ну, раз Чуковскому доставалось, то и я стерплю.:)
   "Вы представляете, что будет, если каждый пионер съест по калоше!" - это сразу в мемориз.:)
   Наверное, у разных критиков разное представление о сказках. Да и вообще, сказка - специфический жанр, он на любителя.
Ольга Немежикова[14.04.2016 09:36:10]
   Рецензия Ольги Немежиковой
   
   О чем это произведение? О жизни. Прежде всего, о жизни, как она есть. Подлинник, я бы сказала... Вновь уносит нас захватывающая история, которую хочется перечитывать снова и снова, всякий раз открывая для себя что-то ранее упущенное, потому что столько всего незнакомого собралось в одном месте! Таинственный гадес, в котором запрещены зеркала, всегда хочется есть и пить, но некоторые остаются здесь по доброй, можно сказать, воле... И загадочная сила, что управляет им и ведет свой «бизнес». Река забвения и семицветный мост с жизнерадостными проводниками не для всех. Дикие коты и ночные чудовища, пожиратели надежды, которые способны вытянуть все, что в нас осталось живого: чувства, мысли, отголоски давно отшумевших эмоций. Не только драгоценные «минутки», но саму субстанцию души. Барменша Соня и безымянный главный герой — персонифицированный рассказчик. Альбинос, как выясняется по ходу истории. Уже сам внешний вид героя определяет ему нестандартную судьбу: спуститься, как Орфею, в ад, за своей Эвридикой — Соней, которая умерла вскоре после встречи со Смертью в образе клоуна в морковно-рыжем парике, что появился на детском празднике в летнем парке.
   Интрига завораживающая: герой оказывается в незнакомом ему месте, в котором выживает, как может. Вроде, и цель у него есть — накопить местные деньги-минутки и переправиться в лучший мир, на другой берег. Но он словно специально создает себе препятствия, спуская «накопленное». Впрочем, мы догадываемся, что герои непременно уплывут, потому что есть подсказка, которая, впрочем, как бы так и остается то ли мечтой, то ли, якобы, просто деталью пейзажа. Над пристанью серыми клочьями висит туман, и две привязанные к металлическим кольцам лодки, покачиваясь на волнах, трутся друг о друга боками.
   Всю сказку герой пытается понять: кто он и зачем здесь оказался, рядом с Соней. Ведь в гадесе полно разных мест, они вполне могли никогда и не встретиться.
   Из «минуток» Сони он постепенно узнает, кто она и что за мальчик-альбинос рядом с ней. А «минутки» покупает за свои сказки. Сочинение сказок и есть дело, которым он занимается в гадесе (его дело), ведь каждый здесь обитатель обязательно занят каким-то трудом. Соня работает в баре. Противная старуха (бабушка Сони, хозяйка Багиры?) продает пирожки из тумана со вкусом сена.
   Очень интересны сказки, рассказанные Соне. Они вполне могут существовать как отдельные произведения, но вписываются в текст как тут и были!
   Первая сказка самая длинная. О том, что дай человеку волю, и он запросто по лени своей превратится в тень самого себя. Но самое страшное даже не это. А то, что Когда-то Янник мечтал иметь много свободно времени. Не зря ведь говорят, что человек, которому не принадлежит хотя бы один час в сутки — это раб, а не свободная личность. Он и чувствовал себя рабом, истово завидуя сынкам богатых родителей и женам миллионеров. Теперь времени у него было хоть отбавляй, а вот мечты не осталось, и без нее что-то словно потускнело в душе. Развлечения больше не манили, еда казалась невкусной, даже сон изменился — из крепкого и сладкого, как хороший чай, сделался жидким и прозрачным, и грязноватым, будто талая вода. Янник часто просыпался посреди ночи, потный и дрожащий от страха, не понимая, что его разбудило, но с ощущением жуткой, нечеловеческой слабости. Ему казалось, что он исчезает, растворяясь в окружающей темноте. Фактически, Янник попал в гадес уже при жизни.
   Между первой и второй сказкой мы встречаемся с Праведником и его жизнеописанием унылых дней («параличи, слепота», река по сыпучему песку...), проведенных в добыче сокровища небесного... Такое ощущение, что даже в гадесе веселее. Во всяком случае, феерическое представление явления радужного моста с ушастым другом, что несется навстречу своему хозяину, и они, нацеловавшись, вместе, танцуя, отправляются в рай, стоит того, чтобы лицезреть! Так что, праведник, сын праведника, чем молиться с ночи до утра, лучше бы взял из приюта бездомную шавку...
   Тем не менее, даже Праведник помнит всю свою жизнь, а наш герой имеет лишь смутные о ней всполохи. И что может значить отсутствие памяти? Неужели не было в его жизни ярких впечатлений, сильных чувств, волнующих любовных переживаний? Он сам себе не верит, не верит тому состоянию в себе, что наблюдает. Но интуитивно держится рядом с Соней, Сонечкой, которая оказывается его горячо любимой, умершей от рака молодой женой. Он при жизни так ни разу и не сказал ей о своей любви. Пожалуй, в этом месте — одна из основных идей сказки. Что о любви говорить именно надо. Любимые женщины ждут этих слов. Более того, эти слова — вроде заклятия от бед и болезней. Во всяком случае, хочется верить...
   Круги начинают сужаться, и в это время в сюжете появляется рыжий Петер, которого герой больно бьет. Из ревности? Нет, какое-то глубинное чувство ненависти вскипает в нем при виде несчастного Петера.
   После драки, вернее, избиения, герой рассказывает сказку о главном слове. Мир есть текст, а человек, получается, те самые капустные листья, что нарастают на пустой кочерыжке. Очень интересно погадать, какое же слово было любимым у хитреца Яна! Наверное, «тайна»? По аллюзии к сказке Гайдара. Ян не выдал свою тайну и остался жив. А учитель каркал ему вслед.
   Третья сказка о расколотом солнце. О расколотом народе. Расколотом именно тем, что они разделили главное — солнце... Став единоличными собственниками, они уже не верили друг другу. Кто знает, может, светлячок маленького мальчика и спасет несчастный народ, который питается теперь лишь пиявками да слепыми угрями, что кишат в изобилии в красной реке... Верю — спасет! Ибо кто-то спасти должен, ну, хотя бы попытаться, на худой конец.
   Последняя, четвертая сказка, вроде как, и не сказка вовсе. А рассказ из паззлов, показанных герою котами в кошачьем домике.
   И знаешь, что странно? Я так ни разу и не объяснился ей в любви. Это казалось само собой разумеющимся, что мы вместе, неразлучны, как правая и левая рука, и что так будет всегда. О чем говорить? Все равно, такую близость, такое удивительно родство душ словами не опишешь.(...) К утру она умерла. А я так и не успел признаться ей в любви. (...)
   - Что ж, наверное, еще не поздно, - она слегка усмехается. - Может быть, затем ты и тут.

    Точны, увлекательны и впечатляющи философские отступления о главном. О том, что только идиоты называют детство беззаботным временем. Это годы пустых обид и страхов. В детстве переживают из-за ерунды — но переживают искренне. Боятся совсем не опасных вещей — но боятся всерьез. О лицедействе и ревности. О таинстве творчества. Об искренности. Мысли о близкой смерти, об умирании прежде смерти... О сказке. Увы. Сказка никогда не бывает правдивой. В ней есть зерно истины — как то слово, написанное на бумажке. Табличка с одним единственным словом, грезящим ложью, красивой и складной выдумкой. Вот что такое сказка. Уж я-то в таких вещах разбираюсь. Столько наврал в свои годы, что тебе и не снилось. А будешь говорить правду — получишь лохматый и бесформенный кусок жизни, без сюжета и смысла. О суеверии... О разочаровании (Не повторяй мою ошибку — не требуй от мира больше, чем он может дать. И смотри под ноги.) И о многом другом — каждый читатель откроет для себя эту сказку бесконечно по-своему. И возвращаться к ней тоже можно бесконечно. Она как река — всегда разная.
   
   Как всегда, прекрасны необыкновенно лирические описания пейзажей, интерьеров, портретов. Подробно раскрыта тема котов, домашних любимцев и несчастных бездомных бродяг. «Котам закон не писан. Они не подчиняются нашим правилам», - говорит Соня, предлагая герою получить о себе информацию от котов. Оказывается, коты не просто населяют речную долину. Коты — стражники гадеса. Я скользнул за их снами и очутился здесь — на берегу черной реки забвения.
   Само собой, лишь к концу мы узнаем, что повествование — путешествие во сне в гадес, куда герой попал через кошачьи сны, спустился, чтобы увидеть, наконец, свою любимую. Да, он отыскал ее, наконец, узнал. А Соня узнала его, конечно, сразу, но не имела права в том признаться.
   Иди, - торопит она меня и встает. - Мы еще увидимся. Когда-нибудь. И пускай это случится не скоро. Я желаю тебе долгой и счастливой жизни. Правда.
   Финал традиционно открытый. Герой предлагает попытаться выйти из гадеса вместе. Попытаться реализовать второй шанс.
   
   Таково мое прочтение сказки. Вышли ли они... Склоняюсь, что не войти дважды в реку. Но герой исправил то, что не давало жить ему дальше - завершил свою романтическую любовь с Соней, и теперь может исполнить ее пожелание. Теперь он знает, что любовь — совсем не само собой разумеющееся и не обязательно «так будет всегда». Не стоит откладывать то, что любви причитается, на неопределенный срок. А Соня его непременно дождется: на том свете все-равно не дано любить по-земному. Еще существует горькая истина: смерть никогда не бывает бессмысленной, даже если изменения наглядно не проявлены. А здесь они очевидны. Из третьесортного писаки герой стал искусным сказочником. Конечно, этот дар он получил из смерти своей любимой. Как квинтэссенция переживаний, встряски души до основания, как следствие, пробуждение скрытых способностей и талантов.
   Очень интересное, увлекательное произведение, дающее обилие пищи уму и сердцу... Даже жалко, что так быстро окончилось... Потому что фантазировать о несуществующем мире, но активно муссируемом воспаленным воображением, мало кому дано. И почему бы не принять, что «оно» выглядит именно так!!! Во всяком случае, Джон Маверик дарует нам мир, в котором много утешения. Более того, там даже присутствует справедливость. Та самая, высшая...
John Maverick[14.04.2016 22:52:21]
   Ольга, спасибо огромное за рецензию! Вам, как всегда удалось увидеть главное - и в каждой отдельной сказке, и в целом тексте...
   
   "О чем это произведение? О жизни. Прежде всего, о жизни, как она есть."
   
   Это именно то, что мне хотелось показать - разные грани жизни. Разумеется, не все - это ведь невозможно. Просто взглянуть на нее под разными углами, рассказать о ней голосами разных людей. Хотя по сути голос один - героя-нарратора, но он, как и положено настоящему сказочнику, постоянно перевоплощается, вживается в различные образы. Наверное, такая многоголосица может раздражать - так что рассказ на любителя. Как, впрочем, и все мои рассказы.
   
   И еще хотелось, чтобы каждый читатель мог найти в сказке что-то свое. Даже Мария нашла - сюжет о кошачьем приюте...
Ольга Немежикова[15.04.2016 10:05:40]
   Кто бы сомневался, жизнь - ни что иное, как винегрет сюжетов, и, хорошо, если вкусный! Но тут, видимо, о вкусах не спорят. Потому и подлинник, что именно мешанина, но ведь это и завораживает!!! Потому что - интересно! Потому что - узнаваемо! Именно по ощущениям, описанным автором для нас!
   Если говорить о вариациях на тему, я первым делом, уже с зачина, вспомнила Милорада Павича, его "Хазарский словарь". Любой факт, любую мысль можно к чему-то отослать, с чем-то сравнить, чему-то противопоставить - так устроен мозг.
   В этой жизни нет и не может быть ничего нового, уж точно, в части сюжетов, и Пропп прекрасно это дело разложил по полочкам. Нам ведь интересна лишь уникально-авторская версия давно избитых вещей. Только что прочла и цитирую из Анатолия Эфроса (второй год прочно на его четырехкнижии зависаю!!!): "Люди то и дело в течение жизни открывают для себя самих давно известные истины". Но каждый, если открывает, то открывает-то ПО-СВОЕМУ! О чем Эфрос и пишет.
   У Вас, Джон, всегда взгляд небанальный. И дело даже не в том, что - талант, а в том, что Вы непрерывно ищете НОВОЕ! Так всегда поступают те, кто всю жизнь в поиске, ведь нет конца совершенству! А как только автор "сложился", он становится какой-то иссохший, только и будешь его читать, что по заданию. А душа - нет, не тянется больше. Ведь всегда чувствуешь, что автор гонит уже из жажды заработать, а мне, мне эта его жажда совершенно не вкусна. А было вкусно, когда он писал то, что изнутри САМО РВАЛОСЬ.
   Действительно, многоголосица - на любителя. Так же как и непонятки, которые переживаются необыкновенно живо! Разве может в этой жизни что-то быть как выеденное яйцо? Ведь человек - единственное создание, меры которому нет! А те, кто мерку на себя натянули, это уже мертвецы, наверное. Они, элементарно, скучны. Что рядом с ними делать? "Мудрость" выслушивать? "Мудрость" праведников?! Невеликая радость, уж точно!
   Нет, Джон... Вам именно УДАЛОСЬ показать неоднозначность жизни, именно БЫТИЕ, но, как раз, в контрасте с СУЩЕСТВОВАНИЕМ (сказка о тенях). Да много чего удалось в этой сказке приоткрыть! Потому что открывает-то сам читатель, продолжая в душе, если затронуло. Меня - затронуло! Потому что сами "непонятки" прописаны очень и очень ВНЯТНЫМ ЛИРИЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ. И там, где разум протестует и останавливается, сердце идет навстречу неизвестному! Это ТАИНСТВО Вам в текстах удается необыкновенно! Это то, чему и пытаюсь у Вас научиться! То, в чем, как раз, и вижу СМЫСЛ. Литература как искусство, создается, в первую очередь, именно для чтения сердцем. А учебные и наглядные пособия - да, они для разума! Там должна быть логика, схема, путь, так сказать... к счастию... для всех...Смех в том, что он и к богатству-то не всегда приводит, хотя, казалось бы! Усвой толковую схему и мультиплицируй: вымыл одно яблоко - выгодно продал, скорее полируй другое! Понятно, глупость для идиотов!!!
   Но мы о ЛИТЕРАТУРЕ. Литературу пишет именно сердце. И сердце читает. Читает, чтобы пробудиться! Потому что читать хочется, чтобы проснуться от шаблонов, почувствовать себя, наконец, живым! ЧУВСТВОВАТЬ!
   Впрочем, можно и просто "забываться", в забвение уходить окончательно. Ну, кто-то обжирается сладким и жирным, а кто-то книжками. Эскапизм свойственен. Но кто-то не бежит, а ИЩЕТ ведь! Ваши произведения помогают человеку себя попытаться понять, изнутри, почувствовав через Ваш текст свое сердце - его отклик.
John Maverick[15.04.2016 21:00:23]
   Ольга, спасибо большое - Вы прекрасно ответили на вопрос о вариациях... Это так и есть - истины общеизвестные, а открывает каждый по-своему. Именно этот индивидуальный, глубоко личный способ постигать истину интересен в литературе. Ну, а кто наделен способностью изрекать истины новые - тот становится пророком, не меньше... Это уже не про нас.
   
   Жизнь - это всегда мешанина, Вы правы. Литературное произведение полагается делать прилизанным - чтобы ничего лишнего, одна идея, один сюжетный стержень, на который все нанизывается. Во всяком случае, в малой прозе это так. Ну, а жизнь всегда многоголоса, и не всегда в ней детали работают на сюжет. Охватить ее, конечно, невозможно, но хотя бы попробовать это сделать - почему бы и нет?
   
   И разумеется, многое можно и нужно домысливать... Но это уже для тех, кому текст оказался близок, кто сумел прочитать сердцем.:)
Ольга Немежикова[16.04.2016 07:49:39]
   "Ну, а жизнь всегда многоголоса, и не всегда в ней детали работают на сюжет. "
   
   Джон! Сколь точно-то!!! Надо отметить, что в жизни 99% деталей на сюжет НЕ РАБОТАЮТ! 1% КПД - уже виктория! Уж не говорю про 2-3%... И почему мы должны "отсекать" то, что жизни, как раз, причитается?! Другое дело - вставить это "лишнее" так, чтобы лишним и не казалось вовсе, пусть и не с первого прочтения (литература предполагает многократное перечитывание-вчитыв­ание,­ иначе это макулатура!!!). Для меня критерий отличного текста - желание его перечитать! И не раз!!!
   Внести "мешанину" - и есть мастерство! Потому что "идеальная" малая проза - анекдот... Понятно, на любителя, под воблу! Просто супер! (Ни в коей мере не кидаю камень в многоуважаемый мною жанр краткого прикола!)
   Но для души нужно, необходимо ПРОСТРАНСТВО лирики... ПОЭЗИИ! А "проза - тончайшая, сладкозвучнейшая из поэзии." (Замятин. О стиле) Джон! Вы, прям, адепт этой потрясающей в своей точности мысли! Мне кажется, Замятин этим высказыванием поднял прозу на истинно достойную ее высоту!!!
   Жизнь многолика. И наше дело - складывать из этой многоликости узор, лепить свою мозаику!
   
   Не спорю, искусство малой прозы - наисложнейшее! На мой взгляд, много виртуознее романной формы, уж точно! Потому что все огрехи - на поверхности.
   А писать малую прозу не в фабуле - это, вообще, мало кому дано. Фабульная форма, как ни крути - примитив. Впрочем, это не принижает ее значение, потому что примитив подать со вкусом - талант нужен немалый!
John Maverick[16.04.2016 19:25:07]
   Да, Ольга, все именно так! Все жанры хороши (с)... Мне кажется, без фабулы проза малоинтересна, но у меня фабула есть, другое дело, что в ней много вставных историй, которые вместе с основным сюжетом должны образовывать единый узор, оставаясь при этом автономными. В построении этой сказки я немного ориентировался на "Призраков" Паланика.
Ольга Немежикова[17.04.2016 02:20:22]
   Джон!
   Имела ввиду под "фабулой" прямолинейное изложение сюжета. Понятно, что фабула редко отсутствует. Просто у Вас непрерывные реминисценции и новеллы ее крутят-мутят. Та же тема котов раскрывается лишь под конец, чудовища так и тонут во мраке, а тот, кто "ведет бизнес" и вовсе остается неназываемым. По большому счету, и в реальной жизни положение вещей сохраняется в той же форме. И кто ведет "бизнес", и какие маяки-знаки расставлены, а они однозначно расставлены, хочешь-не хочешь.
   
   Потребность оценивать текст (любой) с какой-то одной точки зрения, например, пионера Васи, как минимум, скучна! Но в те приснопамятные времена традиционная сказка была объявлена ведьмачеством. А фантазии ведущих пророков времени (своего), понятно, не могли не казаться абсурдными. Впрочем, детям во все времена эти фантазии абсурдными вовсе не кажутся. Тут, скорее всего, вопрос в том, жив ли во взрослом ребенок, или идеологическая мясорубка замесила полуфабрикат, в целлофановых мешочках расфасованный тут же. И о чем тоскует душа, если ее еще не зажарили, и насколько сильно. Ведь у кого что болит, тот к тому и тянется.
   
   Вообще, сказка о тенях наиболее, казалось бы, удалена от сюжета. Но это на первый взгляд. Потому что на второй нарратор постоянно задает себе вопрос: а жил ли я, если ничего не помню? Вопрос так и остается открытым. Но это тоже на первый взгляд. Ведь он не умер, потому и вспоминать время еще не пришло: камни еще не разбросаны. Жить ему еще да жить. Тем более, ему-то, точно, жизнь дает второй шанс, в отличие от Сони. Но она ему этот второй шанс и купила своей смертью. Тут по Вирджинии Вулф: чтобы кто-то жил (проснулся), должен кто-то умереть: ощутить потерю явственно. Просто искусство для нас моделирует эту ситуацию, как и ритуалы.
   
   А все, понятно, не объяснишь. К любому тексту, кроме очевидного, можно задать всегда очень много вопросов. Но очевидное - его что читать-то?! Да и не дело автора - объяснять-разжевыват­ь.­ Его дело - включать мозги у читателя. Но включать так, чтобы тому было это интересно - хотелось именно сотворчества. Тогда и образуется пространство вокруг текста. Вокруг талантливого это пространство всегда необъятно и переживает время - вневренной текст. Ну, а плоское-безликое, на него что время-то тратить. Понятно, что есть тексты на потребителей, но есть в обществе и гурманы! Которые пойло из лоханки хлебать не будут, лучше "поголодать", да поискать достойный ресторан с хорошей кухней, а заодно и компанию для трапезы. И рано или поздно вкушать, а не нажираться, наверное, хочется любому. Ну, чисто теоретически, должны нисходить столь привилегированные моменты, какая-то разборчивость после встрясок являться... Просто тупое количество в качество ведь никогда не перейдет. Но именно текст вполне и может быть встряской, которую читатель либо узнает, либо они из разных миров. На всех не угодишь, уж точно.
Мария Гринберг[16.04.2016 08:33:35]
   "...Поэзия — та же добыча радия.
   В грамм добыча, в годы труды.
   Изводишь единого слова ради
   Тысячи тонн словесной руды.
   Но как испепеляюще слов этих жжение
   Рядом с тлением слова-сырца.
   Эти слова приводят в движение
   Тысячи лет миллионов сердца..."
   (с)
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта